элективный курс "Наследственность и здоровье"
элективный курс по биологии (10 класс) по теме

Сутягина  Марина Александровна

 

Программа факультатива «Наследственность и здоровье” предназначена для учащихся 10–11 классов. С моей  точки зрения в программе “Общая биология” не достаточно времени уделяется изучению вопросов, касающихся наследственности человека, в связи с этим учащимся, интересующимся генетикой, мы предлагаем данный курс. В этом курсе рассматриваются как теоретические, так и практические работы по решению генетических задач, знакомящих обучающихся с многообразием наследственных заболеваний их лечений и профилактикой. Решение задач, как учебно-методический прием при изучении вопросов наследственных заболеваний способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, расширяет кругозор учащихся. Использование задач развивает у школьников логическое мышление, позволяет им глубже понять учебный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_nasledstvennost_i_zdorove.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультативного

курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"

Автор:  учитель биологии Сутягина М.А.

Пояснительная записка

Программа факультатива «Наследственность и здоровье” предназначена для учащихся 10–11 классов. С моей  точки зрения в программе “Общая биология” не достаточно времени уделяется изучению вопросов, касающихся наследственности человека, в связи с этим учащимся, интересующимся генетикой, мы предлагаем данный курс. В этом курсе рассматриваются как теоретические, так и практические работы по решению генетических задач, знакомящих обучающихся с многообразием наследственных заболеваний их лечений и профилактикой. Решение задач, как учебно-методический прием при изучении вопросов наследственных заболеваний способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, расширяет кругозор учащихся. Использование задач развивает у школьников логическое мышление, позволяет им глубже понять учебный материал.

Цели курса:

1. Углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией по наиболее важным и значимым проблемам наследственности человека как факторе здоровья.

2. Ознакомить обучающихся с основными методами изучения генетики человека, на конкретных заболеваниях, рассмотреть последствия мутаций затрагивающих генотип человека.

3. Показать учащимся, что знания законов генетики позволяет предупредить наследственные болезни или ослабить их проявление.

Для обеспечения эффективного медико-генетического консультирования необходима пропаганда генетических знаний, осведомленности населения в вопросах наследственных болезней.

В основу данного курса положены принципы: углубления и систематизации знаний, полученных при изучении основного курса, прикладной направленности курса,

развитие интереса учащихся к самостоятельному приобретению знаний, через подготовку сообщений, написание рефератов, поиск серьезных источников информации, в которых знания излагаются в точном соответствии с современным состоянием науки. Это поможет реализовать исследовательский подход, вовлечь учащихся в поисковую, творческую деятельность.

Курс позволит учащимся усвоить основные понятия, термины и законы генетики, разобраться в генетической символике, объяснить жизненные ситуации с точки зрения генетики, подготовиться к ЕГЭ, а может и выбору профессии биологической направленности.

Задачи:

Развивающие

1. Сформировать знания о материальных носителях наследственности.

2. Сформировать знания учащихся о здоровье не только как о состоянии благополучия организма, но и как процесс постоянного поддержания этого благополучия.

3. Показать, что на здоровье влияют разные типы наследования, в том числе и цитоплазматическая наследственность.

4. Рассмотреть причины возникновения и основные типы мутаций, влияющих на наследственность и здоровье.

5. Сформировать знания обучающихся о методах изучения наследственности человека и профилактике обнаружении и лечения наследственных заболеваний.

Обучающие

1. Формировать умение пользоваться генетическими навыками при решении генетических задач.

2. Способствовать умению применять теоретические знания в различных жизненных ситуациях.

Воспитательная

1. Способствовать формированию негативного отношения к факторам, снижающим здоровья.

Критерии оценки успешности

Ученик получает зачет при условии выполнения заданий 75-100%. В задания входят – решение задач, письменные ответы по карточкам, тестирование, успешные ответы. Дополнительные балы ученик получает:

1. Использование Интернет технологий.

2. Выполнение заданий сверх обязательного минимума.

3. Доклады в школе или за её пределами.

Организация учебной работы

По возможности проводить лабораторные работы, использовать при решении задач часто встречающиеся заболевания. Глубокому и осмысленному усвоению знаний способствуют целенаправленное решение различных задач, организация самостоятельной деятельности. Важным структурным компонентом данного курса является достижение планируемых результатов различными способами.

Требование к результатам изучения курса.

Учащиеся должны знать:

- Основные понятия, термины и законы генетики

- Генетическую символику

Учащиеся должны уметь:

- Правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач.

- Решать типичные задачи.

- Логически рассуждать и обосновывать выводы.

Учебный план

№ раздела

Наименование темы, раздела

Количество часов

Форма контроля

всего

Лекционных

Практических.

 

Введение

2

 

 

 

1.1.

Здоровье как состояние полного благополучия организма. Современный “стандартный”, “средний” человек.

 

 

 

 

1.2.

Здоровье как норма реакции на окружающую среду.

 

 

 

 

 

История изучения человеческого организма от Аристотеля до наших дней

3

 

 

 

2.1.

Ученые древности и средневековья об организме человека и изучения наследственности.

 

 

 

 

2.2.

Парацельс, Андреас Везалий, Вильям Гарвей, Леонардо- да Винчи, - ученые эпохи возрождения.

 

 

 

 

2.3.

Великие отечественные физиологи. Сеченов, Ухтомский, Павлов. Создатель топографической анатомии.

 

 

 

 

3

Наследственность как фактор здоровья

1

 

 

 

 

Задачи изучения наследственности человека. Почему наследственность является фактором здоровья.

 

 

 

 

4.

Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток человека

4

 

 

 

4.1.

Кариотип, строение хромосом. Типы хромосом. Практическое занятие “Кариотип и строение хромосом человека”. Группы хромосом. Выявление аномалий в числе хромосом и установление синдрома.

 

 

1

 

4.2.

Генетика пола. Аутосомы и половые хромосомы.

 

 

 

 

4.3.

Геном человека. Практическая работа. “Изучение микропрепарата щечного эпителия”.

 

 

2

 

5.

Методы изучения наследственности человека.

4

 

 

 

5.1.

Генетика человека. Цитогенетические и биохимические методы изучения наследственности человека.

 

 

 

 

5.2.

Генеалогический метод. Родословные древа известных людей.

 

 

 

 

5.3.

Близнецовый метод. Близнецы как биологическое явление.

 

 

 

 

5.4.

Практическое занятие “Составление родословного генеалогического древа”

 

 

3

 

6.

Болезни человеческого организма

15

 

 

 

6.1.

Мутации в клетках человека. Их классификация.

 

 

 

 

6.2.

Аутосомно-доминантное наследование.

 

 

 

 

6.3.

Практическая работа. Решение задач на аутосомно-доминантное наследование.

 

 

4

 

6.4.

Аутосомно-рецессивный тип наследования и связанные с ним наследственные болезни.

 

 

 

 

6.5.

Практическая работа. Решение задач на Аутосомно-рецессивный тип наследования.

 

 

5

 

6.6.

Болезни, связанные с половыми хромосомами. Болезни, связанные с Х-хромосомой.

 

 

 

 

6.7.

Практическая работа. Решение задач.

 

 

 

тест

6.8.

Болезни сцепленные с У-хромосомой

 

 

 

 

6.9.

Практическая работа. Решение задач.

 

 

 

 

6.10.

Хромосомные наследственные болезни.

 

 

 

 

6.11.

Геномные наследственные болезни.

 

 

 

 

6.12.

Мультифакториальные наследственные заболевания. Болезни с наследственной предрасположенностью.

 

 

 

 

6.13.

Мультифакториальные наследственные заболевания.

 

 

 

 

6.14.

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

 

 

 

 

6.15.

Обобщающее занятие - самостоятельное решение задач (мини-решебники)

 

 

 

тест

7.

Влияние вредных привычек на здоровье человека.

4

 

 

реферат

7.1.

Риск рождения неполноценных детей при употреблении алкоголя.

 

 

 

 

7.2.

Влияние курения на здоровье женского организма.

 

 

 

реферат

7.3.

Последствия хронической интоксикации организма ( токсикомания и наркомания) на будущее поколение.

 

 

 

 

7.4.

Пагубное влияние на развитие плода лекарственных препаратов.

 

 

 

 

8.

Итоговое занятие

1

 

 

тест

Итого: 34 часа.


Содержание курса

Общее количество часов – 34

1. Введение (2 часа).

Здоровье как состояние полного физического, психического, репродуктивного, социального и духовного благополучия. Аспекты здоровья: интеллектуальный, эмоциональный. социальный. личностный. Здоровье и болезнь. Здоровье как норма реакции на окружающую среду. Современный “стандартный”, “средний” человек.

2. История изучения человеческого организма и его наследственности

От Аристотеля до наших дней (3 часа)

Гиппократ – реформатор древней медицины. Аристотель – величайший ученый и философ Греции. Труды Клавдия Галена – основа представления медиков средневековья. Яркая личность Парацельса. Великий анатом Андреас Везалий. Вильям Гарвей – королевский врач. Гениальный художник, математик и анатом Леонардо да Винчи. Создатель топографической анатомии Н. И. пирогов. Великие отечественные физиологи: Сеченов, Ухтомский, Павлов.

3. Наследственность как фактор здоровья (1) час

Почему наследственность является фактором здоровья. Задача изучения наследственности человека.

4. Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток человека (4) часов

Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Типы хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Идеограммы хромосомного набора клеток человека. Структура хромосом. Хроматин: эухроматин, гетерохроматин и половой хроматин. Хромосомные карты человека и группы сцепления.

Геном человека. Явления доминирования (полного и неполного), кодоминирования, сверхдоминирования. Экспрессивность и пенетрантность отдельных генов.

Международный проект “Геном человека”: цели, основные направления разработок, результаты. Различные виды генетических карт человека.

5. Методы изучения наследственности человека (3) часа

К методам изучения наследственности относят:

Генеалогический метод - сущность метода состоит в изучении родословных в тех семьях, в которых есть наследственные заболевания. Метод позволяет определить тип наследования признака и на основе полученных сведений прогнозировать вероятность проявления изучаемого признака в потомстве, что имеет большое значение для предупреждения наследственных заболеваний.

По аутосомно-доминантному типу наследуются заболевания: глаукома, ахондроплазия, полидактилия (лишние пальцы), брахидактилия (Короткопалость), арахнодактилия (синдром Морфана).

Приложение № 1

Близнецовый метод - близнецами называют одновременно родившихся детей. Они бывают монозиготными (однояйцовыми) и дизиготными (разнояйцовыми). Монозиготные близнецы развиваются из одной зиготы, которая на стадии дробления разделилась на две (или более) части. Поэтому такие близнецы генетически идентичны и всегда одного пола. Монозиготные близнецы характеризуются большой степенью сходства (конкордантостью) по многим признакам. Степень конкордантости для качественных признаков у монозиготных близнецов обычно высокая и стремиться к 100%. Это означает, что на формирование признаков групп крови, формы бровей, цвета глаз и волос среда почти не оказывает влияние, а решающее воздействие имеет генотип.

Близнецовым методом подтверждена наследственная обусловленность гемофилии, сахарного диабета, шизофрении. Обнаружена выраженная предрасположенность к ряду заболеваний: туберкулезу, ревматизму; что обозначает большую вероятность возникновения этих заболеваний у людей с определенным генотипом при благоприятных для этого условиях.

Дизиготные близнецы развиваются из одновременно овулировавших и оплодотворенных разными сперматозоидами яйцеклеток. Поэтому они наследственно различны и могут быть как одного, так и разного пола. Они несходны (дискордантны) по многим признакам.

Наблюдение за близнецами дают материал для выявления роли наследственности и среды в развитии признаков.

Приложение № 2

Цитогенетический метод - основан на изучении хромосомного набора человека. В норме кариотип человека включает 46 хромосом - 22 пары аутосомы и две половые хромосомы. Использование данного метода позволило выявить группу болезней, связанных либо с изменением числа хромосом, либо с изменением их структуры.

Чаще всего хромосомные болезни являются результатом мутаций, произошедших в половых клетках одного из родителей во время мейоза.

Приложение № 3

Биохимический метод - заключается в определении в крови или моче активности ферментов или содержания некоторых продуктов метаболизма. С помощью данного метода выявляют нарушения в обмене веществ, возникающие при различных патологических состояниях и обусловленные наличием в генотипе неблагоприятного сочетания аллельных генов. Таким образом, используя биохимический метод, можно с большой точностью предсказать риск появления потомства с данным заболеванием. Приложение № 4

Практическая работа “Составление родословного генеалогического древа”

Рефераты:

1 Родословные древа известных людей.

2. Близнецы как биологическое явление.

6. Болезни человеческого организма (15) часов

1. Мутации, встречающиеся в клетках человека.

Основные группы мутагенов: физические, химические, биологические. Принципы классификации мутаций (по типу клеток, по степени влияния на генотип, по степени влияния на жизнедеятельность организма и т. д.) Основные группы мутаций, встречающихся в клетках человека: соматические и генеративные; летальные, полулетальные, нейтральные; генные или точковые, хромосомные и геномные.

2. Наследственные заболевания.

Моногенные заболевания, наследуемые как аутосомно-рецессивные (фенилкетонурия, галактоземия, муковисцидоз.) аутосомно-доминантные (ахондроплазия, полидактилия, анемия Минковского - Шоффара.), сцепленные с Х-хромосомой рецессивные (дальтонизм, гемофилия, миопатия Дюшенна.), сцепленные с Х-хромосомой доминантные (коричневая окраска эмали зубов, витамин Д -резистентный рахит.), сцепленные с Y хромосомой (раннее облысение, ихтиозис).

Хромосомные и Геномные наследственные заболевания, связанные с изменением числа аутосом и их фрагментами (трисомии - синдром Дауна, синдром Пату, Синдром Эдварса, делеции – синдром – “кошачьего крика”) и с изменением числа половых хромосом (синдром Шерешевского - Тернера, Кляйнфертера).

Врожденные заболевания. Критические периоды в ходе онтогенеза человека. Терратогенные факторы. Физические терратогены. Химические терратогены. Пагубное влияние на развитие плода лекарственных препаратов, алкоголя, никотина и других составляющих табака, а так же продуктов его горения, наркотиков, принимаемых беременной женщиной. Биологические терратогены.

Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные), ревматизм, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, псориаз, бронхиальная астма, шизофрения, особенности их проявления и профилактика. Профилактика наследственно обусловленных заболеваний. Медико-генетическое консультирование. Методы перинатальной диагностики. Достижения и перспективы развития медицинской генетики. Генная терапия.

2. Наследственные заболевания человека.

А) Аутосомно-доминантное наследование (Короткопалость, полидактилия)

Б) Аутосомно-рецессивное наследование (дальтонизм, шизофрения)

7. Влияние вредных привычек на здоровье человека. (4) часа

Риск рождения неполноценных детей при употреблении алкоголя. Влияние курения на здоровье женского организма. Последствия хронической интоксикации организма (токсикомания и наркомания) на будущее поколение. Пагубное влияние на развитие плода лекарственных препаратов.

8. Итоговое занятие. (1) час

Тестирование

Ключевые слова

Гомозиготный

Гетерозиготный

Мутации

Наследственность

Болезни

Генотип

Фенотип

Здоровье

Близнецовый метод

Генеалогический метод

Цитогенетический метод

Аутосомно-доминантный тип наследования

Аутосомно-рецессивный тип наследования

Кариотип

Геном

Хромосомы

Аутосомы

Х-хромосомы

Y-хромосомы

Летальные

Полулетальные

Нейтральные

Рекомендуемые рефераты

Международный проект “Геном человека”

Методы генетики человека

Наследственные заболевания, их синдромы.

Влияние мутагенов окружающей среды на наследственность человека

Близнецы как биологическое явление.

Алкоголизм и потомство

Болезни с наследственной предрасположенностью, особенности их проявления и профилактика

Наследственные заболевания и синдромы, обусловленные радиоактивным излучением.

Мутагены антропогенного происхождения.

Мое здоровье зависит от меня.

Список литературы для учителя.

Деркачева. Н.И. и др. Биология Единый государственный экзамен / Текст / типовые тестовые задания / Деркачева Н.И. Соловьев А.Г. – М.: “Экзамен” 2006, 99с.

Кучменко В.С. и др. Школьная олимпиада. Биология / Текст / задания и вопросы с ответами и решениями / Кучменко В.С. Пасечник В.В. - М.: “Астрель”, 2004 - 299с.

Пепеляева О.А. и др. Поурочные разработки по общей биологии – 9 класс / Текст/ дополнительный материал, тесты, кроссворды / Пепеляева О.А. Сунцова И.В. – М.: “Вако”, 2006 - 461с.

Крестьяников В.Ю Сборник задач по генетике с решениями /Текст/ методическое пособие / Крестьяников В.Ю. Вайнер Г.Б. - Саратов “Лицей”, 1998 -112с.

Пименов А.В. Уроки биологии в 10 – 11 классе Развернутое планирование /Текст/ Пименов А.В. – Ярославль: Академия развития 2001 – 272с.

                       Список литературы для учащихся.

Шалапенок Е.С. и др. Тесты по биологии /Текст/ домашний репетитор / Шалапенок Е.С. Лисов Н.Д.- М.: Ральф, 1999.-384с.

Кузнецова В.Н. и др. Биология. Старшая школа / Текст/ Сборник текстовых заданий для тематического и итогового контроля / Кузнецова В.Н. Прилежаева Л.Г.- М.: “Интеллект – Центр”, 2006. – 136с.

Балобанова В.В. и др. Биология, экология, здоровый образ жизни /Текст/ предметные недели в школе / Балабанова В.В. Максимцева Т.А. . – Волгоград: “Учитель”, 2001. – 150с.

Список болезней

Тип наследования аутосомно-рецессивный.

1. Болезнь Гоше.

Симптомы. Глюкоцереброзидный липидоз. Минимальные диагностические признаки: Неврологические нарушения, поражение костей, клетки Гоше в костном мозге, спленомегалия.

Клиническая характеристика. Заболевание обусловлено нарушением обмена глюкоцереброзидов. Выделяют три формы, различающиеся возрастом начала болезни и преобладанием той или иной симптоматики.

При инфантильной или острой форме симптомы появляются на 2 – 3 месяц жизни, причем на первом месте, причем на первом месте стоят неврологические нарушения. Наблюдается картина “псевдобульбарного паралича” с косоглазием, затруднением дыхания, спазм гортани и опистотонусом, задержка психомоторного развития. Характерны гипотрофия, слабый крик, значительное увеличение печени и селезенки в 3-6 месяцев. Смерть наступает в раннем детстве от дыхательных расстройств. Наиболее распространенная форма болезни Гоше – хроническая, или взрослая (90% во всех случаях). Заболевание появляется на 1 году жизни. Обнаруживаются желтые пятна на склере, аномальная пигментация лица, шеи, кистей, голеней. Отмечается увеличение живота за счет гепатоспленомегалии, боли в костях, патологические переломы.

Тип наследования - аутосомно-рецессивный.

2. Глухота и миопия.

Минимальные диагностические признаки: нейросенсорная тугоухость, миопия, снижение интеллекта.

Клиническая характеристика. Типичная нейросенсорная тугоухость, которая выявляется в раннем возрасте и почти не прогрессирует. Вестибулярные функции не нарушены.

Тип наследования – предположительно аутосомно-рецессивный.

3. Йода транспорт дефект.

Симптомы: семейный зоб, врожденный гипотиреоз. Минимальные диагностические признаки: симптомы врожденного гипотиреоза, отсутствие накопления йода.

Клиническая характеристика. Дети резко отстают в развитии в психомоторном развитии, имеют низкий голос, характерный внешний вид (короткая шея, широкий нос, узкие глазные щели, отечные веки, полуоткрытый рот, макроглоссия, сухая кожа, редкие волосы). Отмечаются запоры, пупочные грыжи, отставание костного возраста. Щитовидная железа увеличена с рождения.

Тип наследования - аутосомно-рецессивный.

4. Нефроз врожденный.

Минимальные диагностические признаки: отеки, гипопротеинемия, протеинурия, начало болезни в первые 2 месяца.

Клиническая характеристика. Нефротический синдром проявляется с первых дней жизни отеками. Отмечается протеинурия, гепопротеинемия, гиперхолестеринемия. Беременность обычно проходить очень тяжело, роды преждевременные, плацента большая. Дети погибают на первом году жизни от инфекции или почечной

недостаточности. При гистологическом исследовании почек выявляют четкообразные расширения проксимальных канальцев (псевдокистоз).

Тип наследования - аутосомно-рецессивный.

5. Тея - Сакса.

Минимальные диагностические признаки: задержка психомоторного развития, симптом “вишневой косточки” на глазном дне, дефицит гексозаминидазы А в сыворотке и тканях.

Клиническая характеристика. С 4 – 5 месяца дети начинают отставать в психомоторном развитии, становятся апатичными, перестают интересоваться окружающим, фиксировать взгляд. Отмечаются гиперакузия, мышечная гипотония. Довольно рано на глазном дне обнаруживаются симптомы “вишневой косточки”, к концу 1 года жизни наступает слепота, обусловленная атрофией зрительного нерва, интеллект снижается до уровня идиотии. Постепенно развивается полная обездвиженность, появляются судороги, преимущественно тонические, не поддающиеся противосудорожной терапии. В конечной стадии заболевания отмечается децеребрационная ригидность. Смерть обычно наступает в 3-4 года.

Тип наследования - аутосомно-рецессивный

Тип наследования аутосомно-доминантный.

1. Синдром Базана.

Минимальные диагностические признаки: базальноклеточная карцинома, кисти челюстей, скрытая спинномозговая грыжа, сколиоз, аномалии ребер, эктопическая кальфикация.

Клиническая характеристика. Типичны базальноклеточная карцинома, участки дискаритоза на ладонях и подошвах. Кисты нижней и верхней челюстей (80%),

аномалии позвоночника - скрытые спинномозговые грыжи, сколиоз (65%). Встречаются также эпителиальные кисты, мила, липомы, фибромы (20-40%), укорочение метакарпальных костей, неправильная форма зубов. Множественный кариес, широкая переносица, прогнатизм, выступающие лобные темные бугры. Отмечается косоглазие, глаукома, катаракта, фиброматоз яичников, гипогонадизм.

Тип наследования аутосомно-доминантный.

2. Полидактилия.

Минимальные диагностические признаки: дополнительные пальцы.

Клиническая характеристика. При преаксильной полидактилии дополнительный палец находиться со стороны 1 пальца. При этом первый палец раздвоен (иногда трехфаланговый). Возможно раздвоение второго пальца. Нередко полидактилия двусторонняя и сочетается с синдактилией.

Тип наследования аутосомно-доминантный с неполной пенетрантностью.

3. Акродизостоз.

Минимальные диагностические признаки: укорочение конечностей за счет отделов, маленький нос, умственная отсталость.

Клиническая характеристика Характерные для акродизостоза черепно-лицевые дизморфии, включает брахицефалию, запавшую переносицу, короткий маленький нос с вывернутыми в перед ноздрями, гипоплазию верхней челюсти, приоткрытый рот, аномалии прикуса, гидроцефалию, гиперостозы костей черепа. Конечности укорочены за счет дистальных отделов. Отмечаются деформации плечевой, лучевой, локтевой костей. Кисти широкие с брахидактилией. Частое осложнение – ограничение подвижности лучезапястных локтевых суставов и позвоночника. Дети рождаются с внутриутробной гипотрофией. В 90% случаев отмечается умственная отсталость.

Тип наследования аутосомно-доминантный

4. Болезнь Минковского-Шоффара.

Минимальные диагностические признаки: желтуха, анемия, микросфероцитоз, пониженная осмотическая резистентность эритроцитов, спленомегалия.

Клиническая характеристика.

Примерно в половине случаев наследственный сфероцитоз проявляется в период новорожденности, имитируя гемолитическую болезнь новорожденных. Диагноз обычно ставиться в возрасте 3 01- лет. Течение заболевание характеризуется кризисом двух типов. Гемолитический кризис проявляется нарастание анемией, одышкой, тошнотой, рвотой, болями в животе, повышением температуры до 38 – 40 градусов, определяется увеличением печени, болезненностью и увеличением селезенки. Иногда имеются западение переносицы, полидактилия, высокое небо, кривошея.

Тип наследования аутосомно-доминантный.

Заболевания, сцепленные с Хромосомами.

Хромосомы 21 трисомии синдром Дауна.

Минимальные диагностические признаки:

Умственная отсталость, мышечная гипотония, плоское лицо, монголоидный разрез глаз.

Клиническая характеристика.

Типичное плоское лицо (90%), монголоидный разрез глаз (80%), открытый рот (65%), короткий нос (40%), плоская переносица (52%), плоский затылок (78%), пигментные пятна по краю радужки – пятна Брушфильда (19%), короткая широкая шея (;5%), аномалии зубов 965%), аркообразное небо (58%), гиперподвижность суставов (805), врожденные пороки сердца (40%). Больные умственно отсталые. В 8% случаев наблюдается атрезия или стеноз двенадцатиперстной кишки, лейкоз. Продолжительность жизни определяется наличием пороков желудочно-кишечного тракта и пороков сердца.

Синдром Шерешевского-Тернера.

Минимальные диагностические признаки:

Отек кистей и стоп у новорожденных. Гипотония новорожденных, кожные складки на шеи. Низкий рост, врожденные пороки сердца, первичная аменорея, полная или частичная моносомия по Х-хромосоме.

Клиническая характеристика. Типичные признаки синдрома Тернера – низкий рост (98%), крыловидные кожные складки на шеи (56%), широкая грудная клетка (60%), половой инфантилизм (94%), бесплодие (99%). Средний рост взрослых больных – 140 см. У новорожденных в 40% случаев встречается периферический лимфатический отек кистей и стоп. Наблюдается короткая шея, низкая линия роста волос на затылке, гипоплазия ногтевых пластинок, высокое небо, снижение слуха, аномалии мочевой системы. В 16% случаев снижено умственное развитие.. Менее чаще встречается гипоплазия сосков, птоз век, аномалии ребер, остеопороз.


Модульное обучение на уроках биологии

В последнее время все более очевидными становятся преимущества модульного обучения. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. Ученик в процессе работы с модулем решает определенную учебно-познавательную задачу самостоятельно или с незначительной помощью учителя. Учитель же. в первую очередь. управляет учебным процессом.

Поскольку любое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции, при организации модульного обучения важен принцип обратной связи. Перед каждым модулем рекомендуется проводить входной контроль знаний и умений, чтобы получить информацию об уровне готовности учащегося к работе на новом этапе. В конце каждого учебного элемента обязателен текущий и промежуточный контроль знаний, а по завершении работы желателен выходной контроль.

Важная задача модульного обучения – формирование и развитие умений и навыков научного поиска и работы с учебной литературой: умения анализировать прочитанный текст, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, видеть аналогию. При работе с модулями дети учатся пользоваться языком науки и свободно излагать изученную тему.

Вашему вниманию предлагается разработка модульной программы по блок-теме «Размножение и развитие организмов» в курсе общей биологии в 10(11)-м классе. (В данной публикации приводятся материалы не всех уроков программы.)

В обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования в этой теме выделяют следующее содержание: воспроизведение организмов, его значение; строение и набор хромосом половых клеток; способы размножения организмов; оплодотворение, его формы и значение; митоз – деление соматических клеток; развитие половых клеток; мейоз; сходство и различие митоза и мейоза, их биологическое значение; мейоз и оплодотворение – основа видового постоянства числа хромосом; онтогенез и присущие ему закономерности; специализация клеток, образование тканей и органов в процессе онтогенеза; эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.

Для изучения биологии в нашем случае отводится 2 ч в неделю, поэтому программа изучения блок-темы рассчитана на 13 ч. Один час из них отводится на зачет (предусмотрен промежуточный контроль знаний по индивидуальным карточкам). На уроке перед зачетом обсуждается и обобщается изученный материал. В старшей школе при использовании модульной программы уроки должны быть парными, значит на изучение темы отводится 6 парных уроков.

Результаты работы должны соответствовать требованиям к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы – эти требования прописываются в комплексной цели учебного модуля.

При составлении модулей я учитываю три уровня сложности: А – базисный понятийный, В – базисный репродуктивный, С – базисный творческий.

Если на уроке остается время, можно прокомментировать выполнение творческих домашних заданий. Их выполнение учитель отмечает на специальной страничке в отдельном журнале. В зависимости от объема домашнего задания оценки рекомендуется выставлять ежеурочно, а еще лучше по системе накопления: за выполнение трех творческих заданий выставляется одна общая оценка в журнал.

На каждый урок требуется несколько копий (распечаток) материалов модулей. Лучше предоставить копию каждому ученику, но если бумаги недостаточно, можно выдавать одну распечатку на двоих. Если ребенок отсутствовал на уроке или не успел справиться с заданием (необходима доработка), то модуль и бланк ответов ему даются на дом для самостоятельной отработки. Так что необходимо заготовить еще несколько копий модулей (в среднем по 5 на класс). Не забудьте отметить, кому вы выдали распечатки, чтобы потом получить их обратно! Если вы будете аккуратны, распечатки прослужат не один год, и вы сэкономите и время и бумагу, необходимые для копирования.

Модульная программа «Размножение и развитие организмов»
(12 ч + 1 ч – зачет)

Комплексная цель: в результате овладения содержанием модулей вы будете знать об основных формах размножения организмов, оплодотворении, индивидуальном развитии, стадиях эмбрионального развития, постэмбриональном развитии и биогенетическом законе; уметь охарактеризовывать и сравнивать между собой фазы митоза и мейоза, давать полную характеристику строению и функциям половых клеток, показывать взаимосвязь между мейозом и оплодотворением и митозом и их ролью при сохрании постоянного числа хромосом и наследственных признаков вида при размножении; развивать навыки самостоятельной работы.

Обязательная литература

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. «Общая биология. 10–11 класс». Главы 6 и 7. – М.: Дрофа, 2002.

Дополнительная литература

Беляев Д.К. «Общая биология. 10–11 класс». – М.: Просвещение, 1998 г.

Общая биология. Учебник для 10–11 класса./ Под ред. В.К. Шумного, А.О. Рувинского, Г.М. Дымшица. – М.: «Просвещение», 2001.

Пособия по биологии для поступающих в вузы.

Урок № 1–2. Воспроизведение организмов. Способы размножения. Митоз

№ учебного элемента

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Затраченное время

УЭ–0

Каждый ребенок читает про себя цель урока, поставив перед собой конкретную задачу, выполнение которой он будет отслеживать для себя в течение всего урока.

Направляет деятельность учащихся на чтение целей урока.

3 мин

УЭ–1

Прочитывают цель УЭ.
Отвечают на вопросы модуля и дополнительные вопросы учителя.






Выполняют тестовую проверочную работу по уровням.
Меняются работами со своими партнерами.



Берут ключи у учителя и проверяют правильность выполнения тестовой работы партнера.
Оценивают работу своих партнеров по шкале критерия ответов и выставляют оценку в бланк модуля.

Направляет работу учащихся.
Проводит фронтальный опрос учащихся по вопросам модуля, по необходимости задает дополнительные и наводящие вопросы, добивается полных развернутых ответов от учащихся, отмечает ответы учащихся в своем журнале.
Следит за самостоятельностью учащихся при выполнении проверочной тестовой работы.
Раздает ключи всем учащимся, следит за своевременным выставлением оценок на бланк модуля.
Если у подростка нет пары, то работу проверяет учитель.

Выставляет оценки к себе в журнал.

12 мин

УЭ–2

Прочитывают цель УЭ.
Записывают дату и тему урока в тетрадь.

Внимательно слушают или читают информацию о формах и видах размножения в органическом мире. Подростки-аудиалы могут прослушивать лекцию на кассетах через СД – плеер (магнитофон) или прослушивать учителя, а подростки-визуалы должны эту же информацию прочесть по материалу модуля.
Самостоятельно заполняют схему.


Берут ключи у учителя и самостоятельно проверяют правильность заполнения схемы.

Оценивают свою работу и выставляют оценку в бланк модуля.

Направляет работу учащихся.
Акцентирует внимание на работе с тетрадью.
Учитель дает небольшую лекцию о формах и видах размножения в органическом мире.








Оказывает консультативную помощь при заполнении таблиц (особенно уровня А)
Дает разъяснения в случае необходимости. По своему желанию может выборочно проверить работы.

Выставляет оценки в журнал.

25 мин

УЭ–3

Прочитывают цель УЭ.
Записывают к себе в тетрадь толкования понятий: митоз, амитоз, клеточный центр, интерфаза.
Записывают характеристику интерфазы в тетрадь


Внимательно слушают рассказ учителя о митозе.

Читают текст по модулю о фазах митоза.

Заполняют таблицу про митоз на бланках модуля по уровням.
Берут ключи у учителя и самостоятельно проверяют правильность заполнения таблицы.

Оценивают свою работу и выставляют оценку в бланк модуля.

Направляет работу учащихся.
Оказывает консультативную помощь (уровень А).

Обращает внимание на то, чтобы подростки выбирали только основные признаки периодов интерфазы.
Кратко рассказывает о митозе, применяя динамическое магнитное пособие на доске.
Дает дополнительные объяснения тем, кто не понял рассказ о митозе.
Старается отслеживать работу учащихся (уровень С).
Дает разъяснения в случае необходимости. По своему желанию может выборочно проверить работы.
Выставляет оценки в журнал.

25 мин

УЭ–4

Прочитывают цель УЭ.
Выполняют тест, записывая ответы на бланке модуля.
Меняются работами со своими партнерами.

Берут ключи у учителя и проверяют правильность выполнения тестовой работы партнера.
Оценивают работу своих партнеров по шкале критерия ответов и выставляют оценку в бланк модуля.

Направляет работу учащихся.
Следит за самостоятельным выполнением теста учащимися.
Раздает ключи всем учащимся, следит за своевременным выставлением оценок на бланк модуля.
Если у подростка нет пары, то работу проверяет учитель.
Выставляет оценки к себе в журнал.

10 мин

УЭ–5

Еще раз прочитать цель урока.
Обсуждают результаты работы по модулю.
Оценивают свою работу на уроке по пятибалльной шкале (по средним результатам)
Озвучивают свои оценки.



Выставляют оценки в дневник.
Выбирают домашнее задание по модулю.

Сдают модули учителю, а бланки вклеивают в тетрадь.

Направляет деятельность учащихся.
Анализирует ответы учащихся.
Дает консультации по оцениванию работы.

Учитель выставляет их в свой журнал и комментирует, говорит о своих наблюдениях и объективности оценок.
Выставляет итоговые оценки в классный журнал.
Напоминает, что такое открытый тест (такой же как в УЭ–4).
Отдает на дом модули тем ученикам, кто плохо справился с работой на уроке.

5 мин

 

 

Расписывается в дневниках учащихся за оценки. Отмечает в своем журнале отсутствующих.

Перемена

 

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ–0

Цель урока: в результате работы над модулем вы будете знать об основных формах размножения организмов, особенностях митоза; уметь охарактеризовывать фазы митоза и схематично их изображать, а также объяснять биологическое значение бесполого размножения; продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, взаимоконтроль, работа в парах).

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ–1

Цель: через повторение учебного материала о формах размножения подготовиться к работе по новому модулю.

Ответьте устно на вопросы

Что такое жизнь?
Перечислите основные признаки проявления жизни.
Что такое размножение?
Какие формы размножения вам известны?
Как размножаются водоросли, бактерии, простейшие, цветковые растения, млекопитающие животные?
Перечислите известные Вам виды бесполого размножения организмов.
Почему при бесполом размножении потомки генетически сходны между собой и с родительскими особями?
Дайте характеристику половому размножению.
Что такое однополость и гермафродитизм?
В чем преимущество полового размножения над бесполым?

Выполните проверочную работу по уровням

Уровень А и В.

Для каждой формы размножения выберите соответствующие характеристики: А – половое; Б – бесполое размножение.

1. В размножении участвует одна родительская особь.
2. В размножении обычно участвуют две родительские особи.
3. Образуются гаплоидные гаметы, ядра которых будут сливаться в момент оплодотворения.
4. Гаметы не образуются.
5. Возникают новые комбинации свойств в результате генетической рекомбинации.
6. Потомки идентичны родительским особям
7. Характерно для растений, низших животных и микроорганизмов.
8. Потомки с качественно новыми признаками в отличие от родительских особей.
9. Часто приводит к быстрому созданию большого числа потомков.
10. Численность потомков увеличивается медленнее.

Уровень С.

Выберите один или несколько верных ответов.

1. Размножение – это процесс:

а) увеличения числа клеток;
б) воспроизведения себе подобных;
в) развития организмов в процессе эволюции;
г) изменения особи с момента рождения до ее смерти.

2. Оплодотворение – это процесс, в результате которого:

а) происходит слияние мужской и женских гамет;
б) не образуется зигота;
в) образуется гаплоидная клетка;
г) развиваются гаметы.

3. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как оно способствует:

а) росту численности вида;
б) возникновению изменений у особей вида;
в) появлению внешней изменчивости;
г) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям.

4. Обмен наследственной информацией происходит при:

а) почковании;
б) половом размножении;
в) митозе–делении клеток;
г) вегетативном размножении.

5. Путем почкования способны размножаться:

а) хрящевые рыбы;
б) гидра;
в) моллюски;
г) ящерицы.

6. Споры у папоротника образуются на:

а) листьях;
б) на шишечках;
в) на корневищах;
г) на стебле.

7. При вегетативном размножении многоклеточных дочерние особи развиваются из:

а) одной неспециализированной клетки;
б) одной специализированной клетки;
в) множества клеток одинакового происхождения;
г) множества клеток разного происхождения.

8. Гермафродиты встречаются у:

а) только высших растений;
б) только высших растений и некоторых грибов;
в) многоклеточных животных и всех низших растений;
г) высших растений и многоклеточных животных.

Поменяйтесь работами со своим партнером. Проведите взаимопроверку по ключам. Оцените работу своего партнера, поставив за каждый правильный ответ «+».

«5» – если ваш партнер набрал 10 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 9 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 8 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 8 «+».

Работайте вместе с классом.

















Работайте индивидуально записывая ответы на бланке № 1 (выдается каждому ученику).

















Работайте индивидуально, записывая ответы на бланке № 1.
































































Старайтесь быть внимательными и объективными при оценивании своего партнера. Оценку поставьте на бланк № 1.

УЭ–2

Цель: расширить и систематизировать знания о видах размножения организмов.
Внимательно прослушайте или прочитайте текст – лекцию о видах размножения.
Размножение, или репродукция, – одно из основных свойств, характеризующих жизнь. Под размножением понимается способность организмов производить себе подобных.
В основе классификации форм размножения лежит тип деления клеток: митотическое (бесполое) и мейотическое (половое) размножение.

Бесполое размножение
У одноклеточных эукариот это деление, в основе которого лежит митоз, у прокариот – деление нуклеоида, а у многоклеточных организмов – вегетативное размножение, т.е. размножение частями тела или группой соматических (тканевых) клеток.
Бесполое размножение у одноклеточных организмов.
1. Простое бинарное деление характерно для одноклеточных (амебы, жгутиковые простейшие и водоросли и др.). Происходит митотическое деление ядра, затем деление цитоплазмы. При этом дочерние клетки получают равное количество наследственной информации. Органоиды обычно распределяются в дочерних клетках равномерно. После деления дочерние особи растут и, достигнув величины материнского организма, вновь делятся.
2. Шизогония, или множественное деление, характеризуется тем, что при этом происходит многократное деление ядра без деления цитоплазмы, а затем вся цитоплазма разделяется на частички, обособляющиеся вокруг ядер. Из одной клетки сразу образуется много дочерних (например, у малярийного плазмодия – возбудителя малярии).
3. Почкование заключается в том, что на материнской клетке образуется небольшой бугорок, содержащий дочернее ядро. Почка растет, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от нее. Эта форма размножения встречается у бактерий, дрожжевых грибов, а из одноклеточных животных – у сосущих инфузорий,
4. Спорообразование встречается у животных, относящихся к царству Простейших, классу Споровиков, и у одноклеточных водорослей. Служащая для размножения спора состоит из клетки, покрытой оболочкой, защищающей от неблагоприятных условий внешней среды.

Бесполое размножение у многоклеточных организмов
1. Вегетативное размножение. При вегетативном размножении растений новый организм образуется из части материнского растения (размножение отводками, отростками, делением куста и т. п.).
При вегетативном размножении у многоклеточных животных новый организм образуется из группы клеток, отделяющейся от материнского организма. Этот способ встречается лишь у наиболее примитивных из многоклеточных организмов: губок, некоторых кишечнополостных, плоских и кольчатых червей.
У губок и гидры за счет размножения группы клеток на теле образуются выпячивания (почки). У гидры почка постепенно увеличивается, на ней формируются щупальца, и она отделяется от материнской особи.

Не забудьте записать дату и тему урока.
Работайте самостоятельно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы здорового образа жизни".

Элективный курс "Основы здорового образа жизни"для 5 класса....

программа элективного курса " Основы здоровья"

Программа элективного курса "Основы здоровья" для учащихся 5 класса.В ней изложено примерное содержание и тематическое планирование, которое может корректировать учитель по мере необходимости. Цель да...

Элективный курс " Культура Здоровья" 4,5 класс

Элективный курс « Культура здоровья» направлен на формирование целостного отношения обучающихся к своему здоровью. Воспитание потребности у учащихся  в здоровом образе жизни. Ориентирован на дете...

Презентация элективный курс " культура здоровья"

Элективный курс « Культура здоровья» Направлен на формирование целостного отношения обучающихся к своему здоровью. Воспитание потребности у учащихся  в здоровом образе жизни. Ориентирован на...

Элективный курс "Выбираем здоровье" 7 класс

Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожи...

элективный курс "Биохимия здоровья"

данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 16 часов...

Элективный курс "Красота, здоровье обаяние"

    Здоровье, несомненно – основа красоты. Однако важно также и заботливое отношение к своей внешности. За кожей и волосами надо тщательно ухаживать. Если лицо и волосы не мыть, не смазывать смягчающи...