Рабочая программа 7 кл
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Сафронова Марина Вячеславовна

по биологии 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_7_kl.docx76.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное образовательное учреждение                      «Каштановская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                                              Утверждено:                                       Рассмотрено                                      Зам. директора                                          Директор школы                                на педагогическом совете                     по УВР ____ (Родина Л. И.)                      школы______ (Пузикова Т.В.)        протокол №1 от 30. 08. 12 г.  

                                                                                                                                               

Рабочая программа по биологии 7 класса

Учитель: Сафронова М.В.                                                                                                                                         

2012-2013 УЧ.ГОД

                                                                 

Пояснительная записка.

Рабочая программа по  биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также сборника программ  по биологии для  общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника                 ( автор – составитель Г.М. Пальдяева, М.: Дрофа, 2010).

 Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.  

  Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень   лабораторных  работ.

Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности животных, условиями среды их обитания, а также с происхождением представителей различных таксономических единиц.  

Школьный курс «Биология. Животные.» имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса «Биология. Растения.» и частью специального курса цикла биологических дисциплин о животном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

При изучении данного курса у учащихся складываются представления о целостности животного организма, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой. Учащиеся узнают, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведётся в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.

  Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

Содержание курса   направлено на достижение следующих целей:

обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,

понимание ценности знаний о своеобразии царства животных в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;

сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;

дать представление о многообразии  животных организмов и принципах классификации;

сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем.

В соответствии с учебным планом МОУ  СОШ №7  на изучение  биологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 70  часов в год соответственно. Программа реализуется с помощью  учебника  «Биология: Животные. 7 класс», автор Латюшин В.В., Шапкин В.А.- М.: Дрофа, 2008.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.

Важным структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью запланировано систематически подводить итоги урока, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умениями.

В программе сформулированы цели и задачи обучения, раскрывается содержание тем. Выделены ведущие цели и основные понятия. К темам указаны лабораторные работы. При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности.

В программе указано время, отведенное на изучение тем. В связи с большим объёмом информации увеличено количество часов на изучение тем из раздела «Многообразие животных» и «Развитие животного мира на Земле», за счёт уменьшения часов, отводимых на изучение раздела «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных»  и отсутствия резервного времени.

В связи с тем, что кабинет биологии не имеет достаточной материально – технической базы, демонстрация влажных препаратов, образцов, живых экземпляров  заменена на демонстрацию рисунков и фотографий изучаемых организмов, также сокращено количество демонстраций видеофильмов. Из программы исключены экскурсии, так как нет возможности их проведения.

Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом,  работать с учебником, готовить сообщения.

На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся. При распределении заданий используется индивидуальный подход к учащимся, учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

      Для изучения курса «Биология. Животные» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, викторина.

 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в  кабинете биологии, в окружающей среде,   правил здорового образа жизни.

            Результаты изучения курса «Биология. Животные»  приведены в разделе «Требования к уровню подготовки  обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

  Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

         Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

-    текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы);

-    аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

-    аттестация по итогам года;

-    формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,  конкурсах и т.д.)

           Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению школьной  программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

1.Закон Российской Федерации «Об образовании».                                                                                                                2.Областной закон «Об образовании» в Ростовской области.                                                                            3.Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент. Региональный компонент.                                                                                                                                                  4.Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. «Дрофа». Москва 2009. 5.Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального образования, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03 2004 г. № 1089.

                                                              Основные требования к знаниям и умениям

учащихся 7 класса.

Учащиеся должны

называть:

общие признаки живого организма;

основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, подцарств, типов и классов животных;

причины и результаты эволюции. Приводить примеры;

усложнения животных в процессе эволюции;

природных и искусственных сообществ;

изменчивости, наследственности и приспособленности животных к среде обитания;

наиболее распространенных видов пород животных.

характеризовать:

строение, функции клеток животных;

деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

строение и жизнедеятельность животного организмов;

обмен веществ и превращение энергии;

особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

размножение, рост и развитие животных;

среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

искусственные  сообщества, роль человека в продуктивности
искусственных сообществ.

Обосновывать:

взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

родство млекопитающих животных и человека;

особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ  в сохранении равновесия в биосфере.

Распознавать:

организмы животных;

клетки, ткани, органы и системы органов животных;

наиболее распространенные виды животных своего региона, животных разных классов и типов.

Сравнивать:

строение и функции клеток растений и животных;

организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;

типы животных, классы хордовых, царства живой природы.

Применять знания:

о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

о  видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

о  движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов.

Делать выводы:

о клеточном строении организмов всех царств живой природы;

о родстве и единстве органического мира;

об усложнении животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.

Наблюдать:

сезонные изменения в жизни животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых
организмов.

Соблюдать правила:

приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

проведения  простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; предупреждение травматизма, стрессов, вредных привычек; профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;

Оказания первой помощи при укусах животных;

Соблюдения правил поведения в окружающей среде;

Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

В том числе

Демонстраций

Лабораторных работ

Введение

2

1

Многообразие животных.

44

5

5

2

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.

10

10

1

3

Индивидуальное развитие животных.

3

-

1

4

Развитие животного мира на Земле.

3

1

5

Биоценозы.

3

-

-

6

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

5

-

-

Итого:

70

16

7

Учебно - методический комплекс:

Федеральный Государственный стандарт.

Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа, 2010.

Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. - М.: Дрофа,2008.

Биология. Животные. 7 класс : Рабочая тетрадь/ В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. – М.: Дрофа, 2005.

        Выполнение программного материала.

Четверть

Количество часов

Лабораторных работ

Демонстраций

РК

По программе

Выполнено

По программе

Выполнено

По программе

Выполнено

1

18

3

5

2

2

14

2

-

4

3

20

1

10

5

4

18

1

1

6

год

70

7

16

17

 (70 часов, 2 часа в неделю)

        


Дополнительная литература.

Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.

Я иду на урок биологии: Зоология: Пресмыкающиеся: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.

Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.

Я иду на урок биологии: Зоология: Млекопитающие: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

Открытые уроки по биологии. 7-9 классы / авт.-сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.

Справочник учителя биологии: законы, принципы, правила, биографии ученых/ авт.-сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2010.

Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград:  Учитель, 2009.

Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

Биология. Живой организм: опорные конспекты, М.: Классикс Стиль, 2003.

Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб, ООО «Виктория плюс», 2004.

Олимпиадные задания по биологии. 6-11 классы /авт.-сост. Л.М. Кудинова. – Волгоград: Учитель, 2005.

Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы / авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2010.

Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Животные. 7 класс, 2005.

Биология. Мультимедийное сопровождение уроков. 7-11 классы. – Волгоград.: Учитель, 2010.

        Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

                                        СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ 7 КЛАССА

Животные.

(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение. Общие сведения о животном мире. (2 часа)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различие животных и растений. Систематика животных.                                                                                                             Раздел 1

Многообразие животных (44 часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие.  Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: Знакомство с многообразием ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа: Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Экскурсия: Изучения многообразия птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих.  Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.                                                                                                                                    Раздел 2

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. (10 часов)

Покровы тела. Опорно – двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторная работа: Изучение особенностей различных покровов тела.                                                                   Раздел 3

Индивидуальное развитие животных. (3 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа: Изучение стадий развития животных и определение их возраста.                                            Раздел 4

Развитие животного мира на Земле. (3 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно – анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов  как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.                                                                                       Раздел 5

Биоценозы. (3 часа)

Естественные и искусственные биоценозы ( водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.                                                                  Раздел 6

Животный мир и хозяйственная деятельность человека. (5 часов)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Контрольная работа№1 по теме: «Типы Простейшие, Губки, Черви»                                                                                                                                                          1. В пробу воды из пруда с эвгленами прилили не много раствора йода. Смесь посинела. Почему?                                                                                                                       2. Одни ученые относят эвглену зеленую к животным, другие - к растениям. Как вы думаете, на чем основываются те и другие? Кто из них прав?                                                                                                                                                                                       3. Как объяснить, что из 1/200 части тела восстанавливается целый организм гидры? Как называется это свойство организма?                                                                                                                                                                                                           4. Среди ресничных червей встречаются виды, не имеющие органов пищеварения, например морской червь конволюта. В паренхиме тела конволюты встречаются микроскопические одноклеточные водоросли зоохлореллы. Чем объясняется отсутствие органов пищеварения у таких червей?                                                                                                                                                     5. Почему аскарида, почвенные нематоды не могут вытягивать и укорачивать свое тело?                                                                                                            6. Известно, что если попробовать вытаскивать дождевого червя, заползающего в свою норку, то его скорее можно разорвать, чем вытащить. Почему?                                                                                                                                                              7. О деятельности дождевых червей известно многое. Например, ученые считают, что руины Древнего Рима оказались под землей благодаря работе дождевых червей. Объясните, как это происходит?                                                                        8. Как шло усложнение организмов от простейших   до кольчатых червей?

Контрольная работа №2  по теме: «Тип Моллюски, Иглокожие, Членистоногие»                                                                                                                                                   1. Известно, что из двустворчатых моллюсков  беззубки значительно лучше переносят содержание в аквариуме или банке, чем перловицы, которые чаще в неволе погибают. С чем это связано?                                                                                                              2.  Почему иглокожие сумели заселить все моря и океаны на глубинах и мелководьях? У речного рака, омара, лангуста по 5 пар ходильных ног. Какие другие ноги имеются у этих животных? Какие функции они выполняют?                                                                                                                                                                                                       3. В клетках тела речного рака при расщеплении органических веществ освобождается энергия, образуются ненужные для организма вещества. Через какие органы эти вещества удаляются? Каким образом вредные для организма вещества попадают в зеленые железы и жабры? Что может произойти при нарушении деятельности этих органов?                                                                                                                                                                                                                                                        4. Пауки-хищники. Их добычу составляют, как правило, разнообразные насекомые. Однако питаться пауки могут исключительно жидкой пищей. Как «разрешается» это противоречие?                                                                                                                                                                                                      5. Засушенные для коллекции раки (речной рак, омар, краб) сохраняют свою форму тела. Засушенные пауки сморщиваются, уменьшаются в размерах. Как можно объяснить такое явление?                                                                                                                                                                6. Майский жук, краб, водомерка, ягодный клоп, домовой паук, дафнии, оса, пчела, муравей. Какие из этих животных относятся к насекомым? Почему так считаете?                                                                                                                                                                                            7. Медведки, подобно кроту, делают в почве норы. Какие особенности строения конечностей способствуют роющей деятельности этого насекомого?                                                                                                                                                                                                               8. Крылья у насекомых отличаются по плотности, расположению жилок, окраске и являются важнейшим систематическим признаком. Прочитайте приведенные ниже описания насекомых и определите, кому они принадлежат. К какому отряду относятся эти насекомые:

а)        первая пара крыльев превратилась в жесткие
надкрылья, под которыми располагается вторая пара
перепончатых крыльев;

б)        крыльев две пары, обе пары перепончатые, по
крыты чешуйками;

в)        крыльев одна пара, вторая - превратилась в
жужжальца;

г)        обе пары крыльев перепончатые, первая пара
больше второй, чешуйки отсутствуют.
                                                                                                                                              9.Там, где встречаются шмели, клевер дает хороший урожай семян. Какая существует связь между урожаем семян клевера и шмелями? Имеется ли такая связь между клевером и пчелами? Ответ поясните.                                                                                                                                               10. Почему насекомые самая многочисленная группа среди ныне живущих животных? Питание большинства насекомых связано с цветковыми растениями. О чем это свидетельствует?

             Вариант I — нечетные ( 1, 3, 5, 7,9 ).                                  Вариант I I  - четные ( 2,4,6, 8, 10 ).

Контрольная работа №3 по теме: «Тип Хордовые».

Разноуровневая контрольная работа.                                                                                                                                                                 / вариант.

Пользуясь схемами, назовите основные этапы в эволюции кровеносной системы хордовых.

О чем свидетельствует наличие жаберных щелей и хорды у зародыша млекопитающих на ранних стадиях его развития?

Составьте характеристику отряда хищных. Назовите представителей данного отряда.

// вариант.

Докажите приспособленность животных к среде обитания, используя знания об эволюции дыхательной системы хордовых.

Какие из перечисленных признаков характеризуют наиболее высокоорганизованных хордовых животных:

кожа покрыта чешуей;

развит волосяной покров;

есть диафрагма;

холоднокровные;

есть молочные железы;

развита кора больших полушарий;

сердце трехкамерное;

есть плацента;

внутреннее оплодотворение.

Объясните значение указанных вами признаков в жизни животных.

3)        Почему некоторые хордовые ведут ночной образ
жизни? Приведите примеры таких животных.

/// вариант.

Какие преимущества получили хордовые в результате развития отделов головного мозга?

Можно ли по строению копыта определить среду обитания животного? Ответ подтвердите примерами.

Кто такие «звери»?

IV        вариант.

Приведите примеры разных способов передвижения хордовых животных и объясните, каким образом это связано с их гетеротрофным питанием.

Можно ли определить, чем питается хордовое животное, по строению его зубов. Ответ поясните примерами.

Почему в жару собака высовывает язык, а лошадь даже после быстрого бега - нет?

V        вариант.

Докажите зависимость способов размножения хордовых от среды обитания.

Какое значение в жизни некоторых теплокровных имеет зимняя спячка?

Почему бегающего страуса и плавающего пингвина называют птицами?

Контрольная работа №4 по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем»

1.Для чего нужны покровы тела? Можно ли утверждать, что покровы тела эволюционно усложняются?

2.У каких животных наружный, а у каких — внутренний скелет?

З.Что лежит в основе эволюционных изменений ОДС?

4.Какие существуют основные способы передвижения животных? Почему нельзя утверждать, что существует универсальный способ движения в любой среде обитания?

5.Какие особенности строения пищеварительной системы млекопитающих позволяют утверждать, что строение и функция органа взаимосвязаны?

6.Как, зная закономерности обмена веществ, управлять ростом и развитием животного?

7.Каковы основные функции крови?

8.С чем связано отсутствие мочевого пузыря у птиц?

9.Что общего между инстинктом и рефлексом?

10.Каково значение органов чувств для животного?

11.Какие изменения нервной системы связаны с выходом животных на сушу?

12.Докажите, что без органов чувств животное не выживет.

13.У каких животных органы размножения отсутствуют?

14.У каких животных наблюдается живорождение и каковы его преимущества?

15.Что позволяет утверждать, что развитие зародыша млекопитающего в специализированном органе тела лучше, чем в естественной среде обитания?

16.Какие животные называются гермафродитами, а какие раздельнополыми?

Вариант I — нечетные ( 1, 3, 5, 7,9, 11, 13, 15).

Вариант I I  - четные ( 2,4,6, 8, 10, 12, 14, 16).



Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Тема урока

Лабораторные работы

Демонстрации

Оборудование

Домашнее задание

Цели и задачи

                                                                                                                      Введение (2 часа)

1

3.09

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура.

Портреты ученых

§1

Называть:

Предмет изучения зоологии

Систематические категории

Описывать: методы изучения животных

Объяснять: значение классификации животных

Характеризовать этапы развития зоологии Называть области применения зоологических знаний

Отличать животных от растений

2

7.09

Современная зоология.

Таблица «Царства органического мира»

§2

Раздел 1. Многообразие животных (44 часа)

3

10.09

Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики: среда и места обитания, образ жизни и поведение, значение в природе и жизни человека.

Микропрепараты простейших, рисунки простейших.

Таблица «Простейшие», рисунки и фотографии различных простейших

§3, инд. задания

Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев.

Описывать органоиды передвижения простейших.

Объяснять общность происхождения животных и растений.

Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности.

4

17.09

Жгутиконосцы, инфузории: особенности жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека.

Рисунки инфузорий, микропрепараты простейших.

Таблица «Эвглена  зеленая», Таблица «Инфузория туфелька»

§4

5

20.09

Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и в жизни человека.

Таблица «Губки»

§5, инд. задания.

Называть способы защиты от врагов

Распознавать и описывать строение слоев губок

Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими

Доказывать, что губки- многоклеточные организмы.

Характеризовать значение губок

6

24.09

Тип Кишечнополостные: многообразие, особенности жизнедеятельности.

Рисунки и фото гидры, медуз, кораллов, видеофильма.

Таблица «Строение гидры», Таблица «Медузы»

§6, инд. задания.

Распознавать и описывать строение кишечнополостных

Объяснять значение термина «кишечнополостные».

Выделять сходства между губками и кишечнополостными

7

28.09

Тип Плоские черви: многообразие, образ жизни и поведения. Значение в природе и жизни человека.

Таблица «Белая планария», Таблица «Печеночный сосальщик», Таблица «Бычий цепень»

§7, инд. задания.

Давать определение основным понятиям.

Распознавать и описывать представителей типа Плоские черви

Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей..

8

1.10

Тип Круглые черви: многообразие, жизнедеятельность.

Таблица «Круглые черви», влажные препараты круглых червей.

§8, разработать памятку мер по предупреждению заражения паразитическими червями.

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Выделять особенности строения.

Объяснять меры профилактики заражения.

Сравнивать плоских и круглых червей.

9

5.10

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые: биологические и экологические особенности.

Таблица «Кольчатые черви».

§9, подг. к л/р.

Перечислять внутренние органы различных систем.

Объяснять значение полихет в природе.

Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви.

Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

10

8.10

Классы Олигохеты и Пиявки: особенности жизнедеятельности.

№1  «Знакомство с многообразием кольчатых червей».

Таблица «Строение дождевого червя». Таблица «Пиявки», дождевой червь, лупа.

§10

Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании..

Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

11

12.10

Контрольная работа №1 по теме: «Типы простейшие, губки и черви»

Текст контр. работы

Контроль знаний и умений учащихся

12

15.10

Тип Моллюски: общая характеристика.

Таблица «Строение моллюска», живые моллюски и их влажные препараты.

§11, инд. задания.

Распознавать и описывать животных типа Моллюски.

Выделять особенности внешнего строения моллюсков.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

13

19.10

Классы моллюсков: особенности жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека.

Рисунки и фото разнообразных моллюсков и их раковин.

Таблица «Многообразие моллюсков»

§12

14

22.10

Тип Иглокожие: биологические и экологические особенности.

Рисунки и фото морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Таблица «Иглокожие».

§13, ответить на вопросы на странице 56

Узнавать по рисункам представителей иглокожих.

Описывать строение иглокожих в природе.

Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания.

Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных.

15

26.10

Тип Членистоногие. Классы Ракообразные, Паукообразные.

№2  «Знакомство с многообразием ракообразных».

Таблица «Строение рака», Таблица «Паукообразные», влажные препараты речного рака.

§14, инд. задания.

Распознавать животных типа Членистоногих.

Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.

Выделять особенности строения членистоногих.

16

29.10

Класс Насекомые - общая характеристика.

№3  «Изучение представителей отрядов насекомых».

Таблица «Строение майского жука», коллекции насекомых.

§15, инд. задания.

Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.

Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.

Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.

17

2.10

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

Таблица «Многообразие насекомых».

§16, инд. задания

Распознавать и описывать представителей отрядов, обитающих в нашем  крае.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране.

Объяснять название «жесткокрылые».

Характеризовать роль в природе и жизни человека.

Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

18

12.11

Отряды насекомых: стрекозы, вши, клопы, жуки.

Таблица «Многообразие насекомых».

§17, инд. задания

19

16.11

Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые.

Таблица «Многообразие насекомых».

§18, инд. задания

20

19.11

Отряд перепончатокрылые: общая характеристика, образ жизни.

Таблица «Перепончатокрылые»

§19, повт. §15- §17

Определять принадлежать к отряду, классу, типу.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по  их охране.

Объяснять роль  в природе и жизни человека.

Объяснять, почему пчёл и муравьев называют общественными насекомыми.

21

23.11

Обобщающий урок по темам: «Тип Моллюски», «Тип Иглокожие», «Тип Членистоногие»

Таблица «Многообразие насекомых».

Записи в тетради, повторить  §11-§19

Обобщить и систематизировать знания учащихся

22

26.11

Контрольная работа № 2 по темам: «Тип Моллюски», «Тип Иглокожие», «Тип Членистоногие»

Текст контр. раб.

Контроль знаний и умений учащихся

23

30.11

Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Черепные: общая характеристика.

Таблица «Ланцетник», Таблица «Миноги и миксины».

§20

Распознать животных типа Хордовых.

Выделять особенности строения ланцетника для жизни воде.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

24

3.12

Классы рыб: общая характеристика.

№4  «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Таблица «Строение рыбы», аквариум, влажные препараты рыб.

§21, инд. задания.

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Распознавать и описывать внешне строение и особенности передвижения.

Выделять особенности строения рыб.

25

7.12

Класс Хрящевые рыбы: общая характеристика отрядов.

Таблица «Хрящевые рыбы»

§22, инд. задания.

Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб.

Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками.

Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания.

26

10.12

Костные рыбы: общая характеристика отрядов.

Таблица «Костные рыбы».

§22, инд. задания.

Распознавать и описывать представителей костных рыб.

Приводить примеры видов рыб, обитающих в Красноярском крае.

Характеризовать по плану отряды костных рыб.

Объяснять значение кистепёрых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных.

27

14.12

Класс Земноводные, или Амфибии: общая характеристика, многообразие.

Таблица «Земноводные»

§24, инд. задания

Распознавать и описывать внешнее строение Земноводных.

Выделять особенности строения в связи со средой обитания.

 Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб.

Объяснять:

Роль  в природе и жизни человека

Происхождение земноводных.

28

17.12

Класс Пресмыкающиеся, или рептилии: общая характеристика. Отряд Чешуйчатые.

Таблица «Многообразие пресмыкающихся», Таблица «Чешуйчатые».

§25, инд. задания

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространённых представителей класса.

Выявлять особенности строения пресмыкающихся.

Доказывать:

Что пресмыкающиеся – более высокоорганизоыанрные животные по сравнению с земноводными

Происхождение пресмыкающихся от земноводных.

29

21.12

Отряды Пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы: биологические и экологические особенности.

Таблица «Черепахи», Таблица «Крокодилы»

§26

31

24.12

Класс Птицы: общая характеристика.

№5  «Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни».

Таблица «Строение голубя», рисунки и фото птиц, наборы перьев.

§27 до стр. 136

Распознавать и описывать внешнее строение птиц.

Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полёту.

Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями..

Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся.

Распознавать и описывать наиболее распространённых представителей класса птиц, домашних птиц

Определять принадлежность птиц к определённым отрядам.

Объяснять:

Роль в природе и жизни человека

Необходимость защиты

Многообразие птиц СК

32

28.12

Отряд Пингвины: биологические и экологические особенности.

Рисунки и фото пингвинов.

§27 до конца, инд. задания.

33

14.01

Отряды Птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

Рисунки и фото представителей отрядов

§28

34

18.01

Отряд хищные птицы: биологические и экологические особенности.

Рисунки и фото хищных птиц.

§29, до стр.129, инд. задания.

35

21.01

Отряд куриные: особенности строения и жизнедеятельности

Рисунки и фото куриных

§29 до конца.

36

25.01

Отряд Воробьинообразные: биологические особенности, многообразие.

Рисунки и фото воробьинообразных.

§30 до стр.154, повт.  §29

37

28.01

Отряд Голенастые: общая характеристика. Значение птиц.

Рисунки и фото голенастых

§30 до конца, повт. §27- §29.

38

1.02

Класс Млекопитающие: общая характеристика. Однопроходные и Сумчатые.

Рисунки и фото Однопроходных и Сумчатых.

§31, до стр.160

Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих.

Выявлять  приспособления  во внешнем строении млекопитающих к среде обитания.

39

4.02

Отряды Насекомоядные и Рукокрылые: биологические и экологические особенности.

Рисунки и фото Насекомоядных и Рукокрылых

§31 до конца, инд. задания.

Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять:

Роль в природе и жизни человека

Меры охраны

Выявлять  приспособления  во внешнем строении к среде обитания.

40

8.02

Отряды Грызуны, Зайцеобразные: образ жизни, многообразие.

Рисунки и фото представителей отрядов

§32, инд. задания.

Определять принадлежность млекопитающих к определённому отряду

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять:

Роль в природе и жизни человека

Меры по охране

41

11.02

Отряды Китообразные, Ластоногие: биологические и экологические особенности.

Рисунки и фото Китообразных и Ластоногих.

§33до стр. 174

42

15.02

Отряды Хоботные, Хищные: образ жизни, поведение, многообразие.

Рисунки и фото Хоботных и Хищных.

§33 до конца.

Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять роль в природе и жизни человека

.

43

18.02

Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные: многообразие, образ жизни, строение.

Рисунки и фото представителей отрядов

§34, инд. задания.

44

22.02

Отряд Приматы: общая характеристика, многообразие.

Рисунки и фото приматов.

§35, повторить §31- §34, инд. задание.

Определять принадлежность млекопитающих к отряду.

Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять родство человека с приматами

45

1.03

Обобщающий урок по теме: «Тип Хордовые».

 повторить §20- §35, инд. задание.

Обобщить и систематизировать знания учащихся

46

4.03

Контрольная работа № 3 по темам: «Тип Хордовые».

Текст контр. раб.

Контроль знаний и умений учащихся

Раздел 2.  Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (13 часов)

47

11.03

Покровы тела.

№6  «Изучение особенностей различных покровов тела»

Рисунки и фото покровов тел различных групп животных.

Рисунки и фото простейших, червей, членистоногих. Влажный препарат тела рака, моллюска. Таблица «Кожа», Таблица «Птицы».

Выучить §36, повторить §14.

Называть функции покровов тела.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих.

Выявлять приспособления в покровах тела к среде обитания.

48

15.03

Опорно- двигательная система.

Рисунки и фото скелетов различных групп животных.

Таблица «Строение рыбы», «Скелет земноводного», «Скелет млекопитающего»

§37, повторить §9, §11.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы ОДС

Называть функции ОДС, типы скелетов

Выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих.

Сравнивать скелеты позвоночных.

49

18.03

Способы передвижения животных. Полости тела.

Рисунки и фото различных групп животных.

Рисунки простейших, червей, моллюсков. Дождевой червь и улитка

§38, повторить §14, §15.

Приводить примеры животных, имеющие разные полости тела.

Давать определения терминам: полость тела, первичная полость тела, вторичная полость тела.

Распознавать и описывать способы передвижения животных.

Выявлять приспособления организмов к передвижению.

50

22.03

Органы дыхания и газообмен.

Рисунки и фото органов дыхания различных групп животных.

Рисунки и фото простейших, червей, моллюсков, насекомых. Таблица «Строение пресмыкающихся», Таблица «Строение земноводного», Таблица «Строение голубя», Таблица «Строение собаки».

§39, повторить §27, §31.

Называть пути поступления кислорода в организм животных.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Сравнивать строение органов дыхания.

51

1.04

Органы пищеварения. Обмен веществ и  превращение энергии.

Рисунки и фото органов пищеварения различных групп животных.

Таблицы строения органов пищеварения простейших, червей, членистоногих, рептилий, рыб, птиц, земноводных, млекопитающих и др.

§40, повторить §24

Называть функции органов пищеварения.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения

Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания.

Объяснять взаимосвязь  строения органов пищеварения и их

52

5.04

Кровеносная система. Кровь.

Рисунки и фото строения кровеносной системы различных животных.

Таблицы строения кровеносной системы дождевого червя, улитки, рыбы, земноводных, птиц, млекопитающих и др.

§41, повторить §9, §17.

Называть функции кровеносной системы.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы.

Сравнивать строение органов кровеносной системы у разных групп организмов.

53

8.04

Органы выделения.

Рисунки и фото строения органов выделения различных животных.

Таблицы строения выделительной системы простейших, червей, моллюсков, членистоногих, рыб, земноводных, рептилий, пресмыкающихся и др.

§42, повторить §6, §15.

Называть функции выделительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

54

12.04

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Рисунки и фото строения нервной системы различных животных.

Таблицы строения нервной системы гидры, червей, моллюсков, членистоногих, хордовых.

§43, повторить §11, § 21.

Называть функции нервной системы.

Распознавать и описывать на таблицах  и рисунках органы нервной системы и поведение животных.

Давать определение терминам: нейрон, аксон, дендрит, рефлекс, инстинкт и др.

Сравнивать строение органов нервной системы.

Объяснять взаимодействие между строением и функцией органов нервной системы.

Выявлять приспособления с строении органов нервной системы к среде обитания.

Наблюдать за поведением животных.

55

15.04

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

Рисунки и фото органов чувств различных животных.

Рисунки и фото червей, моллюсков, членистоногих, хордовых.

§44, повт. §25, §31.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Сравнивать строение органов чувств.

56

19.04

Продление рода. Органы размножения. Способы размножения.

Рисунки и фото строения органов размножения различных животных.

Таблица строения половой системы у червей, моллюсков, членистоногих, хордовых. Таблица «Размножение простейших», «Размножение гидры». Таблица «Развитие лягушки», «Развитие бабочки», влажные препараты двустворчатых моллюсков.

§45-46, повт. §3, §6.

Называть функции органов размножения.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения.

Приводить примеры животных с различным типом размножения.

57

22.04

Периодизация и продолжительность жизни животных.

Рисунки и фото различных животных.

§47-48

Называть периоды в жизни животных 

Характеризовать возрастные периоды домашних животных.

58

26.04

Обобщающий урок по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем».

 повторить §36- §48, инд. задание.

Обобщить и систематизировать знания учащихся

59

29.04

Контрольная работа № 4 по темам: «Эволюция строения и функций органов и их систем».

Текст контр. раб.

Контроль знаний и умений учащихся

Раздел 4. Развитие животного мира на Земле. (3 часа)

60

3.05

Доказательства эволюции животных.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Палеонтологических доказательств эволюции.

Таблица «Сходство зародышей позвоночных животных».

Портрет Ч. Дарвина.

§49, инд. задания.

§50

Давать определение термину эволюция

Называть доказательства эволюции,  факторы эволюции

Приводить доказательства эволюции животного мира, примеры действия факторов эволюции

61

6.05

Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Рисунки птиц, водных животных, наземных животных, подземных животных.

§51

Называть основные этапы развития животного мира на Земле

Выделять приспособления                                   в строении и функциях                      у многоклеточных                             в отличие                                          от одноклеточных организмов

Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных.

62

10.05

Ареал. Закономерности размещения. Миграции.

Зоогеографическая карта.

§52, повт. §49- §51.

Раздел 5. Биоценозы. (3 часа)

63

13.05

Естественные и искусственные биоценозы.

Факторы среды и их влияние на биоценоз.

Таблица «Биоценоз леса», «Биоценоз водоема».

§53

§54

Давать определение понятию биоценоз.

Приводить примеры биоценозов

Распознавать и описывать компоненты биоценоза.

Называть основные среды жизни.

Описывать условия среды обитания..

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Объяснять влияние среды обитания на животных.

64

17.05

Цепи питания, поток энергии.

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Таблица «Цепи и сети питания в биоценозе».

Коллекции насекомых- вредителей, фото гнезд птиц.

§55

§56

Давать определению понятиям цепь  питания, пищевые связи

Приводить примеры цепей питания, взаимосвязей компонентов биоценоза

65

20.05

Обобщающий урок по темам: «Развитие животного мира» и  «Биоценозы»

 повторить §50- §56, инд. задание.

Обобщить и систематизировать знания учащихся

Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. (5 часов)

66

24.05

Воздействие человека и его деятельности на животных.

Таблица «Промысловые птицы», «Пушные звери».

§57, повт. §29, §34.

Приводить примеры редких и охраняемых животных.

Объяснять меры по охране животных.

67

27.05

Одомашнивание животных.

Таблица «Домашние животные»

§58

68

27.05

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

«Красная книга. Животные».

§59

69

30.05

Охрана и рациональное использование животного мира.

Карта России, Красная книга

§60

70

30.05

Обобщающий урок. Летние задания.

Задания на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...