Урок-игра-путешествие по теме : "Учение об эволюции органического мира"
план-конспект урока (биология, 9 класс) по теме

Гроскрайц Оксана Владимировна

Урок разработан  на основе учебника Пономаревой И.Н., Корниловой О.А. По ходу урока ребята побывают  на осровах " Понятий",  окунутся в реку " Микро-макроэволюции", посетят залив "Самостоятельности".,достигнут вершины "Везения" и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-Игра-зачет

Форма проведения –дидактическая игра путешествие

Игра рассчитана на 2 группы из 8-12 учеников 9-го класса. При необходимости учитель может сыграть с 2-3 группами учеников, соответственно увеличив количество вопросов и оборудования.

Оборудование: игровая карта (3 шт.) для учителя и команды (приложение 1); ксерокопия приложений.

Правила игры

Изначально у каждого игрока:

  1. 1 ум. При потере ума теряется способность говорить, разрешается только писать свои соображения на листке бумаги;
  2. 1 жизнь. При потере жизни игрок превращается в зомби — теряет способность и говорить, и писать — можно изъясняться лишь знаками и жестами.

Изначально у группы:

  1. 1 мудрость — возможность пользоваться литературой ;
  2. Каждая команда получает домашнее задание:
  3. - Придумать название команды (оно должно быть связано с биологией, живыми организмами), защитить это название, придумать девиз и эмблему.
  4. Приготовить сообщение об одном виде животного переживающего биологический прогресс или биологический регресс

Обобщение знаний по теме: "Учение об эволюции органического мира"

Цель: систематизировать, закрепить знания о виде, популяции, движущих силах эволюции, механизмах видообразования; главных направлениях эволюционного процесса, характерных признаках микро- и макроэволюции.

Задачи урока:

  1. Повторение и систематизация знаний учащихся о развитии органического мира, главных направлениях эволюции;
  2. Формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
  3. Формирование жизненно необходимых качеств: аккуратности, ответственности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, коллективизма.

Оборудование: компьютерные технологии, рисунки, карточки задания.

Ход урока

  1. Вводное слово.

Здравствуйте!

Сегодня мы  проводим смотр знаний в виде игры- путешествия, учащихся 9 класса по теме  «Эволюция органического мира»

Стихотворение «Эволюция»

1)Вам предлагается виртуальное путешествие на машине времени по эволюционирующей планете. Задача — пройти все испытания и вернуться домой. При этом вам необходимо сохранить жизнь и ум в целостности (объясняю условия игры).

ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ урока.

Правила игры.

2) Представление команд (название, девиз, эмблема);

  1. Начало. Проникновение  в систему

Чтобы попасть в машину времени, необходимо вспомнить основные ароморфозы растений и животных. Каждый из вас должен назвать по одному ароморфозу, повторяться нельзя.

Кто не назвал - теряет ум.

Мы начинаем движение и…

Задание №1. Первая остановка « Острова понятий»

  1. Крупные систематические группы – типы, классы, отряды возникли в результате ароморфозов. (Ароморфозы – морфофизиологические изменения общего назначения, которые в процессе эволюции ведут к общему повышению уровня организации, но не являются узко приспособительными изменениями).
  2. Мелкие систематические группы – семейства, роды, виды образуются путем идиоадаптаций. (Идиоадаптация – мелкие эволюционные изменения, которые способствуют приспособлению к определенным условиям обитания).
  3. Приспособительные изменения в процессе эволюции могут происходить путем снижения уровня общей организации. (Общая дегенерация – эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации).
  4. Подвиды, виды образуются в результате дивергенции. (Дивергенция – расхождение признаков у родственных организмов в процессе их эволюции, ведущее к возникновению новых систематических групп).

Задание №2. Следующая остановка «Река микро- и макроэволюции» .Сравнение микроэволюции и макроэволюции. Каждая  группа дает характеристику микроэволюции и макроэволюции

Микроэволюция

Макроэволюця

1. Действуют те же процессы – борьба за существование, естественный отбор и связанное с ним вымирание.

2. Носят дивергентный характер.

Образование из популяций новых подвидов, из подвидов – видов.

Образование из видов родов, из родов – семейств, и т.д.

Происходит в относительно короткое время (можно наблюдать при жизни человека).

Происходит за длительное время(исторические эпохи).

Происходит внутри вида.

Надвидовая эволюция.

II. Индивидуальная работа.

Задание №3 и остановка  залив «Самостоятельности»

Дать определение терминам (Термины: палеонтология, систематика,  эмбриология, анатомия).

Задание №4. Остановка «Горный хребет Прогресс и Регресс».

Заполни пробелы в предложениях.

Биологический прогресс связан с . . . ареала вида, увеличением числа особей. (расширением).Биологический регресс связан с уменьшением ареала вида, . . . его численности. (сокращением).

Задание №5 Кто быстрее взойдет на  вершину  «Везения»

1. Какая из форм борьбы за существование наиболее остра: внутривидовая или межвидовая? Почему вы так думаете?

Внутривидовая борьба отличается особой остротой, так как потребности организмов одного биологического вида по отношению к условиям жизни в принципе одинаковы. В межвидовой борьбе, как правило, столкновение интересов менее острое, так как многие потребности представителей разных видов не совпадают и ориентированны на иные ресурсы.

2. В черном ящике лежит лист травянистого растения, у которого не бывает цветов, а размножается оно спорами. Предки этого растения жили 300 миллионов лет назад и были огромными, до 40 метров, деревьями. О каком растении идет речь?

Папоротник.

3. Чем отличается искусственный отбор от естественного?

Искусственный отбор – производит человек, формируются признаки, вредные живому организму;

Естественный отбор – в природе формируются признаки, полезные живому организму.

4. В 1938 году у побережья Африки была поймана рыба, которую ученые считали вымершей 70-100 миллионов лет назад. Это стало биологической сенсацией века. Рыба имеет интересное строение плавников и способна передвигаться по суше при пересыхании водоемов. Ученые считают, что от этих рыб произошли земноводные. О какой древней рыбе идет речь?

О кистепёрой рыбе.

5. Несмотря на усиленную борьбу людей с крысами и домовыми мышами, они до сих пор не истреблены. Объясните, с чем это связано?

- С большой плодовитостью;

- Высокая приспособленность;

- Всеядность.

Задание №6. Следующая  остановка  «Озеро Надежды». Даются примеры основных направлений эволюции: ароморфоза, идиоадаптации, общей дегенерации. Создать таблицу правильно вставить слова в таблицу.

Защитная зеленая окраска насекомых, отсутствие органов чувств у паразитических червей, различная форма клюва у птиц, формирование легких у земноводных, появление теплокровности, приспособление к полету, приспособления некоторых рыб к придонному образу жизни, исчезновение листьев у повилики, появление фотосинтеза, образование цветка у покрытосеменных, отсутствие у раффлезии корней, стеблей, листьев, возникновение разных ротовых аппаратов у насекомых, отсутствие у пещерных рыб-глаз.

Основные направления эволюции:

Ароморфоз

Идиоадаптация

Общая дегенерация

Формирование легких у земноводных, появление теплокровности, появление теплокровности, приспособление к полету, появление фотосинтеза.

Защитная зеленая окраска насекомых, различная форма клюва у птиц, приспособления некоторых рыб к придонному образу жизни, возникновение разных ротовых аппаратов у насекомых.

Отсутствие органов чувств у паразитических червей, отсутствие у раффлезии корней, стеблей, листьев, отсутствие у пещерных рыб-глаз.

III. Групповая работа.

Задание №7. Остановка «Кочки»  В конверте находятся таблички с названиями терминов  эволюция –

Человека.  Составить схему, отражающую соподчиненность этих понятий.

  1. Стадия предшественники Австралопитек
  2. Стадия архантропы –древнейшие люди –питекантроп, синантроп
  3. Стадия палеоантропов – древние люди –неандертальцы
  4. Стадия неоантропов – современные люди – кроманьонцы

IV. Домашнее  задание: рассказ о животном. Возвращаем ум, память.

IV. Индивидуальная работа. Тестирование.

Задание №8. Выполнить тест.

1. Эволюционное изменение, которое ведет к общему поднятию  организации, называют:

а) Биологическим процессом;
б) Биологическим регрессом;
в) Ароморфозом;
г) Идиоадаптацией;
д) Дегенерацией.

2. Следствием ароморфоза не является:

а) Возможность перехода в новую среду обитания;
б) Повышение выживаемости;
в) Снижение смертности;
г) Увеличение численности;
д) Уменьшение ареала.

3. Эволюционное приспособление, которое можно считать идиоадаптацией – это:

а) Появление плавательного пузыря у рыб;
б) Уплощение тела рыб в связи с придонным образом жизни

4. Уточните определение: “Идиоадаптация представляет собой ........ эволюционные изменения, которые способствуют приспособлению к определенным условиям среды обитания”:

а) Принципиальные;
б) Крупные;
в) Мелкие;
г) Значительные;
д) Прогрессивные.

5. Направление эволюции, которое может приводить к биологическому прогрессу – это:

а) Ароморфоз;
б) Идиоадаптация;
в) Дегенерация;
г) Все вышеназванное.

6. К ароморфозу нельзя отнести:

а) Выделение цветами сладкого нектара, привлекающего насекомых;
б) Особую форму цветков львиного зева, способствующую их опылению шмелями;
в) Яркую окраску венчика, привлекающую насекомых;
г) Появление цветка как органа полового размножения.

7. Таксономические группы, возникающие путем идиоадаптаций – это:

а) Виды и роды;
б) Классы и типы.

8. Какое утверждение является правильным:

а) Идиоадаптация является следствием ароморфоза;
б) Ароморфоз является следствием идиоадаптации.

Ответ: 1-в; 2-д; 3-б; 4-в; 5-г; 6-б; 7-а; 8-г; 9-б; 10-в.

V. Заключительная часть урока. Подведение итогов. Подчитываются правильные ответы, и оценивается знания учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по теме "Учение об эволюции органического мира" в формате ЕГЭ

Работа содержит задания разного уровня сложности, может быть использована для проведения итоговой работы в конце темы или при подготовке к экзамену....

Итоговая работа по теме "Учение об эволюции органического мира" в формате ЕГЭ

Задания разного уровня сложности могут быть использованы при проведении итоговой работе по теме или при подготовке к экзамену...

Тесты по теме "Учение об эволюции органического мира" для подготовки обучающихся к ГИА.

Согласно спецификации КИМов для проведения  выпускного экзамена по биологии  в 9 классе, тема «Учение об эволюции органического мира» определена в заданиях части А (А24), части В (В1, В2).Ва...

Урок биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"

Урок включает теоретическую часть и практическую работу по моделированию дрейфа генов митохондриальной ДНК, сообщает учащимся о последних научных разработках в области палеогенетики.ТИП УРОКА: ур...

Презентация по теме "Учение об эволюции органического мира (тестирование)"

Презентация составлена на основе вопросов открытого банка заданий ЕГЭ по биологии по теме "Учение об эволюции органического мира" (часть 1), что позволит обобщить, систематизировать и закрепить знания...

Контроль по теме «Учение об эволюции органического мира».

Выберите один ответ из предложенных четырёх.А1. Видом называется группа особей:обитающих на общей территориипоявившихся в результате эволюциискрещивающихся и дающих плодовитое потомствосозданных челов...