Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Ковалева Виктория Викторовна

 

В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так личностные УУД формируются при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется при обсуждении итогов урока.

Познавательные УУД формируются при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, выполнение лабораторной работы); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)

Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы (подготовка сообщений), выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

И, конечно, коммуникативные УУД ‑ речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при ведении диалога.

На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения за урок и перспективы познавательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_biologii_po_formirovaniyu_uud.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

урока биологии в 6 классе

(УМК Н.И. Сонин)

Тема урока: Движение.

Цель: сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разнообразными способами движения организмов.

Задачи

Требования к результатам освоения темы урока учащимися:

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, умение рассказать другому о способах движения, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов;

Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;

Познавательные: умение определить понятие «движение», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения способов движения, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между активностью движения и образом жизни животных;

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Педагогические технологии:

Развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Проблемного диалога.

Технология исследовательского обучения

Технология коллективного способа обучения

Оборудование: микроскопы, предметные стекла, дождевые черви, комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); набор ЦОР; рисунки учебника, рабочая тетрадь.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование

УУД

Организационный момент

Проверяет готовность учащихся

Показывают свою готовность к уроку

Регулятивные

Проверка домашнего задания

Выполнение тестового задания

Выполняют тестовое задание. Оценивают и корректируют свои знания

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Актуализация знаний учащихся

Вспомните, какие характеристики кроме обмена веществ еще свойственны живым организмам?

Об одном из них, о движении, и пойдет речь на уроке.

Живые организмы находятся в постоянном движении. Вы можете привести примеры движения на разных уровнях организации живого?

Это рост, развитие, размножение, раздражимость, движение.

Клеточный уровень – движение цитоплазмы (амеба)

Органный – работа сердца.

Организменный – бег лошади.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Определение темы урока

Озвучивает тему и задачу урока

Записывают тему в тетрадь.

Познавательные

Изучение нового материала

Рассказывает о движении животных, используя ресурсы ЦОР. Комментирует материалы диска, ведет диалог с учащимися.

Слушают рассказ, рассматривают слайды ЦОР и иллюстрации учебника, участвуют в диалоге.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Работая с текстом учебника, выпишите способы передвижения простейших организмов и примеры животных.

Подводит итоги работы, восполняя пробелы в знаниях учащихся.

Работают с текстом учебника. Выписывают в тетрадь способы передвижения простейших организмов и примеры животных.

Ложноножки (псевдоподии) – амеба

Реснички – инфузория туфелька.

Жгутик – эвглена зеленая.

Корректируют результаты своей работы.

Познавательные

Регулятивные

В организме человека также встречаются эти способы движения. Так, клетки ресничного эпителия слаженно работают в дыхательной системе, а амебоидное движение характерно для клеток лимфы – фагоцитов.

Слушают учителя. Делают (по желанию) записи в тетради.

Познавательные

Движение многоклеточных животных, более сложных и совершенных с точки зрения эволюции, более разнообразны и связаны с мышечной деятельностью

Слушают учителя

Познавательные

У дождевого червя появляется хорошо развитый кожно-мускульный мешок. Прочитайте текст учебника с описанием передвижения дождевого червя и рассмотрите рисунок учебника.

Работают с рисунком и текстом учебника.

Познавательные

Регулятивные

Лабораторная работа

«Передвижение дождевого червя»

Оборудование: дождевые черви, листы бумаги, предметные стекла.

Ход работы.

Достаньте из банки с землей дождевого червя.

Поместите его на лист бумаги.

Понаблюдайте за передвижением дождевого червя.

Наклонитесь к листу бумаги, постарайтесь услышать шорох щетинок на брюшной стороне тела дождевого червя.

Поместите дождевого червя на стекло. Почему он перестал двигаться?

Зарисуйте и опишите этапы движения дождевого червя.

Физминутка

С использованием мультимедийного оборудования.

Первичное закрепление знаний

Выполните задания рубрики «Проверьте свои знания»

Отвечают на вопросы, используя собственные знания, материалы учебника, рисунки, схемы, таблицы.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Рефлексия

Оцените и объясните свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке.

Оценивают свою работу на уроке и обсуждают перспективы познавательного процесса.

Регулятивные

Личностные

Домашнее задание

Повторить §16, ответить на вопросы после параграфа.

Понаблюдать за движением домашних животных и птиц на воле.

Подготовить сообщение об особенностях движения того или иного животного.

Рассказать о причинах такого перемещения (активности) животного и его повадках.

Записывают задания.

Регулятивные

Итог урока

Самыми активными сегодня были …

Урок окончен. Спасибо за работу.

Регулятивные


Анализ урока с точки зрения формирования УУД.

В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так личностные УУД формируются при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется при обсуждении итогов урока.

Познавательные УУД формируются при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, выполнение лабораторной работы); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)

Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы (подготовка сообщений), выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при ведении диалога.

На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения за урок и перспективы познавательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД в соответствии с требованиями ФГОС

В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет....

Особенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требования ФГОС основного общего образования

Доклад на ГМО учителей  экономики на тему : Осоенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требований ФГОС основного общего образования...

Методическая разработка Использование интерактивных методов на уроках литературы с целью формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (Для учителей русского языка и литературы старшего звена)

В данной методической разработке описаны три интерактивных метода (ролевая игра, дискуссия, кейс-метод). Представлен опыт их использования в старших классах на уроках литературы (УМК по литературе для...