Открытый урок по теме:" Разнообразие плодов".
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

                                                  Тема: Разнообразие плодов.

 

Цели: 1.Познакомить учащихся с разнообразием плодов.

            2. Формировать знания о сходствах и различиях плодов растений.

            3. Развивать зрительное восприятие, навыки сопоставительного анализа через сравнение и              определение видов плодов.

4. Воспитывать внутреннюю мотивацию к учению через использование нестандартных форм работы.

 

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, схема цветка, рисунки с названиями видов плодов, образцы натуральных плодов, загадки, поднос с дарами осени, карточки для выполнения задания.

 

Ход урока.

 

  1. Организационный момент

 (проверка готовности к уроку, психологический настрой учащихся)

- Сегодня  у нас с вами интересная и вкусная тема урока. Но прежде, чем о ней узнать, нам необходимо повторить материал предыдущих уроков.

 

II. Повторение пройденного материала

 

 (работа с экраном,1 слайд « Строение цветка»)

 

- Какую часть растения мы изучали на прошлом уроке?

- Давайте повторим основные части цветка. Посмотрите на схему. Я буду называть части цветка, а вы - записывать, под каким номером она стоит. Закройте на минутку глаза, вспомните строение цветка. Готовы? Берем листочки и ручки, записываем цифры в ряд: цветоножка, тычинка, лепесток венчика, пестик, чашелистики (выполнение задания)

А теперь  поменяйтесь листочками, проверьте, как выполнили задание ваши соседи по парте. Проверяем по схеме: 5,2,1,3,4. Ставим цветным карандашом оценки: нет ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3-4 ошибки - «3» (взаимопроверка, затем проверка учителем)

 

III. Актуализация опорных знаний.

 

- Скажите, какие части цветка являются главными? (пестик, тычинки)

- Что  развивается в цветке из пестика? (плод)

- При каких условиях  это может произойти? (если пыльца с тычинкой попадет на пестик)

- Как называется этот процесс? (опыление)

- Назовите способы опыления цветков (самоопыление, перекрестное опыление)

 

IV. Постановка темы и целей урока.

 

- Как только произойдет опыление, цветки увядают, чашечка и венчик осыпаются, тычинки опадают. И остается только нижняя часть пестика, из которой развивается плод, а в нем одно или несколько семян. Постепенно  плод и семена в нем увеличиваются в размерах, то есть растут, и у каждого растения образуется свой особенный плод. Итак, сейчас я могу назвать тему нашего урока: «Разнообразие плодов». Сегодня мы с вами исследуем разные виды плодов, выясним, чем они похожи друг на друга и чем отличаются.

 

V. Изучение нового материала (2 слайд «Разнообразие плодов»)

 

 

 

 

 

 

 

 

- У нас на столах имеются плоды растений. Рассмотрите их внимательно. Давайте вместе подумаем. Чем они различаются между собой? (по цвету, форме, размерам, по вкусу, по мягкости)

- Учёные  объединяют все плоды в две большие группы: сухие и сочные (составление схемы  «Плоды» с рисунками и названиями видов плодов)

- Какие плоды мы отнесем к сочным? (мягкие, в них много мякоти, сока)

- Какие плоды отнесем к сухим? (твердые, не имеют сочной мякоти)

- Мы  с вами говорили только о различиях. А есть ли что-нибудь общее во всех этих плодах?  (в них  есть семена)

-В разных плодах количество семян разное, и поэтому признаку плоды также объединяют в группы.

Сочные плоды:

     Сочные плоды, в мякоти которых много семян, называют ягодами (смородина, помидор, арбуз, кабачок)

     • У некоторых растений в мякоти плода находится косточка, а внутри нее одно семя; такой плод называют костянкой (слива, абрикос, персик)

Среди сухих также имеются плоды с одним семенем:

      • Орех (орешник, кедр)

      • Семянка (подсолнечник, георгин, календула)

      • Зерновка (рожь, пшеница, кукуруза)

Есть такие плоды, в которых много семян:

      • Боб (горох, фасоль, клевер)

      • Коробочка (мак)

- Количество семян, поспевающих на одном растении, разное. У некоторых  за год созревают десятки и сотни тысяч семян. Например, у крапивы - 100000, у подорожника - 14000. Как вы думаете, зачем растениям нужно столько семян (чтобы не исчезнуть с лица земли, сохранить свой род).

- А вот человеку, чтобы сохранить свой род, нужно быть здоровым и крепким. Давайте, сейчас выполним несколько упражнений, чтобы отдохнуть и укрепить свое здоровье.

(динамическая пауза)

 

VI. Закрепление материала.

 

1. Определение видов плодов.

- Все вы, наверно, слышали пословицу: « Весна красна цветами, а осень - пирогами». Действительно, осень щедро делится с нами богатым урожаем плодов. Об этом говорится и в стихотворении Т.Боковой «Праздник урожая» (чтение учителем)  ( 3 слайд «Дары осени»)

 

 

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

На полях идет уборка-

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Уродился урожай –

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в  непогоду

Пригодится урожай!

- Сейчас мы отравимся с  вами в сады и огороды за загадками. Посмотрите, что мы можем здесь собрать! (поднос с плодами)   ( 4 слайд «Поднос фруктами и овощами»)

 

 Но сначала нам нужно отгадать загадки, найти отгадку на подносе и определить какой это плод.

1. Хлебороб ее растил, а созрела – отпустил.

   Среди нас друзей нашла, черным хлебом к нам пришла.

2.Он из тыквенной родни, на боку лежит все дни

   Как желтый чурбачок под названьем…

3. Было зеленое платье атласное.

    Нет, не понравилось, выбрала красное.

    Но надоело также и это – выбрала платье синего цвета

4. Помидору брат, а кумачу не рад.

    Он в лиловой одежке не краснеет даже в лежке.

5  Ягоды - не сладость, зато глазу - радость.

    И садам украшенье, и дроздам угощенье.

6. Круглый, зрелый,  загорелый,

    Попадался на зубок,

    Расколоться все не мог,

    А попал под молоток,

    Хрустнул раз – и треснул бок.

 

7. Была зеленой, маленькой,

    Потом я стала аленькой. 

    На солнце почернела я,

    И вот теперь я спелая.

 

8. Кустом в лесу, в саду растет и белым зонтиком цветет.

    Созреет красной, как малина, но это горькая…

 

9. С ним сдружились мы давно, дарит он крупу и толокно,

    И муку, и кашу, и печенье,

    Благодарим его за угощенье

2. Работа в карточках.

- А теперь поработаем самостоятельно. Я даю вам карточки, в которых

Нужно записать растение, название его плода, определить вид плода

И количество семян внутри плода (слабой группе - 1 растение, сильной - 3 растения)

 

 

Названия растения

Название плода

Сухой или сочрый

Односеменной или многосеменной

рябина

ягода

сочный

многосеменной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Подведение итогов

 

   -Давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке (повторение с использованием                 схемы на доске, хором читаем ответы на вопросы учителя)

-На какие две группы делят все плоды?

-Назовите группы сочных плодов.

-Назовите группы сухих плодов.

 

VIII. Домашнее задание

 

   -Скажите, для чего человек выращивает различные плоды? (для употребления в пищу, изготовления лекарств, сырье для промышленности)

 

-Чтобы вы больше узнали о значении плодов, я хочу дать вам творческое домашнее задание: подготовить сообщение на тему «Кладовая витаминов». Нужно выбрать плод, который вам больше нравится, выполнить рисунок и написать небольшой рассказ о его значении. Чтобы еще раз вспомнить пройденный материал, прочитайте на стр.24-27.

 

IX. Постановка перспективной цели

  -На этом наше знакомство с плодами не заканчивается. Когда мы начнём изучать группы растений,               полученные сегодня знания вам очень пригодятся, так как мы будем рассматривать плоды каждого растения, понадобятся и ваши сообщения по данной теме.

 

X. Оценивание работы учащихся на уроке, выставление оценок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный урок животноводства ТЕМА: "Разнообразие животных в природе"

ЦЕЛЬ: формировать понятие «звери», «птицы», «земноводные», «Рыбы», «насекомые», «черви», «моллюски», «раки», «пауки»;- Развивать умение сравнивать, наблюдать;- Воспитывать любовь к природе, жела...

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Разнообразие организмов"

.Урок разработан с целью систематизировать и обобщить знания учащихся о многообразии, особенностях строения организмов, относящихся к разным царствам органической природы, их роли в природе и жизни че...

Урок по теме "Разнообразие голосеменных"

В данном продукте имеется технологическая карта урока и презентация....

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс

Сегодня на уроке:Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.Побываем в роли селекционеров....

Открытый урок по теме: "Разнообразие природы Африки"

laquo;Разнообразие  природы Африки»Цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения  имеющихся знаний и умений  для  составления и...