Кругосветка "Споровые растения" 7 класс
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Демидович Ирина Аркадьевна

Интерактивная форма обучения. Урок практической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krugosvetka.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:




МАОУ средняя общеобразовательная школа №40



























УРОК-КРУГОСВЕТКА



«СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ»



(7 класс)

























                                            Разработала:



                                                                 учитель высшей категории



                                                                              Демидович Ирина Аркадьевна

























Томск




Цель: выяснить уровень знаний и умений по изученному материалу

 Задачи:

Образовательные: 

  1. проверить знание основных терминов и понятий, цикла развития папорот-

ника, классификации споровых растений;

  1. проверить практические умения:

 -  распознавать растения разных отделов;

 - пользоваться микроскопом;

 -  узнавать микропрепараты;

 -  применить свои знания на практике.

Развивающие:

  1. развивать стойкий интерес к предмету;
  2. формировать коммуникативную компетентность:

 -  умение работать в группе;

 -  умение обсуждать, отстаивать и корректировать свою точку зрения.

Воспитательные:

 - воспитывать бережное отношение к природе.

 Обеспечение урока: таблицы: «Зелёный мох кукушкин лён», «Морские во-

доросли», «Мох сфагнум», «Хвощи и плауны» (названия таблиц заклеены);

     гербарии: «Мох сфагновый», «Мох кукушкин лён», «Хвощ», «Плаун була-

вовидный», «Папоротник», любое цветковое растение;

     микропрепараты: «Спирогира», «Лист мха сфагнума»;

     магнитная доска;

     модель динамическая «Размножение папоротника»;

     микроскопы-6 штук; штативы для микропрепаратов-6 штук;

     таблички  на станциях: «МИКРОСКОПИЧЕСКАЯ», «СИСТЕМАТИЧЕС-

    КАЯ», «ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ», «ПРАКТИЧЕСКАЯ», «ЗНАЕШЬ ЛИ

     ТЫ?»;                                      

     задания для работы на каждой станции;     бочонок с крышкой;

      раздаточный материал: водоросль ламинария, лишайник, мох сфагнум,  папоротник орляк, плаун булавовидный, торф, хвощ (заранее учитель покупает папоротник орляк и водоросль ламинарию);

     чашечки-9 штук (для раздаточного материала);

   3 конверта: красного, зелёного и жёлтого цвета; 6 белых конвертов;

     листы учёта выполнения заданий:

Участие в работе оценивается в баллах от 1 до 5.

Номер

участника

Фамилия,

Имя

участника

станции


итого

Микроско-

пическая

Система-

тическая

Термино-

логическая

Практи-

ческая

Знаешь

ли ты?


анкета для рефлексии:

Выскажи своё мнение

Фамилия, имя _________________________________________________________________

1. Назовите станцию(ии) на которой(ых) вам больше всего понравилось работать _______    _____________________________________________________________________________

2. Назовите станцию(ии), работа на которой(ых) была трудной для вас ________________

 ____________________________________________________________________________

 3. Какие задания (не предложенные на станциях) вы хотели бы выполнить? ___________

 _____________________________________________________________________________

Спасибо!!!

  Н а перемене учащиеся по желанию рассаживаются по 6 человек на станциях.

Сценарий  урока:

  Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок в виде игры-кругосветки. Вы будете работать на 5 станциях. На каждой станции ваши знания по теме «Споровые растения» и умения будут оценивать консультанты. На станциях

«Систематическая», «Практическая», «Знаешь ли ты?» вы будете работать в группе, а на станциях «Микроскопическая» и «Терминологическая» - инди-видуально. Причём на станции «Терминологическая» задания  дифференци-рованные, вы по желанию можете выбрать задания разного уровня сложнос-ти: в красном конверте  - 3 уровень сложности (на оценку «5»), в зелёном - 2 уровень сложности (на оценку «4»), в жёлтом - 1 уровень сложности (на оцен-ку «3»).

  Время работы на каждой станции - 5 минут. Хранитель времени подаёт сигнал, по которому вы прекращаете работу и переходите на соседнюю

станцию (по часовой стрелке). Работа на станциях начинается каждый раз

по команде: «Приступить к работе».

  Прошу в листы учёта знаний вписать свои фамилии.

  Желаю удачи. «Приступить к работе».

Станция «Микроскопическая»

На станции представлены: 1)6 микроскопов; 2)6 штативов с 2 микропрепа-

ратами: №1 и №2; 3)задания для каждого ученика.

Задания:

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Рассмотрите выданные вам микропрепараты.

3. Определите, клетки какого растения изображены

          на препарате № 1 и № 2.

Станция « Систематическая »

На станции представлены:1)гербарии; 2)муляж белого гриба; 3)чашечка с

лишайником; 4)задание.

Задания:

1. Среди выданных экземпляров отберите споровые растения.                                                                                  

    2. Определите названия данных растений.

  3. Назовите, к какому подцарству и отделу относится каждое

     растение.

Станция « Знаешь ли ты? »

На станции представлены: 1)магнитная доска; 2)модель динамичес-

кая; 3)задание.

Задания:

1. На магнитной доске составьте цикл развития папоротника.

2. Назовите этапы развития папоротника.

3. Что является у папоротника гаметофитом и спорофитом?

    Докажите это.

Станция «Практическая»

   На станции представлены: 1)бочонок с крышкой; 2)чашечки с водорослью

ламинарией, лишайником, мхом сфагнумом, папоротником орляком, плау-

ном, торфом и хвощём; 3)задания.

Задание:

Вы решили заняться бизнесом - открыть свой ресторан.

Шеф-повар испытал затруднения в подборе фирменных блюд.

Помогите ему. Выберите те растения, из которых можно приготовить блюда. Какие блюда из этих растений вы предложите в меню?

Задание:

Что из предложенного вы могли бы использовать при постройке избушки в лесу?

Как ещё вы можете использовать эти объекты в своей избушке? 

Задание:

Среди выданных растений найдите мох.

Где и как можно его использовать?

Задание:

Что из предложенного вам формируется из отмирающих  частей  растения без доступа кислорода?

Как он используется человеком?

Задание:

Какое растение можно использовать для лечения ран вместо ваты?

Объясните почему.

Станция « Терминологическая »

На станции представлены 3 конверта с заданиями. Таблицы для 1 уровня

сложности должны быть разрезаны и разложены в белые конверты.

Задания в красном конверте:

I вариант

 Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:

г…метофит –…………………………………………..

р…зоиды –……………………………………………..

тал…ом –……………………………………………….

п…гмент –……………………………………………...

хр…матофор –…………………………………………

микр…спора –…………………………………………

II вариант

 Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:

спор…фит –……………………………………………

а…тотрофы –…………………………………………..

хл…рофил… -…………………………………………

г…мета –……………………………………………….

мег…спора –…………………………………………...

зар…сток -……………………………………………..

III вариант

Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:

опл…дотворение –

фитоб…нтос –

д…трит –

фикоц…анин –

з…гота –

псил…фиты –

Задания в зелёном конверте:

I вариант

Дайте определение:

Гамета –………………………………………………

Ризоиды –…………………………………………….

Спорофит –…………………………………………...

Фикоцианин –………………………………………..

Фитобентос –………………………………………...

Хлорофилл -………………………………………….

II вариант

Дайте определение:

Автотрофы –…………………………………………

Пигмент –……………………………………………

Таллом –……………………………………………..

Фикоэритрин –………………………………………

Детрит –……………………………………………...

Гаметофит -………………………………………….

III вариант

Дайте определение:

Зигота –………………………………………………

Псилофиты –…………………………………………

Оплодотворение –…………………………………...

Мегаспора –………………………………………….

Заросток –……………………………………………

Микроспора –………………………………………...

Задания в жёлтом конверте:

I вариант

Найди соответствие:

         гамета

Половая клетка

      спорофит

Бесполое поколение растения

      фикоцианин

Синий пигмент

     фикоэритрин

Красный пигмент

       гаметофит

Половое поколение растения

         ризоиды

Выросты тела, служащие для прикреп-

ления

 

II вариант

Найди соответствие:

    хлорофилл

       

Зелёный пигмент

      мегаспора

Крупная женская спора

     псилофиты

Первые растения, вышедшие на сушу

      микроспора

Мелкая мужская спора

        зигота

Оплодотворённая яйцеклетка

        пигмент

Красящее вещество

III вариант

Найди соответствие:

   автотрофы    

Организмы, которые сами образуют органические вещества

   фитобентос  

Придонная растительность

 гетеротрофы  

Организмы, питающиеся уже готовыми органическими веществами

     детрит

Прибрежный ил

   хроматофор

Органоид водорослей, содержащий хло-рофилл, где происходит фотосинтез

     таллом  

Слоевище, тело водоросли

Подведение итогов.

После прохождения всех станций, пока консультанты подсчитывают

набранные баллы, учащимся предлагается заполнить анкету.

Две группы, набравшие наибольшее количество баллов, получают

оценки «5». Соответственно, другие  две группы-оценки «4» и

последняя,  пятая группа- оценки «3».

Домашнее задание.

В листах учёта знаний каждой группы видны пробелы по конкретным

вопросам. Для групп, которые получили «4» и «3», задаётся домашнее

задание по листам учёта знаний (например, выучить цикл развития па-

поротника и  определения).

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....