Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"
статья по биологии на тему

Маметьева Екатерина Сергеевна

 

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспитывает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_predstavlenie_opyta_raboty_uchitelya_biologii.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                             

                                                                         ГБОУ средняя школа №9

                                                                         с углубленным изучением французского языка

                                                                         Василеостровского административного района

                                                                         учитель биологии и географии

                                                                         Маметьева Екатерина Сергеевна

            Тема: Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии).

Очень трудно привлечь и активировать внимание на изучаемом предмете всех учащихся. В таких условиях обычными традиционными методами добиться интереса и получить положительный результат не менее труднее.

Другое дело, когда обучение и контроль осуществляется активно, в форме игры. Образование проходит в процессе общения, соревнования, взаимопомощи.

Мне представилась возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, которая позволила по-иному взглянуть на привычные вещи. Игру можно провести и в групповой форме, и в паре, и коллективно, включая несколько параллелей (классов).

Из опыта  работы, мне чаще доводилось применять данный метод в 6 и 7 классах. При организации и планирования занятий всегда учитываются возрастные особенности учащихся. Обучение с использованием такого метода  нравится всем возрастам, без исключения.

 Игровые методы могут применяться в рамках одного урока (обобщение), или на определенном этапе урока (изучение нового материала, закрепления). На своих занятиях эту методику я применяю в качестве закрепления материала, при прохождении большой темы или раздела.

Применять игровые методы в своей практике стала  после прохождения курсов повышения квалификации «Современные образовательные технологии и возможности их использовать на уроках  биологии», в  АППО.

Цели педагогической деятельности:

повышение интереса у  учащихся к предмету (развитие мотивации учебной деятельности);

развитие общеучебных умений и навыков, расширение кругозора;

развитие творческих и познавательных способностей учащегося;

воспитание коллективизма, коммуникативности;

развитие фантазии, воображения, сопереживания.

При разработке материалов занятий использовалась информация из следующих источников:

Методические пособия:

* Биологи. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия/ сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: Учитель,2007.

*  Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. Л.В. Сорокина.- Сфера,2005

*  Веселая биология  на уроках и праздниках. И.Д. Агеева.- Сфера, 2005

*  Нестандартные уроки биологии 6 класс. Л.Б. Поддубная.- Корифей, 2008

*  Общая методика обучения биологии. И.Н. Понамарева.- Учебное пособие, Высшее образование, 2003.,

Интернет ресурсы,

Опыт работы коллег.

Игровые методы реализовывались в различных формах педагогического процесса:

1) Урок – обобщения (на примере обобщения материала по разделу «Беспозвоночные»

 (7 класс). Задания,  в которых учащиеся определяют и сопоставляют объекты, выявляют неверные ответы, выполняются в группах (4-5 человек).

2) На определенном этапе урока (закрепление материала).

На примере изучения  семейств Класса Насекомые. Надо определить к какому семейству относится данное насекомое (фото, картинки - наглядный материал с которым работают учащиеся в паре, группой)

3)В качестве воспитательной работы (внеклассное мероприятие)

В данной работе можно  задействовать несколько классов (разных параллель). Старшие классы готовят для младших представление, например « О вреде курения», младшие анализируют происходящее, и после завершения выступления, вступают в дискуссию, отвечают на вопросы.

 Неотъемлемой  частью и вспомогательным средством обучения может стать школьный музей, который у нас в школе широко используется в качестве наглядного пособия на уроках и проведения экскурсий. Живые природные материалы хорошо дополняют общее представление  учащихся об окружающей  их природе.

В завершение, хотелось бы отметить, что уроки с использованием игровых методов обучения никогда нельзя сделать одинаково (как, впрочем, и любой другой урок). Каждый раз возникают новые обстоятельства, которые испытывают талант и мастерство преподавателя.

Конечно же нельзя не учитывать временные затраты при отборе дидактического материала (иллюстративного, раздаточного и т.д.). Тщательная подготовка учителя, творческий подход к работе – это неотъемлемая часть хорошего результата.

При всем разнообразии методических приемов на первый план выдвигается идея развивающего обучения. Уроки в форме соревнований, игр способствуют развитию интеллекта и способностей обучающихся. Игра помогает больше раскрыться ребенку, учит общаться со сверстниками, развивает познавательный интерес, мотивирует желание узнать больше на уроках и вне урока. И предмет, на уроках которого используется игровой метод, приобретает большую широту, насыщенность и многогранность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".

Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности".

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности". Главным вопросом данной статьи является вопрос о том, как р...

«Использование психологических методов в преподавании биологии».

Работа «Использование психологических методов в преподавании биологии» показывает возможность использования психологических методов при изучении биологии.Психологические методы эмпатии , идентификации...

Мастер класс:"Все повторится вновь". Использование эвристических методов в преподавании биологии и экологии в школе

Цель мастер-класса: показать применение на уроках  биологии эвристических методов обучения. Содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятель...

Использование психологических методов в преподавании биологии

В статье рассматриваются психологические методы: идентификации, эмпатии и рефлексии, направленные на восприятие и отношение к природным объектам....