Контрольно-обобщающий урок по теме «Нервно-гуморальная регуляция».
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Трусова Светлана Викторовна

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока по теме: "Нервно-гуморальная регуляция" содержит конспект урока, дидактические карточки, путевой лист и маршрут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nervno-gumoralnaya_regulyaciya.doc76 КБ
Microsoft Office document icon marshrut.doc70 КБ
Microsoft Office document icon kartochki.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon putevoy_list.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-обобщающий урок по теме:

«Нервно-гуморальная регуляция».

Цели: Закрепить и обобщить знания учащихся о строении и функциях нервной системы и эндокринного аппарата, особенностях нервной и гуморальной регуляции работы организма. Сформировать умения работать с тестами, кроссвордами, продолжить формирование общеучебных умений. Развивать коммуникативные навыки, умения слушать.

Ход урока: Наш организм – сложный механизм, состоящий из множества взаимосвязанных частей – органов и их систем. И вот сегодня, мы совершим небольшое путешествие по органам, регулирующим согласованную работу нашего организма для того, чтобы еще раз вспомнить и лучше понять их сложную работу. В ходе нашего путешествия вы будете заполнять путевой лист. За каждый ваш ответ вам будут начисляться балы. В конце урока мы подведем итоги, за набранные балы вы получите соответствующие оценки. Чем больше балов, тем выше оценка.

- Прежде чем отправиться в путешествие, соберем багаж. Вспомните, какие системы органов вы знаете? (Пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, половая, покровная, опорно-двигательная).

-Какие системы регулируют согласованную работу всех систем? (Нервная система и эндокринный аппарат).

1-я станция «Клеточная»: Главным компонентом нервной системы является, в первую очередь, нейрон.

Нарисовать на доске и подписать части нейрона (3 бала).

Охарактеризовать функции выполняемые частями нейрона (3 бала).

Отгадать кроссворд (5 балов).

Д

Е

Н

Д

Р

И

Т

Е

С

Н

Е

Й

Р

О

Г

Л

И

Я

Р

Н

А

К

С

О

Н

А

Н

П

С

2-я станция «Тканевая»: 

Что такое ткань? Какие виды тканей есть у животных?  (3 бала)

Из предложенных рисунков выбрать железистую эпителиальную ткань. Обоснуйте свой выбор (дайте краткую характеристику).    (3 бала)

Ответьте на тест (5 балов):

Ткань состоит из:

А. клеток;

Б. межклеточного вещества;

В. клеток и межклеточного вещества.

Сколько типов тканей выделяют у человека?

А. 2;

Б. 4;

В. 6.

Рабочей тканью желез является:

А. эпителиальная ткань;

Б. соединительная ткань;

В. нервная ткань.

Какие клетки в органах нервной системы выполняют опорную функцию:

А. нейроглия;

Б. синапс;

В. нейрон.

Для эпителиальной ткани характерно:

А. длинные клетки с большим числом ядер;

Б. рыхло расположенные клетки с большим количеством межклеточного вещества;

В. плотно прилегающие друг к другу клетки и малое количество межклеточного вещества.

3-я станция «Гуморальная»: 

Какие железы по способу выделения секрета вы знаете? Приведите пример.   (3 бала)

Как называются биологически активные вещества, способные уже в малых количествах действовать на организм?   (2 бала)

Вспомните, какие гормоны выделяют гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа (по 1 балу за гормон).

Сыграем в лото (9 балов).                    

                        1 вариант

Органы - мишени

Железа

Акромегалия

Базедова болезнь

Эндокринная система

Тироксин

Адреналин

Кретинизм

Гормоны

     

 2 вариант

Гипофиз

Сахарный диабет

Адреналин

Акромегалия

Железа

Органы - мишени

Тироксин

Инсулин

Яичники

Синий. Биологически активные вещества, образующиеся в железах внутренней секреции и регулирующие разнообразные функции (Гормоны).

Красный. Система специализированных органов, вырабатывающих и выделяющих в кровь биологически активные вещества (Эндокринная система).

Зеленый. Заболевание, при котором наблюдается разрастание тканей щитовидной железы, сопровождающееся повышением ее функции (Базедова болезнь).

Синий. Железа внутренней секреции расположенная на нижней поверхности головного мозга (Гипофиз).

Синий. Гормон, образуемый в мозговом веществе надпочечников, способствующий мобилизации ресурсов организма при различных воздействиях (Адреналин).

Красный. Заболевание, при котором наблюдается повышенное содержание сахара в крови (Сахарный диабет).

Зеленый. Йодосодержащий гормон, влияющий на интенсивность обмена веществ, оказывающий стимулирующее воздействие на нервную систему (Тироксин).

Красный. Органы, на которые действуют гормоны (Органы - мишени).

Синий. Железы смешанной секреции, гормоны которых оказывают мощное воздействие на формирование тела, обмен веществ и поведение (Яичники).

Синий. Клетка, группа клеток или орган, выделяющие специфические вещества (Железа).

Красный. Заболевание, при котором отмечается избыточное выделение гормона роста у взрослых, что приводит к увеличению носа, губ и т.д. (Акромегалия).

Синий болезнь, возникающая при недостаточной функции щитовидной железы (Кретинизм).

Красный. Гормон поджелудочной железы, стимулирующий образование гликогена из глюкозы (Инсулин).

4-я станция «Нервная»: 

Нарисовать схему классификацию нервной системы (3бала).

Рассказать об особенностях строения спинного мозга и его функциях (5 балов).

Рассказать о строении головного мозга (5 балов).

Карточки.

Соотнести понятия (5 балов):

1. Белое вещество мозга

А. От рецептора к центру

2. Серое вещество мозга

Б. От центра к рабочему органу

3. Чувствительные нейроны

В. Передача импульса «вверх» и «вниз»

4. Двигательные нейроны

Г. Выделение слюны при пережевывании пищи

5. Рефлекс

Д. Тела нейронов

5-я станция «Организм» (конечная):

1. Сравните нервную и гуморальную регуляцию по плану:

С помощью чего осуществляется;

Быстрота реакции;

Направленность процесса;

Эволюционный возраст.

2. Сделайте вывод, какой вид регуляции будет важнейшим для саморегуляции           физиологических процессов в организме?

Подведение итогов:

Подведем итоги нашей сегодняшней работы. Сосчитайте свои балы в путевых листах. Если вы набрали

25-30 балов ваша оценка – «5»;

20-24 балла ваша оценка – «4»;

15-19 баллов ваша оценка – «3»;

Меньше 15 балов – «2».

Если у вас «2» не расстраивайтесь, у вас есть возможность ее исправить. Для этого вы должны выучить термины по теме «Нервно-гуморальная регуляция» и сдать их на следующем уроке.



Предварительный просмотр:

Маршрут.

1-я станция «Клеточная»: 

Нарисовать на доске и подписать части нейрона (3 бала).

Охарактеризовать функции выполняемые частями нейрона (3 бала).

Отгадать кроссворд (5 балов).

1.

2.

3.

4.

5.

Короткий отросток нейрона.

Нервная клетка.

Место контактов отростков.

Вспомогательные клетки нервной ткани, выполняющие защитную и питательную функции.

Длинный отросток нейрона.

2-я станция «Тканевая»: 

Что такое ткань? Какие виды тканей есть у животных?  (3 бала)

Из предложенных рисунков выбрать железистую эпителиальную ткань. Обоснуйте свой выбор (дайте краткую характеристику).    (3 бала)

Ответьте на тест (5 балов):

Ткань состоит:

А. из клеток;

Б. из межклеточного вещества;

В. клеток и межклеточного вещества.

Сколько типов тканей выделяют у человека?

А. 2;

Б. 4;

В. 6.

Рабочей тканью желез является:

А. эпителиальная ткань;

Б. соединительная ткань;

В. нервная ткань.

Какие клетки в органах нервной системы выполняют опорную функцию:

А. нейроглия;

Б. синапс;

В. нейрон.

Для эпителиальной ткани характерно:

А. длинные клетки с большим числом ядер;

Б. рыхло расположенные клетки с большим количеством межклеточного вещества;

В. плотно прилегающие друг к другу клетки и малое количество межклеточного вещества.

3-я станция «Гуморальная»: 

Какие железы по способу выделения секрета вы знаете? Приведите пример.   (3 бала)

Как называются биологически активные вещества, способные уже в малых количествах действовать на организм?   (2 бала)

Вспомните, какие гормоны выделяют гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа (по 1 балу за гормон).

Сыграем в лото (9 балов).      

               

                        1 вариант

Органы - мишени

Железа

Акромегалия

Базедова болезнь

Эндокринная система

Тироксин

Адреналин


Кретинизм

Гормоны

     

 2 вариант

Гипофиз


Сахарный диабет

Адреналин

Акромегалия


Железа

Органы - мишени

Тироксин


Инсулин

Яичники

Синий. Биологически активные вещества, образующиеся в железах внутренней секреции и регулирующие разнообразные функции (Гормоны).

Красный. Система специализированных органов, вырабатывающих и выделяющих в кровь биологически активные вещества (Эндокринная система).

Зеленый. Заболевание, при котором наблюдается разрастание тканей щитовидной железы, сопровождающееся повышением ее функции (Базедова болезнь).

Синий. Железа внутренней секреции расположенная на нижней поверхности головного мозга (Гипофиз).

Синий. Гормон, образуемый в мозговом веществе надпочечников, способствующий мобилизации ресурсов организма при различных воздействиях (Адреналин).

Красный. Заболевание, при котором наблюдается повышенное содержание сахара в крови (Сахарный диабет).

Зеленый. Йодосодержащий гормон, влияющий на интенсивность обмена веществ, оказывающий стимулирующее воздействие на нервную систему (Тироксин).

Красный. Органы, на которые действуют гормоны (Органы - мишени).

Синий. Железы смешанной секреции, гормоны которых оказывают мощное воздействие на формирование тела, обмен веществ и поведение (Яичники).

Синий. Клетка, группа клеток или орган, выделяющие специфические вещества (Железа).

Красный. Заболевание, при котором отмечается избыточное выделение гормона роста у взрослых, что приводит к увеличению носа, губ и т.д. (Акромегалия).

Синий болезнь, возникающая при недостаточной функции щитовидной железы (Кретинизм).

Красный. Гормон поджелудочной железы, стимулирующий образование гликогена из глюкозы (Инсулин).

4-я станция «Нервная»: 

Нарисовать схему классификацию нервной системы (3бала).

Рассказать об особенностях строения спинного мозга и его функциях (5 балов).

Рассказать о строении головного мозга (5 балов).

Карточки.

Соотнести понятия (5 балов):

1. Белое вещество мозга

А. От рецептора к центру

2. Серое вещество мозга

Б. От центра к рабочему органу

3. Чувствительные нейроны

В. Передача импульса «вверх» и «вниз»

4. Двигательные нейроны

Г. Выделение слюны при пережевывании пищи

5. Рефлекс

Д. Тела нейронов

5-я станция «Организм» (конечная):

1. Сравните нервную и гуморальную регуляцию по плану:

С помощью чего осуществляется;

Быстрота реакции;

Направленность процесса;

Эволюционный возраст.

2. Сделайте вывод, какой вид регуляции будет важнейшим для саморегуляции           физиологических процессов в организме?

Подведение итогов:

Подведем итоги нашей сегодняшней работы. Сосчитайте свои балы в путевых листах. Если вы набрали

25-30 балов ваша оценка – «5»;

20-24 балла ваша оценка – «4»;

15-19 баллов ваша оценка – «3»;

Меньше 15 балов – «2».

Если у вас «2» не расстраивайтесь, у вас есть возможность ее исправить. Для этого вы должны выучить термины по теме «Нервно-гуморальная регуляция» и сдать их на следующем уроке.



Предварительный просмотр:

№ 1

Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около _____ и длиной около 45 см. Он начинается от ________________ и расположен внутри ___________________. В центре спинного мозга расположен узкий ________________________, проходящий по всей его длине. Он заполнен ____________________ . Белое вещество в спинном мозге расположено по ____________________, оно образовано _____________________ нервных клеток. Серое вещество расположено _____________ и представлено __________________________ клеток. От спинного мозга отходят _____________________ , которые начинаются передним и задним __________________.

(3 бала)

№2

Какое значение имеет нервная система?

Почему внутри нерва имеются кровеносные сосуды?

Почему, прикоснувшись к горячему предмету, человек отдергивает руку?

(3 бала)

№ 3

Разделите на два столбика, приведенные части нервной системы: нервы, головной мозг, спинной мозг, нервные узлы.

Если у человека нога подвижна, но не чувствует боли, то у него повреждены:

Спинной мозг

Исполнительные и чувствительные нейроны

Исполнительные нейроны

Чувствительные нейроны

№ 4

Почему, уколовшись, человек отдергивает руку?

Если нижняя половина тела потеряла чувствительность, то у него повреждены:

Спинной мозг

Исполнительные и чувствительные нейроны

Исполнительные нейроны

Чувствительные нейроны



Предварительный просмотр:

Путевой лист.

Ученика (ученицы) 8Г класса________________________________

Станция

Набранные балы

Обязательные

Дополнительные

Результат

1-я станция «Клеточная»

2-я станция

«Тканевая»

3-я станция

«Гуморальная»:

4-я станция «Нервная»:

Итого

Путевой лист.

Ученика (ученицы) 8Г класса________________________________

Станция

Набранные балы

Обязательные

Дополнительные

Результат

1-я станция «Клеточная»

2-я станция

«Тканевая»

3-я станция

«Гуморальная»:

4-я станция «Нервная»:

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест по теме"Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций"

Программированный опрос с использованием интерактивной доски SMART...

Презентации к уроку по теме: "Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных" 6 класс+Конспект

Презентации к уроку по теме: "Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных" 6 класс...

Из опыта работы Мясникова А.А.: констпекты уроков "Кровь и кровообращение" и "Нервно-гуморальная регуляция функций организма"

Конспекты уроков по темам:  "Кровь и кровообращение" и "Нервно-гуморальная регуляция функций организма"...

Подготовка к ОГЭ по курсу Биология. ЧЕЛОВЕК. тема « Нервно-гуморальная регуляция»

Материал содержит тест из 3 частей: А - часть- 20 заданий, В - часть - 4 задания, С - часть- 6заданий. Тест помогает закрепить данную тему при повторении к ОГЭ....

Презентация к уроку "Обобщение по теме "Нервно-гуморальная регуляция" биология 8 класс

Презентация к уроку биологии в 8 классе "Обобщение по теме "Нервно-гуморальная регуляция" включает различные типы заданий по теме. Позволяет повторить, обобщить материал темы.  Мож...

Конспект обобщающего урока "Эндокринная система. Нервно-гуморальная регуляция" 8 класс

Обобщающий урок в 8 классе по теме "Эндокринная система. Нервно-гуморальная регуляция" предполагает работу в группах. Разнообразные типы заданий позволят не только проверить знания  уча...