Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Урок природоведения для 5 класса.
Цели и задачи:
-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;
-выявить особенности каждой среды обитания;
-определить, как организмы приспосабливаются к жизни в своей среде;
-закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
-научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения;
-способствовать формированию экологического мышления;
-развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prirodovedeniya.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок природоведения
«Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
5 класс
Учитель Моносова Р. С.
Цели и задачи:
-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;
-выявить особенности каждой среды обитания;
-определить, как организмы приспосабливаются к жизни в своей среде;
-закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
-научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения;
-способствовать формированию экологического мышления;
-развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе;
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование к уроку:
- Таблицы с изображением различных видов природы, животных и человека.
- Индивидуальные карточки для работы по определению факторов среды.
- Раздаточный материал для работы в группах.
ХОД УРОКА
- Организационный этап.
- Приветствие
- Повторение пройденного на прошлом уроке.
- Тест
- Взаимопроверка
- Актуализация знаний.
Урок мы свой начнем о том,
Что вся Земля – наш общий дом.
Наш добрый дом – просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем.
Опрос:
На прошлом уроке мы изучили тему « Живые клетки». Повторим эту тему с помощью текста. После выполнения текста – учащиеся обмениваются текстами – идёт проверка с помощью ключа.Оценка выставляетсясоседом по парте. Разблокировка и ключ (ответы текста) на доске:
Ключ:
- a
- в
- а
- в
- а
- б
- б
- Указать соответствие: 1-в
2-а
3-в
Разбалловка:
7-8- «5»
5-6- «4»
3-4- «3»
<3- «2»
- Изучение нового материала:
Учитель: Когда сегодня утром вы шли в школу, вы вряд ли думали о том, что находитесь в наземно-воздушной среде.
Учитель: Как вы думаете,чем образован дом для живых существ в этой среде?
Ученик: Поверхностью земли и воздухом.
Учитель: Плавая в речке, озере или море вы попадаете в водную среду. Это один из самых богато населённый природный дом.
Учитель: А когда летом помогаете взрослым на даче перекапывать почву в огороде, то видите под ногами почвенную среду. Здесь тоже много разнообразных жителей.
Учитель: Да, вокруг нас три замечательных дома - три среды обитания, с которыми неразрывно связана судьба большинства населяющих нашу планету организмов.
Учитель: Откройте «биологические словари» запишем определение: Среда обитания – это всё, что окружает любой живой организм.
Учитель: В течение оставшейся части урока мы будем работать в группах.
I группа. Наземно-воздушная среда обитания.
II группа. Почвенная среда обитания.
IIIгруппа.Водная среда обитания.
Учитель: В каждой группе на столе лежит схема: три среды обитания организмов.
Учитель: Найдите и подпишите название каждой из трёх сред обитания.
Учитель: Жизнь в каждой среде имеет свои особенности.
Учащиеся открывают печатную тетрадь стр. 42, задание 2, таблица «Сравнение условий жизни в разных средах». Заполняют на протяжении всего урока.
Учитель: В наземно воздушной среде достаточно кислорода, зато часто не хватает влаги. Особенно её мало в степях и пустынях. Поэтому растения засушливых мест имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономного расходования воды. Например, кактус.
Ученик: сообщение о кактусе.
Учитель: В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года меняется вся жизнь организмов.
Учитель: Осенний листопад, отлёт перелётных птиц в тёплые края, смена шерсти у зверей на более густую и тёплую.
Учитель: Каких вы знаете перелётных птиц?
Ученик: Утки, лебеди, соловья, иволги, стрижи.
Учитель: У каких животных происходит смена шерсти?
Ученик: Заяц.
Учитель: Для животных, обитающих в любой среде обитания важная проблема – передвижение. Где можно передвигаться в наземно-воздушной среде?
Ученик: По земле и воздуху.
Учитель: Расскажите о скорости полёта у разных групп животных. (Сообщения учащихся).
- …
- …
- …
Учитель: У вас на столе есть конвертик с изображением обитателей разных сред. Найдите среди них обитателей наземно-воздушной среды и приклейте на соответствующую часть схемы.
Учитель: Итак, какие условия жизни можно отметить в наземно-воздушной среде?
- Кислород – достаточно.
- Вода – не всегдадостаточно.
- Изменение температуры – значительно.
- Свет – достаточно.
Учитель: Интересные особенности имеет водная среда. Температура здесь меньше, чем температура воздуха. А вот кислорода зачастую не хватает. Например: форель может жить только в богатой кислородом воде. Другие выдерживают недостаток кислорода (линь, сазан, карась). Зимой, когда водоёмы скованы льдом, может наступить замор рыб- массовая гибель от удушья.
Учитель: Как вы думаете, что нужно делать зимой, чтобы кислород проникал в воду?
Ученик: Нужно во льду прорубать лунки.
Учитель: Самая заметная особенность водных животных – приспособление для плавания.
Учитель: Расскажите, какие приспособления вы знаете?
Ученик: (сообщение) У рыб, дельфинов, китов – плавники; моржи, тюлени-ласты; бобры, выдры, лягушки, водоплавающие птицы – перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на вёсла.
Учитель: Все водные животные дышат растворённым в воде кислородом. Расскажите, какие органы дыхания есть у водных животных?
Ученик: сообщение.
Учитель: Итак, какие условия жизни можно отметить в водной среде обитания:
- Кислород-не достаточно.
- Вода – достаточно.
- Изменение температуры – не значительно.
- Свет – не достаточно.
Учитель: Из конвертика выберите животных водной среды обитания и расположите на соответствующую часть схемы.
Учитель: Почва – это дом для множества бактерий, грибов, растений, животных, которые приспособлены к рытью – кроты.
Учитель: Расскажите о животных почвенной среды обитания. В чём их особенность?
(сообщение учащегося)
Учитель: В почве мало кислорода и больше углекислого газа, чем в воздухе. А вот воды бывает чересчур много. Зато температура в почве более ровная, чем на поверхности. А свет в глубину почвы почти не проникает.
Учитель: Отметьте условия жизни в почвенной среде.
Учитель: Из конвертика выберите животных почвенной среды обитания и расположите на соответствующую часть схемы.
Учитель: А сейчас мы устроим соревнования на знание животных и растений разных сред обитания.
Каждая группа загадывает загадки. Победитель, та группа, кто угадает больше загадок.
Учитель: Сдайте тесты; таблицы – схемы (подпишите на обратной стороне фамилии )
V. Выводы по уроку:
- Среда обитания – условия, окружающие организм.
- Различают наземно-воздушную, водную и почвенную среды обитания.
- Основные факторы сред обитания.
- Каждый организм приспособлен к жизни в определённой среде.
VI. Домашнее задание:
Стр. 118-119
Стр. 122 (подумайте № 1, 2)
Печатная тетрадь стр.60 зад. 4, 5
VII. Организационный этап.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-лекция "Приспособленность организмов к среде обитания"
Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания»...
Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания"
Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания" может быть использована на уроках биологии в 9 и 11 классах....
Урок на тему «Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер». Общая биология. 9 класс.
Урок можно использовать на уроке в 9 классе и 10 классе (по программе Пономарёвой И. Н.)...
Урок-презентация на тему "Приспособленность организмов к среде обитания"
Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Проблемный урок, как правило, делится на два блока: проблемное введение нового материала и воспроизведение субъективно новых знаний.П...
Технологическая карта к уроку в 5 классе « Фотопериодизм: механизм приспособленности организмов к среде обитания» Пасечник
Технологическая карта...
Методическая разработка открытого урока по биологии в 11 классе "Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности"
Классический урок по программе, предусматривает различные формы работы,используются карточки, таблица,схемы,прилагается два варианта тестирования по теме....
Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."
Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...