Формирование мотивации к обучению на уроках химии и биологии
методическая разработка по биологии по теме

Ялымова Евгения Борисовна

Формирование устойчивой мотивации на уроках биологии через включение каждого ученика в активную деятельности на уроках через развитие внимания - одного из основных условий успешного восприятия учебного материала. Формирование у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАОУ ВПО

Московский государственный социально-гуманитарный институт

ФПК и ПП

__________________________________________________________

Практико-значимый проект на тему:

«Формирование мотивации к обучению на уроках биологии»

Выполнила: слушатель курсов ПК "Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики" Ялымова Е.Б., группа АИ 15-12

Проверила: Мухорина Н.Б., к.пед.н., доцент

Коломна

2012


Введение

                                                          «Страшная это опасность – безделье за

                                                                  партой ; безделье шесть часов

                                                                  ежедневно, безделье месяцы и годы.

                                                                  Это развращает и морально калечит

                                                                  человека, и ни школьная бригада,

                                                                   ни школьный участок, ни

                                                                   мастерская – ничто не может

                                                                   возместить того, что упущено в                

                                                                   самой главной сфере, где человек

                                                                   должен быть тружеником, -

                                                                   в сфере мысли».

                                                                                                 В. А. Сухомлинский.                    

За  последнее  десятилетие  личность  ученика  сильно  изменилась. И одно из главных отличий  заключается  в  отсутствии  интереса  к  учению. Оно  перестало  быть  самоцелью,  и  часто   рассматривается  исключительно  с  меркантильных  позиций: имеют  ли  полученные знания  ценность  на  рынке  труда?

В младших  классах  мы  видим  стихийный  интерес  ребёнка  к  познанию  мира. Но   и  здесь ситуация  меняется. Если  у  взрослого  человека  имеются  «информационные  фильтры» - его  мировоззрение, убеждения, позволяющие  отбрасывать  ненужную   информацию, то  у  младшего   школьника  этого  нет. Он   как  губка  впитывает  любые  знания, однако  возможности  ребёнка  не  беспредельны. В  результате  перегрузки  информацией  современные  школьники  быстро  утомляются, интерес   к  учению  пропадает. В  том  же  направлении  действует  и  природная любознательность  человека. Она  явно  уменьшается  при  переходе  из  класса  в  класс. Особенно   это   характерно  для  подростков. Снижается  любознательность, падает  интерес  к   учебным  предметам, уровень  полученных  знаний оказывается  низким. Среди  многих  причин  нежелания  школьников  учиться - недостаток  внутренней  мотивации.

В  сложившейся  ситуации задача  каждого  учителя заключается  в  том, чтобы  обеспечить  возникновение, сохранение  и  преобладании в  душе  школьника  учебно-познавательного  мотива. Нельзя не согласиться с мнением психологов-практиков о том, что формирование учебной мотивации одна из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной        деятельностью, обновлением содержания обучения, формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний. Приведенные данные подтверждают актуальность проблемы, и обосновывают цель дальнейшей работы.

Цель - изучение  и  формирование  устойчивой  мотивации  на уроках биологии через включение каждого ученика в активную деятельность на уроках через развитие внимания – одного из основных условий успешного восприятия учебного материала, и довести представления по изучаемой теме до формирования устойчивых знаний и возможностей применения этих знаний на практике.

        

Задачи:

1. Теоретические:

  1. Ознакомиться  с основными методами формирования мотивации;
  2.  выделить  аспекты  учебного содержания  для развития  мотивации  через  типологию  предметной  деятельности;
  3. определить критерии  оценки  сформированности  мотивации и  приёмы  её  развития.

2. Учебные:

  1. развитие мыслительных процессов, внимания, памяти в результате  формирования и закрепления общеобразовательных компетенций;
  2. воспитание познавательной самостоятельности как качества личности, укрепляя в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.

  1. сформировать бережное отношение к окружающей природе,  больше уделяя времени в учебном процессе экологическому воспитанию, через постановку экологических проблем родного края, ощущение самого себя в решении этих проблем;

3. Практические:

  1. научить использовать знания, полученные на уроках биологии, в практической деятельности.

Предполагаемый  результат:  устойчивая  мотивация  к изучению предмета у школьников.

Объект  исследования: образовательный  процесс.

Предмет  исследования – мотивация учения школьников.

Методы  исследования – анализ, сравнение, наблюдение, обобщение.

1.Теоретические аспекты проблемы мотивации школьников

Понятие  «мотивация»

Учебно-воспитательный  процесс  организован  оптимально, если  ученика  не  учат, а  создают  такие  условия, в  которых  он  учится. Организация  таких  условий  связана  с  проблемой  развития  мотивации. Устойчивый познавательный  интерес  школьников, их  мотивация – один  из  критериев  эффективности  педагогического  процесса.

В  настоящее  время  мотивация  как  психическое  явление  трактуется  по-разному. Но в основном  психологи  группируются  вокруг  следующих  точек  зрения  на  мотив: как  на  побуждение, на потребность, на  цель, на  намерение, на  свойства  личности, на  состояния.

Мотивационная  сфера  учения.

Мотивационная  сфера  учения  определяется:

  1. характером  и  сформированностью  компонентов  учебно-познавательной  деятельности;
  2. взаимодействием ученика  с  учителем  и одноклассниками;
  3. смыслом  для  каждого  ученика;
  4. характеристиками мотивов учения;
  5. зрелостью целей;
  6. особенностями эмоций;
  7. наличием познавательного  интереса.

Можно выделить следующие содержательные блоки, которые отражают существенные компоненты мотивации.

Личностный смысл  учения: внутреннее  отношение  школьника  к учению. Постижение  смысла    учения  не  происходит  автоматически, его  надо  формировать  в  процессе усвоения знаний.

Для ребят личностный смысл учения определяется  системой   их  идеалов, ценностей  общества, семьи.  

Виды  мотивов  учения.

Существует  несколько  вариантов  классификации  мотивов. Мотивы  подразделяются на :  социальные  и  познавательные.

  1. Социальные  мотивы – побуждения, связанные с  различным  взаимодействием  учащихся  с  другими  субъектами  обучения.

Широкие  социальные мотивы – стремление  получать  знания, чтобы  быть  полезным  отечеству.

Узкие – стремление  занять  определённое  место  среди  других (престиж, социальное  одобрение).

  1. Познавательные  мотивы – побуждения, связанные  с  содержанием  и  процессом  учебной  деятельности.

Общие – ориентируют  на  овладение  новыми  знаниями  (факты, законы  и  т.п.).

Предметные – интерес  к  организации  учебного  труда.

Мотивы самообразования – направленность  на  самостоятельное  совершенствование  знаний, работы.

Содержательной характеристикой мотива является личностный  смысл, действенность, самостоятельность проявления  мотива, осознанность  мотива.

Динамическая  характеристика  мотивов: устойчивость, эмоциональная  окраска, сила  выраженности, быстрота  возникновения.

Другой   вариант  классификации  мотивов  характеризует  отношение  к  самой  деятельности. Это  внешняя  и  внутренняя  мотивация. Для  формирования  внешней  мотивации  используется  целый  ряд  приёмов   и  средств  обучения, способствующий развитию   интереса к обучению. Формирование  внутренней  мотивации – проблема  более  сложная, но  именно этот процесс  создаёт  основу  для  успешного  продвижения  от  незнания  к  знанию.

Психологи  выделяют  четыре  вида  внутренней  мотивации :

  1. Мотив  по  результату.
  2. Мотив  по  процессу.
  3. Мотив  на  оценку.
  4. Мотив  на  избежание  неприятностей.

Наиболее  значимы  первые  два  вида. Если  используемые  учителем  технологии  создают  условия  для  личной  заинтересованности  ученика  не  только  в  конечном результате, но  и  в  самом  процессе  его  достижения, и          эта деятельность  личностно значима  для  ученика, то  есть  все  основания  утверждать, что  таким  образом  будет  формироваться  внутренняя  мотивация.

Целеполагание.

Реализация   мотивов  во  многом  зависит  от  того , умеют  ли  школьники  ставить  цели  и  достигать  их. Умение  ставить  цель – показатель  зрелости  мотивационной  сферы. Эта способность  в  будущем  составит  успешность профессиональной  деятельности.

Реализация мотива  в поведении.

Школьник   с  внутренним  мотивом  с  удовольствием   работает  над  основанием  учебных  предметов, активно  ищет  дополнительные  знания.

Эмоциональный  компонент.

Главная  его  характеристика – переживания  школьников, эмоциональное  отношение.

Положительные  эмоции  могут  быть  связаны  со  школой  в  целом  и  пребывание  в  ней, обусловлены    равными взаимоотношениями  с   учителями  и   одноклассниками, отсутствием   конфликтов, с  успешностью  в  учёбе, с  радостью  преодоления  трудностей, удовлетворение  от  справедливой  оценки  и т.д. Всё  это  усиливает  внутреннюю   мотивацию.

В своей работе я буду рассматривать мотив (от фр. motif- побудительная причина, довод в пользу чего-либо, повод к какому –либо действию) как причину, побуждающую деятельность.

2.Изучение и  формирование мотивов учебной деятельности школьников на уроках биологии

Организационно – диагностическая деятельность.

Специалисты – психологи  полагают, что  формирование  мотивации, а также изучение  и  диагностика  мотивационной  сферы  составляют  две стороны единого  процесса. В  решении  данной  проблемы  выделяют  два  основных  направления: организационно – диагностическое  и   содержательно – деятельностное .

Организационно  диагностическая  деятельность  направлена  на изучение  индивидуально – психологических   особенностей учащихся, с  целью   оптимизации  учебно-воспитательного  процесса. При анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель, но и учесть структуру мотивационной сферы школьника.

Содержательно – деятельностное  направление

Итак, развитие  мотивации  выступает средством  выведения  учащихся  на  необходимый  уровень самоорганизации  в  учебной  деятельности.

Надеяться  на  то, что  мотив  учения  возникает сам  по  себе, стихийно, не  приходится. Учебно-познавательные  мотивы  формируются  в  ходе самой  учебной  деятельности, поэтому  важно  как  эта  деятельность  осуществляется.

Основными  факторами, влияющими  на  формирование  положительной  устойчивой  мотивации  к  учебной   деятельности, являются:

  1. Содержание  учебного  материала;
  2. Организация  учебной  деятельности;
  3. Коллективные  формы  учебной  деятельности;
  4. Оценка  учебной  деятельности;
  5. Стиль  педагогической  деятельности  учителя.

Содержание учебного  материала. Содержание  обучения  выступает  для  учащихся в первую  очередь  в  виде  той  информации, которую  они  получают. Однако  сама  по  себе информация вне  потребностей  ребёнка  не  имеет для  него  какого – либо   значения, а  следовательно  не  побуждает  к учебной  деятельности. Поэтому, давая  учебный материал, я  учитываю потребности,  имеющихся  у  школьников  данного  возраста.  Учебный  материал  подаю  в  такой  форме, чтобы  вызвать  у  школьника  эмоциональный   отклик.

Содержательно  и  иллюстративно  бедный  материал на уроках биологии  не  обладает  мотивирующей силой,  и  не способствует побуждению интереса  к  учению. В качестве иллюстративного материала я использую таблицы, фотографии, рисунки, картины, видеозаписи и др.

Организация  учебной  деятельности.  Изучение  каждого раздела  или  темы  учебной  программы должно состоять  из  трёх основных  этапов.

Мотивационный  этап – это  сообщение ,почему  и  для  чего  нужно  знать  данный  раздел  программы, какова  основная  учебная  задача  данной  работы.

Этот  этап  состоит  из трёх  учебных действий:

  1. Создание  учебно-проблемной  ситуации.
  2. Формулировка  основной  учебной  задачи  как итога  обсуждения  проблемной  ситуации.
  3. Рассмотрение  вопросов  самоконтроля  и  самооценки  возможностей  по  изучению   данной  темы.

Этот этап урока надо продумать основательно, помня, что от начала урока зависит его конечный результат. Если ученик будет убежден в том, что этот материал значим для него, он им заинтересуется.

Операционно-познавательный  этап. На   этом  этапе  учащиеся  усваивают тему, овладевают    учебными действиями  и   операциями  в связи  с  её  содержанием. Для этого я использую не только лабораторные работы, постановку опытов, но и такие технологии обучения как «Французская мастерская», модульное обучение, коллективный способ обучения.

Рефлексивно-оценочный этап связан  с анализом  проделанного,   сопоставлением  достигнутого  с  поставленной  задачей и  оценкой работы. Подведение итогов  надо  организовать  так, чтобы  учащиеся  испытали  удовлетворение  от  проделанной работы. Очень часто использую такую форму как «Синквейн», хорошо известный учителям-биологам. В кабинете биологии имеется методическая копилка синквейнов, сделанных уч-ся. Планируется выпустить печатное пособие синквейнов на кружке информатики. Это будет еще одним стимулом для творчества учащихся.

Коллективная (групповая) форма  деятельности. Известно, что  во  многих  случаях  групповая  форма  учебной  деятельности  создаёт  лучшую   мотивацию, чем  индивидуальная. Групповая  форма  «втягивает» в  активную  работу  даже  пассивных, слабо  мотивированных  учащихся. Своим одноклассникам  такие дети не боятся отвечать, находят поддержку.

 Оценка  результатов  учебной  деятельности. Важно, чтобы  в  оценке  давался  качественный, а  не  количественный (валовой) анализ  учебной  деятельности  учащихся, подчёркивались  положительные  моменты, сдвиги  в освоении   учебного  материала, выявлялись  причины имеющихся   недостатков, а  не  только  констатировать их  наличие. Поэтому я стараюсь каждую оценку прокомментировать.

Стиль  деятельности  учителя. На формирование  мотивов   учения  оказывает  влияние   стиль педагогической  деятельности  учителя, различные  стили  формируют  различные  мотивы. Авторитарный  стиль  формирует  «внешнюю» мотивацию  учения. Мотив  «избегания  неудачи», задерживает  формирование «внутренней» мотивации. Демократический  стиль  педагога, наоборот, способствует  «внутренней»   мотивации; а  попустительской (либеральный) стиль  снижает  мотивацию,  и формирует  мотив   «надежды  на   успех».

С целью формирования социальных и познавательных мотивов учения  рекомендуются различные формы познавательных заданий.

         Содержание   учебного  предмета  «Биология» представляет  большие  возможности  для  развития мотивации  его  изучения. В своей практике использую методические приёмы предметной деятельности.  Под  предметной  деятельностью  понимается  учебная  деятельность, осуществляемая  школьниками в  рамках  предмета  биологии.

Предметная  деятельность   это  личностное  образование. Личность  определяется  тем, что  как она  знает, что  и  как  она  ценит; что  и  как   она  созидает. Различают  следующие  виды  предметной  деятельности :

  1. познавательная;
  1. преобразовательная;
  1. коммуникативная;
  2. ценностно-ориентированная.

Для  развития  предметной  деятельности  я  использую  следующие  приёмы.

Познавательная  деятельность:

  1. Описание  природных объектов по плану;
  2. Анализ  биологических  терминов;
  3. Работа  с  дополнительной  литературой;
  4. Сочинения;
  5. Диктанты;
  6. Решение  задач – новелл;
  7. Решение  проблемных  ситуаций;
  8. Фенологические  наблюдения;
  9. Паспортизация  комнатных растений;
  10. Опыт, практическая  работа.

Преобразовательная  деятельность:

  1. Проекты;
  2. Сочинения – прогнозы;
  3. Деловые  и  ролевые  игры;
  4. Социологический  опрос.

Коммуникативная  деятельность:

  1. Работа  с инструктивными карточками;
  2. Творческий  отчёт (демонстрация  результатов  наблюдения  и т.п.);
  3. Игры – тренинги;
  4. Работа в группах;
  5. Работа  в  парах  постоянных   и   динамических;
  6. Элементы  диспута;
  7. Лекции  для  населения.

Ценностно-ориентированная  деятельность:

  1. Оценка  природных  объектов  по  экологическим  признакам;
  2. Анализ  собственного  поведения   согласно  нормам  экологической этики;
  3. Оценка  эстетических  достоинств  природных  объектов  и  явлений  через  музыку, поэзию, фотографии, живопись;
  4. Профориентационная  деятельность.

В качестве основных методов формирования мотивации учения использовались следующие:

  1. формирование приёмов целеобразования;
  2. осознание рождения нового мотива;
  3. актуализация сложившихся мотивов;
  4. придание мотиву новых характеристик;
  5. анализ мотивов и целей учения.

Формирование приёмов целеобразования.

На первых уроках биологии я учу ребят понимать цели , а затем самостоятельно ставить свои цели , которые перерастают в мотив. Если используемые учителем технологии личностно значимы, то есть все основания утверждать , что будет формироваться внутренняя мотивация. Формирование приемов мотивированного целеобразования успешно удается на уроках-экскурсиях, т.к. практическая направленность является мощным фактором мотивации учения. Экскурсии по темам: «Осенние (зимние, весенние) явления в жизни природы» провожу в школьном парке. В начале экскурсии рассказываю краткую историю создания парка, называю имена людей, участвующих в закладке парка. Часто это бывают родители нынешних учеников. Этот факт уже является мотивационным фактором. Для работы уч-ся делятся на группы, и выполняют задания. На следующем уроке учащиеся выступают с отчетом о проделанной работе. Форму отчета выбирают сами.

        Широко использую проблемные вопросы. Изучая тему  «Семя», спрашиваю у ребят: «Почему ваши мамы семена хранят в бумажных кулечках или в мешочках из ткани?», «Почему для посева мы используем крупные семена?». Тема «Корень»- «Почему песчаный карьер, расположенный напротив нашей школы не осыпается?» и другие вопросы.

Одним из методов повышения мотивации к изучению биологии является привлечение внимания учащихся к изучаемой теме  материалом, содержащим необычные сведения , способные пробудить интерес.

Например при изучении темы «Внешнее и внутреннее строение стебля» учащимся предлагается небольшое сообщение, подготовленное учеником  « Оладьи через 15 лет».

Жители Новой Гвинеи  дороже всех ценят невысокую пальму Метроксилон. Пятнадцать лет растет пальма и не цветет. А потом выбрасывает огромную метелку цветов.

Но жители не ждут, пока созреют плоды. «Хлеб» у пальмы внутри ствола. Цветение – сигнал: хлеб созрел. Пальму срубают, раскалывают ствол пополам, добывают оттуда крахмалистую сердцевину и пекут вкуснейшие оладьи.

Островитяне едят оладьи почти каждый день – ведь одна пальма дает почти тонну оладий!

А европейцы из сердцевины пальмы делают крупу саго, за что и пальму называют саговой.

Далее учитель рассказывает о деревьях великанах: секвойях, эвкалиптах и ставится вопрос: что обеспечивает рост стебля, за счет чего стебли деревьев достигают таких величин?

Таким образом создается проблемный вопрос, ответ на который находится на протяжении урока.  

Осознание  рождения нового мотива.

Для создания новой мотивации в своей практике я использую дидактические игры. Большой популярностью среди учащихся пользуются биологические лабиринты, игра «Пентагон», «Третий лишний» и др. Успешное выполнение подобных заданий вызывает новое побуждение, например, самостоятельно составить игру, кроссворд и т.д.

Достижению поставленных целей помогают разнообразные методы и приемы проведения уроков, где учащиеся получают знания

    Проведение нестандартных уроков: «Животные на страже мира», «Суд над насекомыми»

   Психологи утверждают, что развитие ребенка осуществляется преимущественно через игру.  Игровые моменты на уроках активизируют познавательную деятельность учеников, помогают акцентировать внимание на определенных явлениях, устанавливать причинно-следственные связи.

    Например, при изучении темы «Паразитические черви» во второй части урока, как закрепление, ученики разыгрывают сценку из народной сказки. Братец Иванушка просит у сестрицы Аленушки воды напиться из пруда. А сестрица Аленушка ему запрещает. Иванушка не слушается. Тогда сестрица Аленушка обращается к классу. Ученики рассказывают о заражении печеночным сосальщиком.

   Вторая сценка из сказки о принцессе, у ворот замка которой продавали яблоки Вспомните ребята, что кто съедал эти яблоки, у того вырастали нос и уши. А в нашей сказке яблоки несут на себе что?  Ученики рассказывают о способах заражения аскаридами и острицами.

  Ученик рассказывает случай, который произошел с его товарищем, живущим в Средней Азии.

  « Недавно мой друг Карим чуть не умер. Он с отцом как-то шел с караваном. Солнце палило так, словно решило все сжечь. Караван остановился у небольшого водоема: и люди, и животные поспешили утолить жажду.

  « Пейте только из посуды и не забудьте бросить в нее дезинфицирующую таблетку», - сказал старший. Но Карим только рукой махнул: «Я глоточек, чтоб рот освежить», - и нагнулся к воде. После отдыха караван приготовился продолжать путь, но произошла вынужденная задержка. С Каримом стряслось что-то неладное: из горла пошла кровь. Решили отвезти его на ближайший медпункт. Там с большим трудом извлекли из его глотки ------- ?»  Ученики рассказывают об особенностях строения пиявок, их питании, об особенностях конской пиявки.

   При изучении темы  «Многообразие простейших» ученикам предлагается взять на себя роли амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки и каждый должен сделать проект, который характеризует соответствующее животное.. Создается экспертная группа. которая выносит решение об уровне организации животного.  Такая работа проводится с использованием учебника и дополнительной литературы, что способствует формированию умений находить нужную информацию в источнике знаний.

  Такой подход к изучению материала способствует формированию интереса к предмету, развивает творческую активность, разнообразит виды деятельности учеников на уроке, снимает напряжение.

Пережив успешность, у школьника появляется желание пережить это вновь, поэтому появляется новая мотивационная  направленность - выполнить более трудное задание.

Актуализация сложившихся мотивов.

Этот метод реализуется при выполнении различных познавательных заданий. Предполагается выполнение учебных действий, побуждаемых уже сложившимися мотивами, работа по алгоритму. Для этого я использую методические приемы развития познавательной предметной деятельности. После проведения  экскурсии «Осенние явления в жизни природы» предлагаю школьникам самостоятельно сделать наблюдения за изменениями окраски листьев у деревьев и кустарников, листопадом в любимом уголке природы - в лесу или палисаднике. Результаты наблюдения уч-ся заносят в таблицу, согласно инструкции предыдущей экскурсии.

 Уч-ся с удовольствием самостоятельно выполняют простейшие опыты: «Прорастание семян двудольных растений», «Обнаружение крахмала в клубнях  картофеля», «Определение состава семени пшеницы» и др.  Эта работа не трудная, но развивает исследовательские навыки.

Придание мотиву новых характеристик.

Новыми характеристиками являются сила мотива, устойчивость, самостоятельность, доминирование, действенность. Возникший мотив может развиться только в процессе многократного выполнения упражнений. Для этого на уроках я использую биологические задачи, тесты , диктанты и др. Например на уроке биологии в 8 классе по теме «Гигиена дыхания» уч-ся получают задание: дайте обоснование основных правил гигиены дыхания:

  1. дышать надо размеренно и глубоко;
  2. ходьба на лыжах, волейбол улучшают дыхание;
  3. полезно бывать на свежем воздухе;
  4. дышать надо через нос;
  5. при кашле и дыхании следует закрывать рот и нос платком и др.

Также использую  тестовые задания  разных типов: контроля знаний, тест-сличение, тест-дополнение и др.

Для формирования действенности мотива на вводном уроке по теме «Экология» предлагаю уч-ся выполнить следующее домашнее задание:

«Экология – наука будущего». В чем вы видите правомерность этого тезиса?

Анализ мотивов и целей учения.

Результаты педагогических наблюдений показывают, что становлению положительной мотивации учения препятствует неумение анализировать свои мотивы и цели учения . Этому способствует решение задач-дилемм. Задачи –дилеммы имеют определенную структуру:

  1. содержательный компонент- знания уч-ся;
  2. операционный компонент- умения устанавливать причинно-следственные связи;
  3. мотивационный компонент- использование знаний для организации своей жизнедеятельности.

Большой популярностью пользуется задача следующего содержания:

В предновогодние дни перед вами встала проблема: купить живую или искусственную елку. Вы знаете, что в лесу ель вырастает до 1 метра за 5-6 лет, а искусственная очень дорогая, но её можно использовать несколько лет. Живая ель дешевле. Вы:

  1. покупаете ель на базаре;
  2. встречаете праздник в лесу;
  3. покупаете искусственную ель;
  4. составляете композицию из живых еловых веток.

Анализ мотивов и целей хорошо просматривается через преобразовательную предметную деятельность. Изучая тему «Общее знакомство с цветковыми растениями» в 6 классе, предлагаю уч-ся написать сочинение – прогноз: « В одном из сказочных государств, злой волшебник уничтожил все листья на растениях. К чему это может привести?»

Для включения учащихся в работу, урок часто начинается с разминки. Предлагаются задания, которые требуют внимания,  тренируют память, логическое мышление, развивают зрительное восприятие, учат устанавливать причинно – следственные связи. Для этого используются кроссворды, головоломки, загадки, викторины.

Например «Составьте слова».        

На доске написаны слова с перепутанными буквами. Предлагается поставить в них буквы таким образом, чтобы получились названия рыб.

 Какие рыбы?

Тапвол (плотва)                 Алгбеу (белуга)                          Дукса  (судак)

Знаас (сазан)                      Секрат  (треска)                          Цыебр (рыбец)

Егмас (семга)                     Бовал (вобла)                               Арьсак (карась)

Торес (осетр)                     Млина (налим)                              

Игра «Кто лишний?»

 Перед учащимися поставлена задача- определить, кто лишний в каждом ряду и объяснить свой ответ.

Уж                 желтопузик                 кобра                  удав

Хамелеон         крокодил                тритон                черепаха

Гадюка             желтопузик            агама                  веретеница

 

Изучению нового материала, повторению и обобщению способствует решение задач по всем темам и во всех классах, это меняет характер познавательной деятельности от репродуктивной к поисковой,  формирует общеобразовательные компетенции учащихся.

Решение задач. 

Например:

 1. В 6 классе при изучении темы «Мир растений».  Весной посадили проростки капусты. Летом каждое растение образовало кочан. Хотели собрать семена, но так и не дождались цветов. Почему?

 2. В 8  классе при изучении темы  «Иммунитет» ученикам предлагается решить задачу: десять молодых рабочих, не сделавших своевременно прививку от гриппа, тяжело заболели этой болезнью. Лечились бесплатно за счет государства и не работали 10 дней.

  1. на какую сумму они недодали народу нужного товара, если один рабочий производит продукции в среднем на6тыс. рублей в месяц?

  2. В чем заключается ущерб, нанесенный ими государству, народу, своему здоровью, семье?

Ежегодно в рамках «Марафона знаний» в школе проводятся предметные недели. Проводимые мероприятия позволяют формировать познавательный интерес и, в зависимости от цели формировать новый мотив, актуализировать его или формировать новые характеристики мотива учения. Для того , чтобы провести качественное результативное занятие, необходимо наряду с образовательными, воспитательными и развивающими задачами решать побуждающие  задачи. Планируя внеклассное занятие, большое внимание уделяю мотивации и познавательной деятельности.

Поскольку большинство  учащихся считают, что  учебный   процесс – это  путь  к  профессии, остановимся  на  профессиональной  мотивации. Большинство  факторов, услышанных  на  уроке,  ребёнок  вскоре  забудет. Поэтому  содержание  должно  содержать мотив, побуждающий  к  принятию  и  реализации  определённого  решения о  выборе  профессии. Основными  мотивами  выбора  профессии  школьниками  является: социальная  значимость и  престиж, интерес к  профессии, материальная  заинтересованность, наличие  специальных  способностей, подражание  родителям, риск, романтика, новизна, интерес  к  школьному  предмету. Все  эти  мотивы  между  собой  взаимосвязаны. Интерес  к  предмету,  побуждает    заниматься  какой – то  деятельностью, а  деятельность  совершенствует  способности.

На  уроках  биологии  знакомлю  школьников  не  только  с сельскохозяйственными  профессиями,  но  и с  актуальными  в  настоящее  время  специальностями  эколога, фермера, ландшафтного  архитектора (дизайнера), фармацевта, учителя  биологии, повара, ветеринара  и  др.

Изучая  систематику  растений, указываю  на  то, что  это  надо  знать  фитодизайнеру, фармацевту, ландшафтному  архитектору. Рассказываю  где  можно  получить эту  профессию. Предлагаю   учащимся  разделиться  на  три  группы и  даю  творческие  задания. Фитодизайнерами  составить  букет  и  указать   систематическое   положение  использованных  в  композиции  растений. Фармацевтам   записать  систематику  растений, входящих в состав  какого – либо   фиточая, ландшафтным   архитекторам  сделать  проект  клумбы и  указать  систематику  растений.

Наметилась  и  такая  тенденция: дети  более  охотно  принимают  участие  в  олимпиаде  по  математике, чем  по  биологии. Они  объясняют  это  тем, что  они  хотят  лишний  раз  проверить  себя  перед  ЕГЭ, а  после  школы  все  видят  себя  банковскими  работниками, экономистами  и т.п.

Упадок  сельского  хозяйства  и  незнание  новых профессий, связанных  с  биологией – это  один  из  факторов  вышеуказанных  явлений. И  поэтому  я  всё  больше  ощущаю  необходимость  популяризации  «биологических  профессий», это  подстёгивает  меня  к  поиску  более  активных  форм  преподавания  своего  предмета, чтобы  дать  разгореться  искре  познания.

2.3.  Критерии  сформированности  мотива  учения школьников

В учебной деятельности в качестве основного  рассматривают  учебный  мотив. Для  учителя биологии  показателями  развития  учебных  мотивов  являются  следующие критерии:

  1. Познавательная  активность  на  уроке;
  2. Использование  дополнительной  литературы;
  3. Умение  активно  работать  с  учебным  материалом;
  4. Самостоятельность  в  решении  задач;
  5. Стремление  к  выполнению заданий  повышенной   трудности;
  6. Понимание   значимости  биологических   знаний;
  7. Интерес  к  профессии  типа  «Человек – Природа».

Заключение

Сегодня наиболее  острые  проблемы  в  области  обучения  и  воспитания связаны  с  демотивированностью основной  массы  школьников,  следовательно,  со  снижением  базовых  показателей  их  обученности  и  воспитанности.

В  важности  изучения  мотивации  учения  никого  убеждать  не  надо, но  в  процессе  исследования  я  пришла  к  выводу, что  имеющиеся  методики  изучения  состояния мотивации  учащихся  малоприемлемы  для  учителей – предметников из-за трудоёмкости, дефицита времени и  недостаточной подготовленности учителей. Поэтому подобные  исследования нужно  проводить  совместно  с  психологами  и  другими  специалистами.

Изучая мотивацию учения школьников, я пришла к следующим выводам:

1) учебная деятельность школьника полимотивирована;

2) мотивация в различных возрастных группах проявляется по разному;

3)сформированная мотивация влияет на повышение качества обучения;

4)в процессе формирования мотивации необходимо учитывать особенности психофизического развития школьника и типологию  предметной деятельности.

Результатом  развития  мотивированности  не  может  быть  только  выбор  профессии, но  и  знания; которые  нужны  ребёнку  «здесь   и  сейчас».

Опыт  работы  по   проблеме  изучения  мотивации  будет  представлен  педагогам  нашей  школы,  для  ознакомления  с  методикой  изучения  и  формирования  мотивации  школьников  и  возможности  внедрения  в  практику  преподавания  другими  педагогами.

Подобные изучения мотивации школьников планируется проводить с целью усовершенствования учебного процесса на уроках биологии и химии и повышения обученности школьников.


Список литературы.

  1. Андреева  Н.Д. Профориентация  при  обучении ботаники  и  зоологии // Биология в школе. – 2004, № 1.
  2. Гликман И. З. Стимулы обучения. // Химия в школе 2003 № 8 –С. 23
  3. Ильин Е.П. Мотивация  и  мотивы. СПб.: Питер, 2000. – 512с.
  4. Кучменко В.С., Калинова Г.С. проблемы  модернизации  биологического  образования //. Биология  в  школе. 2003. № 5
  5. Коростелева Т.В. Типология  предметной  деятельности // Биология  в  школе. – 2005, № 2.
  6. Коростелева Т.В., Курдюкова Н.А. Диагностика  учебной  мотивации // Биология  в  школе. – 2005, № 4.
  7. Лукьянова М. Учебная  мотивация  как  показатель качества  образования // Народное  образование. – 2001, № 8.
  8. Маркова А.К. Формирование  мотивации  учения  в  школьном  возрасте. М.: Просвещение, 1983.
  9. Муравьев Е.М., Богоявленская А.Е. Справочник   администрации  школы  по  организации  учебно-воспитательного  процесса. М.: «Педагогический  поиск». 2002. – 160с.
  10. Немов. Р.С. Психология – М.: - 1994.
  11. Скворцов П.М. Биологическое  образование: современные  проблемы // Биология  в  школе. – 2002, № 1.
  12. Титова И.М, Эстрин Э.Р. Развитие  мотивации  изучения  химии. СПб.: Образования, 1997.
  13. Титова И.М. Развитие  мотивации  изучения  химии // Химия  в  школе. – 1999, № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках химии и биологии"

Выступление по теме "Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках химии и биологии". ...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Опорные схемы и алгоритмы как метод формирования мотивации к обучению на уроках русского языка и при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Метод опорных конспектов эффективен при подготовке к ГИА  и ЕГЭ по русскому языку. Имея ограниченное количество часов по предмету, мы должны повторить и обобщить  весь учебный ма...

« Формирование мотивации к обучению на уроках основ безопасности жизнедеятельности»

Научно - методическое обоснование процесса мотивации учащихся к данному предмету....

Формирование мотивации к обучению на уроках технологии

Формирование мотивации к обучению на уроках технологии...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...

Формирование мотивации учебной деятельности на уроках химии в условиях ФГОС.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что залог успешности обучения – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.Объектом моего педагогического наблюдения явл...