Рабочая программа 11 кл
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Сафронова Марина Вячеславовна

по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_11_klass.doc573 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                         «Каштановская средняя общеобразовательная школа»

 

Согласовано:                                              Утверждено:                                       Рассмотрено                                    Зам. директора                                          Директор школы                                на педагогическом совете                     по УВР ____ (Родина Л. И.)                      ______ (Пузикова Т.В.)                     протокол №1 от 30. 08. 12 г.  

                                                                                                                                               

Рабочая программа по биологии 11 класса

Учитель: Сафронова М.В.

 

2012-2013 уч год

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе программы курса по биологии 10-11 класса В.В. Пасечника, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Тематическое и поурочное планирование ориентировано на использование учебника: Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. « Общая биология» 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2008г.

Поурочное планирование разработано на основе базисного учебного плана, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 11 классе выделено 68 часов (2 часа в неделю). Курс биологии в 11 классе направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, её отличительном признаке - эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на уровнях вида, популяции, экосистем. В соответствии с этим выделены содержательные разделы курса: основы учения об эволюции, основы селекции и биотехнологии, антропогенез, основы экологии, эволюция биосферы и человек.

Изучение биологии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаниями о биологических системах (вид, популяция, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.                                                          

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

1.Закон Российской Федерации «Об образовании».                                                                                   2.Областной закон « Об образовании» в Ростовской области.                                                            3.Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент. Региональный компонент.                                                                                                                                                                                          4. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. «Дрофа». Москва 2009г.                                                                                                                                                                                5.Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального образования, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03. 2004 г. № 1089.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения предмета учащиеся должны:

Знать/понимать:

основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина);

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;

биологическую терминологию и символику.

Уметь:

объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому признаку;

выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

анализировать и оценивать различные гипотезы существования жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.  

Использовать приобретенные ЗУН для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.

Основная литература

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.                                                                                          Дополнительная и научно-популярная литература

Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1-3. М.: Мир, 1987.

Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

Воробьев Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М.: Просвещение, 1995.

Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. М.: Дрофа, 2008.

Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.

 

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
              1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
              2) допустил не более одного недочета.
              Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
             1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
             2. или не более двух недочетов.
               Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
              1. не более двух грубых ошибок;
              2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
              3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
              4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
              5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
               Отметка "2" ставится, если ученик:
               1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
               2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Контрольная работа №1 по теме «Основы эволюции»                                                            

Часть А Выберите один правильный ответ (1балл) всего 13б.

  1.        Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида, прежде всего,
сходство процессов размножения, относится к критерию:

     А. физиологическому    Б. генетическому    В. морфологическому    Г. экологическому

  2. Популяция является основной структурной единицей:
     А.рода         Б. типа        В. вида                Г. класса

  3. Борьбу за существование, наследственную изменчивость и естественный отбор можно
назвать:

     А. доказательствами эволюции                   Б. направлениями эволюции

     В. результатами эволюции        Г. движущими факторами эволюции

  4.        Стабилизирующий отбор может осуществляться в:
      А. в постоянных и изменяющихся условиях внешней среды

     Б. только в постоянных условиях среды обитания

     В. в постепенно изменяющихся условиях внешней среды

     Г. в экстремальных условиях среды обитания

   5.        Прерывание потока генов между изолятами, с одной стороны, и действие естественного
отбора — с другой, приводит к видообразованию:

    А. симпатрическому        Б. экологическому

     В. внезапному        Г. аллопатрическому

  6         Прямыми доказательствами эволюции являются:

     А. сравнительно-анатомические        Б. палеонтологические

     В. эмбриологические                     Г. биогеографические

7.        Эволюция - это:

А -учение об изменении живых организмов.

Б - учение,  объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами.

В - необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы.                                          Г-раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов.

8.        Движущей и направляющей силой эволюции является:
А - дивергенция признаков.

Б - разнообразие условий среды.

В - приспособленность к условиям среды.

Г - естественный отбор.

9.        Единицей эволюционного процесса является:
А - особь.    Б - популяция.   В - мутация.   Г - вид.

10. Материалом для эволюционных процессов служит:
А - генетическое разнообразие популяций.

Б - вид.

В - благоприобретенные признаки.

Г- бесполезные и вредные признаки.

11.        Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле:
А - доклеточных форм жизни - вирусов.

Б - клеточных форм жизни.

В - биополимеров.

Г- фазовообособленных систем.

12.        При стабилизирующем отборе признаки организмов не изменяются:
А- не меняются определяющие эти признаки гены.

Б -не изменяются условия среды.

В - отбор сохраняет полезные и устраняет вредные в данных условиях признаки.

Г- сохраняются «живые ископаемые».

13.        Приспособленность организмов носит относительный характер, так как:
А - любая адаптация целесообразна только в определенных условиях.

Б - ароморфозы далеко не сразу обеспечивают живым организмам победу в борьбе за существование.

         В - борьба за существование может привести к изменению вида.                                                                                                                  Г- при резких изменениях условий группа вымирает.                                                                                                                                                                                                                                                               Часть Б. Выберите несколько правильных ответов (1- 2 балла) всего 10 б.

1.Выберите причины нарушения генетического равновесия популяции:

а)        действие естественного отбора           г) природные катастрофы

б)        борьба за существование        д) возникновение мутаций

в)        миграции

2.К предзиготическим изолирующим механизмам относят:

а)        бесплодность гибридов        г) разное поведение организмов

б)        разное время размножения        д)разные места обитания

в)        скрещивание между видами

З.Что общего между макро - и микроэволюцией:

а)        дивергентный характер          г) борьба за существование, естественный отбор и вымирание

б)        надвидовые эволюции        д) большие промежутки времени

в)        внутривидовые эволюции

4.Соотнесите признаки, которые характерны для:

А - движущий отбор        1)поддержание существующих фенотипов

Б - стабилизирующий отбор        2)способствует изменениям организмов

                                   3)постоянно меняющиеся условия
                                  4)условия жизни длительное время постоянны
                                  5)появление приспособлений к новым условиям
5.
Выберите признаки для основных направлений эволюции:
А - Ароморфоз        1) утрата ряда систем и органов

Б - Идиоадаптация        2) крупные эволюционные изменения

В - Дегенерация        3) мелкие эволюционные изменения

4)общий подъём организации

5) упрощение организации

6)повышает приспособленность организмов

Часть С.  Выберите только правильные утверждения (1 балл). Всего 6 б.

Ч.Дарвин - основоположник эволюционного учения.

Генетический критерий - это сходство внешнего и внутреннего строения организмов.

Популяции не сохраняют устойчивость во времени и пространстве.

Действие естественного отбора приводит к направленным изменениям генофонда.

Видообразование обеспечивает разнообразие органического мира.

К формам аллопатрического видообразования относят мутации, полиплоидию и гибридизацию.

Филогенетический ряд - ряд видов последовательно сменяющих один другой.

Дивергенция - расходящаяся эволюция.

Биологический регресс характеризуется увеличением численности, расширением ареала и образованием новых популяций.

За каждым ароморфозом следует множество идиоадаптаций.                                                                                          

Критерии оценки:                                                                                                                                                                                10-14 б.- «2»                                                                                                                                                                                       15-19 б.- «3»                                                                                                                                                                                             20-24 б - «4»                                                                                                                                                                                      25-29 б. – «5»

                                                                                                                                                                                                                         Контрольная работа № 2 по теме «Основы селекции и биотехнологии»                                                    

Часть А . Выберите правильный ответ (1 б) всего 10 б.

         1.. Наука о создании новых и улучшении существующих сортов, пород и штаммов называется:

А. цитологией        Б. селекцией

В. экологией        Г. микробиологией

   2. Искусственно созданная человеком популяция растительных организмов с определенными ценными хозяйственными признаками называется:

А. видом        Б. штаммом

   В. популяцией        Г. сортом

3. Теоретической основой методов селекции, направленных на изменение
наследственных свойств сортов и пород, является наука:

А. биотехнология        Б. цитология

В. генетика        Г. эмбриология

4. Группа генетически однородных (гомозиготных) организмов, имеющих ценный исходный материал для селекции, называется:

А. чистой линией        Б. филогенетическими рядами

В. культурой тканей        Г. полиэмбрионией

5. Гибридизация, помогающая перевести рецессивные гены в гомозиготное состояние, называется:

А. аут - инбридингом        Б. близкородственной

В. неродственной        Г. полиплоидией

6. Отдаленная гибридизация может обеспечивать возникновение биологических форм, представляющих большую хозяйственную ценность, благодаря:

А. инбридингу        Б.отбору

В. мутагенезу        Г. гетерозису

7. Использование для   гибридизации    протопластов   относится к:

А. генетическому клонированию        Б. клеточной инженерии                                                    В. генной инженерии        Г. искусственному мутагенезу

8. Для получения высокопродуктивных штаммов микроорганизмов наиболее эффективным методом является:

А. отдаленная гибридизация        Б. межлинейное скрещивание

В. искусственный мутагенез        Г. индивидуальный отбор

9. Промышленное использование биологических процессов и систем на основе получения высокоэффективных форм микроорганизмов, культур клеток и тканей растений и животных с заданными свойствами называется:

А. полиплоидией        Б. отдаленной гибридизацией

В. радиационным        Г. биотехнологией

мутагенезом

10. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости организмов сформулировал:
А. В.И. Вернадский        Б. Б.Л. Астауров

   В. Н. И. Вавилов                                                               Г. И. В. Мичурин                                                                 

           Часть Б. Выберите несколько ответов (2б) всего 6б.                                                                            

     1. Выберите  явления,   имеющие  отношение   к   результатам  отдаленной гибридизации.

А) Снижение продуктивности первого поколения гибридов

В) Создание «бестера»  — гибрида белуги и стерляди

В) 'Усиление продуктивности гибридов первого поколения

Г) Выявление рецессивных признаков у первого поколения

Д) Отсутствие потомства у особей первого поколения

Е) Возрастание плодовитости гибридов

2.Назовите три научных теории.

А) Установление структуры ДНК

Б) Учение о строении цветка

В) Учение о хромосомной наследственности

Г) Учение об эволюции органического мира

Д) Открытие ядра в клетке

Е) Утверждение о единстве строения живых организмов

    3. Соотнесите фамилии известных селекционеров и их научные работы.

Научные работы

селекционеры

1) Метод ментора

2) Управление доминированием

3) Искусственный мутагенез у тутового шелкопряда

4) Закон гомологических рядов наследственной изменчивости

5) Центры происхождения культурных растений

6) Метод отдаленной гибридизации

А) И.В. Мичурин                           Б) Н.И. Вавилов                           В) В.Л. Астауров

Часть С.(2б)

       Три фермера-конкурента занимаются селекцией картофеля. У каждого различные методы селекции. Первый выводит несколько чистых линий, скрещивает их между собой в разных комбинациях, полученные гибриды отбирает и снова повторяет цикл. Второй ежегодно скрещивает гетерозисные формы друг с другом. Третий берет две чистые линии и повторяет методику первого фермера. Кто из фермеров победит в этой конкуренции? Ответ докажите.

  Критерии оценки:                                                                                

7-9б - «2»                                                                                                                                                                                              10-12 - «3»                                                                                                                                                                                                    13-15б - «4»                                                                                                                                                                                                     16-18б – «5»

 Контрольная работа № 3 по «Антропогенез».  

   Часть А. Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений   (9б)                                                                                                                                                                      1. Человек относится к классу млекопитающих.

Копчиковая кость в скелете человека - атавизм.

Аппендикс у человека—рудимент.

Густой волосяной покрову человека - атавизм.

Объем    мозга    современного    человека    составляет     700-1250см.

Человек и человекообразные обезьяны - близкородственные организмы.

Трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление относятся к социальным факторам.

В процессе становления человека различают три стадии.

Движущими силами антропогенеза являлись только социальные факторы.

Часть В. (18 б) Из предложенной информации по каждому вопросу выберите буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

Ученый, который первым написал, что человек произошел от обезьяноподобных предков:               а) Дарвин;      б) Ламарк;  в) Линней.        

Доказательством происхождения человека от животных является:

а) способность к абстрактному мышлению;    б) большой объем мозга;    в) наличие рудиментов и атавизмов.

3.        К социальным факторам эволюции человека относится:

а) направленная деятельность (труд);      б) естественный отбор;         в)изменчивость.

К древнейшим людям относятся:                   а) неандертальцы;     б )кроманьонцы;                   в) питекантропы.

К биологическим факторам антропогенеза относится:                                                                                                а) речь;  б) естественный отбор;  в) мышление.

Представители гоминид, относящиеся к древним людям:                   а) неандертальцы;  б) синантропы;   в) человек разумный.

К рудиментам относится:

а) копчиковые кости;       б) хвостатость у людей;       в) многососковость.

8.        К атавизмам относится:

а) складка в уголке глаза;    б) обильный волосяной покров;      в) аппендикс.

9.        Время появления древних людей:

а) 2 млн - 500 тыс. лет назад;   б) 500 -150 тыс. лет назад;    в) 40 тыс. лет назад.

Факторы, оказывающие наибольшее влияние на биологическую эволюцию современного человека: а) мутации; б)изоляция; в)      волны численности.

Важнейшим социальным фактором эволюции человека является:                                                                                                                                        а) речь;      б) общественный образ жизни;       в) труд.

Чье учение легло в основу теории социального дарвинизма?                                                                                                      а) Ламарк         б) Мальтус;        в) Дарвин.

Искусство появилось у людей:

а) древних;       б) древнейших;      в) современных.

14.        Первые орудия труда умели изготовлять:

а) австралопитеки;     б) древнейшие люди;        в) древние люди.

Общим предком человека и человекообразных обезьян были:                                                                                                            а) дриопитеки;       б) австралопитеки;        в) человек умелый.

К общественному образу жизни впервые перешли:                                                                    а) австралопитеки               б)древнейшие люди                    в) древние люди.

17.        От преимущественно биологической эволюции к социальной перешли:
а) кроманьонцы;    б) неандертальцы;       в) питекантропы.

18 Эра, в которую происходил антропогенез:                                                                а) мезозой;    б) кайнозой;   в) палеозой.

Часть С. (16б)   Вместо точек подберите соответствующие слова

Теория о происхождении человека - ....

Ноmо sарiеns - один из представителей класса млекопитающих, относящихся к отряду....

К человекообразным обезьянам относятся....

Все люди, населяющие Землю в настоящее время, принадлежат к виду....

Единичное появление у человека признаков предков - ....

Речь, мышление, труд относятся к... факторам

             Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор относятся к... факторам.

8 .            Исторически  сложившиеся  группы  людей,  характеризующиеся общностью наследственных физических особенностей - ....

Наука о расах, их возникновении и развитии - …..

Наличие у человека рудиментов и атавизмов свидетельствует о происхождении человека от....

Органом и продуктом труда является....

Первые орудия труда умели изготовлять....

Время появления современного человека....

Первые очаги и жилища строили ....

Подбородочный выступ развит у....

Человечество образует три большие расы....

 Критерии оценки:                                                                                            22 б – «2»                                                                                                     23-29 б – «3»                                                                                              30-36 б – «4»                                                                                              37- 43 б – «5»

Контрольная работа № 4 по теме «Основы экологии»

Часть А. Выберите правильный ответ (1б) всего 10 б.

1 . Какая наука изучает многообразие отношений между популяциями одного вида и популяциями разных видов в сообществе, а также связи сообщества с окружающей средой?                                                                                                А. морфология   Б. генетика   В. экология   Г. эргономика

2.        Все компоненты среды обитания, влияющие на жизнедеятельность любого организма, популяции, вида, называют:

А. движущими факторами        Б. абиотическими факторами эволюции                                                                               В. биотическими факторами      Г. экологическими факторами

Как называется форма существования вида, которая обеспечивает его приспособляемость к жизни в определенных условиях?                                                                                                                                                                                               А. стадо    Б. особь   В. популяция   Г. колония

Показателями колебания численности популяции является:                       А. соотношение между рождаемостью и гибелью особей в популяции                                       Б. действие естественного отбора                                                                                            В. взаимоотношения между родителями и их потомками                                                      Г. проявление наследственной изменчивости

Биогеоценоз — это:                                                                                                                                                                               А. искусственное сообщество, созданное в результате хозяйственной деятельности человека                                                      Б. исторически сложившаяся совокупность живых организмов, населяющих определенную территорию                                      В. совокупность всех живых организмов Земли                                                                                                                                             Г. геологическая оболочка Земли, населенная живыми Организмами

Какие из перечисленных организмов являются потребителями органического вещества экосистемы:                                                                                                                                                                                       А. баобаб      Б. береза        В. бабуин       Г. бирючина

В пищевой цепи от звена к звену количество энергии уменьшается, так как она:

А. используется на расщепление органического вещества                                                                                                    Б. недоступна организмам                                                                                                                                                       В. используется на процесс фотосинтеза                                                                                                                       Г. используется на процессы жизнедеятельности и рассеивается в виде тепла

8.        Одна из главных причин экологической сукцессии состоит в:
А. колебании численности популяции
Б. изменении видового состава и абиотических факторов                                                           В. ярусном расположении организмов                                                                                                   Г. изменении биомассы

9.        Устойчивость биогеоценоза зависит от:
А. наследственной изменчивости организмов                              Б. борьбы за существование                                                         В. естественного отбора                                                                     Г. Разнообразия и приспособленности видов в нем

10.        Пищевые цепи не могут быть длинными из-за:
А. хозяйственной деятельности людей
Б. больших потерь энергии от звена к звену в цепи питания
В. уничтожения хищниками самых разных жертв
Г. колебания численности особей в популяции

Часть В (1-2б) всего 10б.

В1.        Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические и биотические:

1) химический состав воды;  2) разнообразие планктона;  3) влажность, температура почвы;  4) наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых;  5) скорость течения воды;  6) засоленность почвы;                             7) разнообразие растений;  8) химический состав воздуха;  9) наличие в воздухе бактерий

В2.        Выберите организмы, играющие роль редуцентов в биогеоценозе

мыши

медведки

бактерии

мукор

сыроежка

кроты

В3.        Выберите три правильных ответа. В экосистеме луга обитают

крот

выхухоль

полевая мышь

дятел

полевка

ондатра

В4.        Найдите соответствие между природной и искусственной экосистемами и их признаками:

ПРИЗНАКИ ЭКОСИСТЕМЫ                                    ВИДЫ ЭКОСИСТЕМ

А) Преобладание монокультур,                                 I) Природная экосистема                    популяций немногих видов                                 2) Агроценоз

Б) Действует естественный отбор

В) Упрощенность взаимоотношений между видами

Г) Разнообразие видового состава

Д) Разомкнутый круговорот веществ

Е) Сложная сеть взаимосвязей между организмами

Ж) Преобладание искусственного отбора

3) Устойчивость, способность к длительному существованию

В5.        Подберите примеры (правая колонка) к каждой форме взаимодествия популяций разных видов (левая колонка).  Соотнесите организмы с функциями, выполняемыми ими в экосистемах функции:

А) Насекомые         1) Консументы                                                                                                                       Б) Щука и судак         2) Продуценты                                                                                                                     В) Дождевые черви         3) Редуценты                                                                                                                   Г) Нитробактерии                                                                                                                                                                               Д) Сосна                                                                                                                                                                                                              

Часть С.(2б) всего 4б.Дайте краткий. ответ                                                                                                                            1.В чем сущность закона минимума?                                                                                                                         2.Назовите основные типы экологических взаимодействий?                                                                                

Критерии оценки:                                                                                                                                                                                            13-15б- «2»                                                                                                                                                                                                          16-18б – «3»                                                                                                                                                                                                         19-21б – «4»                                                                                                                                                                                                  22-24б – «5» 

Контрольная работа №5 по теме «Эволюция биосферы и человек».

1. Какие гипотезы происхождения жизни вам известны?

2. Какие основные этапы можно выделить в возникновении и развитии жизни на Земле?

3. Что такое биосфера? Что она в себя включает?

4. Какова роль человека в биосфере?

5. Существуют ли пути преодоления экологического кризиса?                                                                            

                                                            Тематическое планирование по курсу «Общая биология. 11 класс» . (2 часа в неделю).

     

     


Тема раздела и урока


Дата прове- дения


Тип урока


Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся



Оборудование

Вид контроля Измерители

Дом. задание.

Тема 1. Основы учения об эволюции (18 часов).

1.Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина.

4.09

Изучение нового материала

Происхождение видов. Эволюция.

Знать: основные этапы становления и развития эволюционной теории Ч.Дарвина.                     Уметь: на примерах из жизни животных и растений приводить доказательства эволюции.

Таблицы «Царства живой природы», «Сходство эмбрионов позвоночных»

конспект

§52 стр.


186-190

2.Ч.Дарвин и основные положения его теории.

6.09

Комбиниро-ванный урок

Основные положения эволюционной теории.

Знать: Основные положения эволюционной теории.                         Уметь: характеризовать ее роль в формировании естественнонаучной картины мира.

Гербарный материал.

конспект

§52 стр. 190-195

3.Вид и его критерии.

11.09

Комбиниро-ванный урок. Практическая работа «Описание морфологи-ческого критерия вида».

Биологический вид. Критерии вида.

Знать: определение биологического вида и его критерии.                Уметь: доказывать целостность вида, значение видового разнообразия в природе.

Комнатные растения и гербарный материал.

таблица

§53

4.Популяции.

13.09

Комбиниро-ванный урок

популяция

Знать: характеристику популяции, значение популяций для вида, структуру и свойство популяций.               Уметь: описывать структуру популяций по ее критериям.

Таблицы «Популяция и вид».

Таблица, схема.

§54

5.Генетический состав популяции.

18.09

Комбиниро-ванный урок

Популяционная генетика. Генофонд популяции.

Знать: определение популяционная генетика, генофонд популяции.             Уметь: приводить примеры адаптации организмов.

Таблица «Уровни организации живой природы».

Таблица, схема.

§55

6.Изменения генофонда популяции.

20.09

Комбиниро-ванный урок

Генетическое равновесие. Дрейф генов. Изменения генофонда.

Знать: причины нарушения генетического равновесия, биологическую значимость этого процесса.                  Уметь: раскрывать причины и последствия нарушения генетического равновесия в популяциях.

таблицы и фотографии некоторых популяций.

Таблица, схема, доклад.

§56

7.Борьба за существование и ее формы.

25.09

Комбиниро-ванный урок. Самостояте-льная работа.

Борьба за существование и ее формы.

Знать: определение борьба за существование, ее основные формы. Уметь: приводить примеры различных форм борьбы за существование.

Таблица «Формы борьбы за существование»

Таблица

§57

8.Естественный отбор.

27.09

Комбиниро-ванный урок.

Естественный отбор. Биологические адаптации.

Знать: понятие естественный отбор.                         Уметь: раскрывать его связь с борьбой за существование и возникновением адаптаций.

Таблица «Естественный отбор», гербарии, коллекции насекомых, чучела животных.

Таблица, схема.

§58 стр. 208-211.

9.Формы естественного отбора.

2.10

Комбиниро-ванный урок.

Формы естественного отбора

Знать: формы естественного отбора.                     Уметь: характеризовать разные формы отбора, наблюдать проявления естественного отбора в данной местности.

Таблица «Естественный отбор», гербарии, коллекции насекомых, чучела животных.

Таблица, схема.

§58 стр. 211-214

10.Изолирующие механизмы.

4.10

Комбиниро-ванный урок.

Репродуктивная изоляция. Предзиготические и постзиготические механизмы.

Знать: виды и значение изолирующих механизмов. Уметь: приводить примеры изолирующих механизм.

Схема.

§59

11.Видообразование.

9.10

Комбиниро-ванный урок.

Микроэволюция. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.

Знать: понятие видообразования как результата эволюции, основные формы видообразования.  Уметь: приводить примеры разных форм видообразования, составлять схему видообразования.

Физическая карта Европы и Азии, таблица «Формы видообразования»

Схема.

§60

12.Макроэволюция.

11.10

Урок-семинар.

Макроэволюция.

Знать: понятие о макроэволюции как о надвидовой эволюции.                Уметь: отличать макроэволюцию от микроэволюции.

Таблица «Макроэволюция».

Конспект, доклад.

§61 стр. 222-223

13. Доказательства макроэволюции.

16.10

Урок-семинар.

Переходные формы. Филогенетические ряды.

Знать: доказательства макроэволюции.    Уметь: приводить примеры переходных форм и их роли в эволюционном процессе; использовать данные разных наук для доказательства эволюции.

Гербарные экземпляры и комнатные растения.

Конспект, доклад.

§61 стр. 223-227

14.Система растений и животных.

18.10

Комбиниро-ванный урок.

Бинарная номенклатура. Естественная классификация.

Знать: основные систематические категории, используемые при классификации животных и растений.                Уметь: находить отображение эволюции в современной системе органического мира.

Таблица «Систематические категории», гербарный материал.

Схема, таблица.

§62

15.Типы эволюционных изменений.

23.10

Комбиниро-ванный урок.

Параллелизм. Конвергенция. Дивергенция.

Знать: основные типы эволюционных изменений.  Уметь: давать характеристику основных типов эволюционных изменений, описывать их роль в видообразовании.

Таблица «Развитие органического мира»

Реферат, схема.

§63 до стр. 232.

16.Главные направления эволюции.

25.10

Комбиниро-ванный урок.

Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация. Биологический прогрессии регресс.

Знать: главные направления эволюции, их соотношение и роль в эволюционном процессе.                    Уметь: доказывать на примерах проявления биологического прогресса и регресса.

Таблицы                         «Ароморфоз и идиоадаптации у растений», «Ароморфоз у животных».

Схема.

§63 стр. 232-236. Сооб-щения.               рефе-раты.

17.Обобщение по теме «Основы учения об эволюции».

30.10

Комбиниро-ванный урок.

Закрепить знания и умения по этой теме.

Таблицы, гербарный материал, компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.».

Тестовая работа на компьюте-ре.

Повторить §52-63

18.Контрольная работа №1 по теме «Основы учения об эволюции».

1.11

Урок контроля знаний.

Проверить знания и умения учащихся.

Тестовая работа в форме ЕГЭ

Тема 2. Основы селекции и биотехнологии (9 часов).

19.Основные методы селекции.

13.11

Изучение нового материала.

Селекция. Сорт. Порода. Гибридизация. Аутбридинг. Гетерозис.

Знать: работы и достижения современных ученых-селекционеров, основные методы селекции.                      Уметь: объяснять значение новых терминов и понятий.

Таблицы «Методы селекции»,  «Сорта растений», «Породы животных».

Таблица

§64 стр. 240-243.

20.Основные методы биотехнологии.

15.11

Изучение нового материала.

Биотехнология. Клеточная и генная инженерия.

Знать: понятие биотехнология. Уметь: объяснять методы биотехнологии.

Рисунки учебника.

Сообщения по теме «Биотехно-логия- новое направле-ние селекции».

§64 стр. 243-244.

21.Центры происхождения культурных растений.

20.11

Комбиниро-ванный урок.

Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Знать: центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости.              Уметь: показывать центры по карте, значение закона.


Карта «Центры происхождения культурных растений», образцы и муляжи некоторых сортов овощных и плодово-ягодных растений.

Сообщения по теме                        « Н. И. Вавилов и  И. В. Мичу-рин».

§65 стр. 244-246

22.Основные методы селекции растений.

22.11

Комбиниро-ванный урок.

Массовый и индивидуальный отбор. Межлинейное скрещивание. Полиплоидия. Протопласт.

Знать: основные методы селекции растений.                    Уметь: приводить примеры сортов растений, полученных этими методами.

Таблица «Основные методы селекции растений»

Сообщения о разнооб-разии методов селекции растений.

§65 стр. 246-252

23.Методы селекции животных.

27.11

Комбиниро-ванный урок.

Полиэмбриония. Генетическое клонирование.

Знать: основные методы и особенности селекции животных.                   Уметь: показывать особенности, проблемы, перспективы и значение клеточной инженерии в селекции животных.

Таблицы «Породы животных».

Сообщения                          «Проблемы генетического клониро-вания».

§66

24.Селекция микроорганизмов.

29.11

Комбиниро-ванный урок.

Биотехнология. Генная инженерия. Модифицированные продукты.

Знать: основные достижения современной биотехнологии.                Уметь: объяснять значение генной инженерии в жизни человека.

Таблица «Простейшие», «Микроорганизмы».

Доклад. Рефераты «О пробле-мах и успехах биотехноло-гии».

§67

25.Современное состояние и перспективы биотехнологии.

4.12

Урок-семинар.

Биологические удобрения. Биогумус. Культура тканей. Экологически чистые виды топлива.

Знать: сущность биотехнологических процессов, представления о перспективах развития биотехнологии. Уметь: приводить примеры достижений современной биотехнологии.

Таблица «Размножение растений с помощью культуры тканей».

Сообщения                            «Перспективы развития биотехноло-гии».

§68

26. Обобщение по теме «Основы селекции и биотехнологии»

6.12

Обобщающий урок.

Закрепить знания и умения по этой теме.

Таблицы, коллекции сортов и муляжи, компьютер, диск «Общая биология. 10-11 кл.».

Таблица «Связь селекции и генетики», лаборатор-ная работа «Искусст-венный отбор и его результаты».

Повто-рить §64 -§68

27.Контрольная работа №2  по теме «Основы селекции и биотехнологии»

11.12

Урок контроля знаний.

Проверить знания и умения учащихся.

Тестовая работа в форме ЕГЭ

Тема 3. Антропогенез (8 часов).

28.Положение человека в системе животного мира.

13.12

Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхожде-ния человека»

Антропология. Homo sapiens.

Знать: систематическое положение человека, отличия человека от животных, гипотезы происхождения человека.               Уметь: приводить доказательства происхождения человека от животных.

Таблица «Родословное древо животного мира», научно-популярная литература.

Схема.

§69

29.Основные стадии антропогенеза.

18.12

Комбиниро-ванный урок

Парапитеки. Дриопитеки. Австралопитеки. Архантропы. Палеоантропы. Неоантропы.

Знать: основные стадии эволюции человека.                 Уметь: давать характеристику современных взглядов на стадии развития человека.

Таблица «Стадии развития человека».

Таблица.

§70 до стр. 273

30. Древние люди и люди современного типа.

20.12

Комбиниро-ванный урок. Самостояте-льная работа.

Неандертальцы. Кроманьонцы. Человек умелый, прямоходящий.

Знать: признаки и отличия каждой из эволюционных групп.                             Уметь: показывать поэтапное развитие и совершенствование человека от парапитеков до человека разумного.

Таблицы «Стадии развития человека», «Ископаемые люди».

Самостояте-льная работа с учебником.

§70 стр. 273-276

31.Движущие силы антропогенеза.

25.12

Комбиниро-ванный урок.

Социальные факторы антропогенеза.

Знать: основные факторы эволюции человека.                  Уметь: показывать роль биологических и социальных факторов в антропогенезе.

Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.».

§71

32.Прародина человека.

27.12

Комбиниро-ванный урок.

Прародина.

Знать: основные гипотезы и предположения о родине предков человека.                 Уметь: делать выводы, оценивать степень научности и достоверности этих гипотез.

Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.».

Таблица.

§72

33.Расы и их происхождение.

15.01

Комбиниро-ванный урок.

Человеческие расы. Европеоидная. Монголоидная. Австрало-негроидная. Расогенез. Расизм.

Знать: человеческие расы и их единство, гипотезы и факторы расогенеза.                    Уметь: доказывать несостоятельность расизма на основе научных фактов.

Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.».

Таблица.

§73

34. Обобщение по теме «Антропогенез»

17.01

Обобщающий урок.

Закрепить знания и умения по этой теме.

Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.».

Повторить §69-§73

35. Контрольная работа №3  по теме «Антропогенез»

22.01

Урок контроля знаний.

Проверить знания и умения учащихся.

Тестовая работа в форме ЕГЭ

                                             Тема 4. Основы экологии (22 часа)

36.Что изучает экология.

24.01

Комбиниро-ванный урок.

Экология.

Знать: основные этапы становления и развития науки экологии.                Уметь: показывать роль экологии в современном обществе.

Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.».

Рисунок. Схема. Проверочная работа.

§74

37. Среда обитания организмов и ее факторы.

29.01

Комбиниро-ванный урок.

Среда обитания. Экологические факторы.

Знать: все виды факторов среды и их влияние на живые организмы.                     Уметь: объяснять механизмы и силу влияния экологических факторов.

Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.».

Опорный конспект

§75

38.Лимитирующие факторы и адаптация организмов.

31.01

Комбиниро-ванный урок

Лимитирующие факторы. Закон минимума. Адаптация организмов. Диапауза. Миграции. Анабиоз.

Знать: все виды адаптаций организмов к условиям среды; результаты проявления лимитирующего фактора.                        Уметь: выявлять действие местных экологических факторов на живую природу.

Таблицы и рисунки учебника.

Опорный конспект

§75 с.297-299.

39.Местообитание и экологические ниши.

5.02

Комбиниро-ванный урок

Местообитание. Экологические ниши.

Знать: отличительные особенности понятий «местообитание» и «экологическая ниша». Уметь: показать значение экологической ниши в жизни сообщества, выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Рисунки. Таблица.

Схема. Сам. работа с учебником.

§76

40. Основные типы экологических взаимодействий.

7.02

Комбиниро-ванный урок

Экологическое взаимодействие. Нейтрализм. Симбиоз. Кооперация. Комменсализм. Паразитизм. Мутуализм. Аменсализм. Хищничество. Конкуренция.

Знать: основные виды отношений между организмами; их разновидности и значение в жизни живых организмов.    Уметь: на примере показать типы взаимоотношений организмов между собой.

Таблицы и схемы. Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.».

Опорный конспект

§77 Сооб-щения.

41. Основные типы экологических взаимодействий.

12.02

Практическая работа.

Знать: основные виды отношений между организмами; их разновидности и значение в жизни живых организмов.    Уметь: на примере показать типы взаимоотношений организмов между собой; составлять схемы.

Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.», демонстрацион-ный материал.

Отчет по работе.

§77

42.Конкурентные взаимодействия.

14.02

Комбиниро-ванный урок

Внутривидовая и межвидовая конкуренция.

Знать: особенности действия в природе внутривидовой и межвидовой конкуренции.                   Уметь: показать роль таких взаимодействий в формировании видов и в регуляции их численности.

Таблицы и схемы. Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.».

Сам. работа с учебником на стр. 310-311.

§78 зад.  на стр.311-312

43.Основные экологические характеристики популяции.

19.02

Комбиниро-ванный урок

Демографические показатели.

Знать: основные демографические показатели и их значение в жизни популяции.                    Уметь: применять показатели популяций для оценки ее экологического состояния и перспектив развития и долголетия.

Таблицы и схемы.

Опорный конспект

§79

44.Динамика популяции.

21.02

Комбиниро-ванный урок

Динамика популяции.

Знать: о динамике популяции и ее значении.                         Уметь: выявлять причины колебаний численности в популяциях.

Таблицы. Схемы. Графики.

Схемы. Графики.

§80 зад. на стр.317-318

45.Экологические сообщества.

26.02

Практическая работа.

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Агробиоценоз.

Знать: отличительные признаки экологических сообществ; их структуру и значение в природе.                          Уметь: сравнивать естественные антропогенные системы своей местности.

Таблицы. Схемы.

Отчет по работе.

§81 зад. на стр.323

46.Классификация экосистем.

28.02

Комбиниро-ванный урок

Естественные и искусственные системы.

Знать: отличительные признаки экологических сообществ; их структуру и значение в природе.                                   Уметь: сравнивать естественные антропогенные системы своей местности.                    

Таблицы. Схемы.

Заполнение таблицы.

§81 стр.321-323

47.Экосистемы городов.

5.03

Комбиниро-ванный урок

Экосистемы городов.

Знать: признаки экосистемы городов; их структуру и значение.               Уметь: описывать экосистемы городов, положительные и отрицательные стороны.

Таблицы. Схемы.

Сам. работа с учебником

§81 стр.319-321

48.Структура сообщества.

7.03

Комбиниро-ванный урок

Структура сообщества: видовая, морфологическая, трофическая.

Знать: структуру сообщества и значение в природе.                          Уметь: характеризовать структуру сообщества.

Таблицы и схемы. Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.».

Биологический диктант

§82 зад. на стр.327

49.Взаимосвязь организмов в сообществах.

12.03

Комбиниро-ванный урок

Пищевая сеть и цепь. Автотрофы. Гетеротрофы.

Знать: понятия пищевая цепь и сеть, автотрофы и гетеротрофы.                  Уметь: показать целостность и взаимосвязь между компонентами сообществ.

Таблицы и схемы. Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.».

Опорный конспект

§83 зад. на стр.328

50.Пищевые цепи.

14.03

Практическая работа «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Пастбищная и детритная цепи питания. Трофические уровни. Круговорот веществ. Биогенные элементы.

Знать:  значение биогенного круговорота веществ в природе и типы организмов, играющих в нем ключевую роль. Уметь:  распределять организмы по трофическим уровням, составлять цепи и сети питания.

Таблицы и схемы. Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.».

Отчет по работе

§84

51.Экологические пирамиды.

19.03

Комбиниро-ванный урок

Экологические пирамиды: биомассы, численности и энергии.

Знать:  основные правила построения экологических пирамид.                         Уметь:  составлять пирамиды и сравнивать их.

Таблицы и схемы. Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.».

Составле-ние пирамид

§85 зад. на стр. 334

52.Экологическая сукцессия.

21.03

Комбиниро-ванный урок

Экологическая сукцессия. Первичная и вторичная сукцессия.

Знать:  определение сукцессии и ее виды. Уметь:  показывать закономерности смены сукцессий на определенной территории.

Таблицы и схемы. Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.».

Опорная схема

§86 зад. на стр. 337

53.Влияние загрязнений на живые организмы.

2.04

Комбиниро-ванный урок

Ядохимикаты.

Знать:  основные типы загрязнителей и их влияние на живые организмы меры предотвращения загрязнений.                           Уметь:  прогнозировать последствия влияния загрязнителей на живые организмы.

Таблицы и схемы. Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.».

дискуссия

§87 зад. на стр. 339

54-55.               Основы рационального природопользова-ния

4.04       9.04

Урок-семинар.

Природные ресурсы. Экологическое сознание.

Знать:  основы рационального природопользования, примеры влияния человека на природу. Уметь:  приводить примеры рационального природопользования и роли человека в сохранении биоразнообразия планеты.

Таблицы и схемы. Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.».

Доклад. Реферат.

§88 вопро-сы на стр. 342

56. Обобщающий урок по теме «Основы экологии».

11.04

Обобщение и систематизация знаний, решение экологических задач.

Закрепить знания и умения по данной теме.

Таблицы и схемы. Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.», сборник по ЕГЭ.

Тесты, решение экол. Задач.

Повто-рить §74-§88

57. Контрольная работа № 4 по теме «Основы экологии».

16.04

Урок контроля знаний.

Проверить знания и умения по данной теме.

Тестовая работа в форме ЕГЭ

58.Гипотезы о происхождении жизни.

18.04

Изучение нового материала.

Креационизм. Самопроизвольное зарождение жизни. Гипотеза панспермии.

Знать:  основные гипотезы происхождения жизни. Уметь:  выявлять их плюсы и минусы; приводить доказательства происхождения жизни на Земле.

Схемы. Рисунки учебника.

Конспект. Опорная схема.

§89 стр.344-345

59.Гипотеза биохимической эволюции.

23.04

Изучение нового материала.

Гипотеза биохимической эволюции. Коацерваты. Пробионты.

Знать:  гипотезу биохимической эволюции.                        Уметь:  выявлять ее плюсы и минусы; проследить путь зарождения и развития жизни на Земле.

Схемы. Рисунки учебника.

Конспект. Опорная схема.

§89 стр.345-348

60.Современные представления о происхождении жизни.

25.04

Комбиниро-ванный урок

Гипотеза абиогенного зарождения жизни.

Знать:  гипотезу абиогенного зарождения жизни. Уметь:  выявлять ее плюсы и минусы; проследить путь зарождения и развития жизни на Земле.

Схемы. Рисунки учебника. Портреты ученых.

Конспект. Опорная схема.

§90

61.Основные этапы развития жизни на Земле.

30.04

Комбиниро-ванный урок

Гипотеза биопоэза. Симбиотическая гипотеза.


Знать:  основные этапы в возникновении и развитии жизни на Земле.                                      Уметь:  доказывать достоверность симбиотической гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Таблица. Схемы. Рисунки учебника.

Конспект. Опорная схема.

§91 вопро-сы на стр.356

62.Эволюция биосферы.

2.05

Изучение нового материала.

Биосфера. Вернадский В. И. Структура биосферы.

Знать:  основные этапы эволюции биосферы в хронологической последовательности. Уметь:  показывать взаимосвязь развития органического мира и эволюции биосферы.

Таблица. Схемы. Рисунки учебника.

Доклад. Реферат.

§92 вопро-сы на стр.360

63.Роль процессов фотосинтеза и дыхания.

7.05

Комбиниро-ванный урок

Фотосинтез. Дыхание.

Знать:  роль процессов фотосинтеза и дыхания в формировании биосферы.                           Уметь:  показывать взаимосвязь этих процессов.

Таблица. Схемы. Рисунки учебника.

тесты

§92

64.Антропогенное воздействие на биосферу.

14.05

Комбиниро-ванный урок

Загрязнение. Экология.

Знать:  все основные виды антропогенного воздействия на природу.                                Уметь:  применять меры, снижающие силу антропогенного воздействия.

Таблица. Схемы. Рисунки учебника.

Тесты из сборника по ЕГЭ.

§93

65. Обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы и человек».

16.05

Обобщающий урок

Закрепить знания и умения по данной теме.

Таблицы и схемы. Компьютер, диск «Общая биология 10-11 кл.», сборник по ЕГЭ.

Тесты из сборника по ЕГЭ.

Повто-рить §89-93

66. Контрольная работа № 5 по теме «Эволюция биосферы и человек».

21.05

Урок контроля знаний.

Проверить знания и умения по данной теме.

Тестовая работа в форме ЕГЭ

67-68.Резерв

23.05

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...