Тьюторское сопровождение учащихся и педагогов профильной школы.
статья по биологии по теме

тьюторское сопровождение уащихся профильной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение учащихся и педагогов  профильной школы.

Клещевская В.И. – учитель биологии МОУ

 «Лицей № 3 г. Ртищево Саратовской области»

Сегодня трудно опровергнуть  факт  того,  что профильное обучение приводит к решению  главных задач модернизации образования, создает условия для наиболее полного развития школьников, проявляющих интерес и склонность к сложной интеллектуальной, проектной  и  научно-исследовательской деятельности.  Профильное обучение становится  важным звеном в системе непрерывного образования человека, главная цель которого –  выпускник, обладающий не только глубокими фундаментальными знаниями, но и умеющий самостоятельно учиться, быть открытым для дальнейших знаний и собственного развития. На первый план, как мы видим, выходят личностные результаты,  и кроме предметных знаний, все большее значения приобретают метапредметные умения и навыки, важные для выпускника.  Для достижения этих целей необходимо персональное  сопровождение ученика в образовательном пространстве и подготовка учителей, обеспечивающих  профильный уровень образования.

Эти направления реализуются через   тьюторское сопровождение учащихся и учителей.

Почему я взяла данные направления в своей тьюторской деятельности? В начале эксперимента введения предпрофильной подготовки и профильного обучения я работала завучем по инновационной деятельности школы и одновременно преподавала в химико-биологическом профильном классе. На протяжении всех лет профильного обучения учащиеся выбирают изучение биологии на профильном уровне, поэтому я накопила определенный опыт и результативность своей работы. Кроме этого являюсь руководителем РМО учителей биологии и химии, где одним из вопросов стоит готовность учителей к работе в профильных классах школ города и района, т.к. интерес к предметам естественнонаучного цикла с каждым годом возрастает (по результатам выбора ГИА и ЕГЭ).  Ну и в этом году являюсь еще и классным руководителем 11 профильного класса, поэтому тьюторское  сопровождение учащихся профильного класса очень актуально.                                                 Тьютор – это особая педагогическая позиция. Она отличается от традиционной учительской в первую очередь взглядом тьютора на ситуацию взаимодействия с учеником, на самого ученика. В основе взаимодействия тьютора и ученика лежит субъектная активность ученика. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности ученика, т.е. цели этой деятельности определяются учеником на основе его индивидуальных интересов, направленностей. Ученик самостоятельно осуществляет реальную образовательную деятельность, а тьютор обсуждает и анализирует эту деятельность вместе с учеником: зачем ему эта деятельность, каковы результаты деятельности, что они означают, к каким переменам ведут, в чем причины успеха или неудачи и т.д. Но позиция тьютора принципиально отличается и от позиции психолога, т.к. в отличие от психолога, которого интересуют личностные изменения, происходящие в ученике, тьютор всегда держит контекст образовательного плана, решения образовательных задач, предметного содержания анализируемой деятельности. Тьюторская позиция это гуманитарная позиция, основанная на признании тьютором права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Вместе с тем тьюторская позиция – это отражение культурного опыта в той предметной сфере, в которой работает ребенок, а так же тех культурных способов деятельности (уже существующих в культуре), которые позволят ученику быть эффективным.

Логика тьюторского сопровождения сводится к достаточно простой идее. “У тебя (подростка) есть стремление ответить на значимый для тебя вопрос. Я (тьютор) готов обсуждать, зачем тебе эти знания и КАК ты отвечаешь на твой вопрос. Это обсуждение поможет тебе понять свои достижения (какие используемые тобой средства познания эффективны) и твои проблемы (что и КАК надо менять в твоей деятельности). Главное – наша работа поможет тебе понять, КАК ты можешь использовать итоги твоей деятельности в твоем будущем – как отдаленном (в профессии, в жизни вообще), так и в ближайшее время”.

Тьюторское сопровождение включает в себя несколько основных этапов.

  1. Определение познавательного интереса подростка.
  2. Формулирование образовательного вопроса.
  3. Постановка цели образовательной деятельности.
  4. Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка “план-карты познавательного интереса”.
  5. Реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности — “сбор портфолио”, “образовательный проект”.
  6. Анализ итогов образовательной деятельности – “презентация портфолио или проекта”.
  7. Корректировка образовательной цели, определение временных перспектив.

В общепедагогическом смысле,  тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения старшеклассника, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Тьютор выступает в роли своеобразного «консультанта по развитию».

В процессе профильного обучения учащийся выбирает и использует те ресурсы образовательного пространства, которые будут способствовать его дальнейшему профессиональному становлению. Учащийся старшей школы с помощью тьюторского сопровождения включается в процесс рефлексии своего образования, что позволяет ему наиболее точно выбирать направление профильного обучения и последовательно строить дальнейшие шаги.

Тьютор обустраивает, организует и помогает осуществлять этот выбор. Кроме того, тьютор учит старшеклассника тому, как его образовательные достижения могут быть в дальнейшем представлены в социальном пространстве: в вузе, потенциальным работодателям, деловым партнерам.

Для учащегося тьютором является учитель, которого выбрал сам ученик. Основанием для такого выбора является желание учащегося работать именно с конкретным педагогом, основанное коммуникативной совместимости, общности предметных интересов.  Для меня, как тьютора учащихся профильного класса, такая системная совместная работа дает положительные результаты. Например, в нашей школе в этом году выпустились  13 учеников химико-биологического профиля, из них ЕГЭ сдавали 12 человек, показали отличные результаты и все поступили в профильные вузы (Медицинские : Московский им. Пирогова – 2 человека, СГМУ – 3 человека, Пензенский – 3 человека, СГАУ – 2, Технический по специальности  медтехника  - 1,  фарм.колледж – 1).

Второе направление моей тьюторской деятельности – организация образовательной помощи педагогам, планирующим вести профильные предметы, конструировать новые способы деятельности. В этом есть необходимость, т.к. учащиеся с каждым годом  выбирают биологию для сдачи ГИА (с 154 человека в прошлом учебном году до 184-  в этом).  Школы заявляют о переходе на профильное обучение, возникает проблема: что нужно знать учителю, чтобы он чувствовал себя готовым к обучению учащихся на профильном уровне?  Под тьюторским сопровождением педагогов понимают специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс, который включает в себя 4 основных этапа:

  1. Диагностико – аналитический
  2. Сопровождение педагогов
  3. Деятельностный
  4. Оценочный.

 На первом диагностико – аналитическом этапе,  с целью осознания и формулирования затруднений в своей оценочной деятельности педагогам было предложено задание : индивидуально оценить свои возможности, затруднения, знания методики проведения уроков, элективных курсов, проектно-исследовательской деятельности.  При совместном обсуждении результатов самоанализа на семинаре учителя выявили проблему  необходимости обучения, и тьюторского сопровождения со стороны опытного педагога.

Для реализации был организован обучающий семинар в форме деловой игры, где учителя в интерактивном режиме проанализировали учебно-методические комплекты по биологии для профильной школы, выбор современных технологий и методов проведения уроков,  выбор элективных курсов для профильных классов, систему оценок и т.д.

 Тьюторское сопровождение педагогов строится на принципах:

1. Приоритет самостоятельного обучения. После проведения обучающего семинара учителя должны самостоятельно реализовывать  полученные знания на практике, на данном этапе возможны собеседования с тьютором, который направляет, помогает учителю.

2. Принцип совместной деятельности, организация творческой группы учителей по данному вопросу. Это наиболее продуктивная форма обучения педагогов, т.к. в состав группы входят учителя, которым интересно вместе. «Увлеченность способствует переводу методической деятельности педагогов  в поисково-исследовательскую , что создает условия для их профессионального роста». (Е.Г. Калинкина)

3. Принцип индивидуализации. Строится с учетом индивидуальных потребностей педагогов, их творческих способностей. Данный принцип решается в процессе индивидуальных консультаций с учителем – тьютором.

4. Принцип направленности на проблемные вопросы практики. Проводятся мастер – классы, тренинги, и другие активные и интерактивные формы взаимодействий учителей и тьютора. Используется рефлексия и  самоанализ результатов деятельности педагога.

5. Создание условий для деятельности педагога в новой  инновационной деятельности. Ответственность выполнения этого принципа лежит прежде всего на руководителях школ (обеспечение материально-техническими средствами) , но и самом учителе (разработка и создание дидактических материалов для профильного обучения).

Деятельностный этап – реализация профильного обучения. В этом учебном году 2 городские и одна сельская школы открыли химико – биологические классы или группы учащихся.  В ходе тьюторского сопровождения педагогам оказываю методическую помощь непосредственно на их рабочем месте в планировании, организации и анализе их деятельности.

 Оценочный этап еще не наступил, но он будет проводится по результатам независимых  контрольных срезов, мониторинговых исследований, результатов ЕГЭ.

В заключение хочется сказать, что переход работы учителя на профильный уровень обучения позволяет повысить его профессиональное мастерство, творческое саморазвитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова...

Тьюторское сопровождение учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова...

Тьюторское сопровождение учащихся в воспитательной среде общеобразовательной школы. Проектный офис (технология разработана институтом ПРЭСТО, директор М.А. Мансветова)

В этом учебном году в рамках  программы развития «Школа – дом. Дом больших возможностей»,реализуются: "Проектный офис"  (технология разработана институтом ПРЭСТО, директор М.А. Ман...

Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе

Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе...