Рабочая программа 6 кл
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Сафронова Марина Вячеславовна

по биологии 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_6kl.docx77.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное образовательное учреждение                      «Каштановская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                                              Утверждено:                                       Рассмотрено                                      Зам. директора                                          Директор школы                                на педагогическом совете                     по УВР ____ (Родина Л. И.)                      школы______ (Пузикова Т.В.)        протокол №1 от 30. 08. 12 г.  

                                                                                                                                               

Рабочая программа по биологии 6 класса

Учитель: Сафронова М.В.                                                                                                                                         

2012-2013 УЧ.ГОД

                                                                 

    Пояснительная записка

     В соответствии с базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится 52,5 часа (1,5 часа в неделю).                                                                                        

     Учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.                                                                      

     Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, многообразии растительных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.                                                                                                    

     Календарно-тематическое планирование разработано на основе модифицированной программы по биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения», разработанной В. В. Пасечником.

№    п ∕п

                                             Название темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Клеточное строение организмов

4

3

Царство бактерий

3

4

Царство грибов

4

5

Царство растений

8

6

Строение и многообразие покрытосеменных растений

12

7

Жизнь растений

10

8

Классификация растений

6

9

Природные сообщества

4,5

                                                                      Итого:                                                                             52,5

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

1.Закон Российской Федерации «Об образовании».                                                                                                                2.Областной закон «Об образовании» в Ростовской области.                                                                            3.Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент. Региональный компонент.                                                                                                                                                  4.Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. «Дрофа». Москва 2009. 5.Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального образования, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03 2004 г. № 1089.

Методическая и дополнительная литература для учащихся

1.Пасечник В. В., Снисаренко Т. А., Биология. «Бактерии. Грибы. Растения»,  6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2011г.

2.Пасечник В. В. Биология. «Бактерии. Грибы. Растения»,  6 класс: учебник для образовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007г.

3.Акимушкин И. И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972г.

4.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. – М.: Агропромиздат, 1989г.                                                                 5. Артамонов В.И.Зеленые оракулы. – М.: Мысль, 1989г.                                                                                                           6. Г. И. Лернер «Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы».- М.: Эксмо, 2007г.

 

                                                                                     Содержание.

(52,5 часа, 1,5 часа в неделю)

1.Введение (1)

       Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.                                                                                                                    

       Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

2. Клеточное строение организмов (4)

         Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).                                                                        

          Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.                                   Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».                                                                                                                    Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы                                                                                                                                                Устройство лупы и микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

3.Царства Бактерии и Грибы (3+4)

          Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.                                      

          Грибы.  Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы, грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

            Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.                                                                                                                                                              Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников. 

4.Царство Растения (8)

           Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, цветковые).                                                                                                                                      

           Водоросли, их многообразие, среда обитания. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, их охрана.                                                                                        

            Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.                                                        

            Папоротники, хвощи, плауны, их строение, среда обитания, их роль в природе и жизни человека, их охрана.                                                                                                                                                          

            Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных. Значение в природе и жизни человека, их охрана.                                                                                      

            Цветковые растения, их строение и разнообразие. Среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

5.Строение и многообразие покрытосеменных растений (12)

           Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней.                                                                                                                                          

            Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.                                                                                              

            Внешнее строение листа. Видоизменения листьев. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.                                                                                                                                                                                          

            Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.                                                                            

Лабораторные работы                                                                                                                                                Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий. Ознакомление с сухими и сочными плодами.

6.Жизнь растений (10)

          Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое  (вегетативное) размножение. Демонстрация опытов получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.

7.Классификация растений (6)

        Основные систематические категории. Знакомство с классификацией цветковых растений. Семейства класса Двудольные, их строение, важнейшие сельскохозяйственные культуры. Семейства класса Однодольные, их строение, важнейшие сельскохозяйственные культуры. Демонстрация моделей строения цветка и гербария растений  различных семейств.

8.Природные сообщества (4,5)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.                        Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.                                                                                                                                                                  Лабораторная работа                                                                                                                                                                 Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.                                                                

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

1.        Биологический диктант.5б – «2» 6б-«3» 7б-«4» 8б – «5»

Примитивные одноклеточные безъядерные организмы - это ...

Бактерии, имеющие шарообразную форму, называются ...

Палочковидные бактерии - это ...

Спиралевидные бактерии называются ...

Бактерии, имеющие вид запятой, получили название ...

Бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами, -это ...

Бактерии, питающиеся органическими веществами живых организмов, относятся к ...

В неблагоприятных условиях бактерии образуют ...                                                                                                                                

Контрольная работа № 1 по теме  «Царства бактерии и грибы»                                                                                                                                                                      Критерии оценки:  9б – «2»   10-12б – «3»    13-15б – «4»     16-18 – «5»                                                                                                                                                               Выберите правильный ответ (1б).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 1.   Бактерии -это ...

А)  многоклеточные  организмы                                                                                                                                                                                                    Б) доклеточные организмы..                                                                                    2.  В клетках бактерий ...                                                                    А) имеется ядро;                                                                                           Б) нет ядра.                                                                                                        3.   Споры бактерий образуются ...                                                                   А) при половом размножении;                                                                Б) при неблагоприятных условиях.                                                                         4.    Бактерии размножаются ...                                                      А) половым путем;                                                                              Б) простым делением.                                                                                                  5.  Сапрофиты —это организмы ...                                                 А) питающиеся отмершими остатками или выделениями других организмов;                                                                                           Б) питающиеся веществами из тела других живых организмов.                           6.    Паразиты - это организмы ...                                             А)  питающиеся отмершими остатками или выделениями других организмов;                                                                                           Б) питающиеся веществами из тела других живых организмов.                                                                                    7.      Большинство болезней человека возникает из-за того, что                                                                                           А) бактерии поселяются и паразитируют в организме;                                     Б) у человека поднимается температура.                                                  8.     Человек заражается болезнью, если ...                                                      А) не соблюдает правил гигиены;                                                                       Б) моет руки, обливается холодной водой, делает зарядку.                                                                                                                                                                                9. Грибы питаются:                                                                                     А) образуя на свету органические вещества.                                      Б) готовыми органическими веществами                                                                                                                                       В) только веществами живых организмов                                                                                                                                           Г) поселяясь на продуктах питания                                        10.Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:                             А)они живут в почве                                                                                                                                                                             Б)не имеют хлоропластов                                            В)паразитируют на других организмах                                               Г)имеют небольшие размеры

11.Грибы размножаются:

А)спорами        Б)семенами        В)частью корня        Г)частью стебля

12.Какой из перечисленных грибов относится к ядовитым:                                                                              А)опенок        Б)сыроежка        В)бледная поганка    Г)трутовик

13.Микориза-это...                                                                                                                                                                                              

А)плодовое тело гриба                            Б)болезнь, вызываемая грибами

В)грибокорень        Г)часть грибницы

14.Грибы-сапрофиты:

А) образуют на свету органические вещества.

Б)поселяются на других живых организмах

В) поселяются на продуктах питания

Г)питаются выделениями живых организмов или отмершими организмами

15.Грибница мукора -это...

А)многоклеточное образование        Б) одна многоядерная клетка

В)одна одноядерная клетка        Г) неклеточное образование

16.Дрожжи получают энергию для жизнедеятельности за счет:

А)фотосинтеза

Б)поглощения из почвы минеральных веществ

В)разложения сахара на спирт и углекислый газ

Г) получения из почвы органических веществ

17.Спорынья относится

А) плесневым грибам        Б)грибам-паразитам

В)шляпочным грибам        Г) дрожжам

18.На коре деревьев часто встречается гриб-трутовик. Их видимая часть-это...

А)плодовое тело      Б) грибница      В)скопление спор        Г)повреждение коры дерева.

 

Тест по теме «Голосеменные растения»                                                                                                                                   2б – «2»  3б – «3»        4б – «4»  5б – «5»

1.        У сосны обыкновенной женские и мужские шишки образуются:

а)        на разных растениях;

б)        на одних и тех же растениях;

2.        Семена в шишках сосны созревают через:

а)        полгода после опыления;

б)        несколько месяцев после опыления;

в)        три года после опыления;

г)        полтора года после опыления.

3.        Старые женские шишки у сосны и ели:

а)        опадают целиком вскоре после высыпания из них семян;

б)        опадают целиком после длительного пребывания на деревьях;

в)        не опадают, но постепенно рассыпаются на чешуйки.

4.        Голосеменные растения в отличие от папоротников:

а)        живут на суше;

б)        имеют корень и побег;

в)        размножаются семенами;

г)        образуют плод с семенами.

5.        Признаки высших семенных растений:

а)        для размножения им необходима вода;

б)        споры мелкие, содержат мало питательных веществ;

в)        крупные яйцеклетки с запасом питательных веществ;

г)        процесс оплодотворения не зависит от наличия воды.

Контрольная работа № 2 по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»                                            Вариант - І

1.Какие растения называют двудольными, а какие – однодольными?                                                                                    2. Какие корневые системы вы знаете?                                                                                                                                                  3. Что такое побег? Из каких частей он состоит?                                                                                                                                    4.Как однодольные растения отличаются от двудольных по жилкованию листьев?                                                                          5. Какие виды соцветий вы знаете?                                                                                                                                                        6. Какие сочные плоды вы знаете? У каких растений плоды сочные?                                                                                              7. Что можно определить по годичным кольцам?                                                                                                                        

Вариант – ІІ                                                                                                                                                                                                    

1.Каково строение семени фасоли?                                                                                                                                           2.Какие функции выполняет корень?                                                                                                                                                 3. Какие виды листорасположения вы знаете?                                                                                                                                    4. Какие листья называют сложными, а какие – простыми?                                                                                                           5. Какие видоизмененные подземные побеги вы знаете?                                                                                                               6. Из каких частей состоит цветок?                                                                                                                                                             7. Какие сухие плоды вы знаете? У каких растений плоды сухие?

Контрольная работа № 3 по теме «Жизнь растений».                                                                              4б – «2» 5-6б – «3» 7-8б – «4»  9-10б – «5»

Вариант 1

Выберите один правильный ответ: (1б)

1.Фотосинтез происходит:

А) в устьицах;

Б) в межклетниках;

В)в  хлоропластах.

2.Растения в процессе дыхания:

А) выделяют кислород  и поглощают углекислый газ;

Б) поглощают кислород и выделяют углекислый газ;

В) накапливают энергию в образующихся органических веществах.

3.Вода и минеральные соли передвигаются по:

А) сосудам древесины;

Б) ситовидным трубкам луба;

В) сердцевине.

4.Как называются растения, которые проходят весь цикл развития в течение одного вегетационного периода:

А) двулетние;

Б) многолетние;

В) однолетние.

5.У сосны обыкновенной женские и мужские шишки образуются:

А) на разных растениях;

Б) на одних и тех же растениях.

6.Размножение -  это:

А) увеличение количества растений;

Б) увеличение размера организма;

В) образование новых побегов.

7.Плод образуется из:

А) рыльца пестика;

Б) завязи пестика;

В) лепестков.

8.Почему во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчёлами:

А) они способствуют переносу спор растений;

Б) человек получает от них прополис и мёд;

В) пчёлы опыляют цветки плодовых растений.

Задание:(2б)

Перечислите признаки цветков насекомоопыляемых растений.

Вариант 2

Выберите один правильный ответ: ( 1б)

1.В процессе фотосинтеза происходит:

А) поглощение кислорода и выделение воды и углекислого газа;

Б) поглощение углекислого газа и образование кислорода.

2.Корневые волоски обеспечивают:

А) рост корня в толщину;

Б) рост корня в длину;

В) поглощение корнем из почвы воды и минеральных солей.

3.Органические вещества  передвигаются по:

А) сосудам древесины;

Б) ситовидным трубкам луба;

В) сердцевине.

4.Что такое гаметы:

А) специализированные клетки бесполого размножения;

Б) способ вегетативного размножения;

В) половые клетки.

5.Семена в шишках сосны созревают через:

А) полтора года после опыления;

Б) несколько месяцев после опыления;

В) три года после опыления.

6.Семена развиваются из семязачатков, которые находятся:

А) в тычинке;

Б) в завязи пестика;

В) в пыльнике.

7.Оплодотворение – это:

А) попадание пыльцы на рыльце пестика;

Б) перенос пыльцы насекомыми;

В) слияние мужской и женской гамет.

8.В  чем состоит  космическая роль растений:

А) в использовании солнечной энергии в процессе фотосинтеза;

Б) в поглощении из окружающей среды минеральных веществ;

В) в поглощении из окружающей среды углекислого газа.

Задание:(2б)

Перечислите признаки цветков ветроопыляемых растений.

Контрольная работа № 3 по теме «ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ»                         Критерии оценки: 12б – «2» 13-16б – «3»  17-20б – «4» 21-24 – «5»

1.        К органическим веществам относят:

А. Белки        Б. Воду

В. Углеводы        Г. Минеральные соли

2.        В семенах растений содержится больше всего:

А. Минеральных солей        Б. Воды
В. Жиров                                   Г.Белков

3.        Вода с растворенными минеральными веществами из корня поступает в другие органы
растения, так как:

А. Корневые волоски тесно соприкасаются с почвой.        Б. Корневые волоски покрыты слизью.

В. Из-за корневого давления        Г. Все утверждения верны

4.        Выберите наиболее полное определение.

Почва - это:

А. Верхний слой земли

Б. Плодородный слой земли

В. Горная порода

Г. Верхний   плодородный   слой   земли,   обладающий   способностью   обеспечивать   растения питательными веществами и влагой

5.        Выберите правильное определение.

Фотосинтез - это:

А. Газообмен

Б. Расходование органических веществ с освобождением энергии                В. Образование органических веществ с накоплением энергии                   Г. Все утверждения верны

6.        Дыхание у растений происходит:

А. В темноте        Б. На свету

В. В темноте и на свету        Г. В теплое время года

7.        Испарение воды листьями способствует:

А. Передвижению воды в растениях

Б. Поступлению воды из корня по стеблю в листья

В. Поступлению воды и растворенных в ней минеральных веществ через корни по стеблю в листья

Г. Все утверждения верны и дают полное объяснение процесса

8.        Испарение воды происходит:

А. Через устьица        Б. Через всю поверхность листа

В. Через жилки        Г. Все утверждения верны

9.        Выберите правильные ответы.

Листопад это:

А. Изменение окраски листьев      Б. Сбрасывание листвы

В. Удаление вредных веществ       Г. Приспособление растений к недостатку тепла и влаги

10.        Для размножения необходимо присутствие воды:

А. Водорослям        Б. Голосеменным        В. Папоротникам        Г. Мхам

11.        Выберите правильное определение.

Зигота - это:

А. Оплодотворенная яйцеклетка        Б. Женская половая клетка

В. Мужская половая клетка        Г. Спора

12.        Вегетативное размножение - это:

А. Размножение спорами        Б. Размножение семенами

В. Размножение листьями, корнями, черенками        Г. Все утверждения верны

13.        Выберите правильное определение.

Двойное оплодотворение - это:

А. Образование двух пыльцевых зерен

Б. Образование пыльцы и зародышевого мешка

В. Образование двух спермиев

Г. Слияние одного спермия с яйцеклеткой, второго - с центральной клеткой.

14.        Выберите правильное определение.

Опыление - это:

А. Слияние мужских и женских гамет

Б. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика

В. Перенос пыльцы ветром

Г. Перенос пыльцы с одного цветка на другой

15.        Допишите определение.

Размножением называют... особей.

16.        Вставьте пропущенные слова.

У растений существуют два способа размножения: ... и ...                                17. Вставьте пропущенные слова.

Пример вегетативного размножения - размножение картофеля...

18.        Дополните определение.

Слияние двух половых клеток называют...

19.        Вставьте пропущенные слова.

Пыльцевые зерна у покрытосеменных образуются в ..., каждое из которых состоит из ... и . клеток.

20.        Закончите предложение.

Зародышевый мешок формируется в...

21.        Вставьте пропущенные слова.

Дыхание - это процесс, в результате которого происходит поглощение... и... углекислого газа.

22.        Из перечисленных явлений выпишите характерные для:

I. Самоопыления

ІІ. Перекрестного опыления

А. Происходит в закрытом бутоне

Б. Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце другого цветка

В. Перекомбинация наследственных признаков

Г. Пыльца из тычинки попадает на рыльце одного и того же растения

Д. Потомство очень похоже на родительское растение

Е. Половые клетки имеют одинаковые наследственные признаки

Ж. Потомство может приобрести новые свойства

23.        Установите последовательность процессов при половом размножении хламидомонады.

А. Слияние гамет

Б. Образование зиготы

8. Выход гамет

Г. Сближение гамет

Д. Прорастание зиготы

24.        Установите последовательность явлений при прорастании семян.

I. Рост зародышевого стебелька

П. Молодой корень разрывает кожуру семени и выходит наружу

Укрепление корня в почве

Вынос семядолей и  почечки над поверхностью почвы

                                   

  Контрольная  работа № 4 по теме «Классификация растений».                                                              

Вариант-І

Какие  классы  цветковых  растений  вы  знаете?

Перечислите  признаки  класса  двудольных ( корневая  система, количество  семядолей,  жилкование, строение стебля).

3.  Напротив  формулы  цветка  запишите  семейство.

                 а). 5чл.5л.10т.1п.

                 б). (3+3)л.(3+3)т.1п.

                 в).4чл.4л.4т.1п.

                 г). 5чл.5л. много т. много п.

                 д). 5чл.5л.5т.1п.

4.  В цветке  из  какого  семейства  есть « парус»?

Из  какого  семейства  растение  шиповник?

Какие  виды  цветков  есть  в  семействе  сложноцветные?

Как  называется  плод  у  крестоцветных?

В  каких  семействах  встречается  плод  ягода?

Из  какого  семейства  растение  картофель?

Перечислите  какие  растения  вы  знаете  из  семейства  злаковых?

Как  называется  плод  у  растений  семейства  сложноцветные?

У  растений  какого  семейства  плод  видоизменился  в  луковицу?

У  растений  какого  семейства  плод  боб?

14.   Определите систематическое положение ландыша майского.                                                                                                                                                                                    

Вариант-ІІ

Какие  классы  цветковых  растений  вы  знаете?

Перечислите  признаки  класса однодольных ( корневая  система, количество  семядолей,  жилкование, строение стебля).

Напротив  формулы  цветка  запишите  семейство.

                 а). 5чл.5л.10т.1п.

                 б). (3+3)л.(3+3)т.1п.

                 в).4чл.4л.4т.1п.

                 г). 5чл.5л. много т. много п.

                 д). 5чл.5л.5т.1п.

4.  В цветке  из  какого  семейства  есть « лодочка»?                                                                                                            

5. Из  какого  семейства  растение  капуста?                                                                                                                

6. Какие  виды  цветков  есть  в  семействе  сложноцветные?                                                                                    

7. Как  называется  плод  у  розоцветных?                                                                                                                                

8.  В  каких  семействах  встречается  плод  семянка?                                                                                                                        

9. Из  какого  семейства  растение  пшеница?                                                                                                      

10. Перечислите  какие  растения  вы  знаете  из  семейства  пасленовых?                                                          

11. Как  называется  плод  у  растений  семейства  сложноцветные?                                                                                

12. У  растений  какого  семейства  плод  видоизменился  в  луковицу?                                                                              

13. У  растений  какого  семейства  плод  боб?                                                                                                                                            

14. Определите систематическое положение паслена черного.

Тематическое планирование по курсу биологии «Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс.

Сроки

Тема урока, домашнее задание

Базовый уровень содержания

Планируемый результат

Содержание учебно-познавательной деятельности

Информационно-методическое обеспечение

Введение (1 час)

1

6.09

Биология-наука о живой природе (урок изучения нового материала). Дом. зад. Введение, с.9-12

Термины                        Биология.                            Экология.                        Фенология.                                   Объекты                                                          Бактерии, грибы, растения, животные.

Называть основные царства живых организмов. Выделять в структуре определения ключевые слова, видовые признаки

Беседа, выполнение зад.2 в рабочей тетради, анализ схемы учебника

Таблица «Царства живых организмов», рабочие тетради

Клеточное строение организмов (4 часа)

.

2

13.09

Увеличительные приборы. Строение клетки (комбинированный урок).  Д.З. § 1, 2

Термины                                    Хлоропласт. Хлорофилл. Объекты                                               мякоть томата, яблока, клетки кожицы чешуи лука и мякоти листа                          

Называть основные части микроскопа и лупы, знать правила работы с ними; описывать строение клетки; формулировать определение терминов

Описание содержания рисунков учебника; выполнение упр.7 в раб.тетради (лабораторная работа)

Лупа, микроскоп, мякоть томата и яблока, предметные стекла, таблица « Строение клетки»  

3

20.09

Приготовление и рассматривание кожицы чешуи лука под микроскопом.

Объекты                                          Клетки кожицы чешуи лука и мякоти листа

Описывать клеточное строение кожицы чешуи лука, мякоти листа, закрепить умение работать с микроскопом

лабораторная работа

Микроскоп, кожица чешуи лука, мякоть листа, предметные и покровные стёкла,  препаровальная игла, пипетка, марля, вода, раствор йода.  

4

27.09

Жизнедеятельность клетки (комбинированный урок). Д.З. § 3

Термины                                   Хромосомы.                                 Процессы                                Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы, деление и рост.

Описывать по рисунку деление клетки; называть структуры клетки, участвующие в делении, роль хромосом; объяснять механизм роста клетки, биологическое значение движения цитоплазмы; определять последовательность стадий деления; отличать старую клетку от молодой.

Фронтальная беседа по рисунку учебника, по вопросам; выполнение упр. 11, 12 в раб. тетр. Биологический диктант, задания по сборнику ЕГЭ стр. 17-18.

Рис. 9, вопрос 9 с. 23, таблица                                          « Жизнедеятельность клетки», раб. тетр. сборник ЕГЭ.

5

4.10

Ткани (комбинированный урок). Д.З. § 4 упр.16

Термины                                                        Ткань                                                   Объекты                                                     Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные, образовательные.

Давать определения терминам; приводить примеры разных видов тканей, описывать их строение и функции.

Фронтальная беседа по рисункам учебника; Выполнение упр. 14, 15 в раб.тетр. задания по сборнику ЕГЭ стр. 19-22

Таблицы «Типы тканей», микропрепараты, микроскоп, раб.тетр. сборник ЕГЭ.

Царство Бактерии (3 часа).

6

11.10

Строение и жизнедеятельность бактерий (комбинированный урок). Д.З. § 5

Термины                                         Бактерии. Паразиты. Сапротрофы. Спора.                       Факты                                                    Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Процессы                                      Питание, размножение, образование спор.

Давать определения терминам; описывать строение бактерий; выделять их отличительные особенности.

Рассказ учителя, выполнение упр.22, 23, 24 в раб.тетр., поиск отличий. задания по сборнику ЕГЭ стр.23-25

Таблицы  «Бактерии», раб.тетр.,  сборник ЕГЭ.

7-8

18.10 25.10

Разнообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека (комбинированный урок). Д.З. §  6-7,упр. 27, 28.

Термины                                      Симбиоз                                   Факты                                       Значение бактерий в природе и жизни человека.                   Объекты                                          Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые.

Давать определения терминам; перечислять роль бактерий в природе и жизни человека; объяснять способы защиты от бактерий.

Вводная беседа, фронтальная беседа, тест, биологический диктант,  задания по сборнику ЕГЭ стр.25-26

Рисунки учебника, микроскоп, срез клубеньковых бактерий, раб. тетр.

Царство Грибы (4 часа)

9

1.11

Общая характеристика грибов (комбинированный урок). Д.З. 8

Термины                                            Грибы                                                 Факты                                                    Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты.

Давать определения терминам сапрофиты, паразиты; выделять признаки царства грибов; называть способы размножения грибов.

Вводная беседа, рассказ учителя с элементами эвристической беседы; запись тезисов в тетрадь; выполнение упр. 29, 30 в раб. тетр.

Таблицы «Грибы», муляжи шляпочных грибов, раб. тетр.

10

15.11

Шляпочные грибы (комбинированный урок). Д.З. §  8

Термины                                                           Мицелий. Микориза.                                   Факты                                        Особенности строения шляпочных грибов.                                        Объекты                                   Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Ростовской области.                                                    Процессы                                        Обмен веществ, размножение

Давать определения терминам; определять видовые признаки; устанавливать взаимосвязь между понятиями симбиоз и микориза; различать ядовитые и съедобные грибы, знать правила сбора грибов, профилактику отравлений грибами.

Вводная беседа, рассказ учителя с элементами эвристической беседы; запись тезисов в тетрадь; выполнение упр. 31, 32 в раб. тетр. ; составление опорного конспекта

Презентация «Съедобные и ядовитые грибы», муляжи шляпочных грибов, раб. тетр., раздаточный материал.

11

22.11

Плесневые грибы, дрожжи, грибы-паразиты (комбинированный урок). Д.З. § 9,10

 Факты                                            Открытие антибиотиков и их использование                                      Объекты                                       Плесневые грибы: мукор и  пеницилл; дрожжи; грибы-паразиты: спорынья и головня.                                 Процессы                              особенности строения плесневых грибов

Описывать строение плесневых грибов, грибов-паразитов; уметь сравнивать их.

Лабораторная работа «Изучение строения плесневых грибов», беседа по рисункам учебника, выполнение упр. 33  в раб. тетр.

Микроскопы, микропрепараты «Мукор», «Пеницилл», натуральные объекты (трутовик, головня, спорынья).

12

29.11

Контрольная работа № 1 по теме «Царства бактерий и грибов».

Закрепить знания и умения учащихся по этим темам, выявить пробелы.

Тестовая работа

Царство Растения (8 часов)

13

6.12

Ботаника-наука о растениях. Общая характеристика растительного царства (комбинированный урок). Д.З. § 11

Термины                                   Низшие растения. Таллом. Высшие растения.                                      Факты                                            Группы растений

Давать определения терминам; перечислять основные группы растений; приводить примеры.

Вводная беседа, выполнение упр.37 в раб.тетр.; анализ содержания рисунка

Таблица « Группы растений»,раб.тетрадь, рис.204

14

13.12

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Д.З. §  58

Термины                                                   Споровые растения. Спорангий. Сперматозоид. Яйцеклетка.                                                                                Факты                                                                    Причины выхода растений на сушу, Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу.

Давать определения терминам; описывать происхождение высших растений, указывать доминирующие растения на этапах эволюции.

Вводная беседа, самостоятельный анализ текста учебника, беседа по рисунку учебника, выполнение упр.191,192  в раб.тетр., запись тезисов в тетрадь.

Презентация «Эволюция растений», рабочая тетр.

15

20.12

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания (комбинированный урок).  Д.З. § 12 упр.41, 42 в раб. тетр.

Термины                                     Ризоиды                                      Факты                                                                 Места обитания и распространение, значение водорослей в природе и жизни человека.                                     Объекты                              Хламидомонада, зеленые, бурые и красные водоросли.                                   Процессы                 Цветение воды 

Описывать строение водорослей, приводить примеры, отличать строение одноклеточных водорослей от растительной клетки, прогнозировать последствия исчезновения водорослей на Земле.

Вводная беседа, Лабораторная работа «Изучение внешнего строения водорослей», сравнительный анализ

Гербарий водорослей, таблица «Растительная клетка», микроскоп, микропрепараты «Одноклеточные водоросли»

16

27.12

Лишайники (комбинированный урок).  Д.З.  § 13

Термины                                Лишайники                                  Факты                                                 Места обитания и распространение, значение лишайников  в природе и жизни человека.                                      Объекты                                    Накипные, листоватые, кустистые

Описывать строение лишайников, приводить примеры, определять их роль в природе и жизни человека, сравнивать симбиоз грибов и лишайников.

Вводная беседа, Лабораторная работа «Изучение внешнего строения лишайников», сравнительный анализ

Гербарий лишайников

17

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания (комбинированный урок).  Д.З. § 14

Факты                                             Условия жизни. Значение. Объекты                            Листостебельные мхи: кукушкин лен и сфагнум. Процессы                                   Питание, размножение. 

Давать определения терминам, выделять особенности строения, определять формы мхов своей местности.

Вводная беседа, выполнение упр.46  в раб.тетр., самостоятельная работа по описанию

Гербарий мхов, раб. тетр.

18

Папоротники, плауны, хвощи (комбинированный урок).  Д.З. §   15

Факты                                             Условия жизни. Значение. Объекты                            Папоротники, плауны, хвощи. Процессы                                   Питание, размножение.

Давать определения терминам, выделять особенности строения, определять их роль в природе и жизни человека.

Вводная беседа, выполнение упр.47  в раб.тетр., самостоятельная работа по описанию

Гербарий папоротников, плаунов, хвощей, раб. тетр.

19

Голосеменные растения (комбинированный урок).  Д.З.  § 16

Термины                                Голосеменные растения  Факты                                                Особенности строения, появление семян, развитие корневой системы, жизненные формы, их значение и распространение. Объекты                                         Сосна, ель, лиственница, можжевельник.

Давать определения терминам, выделять особенности строения, определять их роль в природе и жизни человека, различать по строению шишек и хвои виды голосеменных растений

Лабораторная работа «Изучение строения и многообразия голосеменных растений», биологический диктант.

Гербарий голосеменных растений, раб. тетр.

20

Цветковые (покрытосеменные)  растения (комбинированный урок).  Д.З. § 17

Термины                                                            Цветковые (покрытосеменные)  растения                                      Факты                                        Особенности строения, появление цветка, развитие корневой системы, жизненные формы, их значение и распространение. Объекты                                  Цветковые (покрытосеменные)  растения

Давать определения терминам, выделять особенности строения, определять их роль в природе и жизни человека, различать голосеменные и покрытосеменные растения.

Лабораторная работа «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений»

Гербарий покрытосеменных растений, раб. тетр., таблица «покрытосеменных растения»

Строение и многообразие покрытосеменных растений (12 часов)

21

Строение семян однодольных и двудольных растений (комбинированный урок).  Д.З. §  18 Упр. 60

Термины                               Однодольные. Двудольные. Эндосперм.                                        Факты                                            Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения.                                           Объекты                                        Семена пшеницы, семена фасоли.

Описывать строение семян однодольных и двудольных растений, сравнивать их по предложенным критериям, устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающего проростка.

Беседа по таблице, лабораторная работа «Строение семян однодольных и двудольных растений», выполнение упр.58-61

Таблицы «Строение семян», семена пшеницы, фасоли, препаровальные иглы, раб. тетр.

22

Виды корней и типы корневых систем. Клеточное строение корня. Видоизменения корней (урок изучения нового материала) Д.З.        § 19, 20, 33  Упр.67-69

Термины                                     Корневой волосок. Стержневая. Мочковатая. Факты                                                                  Функции корня. Ткани, образующие корень.     Объекты                                                         Зоны корня                                               Процессы                           Минеральное питание, верхушечный рост.

Приводить примеры видоизменений корней в связи с выполняемой функцией; называть функции корня; устанавливать взаимосвязь между строением зон корня и функциями; объяснять механизм верхушечного роста и минерального питания.

Эвристическая беседа, выполнение упр.65 в раб. тетр., анализ текста учебника.

Таблицы «Строение корня», «Типы корневых систем»,раб.тетр.

23

Побег. Листорасположение. Почки их строение (комбинированный урок).  Д.З.  § 20,27, Упр. 90, 91

Термины                                            Побег. Узлы. Междоузлия.                    Факты                                                Строение почки.                          Объекты                                                    Виды почек                                                   Процессы                                       Развитие побега из почки.

Описывать строение побега; отличать по строению вегетативную  и генеративную почки; доказывать, что почка -видоизмененный побег; объяснять механизм роста и развития побега.

Описание рис. учебника, выполнение упр. 72 в раб. тетр., демонстрация комнатных растений, анализ текста учебника, лабораторная работа «Строение почки».

Комнатные растения, таблицы «Строение побега», «Листорасположение», « Строение почки», раб. тетр.

24 -25

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев. (комбинированный урок).  Д.З. §  23,24, 25 Упр. 82, 83.

Факты                                            Функции листа, кожица, расположение и строение устьиц, строение мякоти листа, строение жилок листа, простые и сложные листья, приспособления листьев к факторам освещенности и влажности.                                Объекты                                клеточное строение листа, видоизменения листьев.

Должны знать: функции листа, из каких частей он состоит, отличия между черешковыми и сидячими листьями, признаки простых и сложных листьев, особенности сетчатого, дугового и параллельного жилкования, клеточное строение листа, приспособления листьев к факторам среды. Должны уметь: различать разные виды листьев, определять жилкование листьев, определять тип ткани, доказывать, что строение листа связано с условиями обитания растений.

Фронтальный опрос, рассказ учителя, заполнение таблицы, тест, биологический диктант.

Коллекция листьев, гербарий « Морфология листа», комнатные растения, микроскоп, микропрепарат «Поперечный разрез листа», таблицы «Простые и сложные листья», «Клеточное строение листа».

26

Строение стебля. Многообразие стеблей. (комбинированный урок).  Д.З.  § 26 Упр. 86- 88.

Факты                                                 Функции стебля.                        Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля. Объекты                                            кожица, пробка, камбий, сосуды, волокна.               Процессы                                            Рост дерева в толщину. 

Должны знать: функции стебля, типы стеблей, внутреннее строение, функции отделов стебля, механизм образования годичных колец. Должны уметь: определять возраст дерева по годичным кольцам, различать на рисунках ткани, образующие различные отделы стебля.

Фронтальный опрос, рассказ учителя, лабораторная работа « определение возраста дерева по спилу», тест.

Спилы деревьев, таблица «Микроскопическое строение стебля.

27

Видоизменения побегов (комбинированный урок). Д.З. §  27

Факты                                Видоизменения побегов: корневище, клубни, луковицы.                                            Объекты                                           клубни картофеля, луковица лука, корневище пырея. Процессы                                          Запас питательных веществ.

Должны знать: функции, выполняемые видоизмененными побегам;  растения, имеющие корневище, клубень, луковицу. Должны уметь: доказывать, что луковица, корневище и клубни -это видоизмененные побеги.

Фронтальный опрос, биологический диктант, работа по карточкам, лабораторная работа «Строение клубня и луковицы», загадки.

Таблица «Видоизменения побегов», клубни картофеля, луковицы лука, пипетка, спиртовой раствор йода.

28

Цветок и его строение (комбинированный урок).  Д.З. §  28 заполнить таблицу «основные понятия», упр. 93, 94 в раб. тетр.

Термины                                         Цветок.                              Обоеполые цветки. Раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения.                                      Факты                                        Строение цветка, формула цветка.                                        Объекты                                         Цветок яблони, тюльпана, картофеля.

Описывать строение различных видов цветков; отличать цветки с простым и двойным околоцветником, обоеполые и раздельнополые цветки, однодомные и двудомные растения; составлять и читать формулы цветков.

Фронтальный опрос, тест, рассказ учителя, вопросы по цепочке, загадки о цветах, мини  –викторина «Мозаика цветов»

Таблица «Строение цветка», модели цветков, гербарий, комнатные растения

29

Соцветия (комбинированный урок).  Д.З. §   29 заполнить таблицу «основные понятия», упр. 98, 99 в раб. тетр.

Термины                                     Соцветия                                                       Факты                                              Соцветия простые и сложные Объекты                           Биологическое значение соцветий.

Давать определение терминам; определять простые и сложные соцветия; приводить примеры растений, имеющих различные соцветия; объяснять биологическое значение соцветий.

Индивидуальные задания, проблемный вопрос, лаб. работа «Соцветия», рассказ учителя «Самые крупные соцветия».

Таблицы «Соцветия», гербарий, открытки.

30

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян (комбинированный урок).  Д.З.  § 30, 31, упр. 102  в раб. тетр.

Термины                                          Плоды.                                               Факты                                                 Функции плода, критерии классификации, сухие и сочные плоды,  односемянные и многосемянные плоды, способы распространения семян.                                           Объекты                                           Виды плодов: ягода, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.                                            Процессы                    Образование плодов, распространение плодов.   

Называть функции плодов; приводить примеры различных видов плодов; выделять критерии классификации; классифицировать плоды; выделять приспособления к распространению семян и плодов; устанавливать причинно-следственную связь между строением семян и плодов и способом их распространения.

Проверка знаний по вопросам; объяснение учителя; лабораторная работа «Классификация плодов» и заполнение таблицы; дидактическая игра «Собери в корзину плоды»

Таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды», муляжи плодов, коллекция плодов и семян.

З1

Обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» повторить   §  18-31

Повторить, обобщить, закрепить знания и умения по данной теме.

Выполнение заданий по сборнику ЕГЭ

сборник ЕГЭ

32

Контрольная работа № 2 по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Проверка знаний и умений учащихся по этой теме

                                                                                             

                                                                                                               Жизнь растений (10 часов)

33

Химический состав растений. Минеральное питание растений.  (комбинированный урок).  Д.З. §  32, 33, 37 упр.   в раб. тетр

Термины                        Неорганические и органические вещества. Факты                                              Значение минеральных и органических веществ.   Объекты                                          Вода, минеральные соли, белки, жиры, углеводы.         Процессы                           Минеральное питание растений.

Должны знать: вещества, относящиеся к минеральным и органическим; их роль для развития растений; растения, богатые белками; растения, содержащие много жиров; растения, накапливающие углеводы; способы поглощения питательных веществ растениями; должны уметь: пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы, используя результаты наблюдений; отличать минеральные и органические вещества.

Лабораторная работа с объяснением учителя; демонстрация опыта «Корневое давление», выполнение заданий по сборнику ЕГЭ.

Стакан с водой, пробирки, йод, марлевые салфетки, сухой спирт, семена пшеницы, подсолнечника, лист бумаги, кусочки стебля, корня растений, металлическая пластинка, держатель, коллекция почв, коллекция минеральных удобрений, прибор для демонстрации корневого давления, сборник по ЕГЭ.

34

Фотосинтез (комбинированный урок).  Д.З. §   34, 37, упр.   в раб. тетр

Термины                                   Фотосинтез                         Факты                                                  Условия для образования крахмала, необходимые вещества для фотосинтеза и продукты,  локализация процессов фотосинтеза.                 Процессы                               Фотосинтез

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ; анализировать содержание определения терминов; объяснять  роль фотосинтеза в природе; характеризовать условия.

объяснение учителя; демонстрация опыта «проба Сакса», тест выполнение заданий по сборнику ЕГЭ.

Лабораторное оборудование, таблица «Фотосинтез», сборник ЕГЭ.

35

Дыхание растений. Испарение воды (комбинированный урок).  Д.З. §35-36 упр. 128-135  в раб. тетр.

Факты                                          Значение дыхания, испарения воды. Приспособления растений для дыхания и испарения. Взаимосвязь процессов дыхания, фотосинтеза и испарения воды.               Процессы                                  Дыхание растений. Испарение воды.

Знать: как протекают процессы дыхания и испарения.                                  Уметь объяснять взаимосвязь этих процессов с фотосинтезом.

объяснение учителя; сам. работа с текстом учебника; выполнение зад. в раб. тетр. 122- 127

Таблица и рисунки учебника, сборник ЕГЭ.

36

Прорастание семян. Растительный организм как единое целое (комбинированный урок).   Д.З. §38-39 упр. 142-143  в раб. тетр.

Факты                           Прорастание семян. Растительный организм как единое целое.                                  Процессы                                 Условия, необходимые для прорастания семян. Рост и питание проростка. Рост и развитие растения. 

Знать:  Условия, необходимые для прорастания семян; фазы развития растения.  Уметь объяснять зависимость этого процесса от факторов окружающей среды. Сформировать знания, необходимые для правильного посева семян.

Фронтальная беседа с использованием таблиц и рисунков учебника, сам.раб. с текстом и  выполнение зад. в раб. тетр. 139-141

Таблица и рисунки учебника, сборник ЕГЭ, набор семян растений.

37

Способы размножения растений. Вегетативное размножение (комбинированный урок). Д.З. §40, 43 упр. 146, 147, 156   в раб. тетр.

Термины                                    Размножение. Гаметы. Сперматозоид. Яйцеклетка. Зигота. Оплодотворение.    Факты      Спорообразование, вегетативное размножение, его биологическое значение. Особенности полового размножения.                                Процессы                           Бесполое и половое размножение

Знать: термины, способы бесполого размножения. Уметь: приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно; объяснять биологическое значение вегетативного размножения.

Фронтальная беседа с использованием таблиц и рисунков учебника, сам.раб. с текстом и  выполнение зад. в раб. тетр. 144, 145, 154-158

Комнатные растения Таблица и рисунки учебника, сборник ЕГЭ.

38

Размножение водорослей и споровых растений (комбинированный урок). Д.З. §41 упр. 151, 152  в раб. тетр.

Термины                             Спорангий. Заросток. Предросток.                                Факты                               Чередование поколений у мхов и папоротников. Биологическое значение спор.                                        Процессы                   Размножение и развитие водорослей, мхов и папоротников.                                            Объекты       Хламидомонада. Улотрикс. Кукушкин лен.

Знать термины.                    Уметь описывать этапы размножения и развития водорослей, мхов и папоротников.

объяснение учителя; сам. работа с текстом учебника; выполнение зад. в раб. тетр. 148-150

Таблица и рисунки учебника, сборник ЕГЭ, демонстрационный материал.

39

Размножение голосеменных растений (комбинированный урок). Д.З. §42 упр. 153  в раб. тетр.

Термины                               Эндосперм.                                                        Пыльцевая трубка.                                Факты                               Размножение семенами. Строение пыльцы. Органы размножения голосеменных растений.                                       Процессы                   Размножение и развитие голосеменных растений. Объекты                                   Сосна обыкновенная.

Знать термины.                            Уметь описывать этапы размножения и развития голосеменных растений.

объяснение учителя; сам. работа с текстом учебника; выполнение зад. в раб. тетр. 153

Таблица и рисунки учебника, сборник ЕГЭ, демонстрационный материал.

40

Размножение покрытосеменных растений (комбинированный урок). Д.З. §44 упр. 163-165  в раб. тетр.

Термины                               Опыление. Двойное оплодотворение.                                Факты                               Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка. Способы опыления. Оплодотворение.   Процессы                   Опыление и оплодотворение у цветковых растений.

Знать термины.                            Уметь описывать этапы размножения и развития покрытосеменных растений; называть способы опыления растений; характеризовать насекомо- и ветроопыляемые растения.

объяснение учителя; сам. работа с текстом учебника; выполнение зад. в раб. тетр. 158-162

Таблица и рисунки учебника, сборник ЕГЭ, демонстрационный материал.

41

Обобщающий урок по теме «Жизнь растений» повторить  § 32-44

Повторить, обобщить, закрепить знания и умения по данной теме.

Выполнение заданий по сборнику ЕГЭ

сборник ЕГЭ

42

Контрольная работа № 3 по теме «Жизнь растений»

Проверка знаний и умений учащихся по этой теме.

Классификация растений (6 часов)

43

Основы систематики растений. Классификация цветковых растений (комбинированный урок). Д.З. §45-46  упр. 168  в раб. тетр.

Термины                               Эндосперм.                                                        Сорт. Вид.                                Факты                               Признаки растений классов Двудольные и Однодольные. Главные признаки семейств.                                       Объекты                                   Классы цветковых растений.

Знать термины.                            Уметь называть систематические группы растений; выделять главные признаки классов и семейств.

объяснение учителя; сам. работа с текстом учебника; выполнение зад. в раб. тетр. 166-167

Таблица и рисунки учебника, сборник ЕГЭ, демонстрационный материал.

44-45

Семейства класса Двудольные. Важнейшие сельскохозяйственные культуры (комбинированный урок). Д.З. §47-51  упр. 173-174  в раб. тетр.

Факты                               Значение растений основных семейств  класса Двудольные. Главные признаки семейств.                                       Объекты                                    Сельскохозяйственные растения. Лекарственные и  кормовые культуры.

Знать термины.                            Уметь узнавать растения разных семейств; приводить примеры растений.

объяснение учителя; сам. работа с текстом учебника; выполнение зад. в раб. тетр. 169-172

Таблица и рисунки учебника, сборник ЕГЭ, демонстрационный материал.

46

Семейства класса Однодольные. Важнейшие сельскохозяйственные культуры (комбинированный урок). Д.З. §52-53  упр. 178  в раб. тетр.

Факты                               Значение растений основных семейств класса Однодольные. Главные признаки семейств.                                       Объекты                                    Сельскохозяйственные растения. Лекарственные и  кормовые культуры.

Знать термины.                            Уметь узнавать растения разных семейств; приводить примеры растений.

объяснение учителя; сам. работа с текстом учебника; выполнение зад. в раб. тетр. 175-177

Таблица и рисунки учебника, сборник ЕГЭ, демонстрационный материал.

47

Обобщающий урок по теме «Классификация растений» повторить  § 45-53

Повторить, обобщить, закрепить знания и умения по данной теме.

Выполнение заданий по сборнику ЕГЭ

сборник ЕГЭ

48

Контрольная работа № 4 по теме «Классификация растений»

Проверка знаний и умений учащихся по этой теме.

Природные сообщества (4,5 часа)

49

Основные экологические факторы (комбинированный урок). Д.З. §54 упр. 183 в раб. тетр.

Термины                               Экологический фактор                               Факты                               Группы экологических факторов: биотические, абиотические и антропогенные. Влияние факторов на растения.

Знать термины.                            Уметь приводить примеры приспособлений растений к  различным условиям среды.

Фронтальная беседа с использованием таблиц и рисунков учебника, сам.раб. с текстом и  выполнение зад. в раб. тетр. 180-182

Таблица и рисунки учебника, сборник ЕГЭ, демонстрационный материал.

50

Характеристика основных экологических групп растений (комбинированный урок). Д.З. §55 упр. 188-189 в раб. тетр.

Факты                               Светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения. Растения сухих, водных и избыточно увлажненных мест обитания.

Знать термины.                            Уметь приводить примеры растений основных экологических групп.

Фронтальная беседа с использованием таблиц и рисунков учебника, сам.раб. с текстом и  выполнение зад. в раб. тетр. 184

Таблица и рисунки учебника, сборник ЕГЭ, демонстрационный материал.

51

Растительные сообщества. Взаимосвязи растений в (комбинированный урок). Д.З. §56-57 упр. 186-187 в раб. тетр.

Термины                               Фитоценозы. Растительность. Сукцессия.                               Факты                               Типы растительных сообществ. Взаимосвязи растений в сообществе. Ярусность. Причины смены сообществ.                           Процессы                                     смена растительных сообществ                 Объекты                                   растительные сообщества.

Знать термины.                            Уметь приводить примеры растительных сообществ описывать видовой состав растений разных сообществ.

Фронтальная беседа с использованием таблиц и рисунков учебника, сам.раб. с текстом и  выполнение зад. в раб. тетр. 185

Таблица и рисунки учебника, сборник ЕГЭ, демонстрационный материал.

52

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений (комбинированный урок). Д.З. §59 упр. 193 в раб. тетр.

Факты                               Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений                                                            

Знать основные направления охраны растительного мира.                            Уметь показывать на конкретных примерах отрицательное и положительное влияние деятельности человека на жизнь растений

беседа с использованием таблиц и рисунков учебника, сам.раб. с текстом и  выполнение зад. в раб. тетр. 190-192

Таблица и рисунки учебника, сборник ЕГЭ, демонстрационный материал.

53

Заключительный урок. Летние задания.

Подвести итоги изучения биологии в 6 классе; раскрыть содержание и методы выполнения летних заданий.

Методические рекомендации

Летние задания.

                                                                                                                                                                                                                         

Тестирование по теме «Жизнь растений».

Вариант 1

Выберите один правильный ответ:

1.Фотосинтез происходит:

А) в устьицах;

Б) в межклетниках;

В)в  хлоропластах.

2.Растения в процессе дыхания:

А) выделяют кислород  и поглощают углекислый газ;

Б) поглощают кислород и выделяют углекислый газ;

В) накапливают энергию в образующихся органических веществах.

3.Вода и минеральные соли передвигаются по:

А) сосудам древесины;

Б) ситовидным трубкам луба;

В) сердцевине.

4.Как называются растения, которые проходят весь цикл развития в течение одного вегетационного периода:

А) двулетние;

Б) многолетние;

В) однолетние.

5.У сосны обыкновенной женские и мужские шишки образуются:

А) на разных растениях;

Б) на одних и тех же растениях.

6.Размножение -  это:

А) увеличение количества растений;

Б) увеличение размера организма;

В) образование новых побегов.

7.Плод образуется из:

А) рыльца пестика;

Б) завязи пестика;

В) лепестков.

8.Почему во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчёлами:

А) они способствуют переносу спор растений;

Б) человек получает от них прополис и мёд;

В) пчёлы опыляют цветки плодовых растений.

Задание:

Перечислите признаки цветков насекомоопыляемых растений.

Вариант 2

Выберите один правильный ответ:

1.В процессе фотосинтеза происходит:

А) поглощение кислорода и выделение воды и углекислого газа;

Б) поглощение углекислого газа и образование кислорода.

2.Корневые волоски обеспечивают:

А) рост корня в толщину;

Б) рост корня в длину;

В) поглощение корнем из почвы воды и минеральных солей.

3.Органические вещества  передвигаются по:

А) сосудам древесины;

Б) ситовидным трубкам луба;

В) сердцевине.

4.Что такое гаметы:

А) специализированные клетки бесполого размножения;

Б) способ вегетативного размножения;

В) половые клетки.

5.Семена в шишках сосны созревают через:

А) полтора года после опыления;

Б) несколько месяцев после опыления;

В) три года после опыления.

6.Семена развиваются из семязачатков, которые находятся:

А) в тычинке;

Б) в завязи пестика;

В) в пыльнике.

7.Оплодотворение – это:

А) попадание пыльцы на рыльце пестика;

Б) перенос пыльцы насекомыми;

В) слияние мужской и женской гамет.

8.В  чем состоит  космическая роль растений:

А) в использовании солнечной энергии в процессе фотосинтеза;

Б) в поглощении из окружающей среды минеральных веществ;

В) в поглощении из окружающей среды углекислого газа.

Задание:

Перечислите признаки цветков ветроопыляемых растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...