Социальный проект "Защитим первоцветы!"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Гуляева Татьяна Николаевна

Цель проекта: воспитание нравственных основ экологической культуры у  школьников; сохранение первоцветов нашей местности.

Задачи:

- Заинтересовать учащихся в решении проблемы первоцветов.

- Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.

- Экологическое и нравственное воспитание.

- Воспитывать умение работать в группе.

- Изучение первоцветов на территории нашего населенного пункта.

- Формирование активной жизненной позиции у детей через участие в пропагандистско-просветительской экологической деятельности.

- Формирование  навыков исследовательской  работы.

Проблемные вопросы:

- Можно ли сохранить первоцветы?

- Влияет ли антропогенный фактор на исчезновение первоцветов?

- А что мы сможем сделать, чтобы  сохранить природу Ставрополья?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socialnyy_proekt.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект «Защитим первоцветы!»

Номинация  «Экологическое образование в среднем общеобразовательном учреждении»

Автор проекта

Гуляева Татьяна Николаевна,

учитель биологии МКОУ «СОШ №2»

Содержание.

  1. Введение.
  2. Этапы проекта.
  3. Ожидаемый результат.
  4. Перспективы и практическая значимость проекта.
  5. Список литературы.
  6. Приложения.

Социальный проект «Защитим первоцветы!».

«Чтобы жить, нужно солнце,

свобода и маленький цветок»

 Г.Х. Андерсен

  1. Введение.

Ранней весной в лесах и на лугах появляются первые цветущие растения – подснежники, пролески, цикламены, примулы. Их ценными качествами являются раннее и продолжительное цветение, изящество цветков, исключительное разнообразие их окраски, лекарственные свойства.

На территории нашего края раньше первоцветов было огромное количество. Основными факторами, вызывающими сокращение численности является их массовый сбор на продажу и уничтожение мест обитания.

Все это уже привело к уничтожению ряда популяций цикламена, подснежника и других дикоростов, некоторые популяции сейчас находятся на грани истребления. Ареалы  обитания этих растений  сократились. Многие первоцветы занесены в Красную Книгу Ставропольского края.

    Чтобы такие красивые и хрупкие творения природы не исчезли с лица земли нужно их защитить. И это в наших силах. Во-первых, ограничить сбор растений на продажу. Во-вторых, проводить агитационно-просветительскую работу по сохранению и бережному отношению к первоцветам.

    Для решения этих вопросов предлагаю проект «Защитим первоцветы!».

Цель: воспитание нравственных основ экологической культуры у  школьников; сохранение первоцветов нашей местности.

Задачи:

- Заинтересовать учащихся в решении проблемы первоцветов.

- Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.

- Экологическое и нравственное воспитание.

- Воспитывать умение работать в группе.

- Изучение первоцветов на территории нашего населенного пункта.

- Формирование активной жизненной позиции у детей через участие в пропагандистско-просветительской экологической деятельности.

- Формирование  навыков исследовательской  работы.

Проблемные вопросы:

- Можно ли сохранить первоцветы?

- Влияет ли антропогенный фактор на исчезновение первоцветов?

- А что мы сможем сделать, чтобы  сохранить природу Ставрополья?

Формы работы

- создание  презентаций;

- познавательное чтение;

- конкурсы и викторины;

- защита плакатов, проектов;

- выпуск экологических листовок,

- Акция «Защитим первоцветы»;

- экологические субботники;

- наблюдения и экологические экскурсии.

Участники проекта:

Учащиеся 6-8 классов, родительская общественность, педагоги школы.

Руководство проекта.

Руководство проектом осуществляет Оргкомитет. Для подведения итогов проекта формируется жюри, в состав которого входят учителя, старшеклассники, победители олимпиады по экологии и биологии.

Сроки проекта.

Проект осуществляется в марте - апреле 2012г.

Отчет экологических отрядов  принимается до 25 апреля 2012г.

       

2. Этапы проекта.

  1. Подготовительный.

Участники проекта с помощью учителей определяют места цветения первоцветов в окрестностях города Изобильного (экскурсии).

Все классы (экологические отряды) готовят флористическое  описание раннецветущих растений, выявляют наиболее редкие для данной территории первоцветы, знакомятся с растениями, занесенными в Красную Книгу Ставропольского края.

    2. Практический.

2.1. Если в местах   цветения первоцветов  имеются свалки мусора, сухие ветки, заросли, то  участники проекта организуют трудовые десанты. Всем отрядом они собирают мусор и выносят его с территории в специально предусмотренное для мусора место.

2.2. Проводится соцопрос среди учащихся и родительской общественности об отношении к уничтожению первоцветов.

2.3. Все классы выпускают листовки  с  призывами о сохранении первоцветов. Листовки распространяются в школе,  в многолюдных местах города.

2.4. Каждый класс готовит небольшой альбом с фотографиями первоцветов для использования на уроках биологии и экологии.

2.5. Составить список первоцветов Изобильненского района.

2.6.Конкурс на лучший плакат в защиту первоцветов.

2.7. Семинар участников акции «Вестники весны 2012».

3.Агитационно-просветительский.

3.1. Участники проекта готовят агитаторов, которые выступают в защиту первоцветов перед учениками своей школы, перед родителями.

3.2. Работа по проведению проекта «Защитим первоцветы» освещается в средствах массовой информации, а также в школьной стенгазете (готовит каждый отряд).

3.3. Проводится общешкольная акция «Защитим первоцветы!».

4. Заключительный.

    Итоги подводятся по двум номинациям: 

А) Лучшая  исследовательская работа.

На титульном листе указать: полное название школы, название отряда,  Ф.И.О. авторов работы и Ф.И.О.  классного  руководителя.        

Б) Лучшая пропагандистско-просветительская работа. 

   К отчёту необходимо приложить:  фотографии, творческие работы детей, сценарии мероприятий, итоги соцопроса, ксерокопии газетных статей (если есть), отзывы о мероприятии.

   Победители награждаются грамотами.

3. Ожидаемый результат.

    Охватив работой  по защите первоцветов,  учеников, учителей, родительскую общественность,  можно значительно повлиять на решение проблемы. Увеличить число  сторонников по охране природы. Ведь знанием и пониманием необходимости сохранения весенних растений ребята  поделятся с друзьями и родными.

   Экологически грамотный человек будет знать, как уменьшить экологическую угрозу, снять ее остроту и ликвидировать последствия. Как нужно вести хозяйство, чтобы не допустить нарушения экологического равновесия. Он не станет браконьером, не будет наносить вред природе во время отдыха или устройства садового участка, не позволит расточительства по отношению к ее ресурсам - будь то вода, топливо  или электроэнергия.    

        Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы. Его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами.

Кроме того, участие   в практических мероприятиях, акциях и конкурсах расширит кругозор школьников, повысит творческую активность и самостоятельность.

4. Заключение.

Человек и природа - единое целое. Одно без другого существовать не может, ведь человек - неотъемлемая часть природы, а природа, в свою очередь, во многом зависит от деятельности человека. Только в едином ритме могут существовать человек и природа. Но, к сожалению, ритм этот сегодня нарушен. Технический прогресс  не остановить. И люди должны понять, что природа   щедра к тем, кто умеет ее ценить и хранить.

Совсем скоро наступит весна, растает снег, зажурчат ручьи и расцветут первые весенние цветы – подснежники.

Как приятно после долгой зимы увидеть первый цветок! А давайте вместе полюбуемся  на первые  весенние жемчужины!

5. Список литературы.

1. Вронский В.А. Экология. Словарь-справочник. Ростов – на - Дону: Феникс; М.:Зевс,1997.

2. Красная книга Ставропольского края.

3. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: Пособие для учащихся. М.: Мнемозина, 1995.

4. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 кл. М.: Дрофа,1997.

5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.-сост. А.Е.Чижевский. М.: Изд-во АСТ,1997.

Приложение 1

Вопросы для соцопроса.

- Что  Вы почувствуете, если Вам подарят редкие дикорастущие цветы?    

- Покупали ли Вы в этом году первоцветы? Если да, то, как долго они стояли в вазе?

- Интересуетесь ли Вы, где собраны покупаемые Вами весенние растения: в саду или в огороде, и не наносит ли это ущерба Природе?

Приложение 2

Содержание  отчета отряда.

1. Карта растения.

1. Название растения. Фотография.
2. Место, где была сделана фотография.
3. Особенности места произрастания.


2. Листовка в защиту первоцветов.

Фотография листовки, сколько и где были  размещены  листовки.

3. Пропаганда  отряда в защиту первоцветов.

Сценарии мероприятий, плакаты, участие в экологических субботниках.

Приложение 3

Листовка

   ЗАЩИТИМ                  

                                   ПЕРВОЦВЕТЫ!

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»

 Г.Х. Андерсен

Как только сойдет снег, появятся первые весенние цветы-подснежники. Конечно, за долгую зиму мы соскучились по цветам, но хорошо ли срывать их большими охапками, а потом выбрасывать?  Ведь подснежники и другие первоцветы долго радуют нас на воле, а в комнате, в вазе, они не живут долго.

Друзья, не рвите цветы! Давайте любоваться первыми удивительно  красивыми весенними цветами в естественных условиях!

Защитим первоцветы от уничтожения!

                                                            Ученики 7а класса

МКОУ «СОШ №2»

Приложение 4

Агитбригада «Защитим первоцветы!»

1 Ученик. Здравствуйте!

  1. Ученик. Вас приветствует команда «Первоцвет» учеников 7а класса. Мы предлагаем вашему вниманию выступление в защиту первых весенних цветов!

  1. Ученик. Апрель – это месяц весенних первоцветов. Днём сильно пригревает яркое лучистое солнце, торопливо бегут ручьи, а ночью земля стынет. Зелёное царство просыпается, и подносит нам сои первые, хотя и скромные на вид дары.

  1. Ученик. В начале весны появляются золотые корзиночки мать и мачехи. Мать и мачеха нектаром славится, первый взяток пчёлы несут в улей с неё. А знаете, ли вы, почему этому растению дано такое странное прозвище мать и мачеха? А вот почему: нижняя часть его листа, покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это мать. А верхняя часть листа, жёсткая и холодная, это мачеха. Вот и назвали растение мать и мачеха.

  1. Ученик. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческих слов «галла» молоко, и «актус» цветок, то есть молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить её и согреть, несколько снежинок превратились в цветы, отсюда символом этого цветка стала надежда. Этот цветок подснежник белый.

  1. Ученик. В начале апреля в лиственных лесах, под деревьями можно найти одно из самых милых весенних растений голубую пролеску. Как хороши эти цветы сейчас, под прошлогодними листьями, свежие, чистые, ярко-синие. По народному предсказанию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Латинское название го – «сцилла», что в переводе означает морской лук, наверное потому, что цвет его напоминает синеву моря. У многих народов существует поверье, что этот цветок исцеляет больных. Он считается цветком весёлого настроения. Появляется он одним из первых. Стебелёк его тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства. Этот цветок пролеска.

  1. Ученик. Фиалка душистая встречается в лесах и парках в апреле и мае. Цветки у неё сине-фиолетовые, иногда белые, имеют 5 лепестков, из которых 2 направлены вверх, 2 в бок, 1 вниз. Из пахучих листков добывают эфирное масло. Одна легенда рассказывает: что одна из прекрасных дочерей Атласа, преследуемая жгучими лучами бога солнца, обратилась к Зевсу с мольбой о защите, и великий Громовержец укрыл её в тенистой роще, превратив её в цветок. Фиалку называют лесной феей. У неё чудный, нежный запах.

  1. Ученик. Под первыми лучами снег растаял,
    Как будто тут пролили черный чай,
    Деревья тихо ветками качали,
    И птицы слышно пенье – просто рай…

    Но стоит приглядеться Вам получше,
    Среди листвы пожухлой и травы,
    Проклюнулся листочков первый лучик
    Весенний первоцвет – вестник весны…

    Он к солнцу протянул свои объятья.
    Он не боится холодов и зимних вьюг,
    Но он один из тысячи жемчужин в платье
    Красавицы весны, которую все ждут…

    Пусть не велик, но все таки прекрасен
    Он маленький и хрупкий? – не беда,
    Весенний наш герой – твой подвиг не напрасен
    Ты даришь нам тепло – ты даришь нам себя…

  1. Ученик. Ребята, наступает весна. Есть люди, которые срывают первоцветы, дарят их друг другу, продают на рынках.  Хочется им сказать: «Остановитесь! Не рвите цветы. От нас зависит их жизнь». Обращаемся к вам, друзья: «Не рвите первые весенние цветы, бережно относитесь к живым растениям, не покупайте цветы у людей, которые по  варварски относятся к природе!».

  1. Ученик. Не рви цветов, не надо!
    Их нежный аромат, наполнит воздух сада,
    Они так красят сад!

Фиалки, ландыши для нас
Весёлый май в садах припас.
Но мы их рвать не будем.
Пускай цветут на радость людям!
Дерево, цветок, трава и птица,
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

Вместе: Защитим первоцветы!

Приложение 5

Подборка стихов о первоцветах

Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон.
Своей лазурии живой,
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.
Шумят ручьи, блестят ручьи,
Взревев, река несёт,
На торжествующем хребте,
Поднятый ею лёд.
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой,
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился,
И в яркой вышине,
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне.

Е.Баратынский

                        На солнечной опушке,

Фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки,
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
От загребущих рук,
Но кто-то ей поклонится,
И сразу видно: друг!

Е.Серова.

Это прозвище не даром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте
Медунице поклониться.

Е.Кожевников.

Если б в поле расцвели, только белые цветы
Любоваться бы устали, ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцвели только жёлтые цветы
Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки,
Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи,
Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар Земной.

Б.Александров.

Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат, наполнит воздух сада,
Они так красят сад! Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном строю,
Лететь в одном полёте,
Давайте сохраним ромашки на лугу,
Кувшинки на реке,
Фиалки, ландыши для нас
Весёлый май в садах припас.
Но мы их рвать не будем.
Пускай цветут на радость людям!
Дерево, цветок, трава и птица,
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты!

Одуванчик.

Стоит он у стёжки

На тоненькой ножке,

Гордится обновой -

Шапкой пуховой.

Померить ту шапку

Жуку захотелось,

Едва прикоснулся,

Она разлетелась.

И.Винокуров.

 

Одуванчик.

Одуванчик  придорожный

Был, как солнце золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым.

Ты лети над тёплым лугом

И над тихою рекой.

Буду я тебе, как другу,

Долго вслед махать рукой.

Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

Владимир Степанов

Приложение 6

Семинар «Вестники весны - 2012»



Семинар проводит учитель биологии Гуляева Т. Н., ученики 7а класса.

Цель: экологическое воспитание учащихся.

Участники: ученики 5-8 классов школы.

Программа семинара

                                    1. Что мы знаем о первоцветах?

Раскрытие понятия «Первоцветы»;
Места распространения первоцветов в окрестностях г. Изобильного;

Видовой состав первоцветов нашего района;

Охраняемые виды.

2. Экологическое просвещение.

Представление творческих проектов учащихся «Жемчужины весны».

3. Как вести себя в природе?

Выступление агитбригады экологического отряда.

Демонстрация плакатов, листовок, статей в защиту первоцветов.

4. Обращение участников семинара к учащимся школы.

Все участники получают  комплект информационных материалов по тематике семинара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Берегите первоцветы!

Собранный материал поможет в проведении экологических занятий, классных часов....

Акция "Берегите первоцветы"

Участнии акции "Берегите первоцветы!" воспитанники Детского дома...

Виртуальная экскурсия "Первоцветы Павловского парка"

Экскурсия знакомит слушателей с раннецветущими первоцветами Павловского парка-заповедника. Рассказыет о биологических особенностях и причинах исчезновения. В конце экскурсии проходит конкурс  для...

Первоцветы зацветут - разноцветным станет луг.

Материал о первоцветах зоны Урала....

Игротека по теме "Первоцветы"

По каждой лексической теме стараемся подобрать или сделать свою мультимедийную презентацию либо на ознакомление с материалом, дибо новыми интересными фактами, или же играми на внимание, память. Предст...

Внеклассное мероприятие "Берегите первоцветы!"

Цель:Познакомить обучающихся с ранними растениями, произрастающими в регионе;Воспитывать бережное отношение к природе;Формировать экологическое мировоззрение.Оборудование: карта Кемеровской обла...

Экологический проект на тему: «Биоразнообразие дикорастущих первоцветов окрестностей г. Новоульяновска Ульяновского района и проблемы их охраны».

Цель данной работы – изучить эколого-биологическое состояние и особенности распространения первоцветов в окрестностях г. Новоульяновска.К числу основных задач относятся:- выявление видового...