Интегрированный урок по биологии и физике «Глаз и зрение».
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Сосновская Светлана Васильевна

Методические материалы к интегрированному уроку побиологии и физике "ГЛАЗ И ЗРЕНИЕ": план урока, конспект урока, раздаточный материал, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_glaz_i_zrenie.docx157.25 КБ
Файл glaz_i_zrenie.pptx638.29 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по биологии и физике   «Глаз и зрение».

Цель урока: познакомиться с механизмом зрительного восприятия, значением зрения и путями его сохранения.

Тип урока:    комбинированный урок.

Используемые технологии:    информационно-коммуникативные, здоровье сберегающие,  коррекционно-развивающие.

Демонстрационное оборудование и материалы: компьютер; интерактивная доска; классная доска, компьютерный диск  «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»  8 класс, слайды*, разборная модель глаза, таблица по анатомии «Зрительный анализатор»

Раздаточный материал (см. приложения):

  1. лист заданий (приложение №1)
  2. лист контроля (приложение №2)
  3. лист для опыта
  4. линейка, карандаш
  5. лист рефлексии (приложение №3)

*Примечание. Приведенные материалы слайдов использовались для создания презентации с включением материалов диска «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»  8 класс.

План урока.

этапа урока

Содержание этапа урока

Использованное

оборудование

Деятельность учащихся

1

Введение в проблему.

Проведение опыта «Дырка в ладони», демонстрация примеров зрительных иллюзий

Лист для опыта

Слайд презентации

Выполняют опыт

2

Изучение строения глаза

Сравнение глаза и фотоаппарата

Тренажер «Строение глаза»

Разборная модель глаза

Работа с листом заданий - задание №1

1 ученик работает на смарт-доске

Отвечают на вопросы учителя

3

Изучение оптической системы глаза

-структуры, составляющие оптическую систему глаза;

-построение изображения;

-аккомодация

Таблица «Зрительный анализатор»

Слайд №3 презентации «Построение изображения», работа со смарт при помощи фломастеров

Демонстрация анимации с диска урок 1

Подчеркивают эти структуры  в задании №1

Выполнение задания №2

4

Изучение дефектов зрения

-близорукость

-дальнозоркость

Демонстрация слайда  «Близорукость» с диска урок 2

Демонстрация слайда  «Дальнозоркость» с диска

1 ученик работает на смарт-доске

Выполнение задания №3

5

Изучение частей зрительного анализатора

- значение сетчатки (рецепторы)

-зрительного нерва (проводящий путь)

- зрительной зоны коры больших полушарий

Работа с таблицей

Выполнение задания №4

6

Формирование зрительных представлений

Опыт «Зрительные иллюзии»

Работа со слайдом на смарт

Выполнение задание №5

7

Выводы

Работа над выводами на листе заданий

8

Закрепление и контроль

знаний

Выполнение тестовых заданий на листе контроля

Проверка правильности выполнения

Конспект урока

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы попытаемся объединить силу двух наук, биологии и физики, для изучения одной темы «Глаз и зрение».(слайд №1)

Мы часто используем поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Действительно, ученые уже давно установили, что 90% информации из окружающего нас мира поступает от органов зрения.  Но так ли правдива эта информация? Попытаемся понять это!

А для этого проведем несложный опыт: возьмите лист бумаги, скатайте его в трубочку и плотно приложите к одному глазу. Поднесите ладонь руки к трубочке и посмотрите обоими глазами вдаль. Что вы видите? Появилась ли возможность видеть сквозь ладонь?

Теперь уберите трубочку. Так как никакой дыры в ладони нет, мы можем говорить о том, что действительность не совпадает с нашим восприятием. В том же убеждают нас и эти зрительные иллюзии (слайд №2): трудно поверить, но линии, изображенные здесь, являются параллельными!

Что же подводит нас? Где происходит сбой? Почему информация оказывается недостоверной?

Чтобы понять это, предлагаем вам   разобраться в том, как работает человеческий глаз и для начала вспомнить его устройство.   Поможет  нам  в этом задание №1 (см. лист заданий), а кто-то из вас выполнит это задание на тренажере.

Каждая часть глаза выполняет свою работу. А, не правда ли, что глаз можно сравнить с фотоаппаратом? (работа с моделью глаза)

С какой частью фотоаппарата можно сравнить зрачок? (диафрагма)

Хрусталик? (линза  объектива)

Сетчатку? (приемное устройство в цифровом фотоаппарате или пленка в пленочном)

Теперь, когда мы вспомнили, как устроен глаз, разберемся в его работе. (Слайд №3 Оптическая система глаза).

Какие из структур глаза относятся к  оптической системе глаза?  Подчеркните названия этих структур в задании №1.

Посмотрим, как работают эти структуры для получения изображения.(продолжение работы со слайдом №3 – учитель показывает как построить изображение предмета). Выполните задание №2. Каким получается изображение?  (уменьшенным, перевернутым)

Мы видим, что важнейшую роль  в этом процессе играет хрусталик. Он представляет собой линзу, но не совсем обычную. В чем отличие хрусталика от обыкновенной линзы? (смена фокусного расстояния при рассматривании предметов на разной удаленности). Как это осуществляется,  мы увидим в анимации (демонстрация анимации об аккомодации).

 Каким получается изображение?  (уменьшенным, перевернутым)

Может быть, к зрительным иллюзиям приводят сбои в работе оптической системы глаза?

Какие виды нарушений работы этих систем вам известны?  (дальнозоркость и близорукость)

Как образуются эти дефекты? Посмотрим, что происходит при близорукости.(работа на смарте с диском-объяснение хода световых лучей) Как осуществить коррекцию этого дефекта? (вызываем ученика для работы на смарт, остальные выполняют задание №4)

Почему плохо видят вблизи дальнозоркие люди? (работа со следующим слайдом на смарт - вызываем ученика, остальные выполняют задание №4)

Значит, при нарушениях в работе оптической системы глаза иллюзий не возникает. И глаз тут не причем. Посмотрим, что происходит с информацией дальше, после попадания изображения на сетчатку. Вспомните, из каких рецепторных клеток она состоит? (демонстрация слайда с изображением сетчатки) (Палочек и колбочек)

А как работают эти клетки? Какая связь есть между морковкой и работой этих клеток? Вещество, близкое по структуре к витамину А, под действием квантов света преобразуется и этом вызывает образование нервного импульса.

Что происходит с нервными импульсами, образовавшимися в рецепторах сетчатки?  (по зрительному нерву передаются в зрительную зону коры больших полушарий мозга).  (один ученик показывает по таблице, остальные выполняют задание №4)

Именно здесь, в зрительной  зоне коры больших полушарий мозга, происходит анализ информации, сопоставление ее с данными, полученными от других органов чувств, и возникновение ощущения. Мы помним, что на сетчатке изображение получается уменьшенным и перевернутым, а здесь все встает на свои места.

 А как же возникают иллюзии?

Можно сказать, что в возникновении иллюзий виноват наш жизненный опыт, вернее стереотипы нашего восприятия.

Стереотипы - это представления, сложившиеся под влиянием прошлого опыта. Попробуем в этом убедиться. Проведем совсем простой опыт.  (выполнение задания №5, аналогично на смарте).Что произошло?

Мозг пытается анализировать информацию привычным для него путем: плоское изображение он трактует как трехмерное, удаляя концы первой линии и приближая концы второй. Так возникает разногласие между восприятием и жизненным опытом.

Вспомните опыт «Дырка в ладони», здесь разногласие возникло из-за того ,что мы при помощи трубки разделили поля восприятия каждого глаза, а мозг попытался привычным образом их соединить.

Ну что ж, нам  остается только сделать вывод! Заканчивают вывод на листе заданий:

В правильности зрительного восприятия важна работа всех частей зрительного анализатора: рецепторов, зрительного нерва, зрительной зоны коры больших полушарий.

                                                                                                                                              Приложение №1

Лист  заданий.

                                                                                                                                       Приложение №2

Лист проверки

                      1 вариант

  1. Дефектом зрения является:     a) тёмный цвет радужной оболочки

                                                                b) диаметр зрачка

                                                               c) большое расстояние между зрачками, превышающее 10 см.

                                                               d) ослабление  ресничной мышцы

  2.Анализатор состоит из:             a)  рецепторов и пути передачи возбуждения

                                                              b)  рецепторов и зоны коры больших полушарий.

                                                               c)        рецепторов, пути передачи возбуждения и зоны коры      больших полушарий.

3. Правильная последовательность прохождения света к  рецепторам:                          

     a)Роговица, стекловидное тело , хрусталик, сетчатка

     b)Роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка

     c) Роговица, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка

                               2 вариант

  1.Дефектом зрения является:    a) узкий разрез глаз                                    

                                                             b) малое расстояние между зрачками, менее7 см.

                                                             c) уменьшения эластичности хрусталика                                              

                                                              d) глубокие глазные впадины

2.Рецепторной частью зрительного анализатора является :   a) зрительный нерв

                                                                                                                  b) палочки и колбочки

                                                                                                                   c) зрачок

3. Зрительная зона коры больших полушарий располагается в:

      a) теменной доле

      b) височной доле

      c) затылочной доле

                                                                                                                                       Приложение №3

Рефлексия  « для меня сегодняшний урок…»

Нужно подчеркнуть в таблице фразы, характеризующие работу на уроке по трем направлениям.

УРОК

Я на уроке

В итоге

  1. Интересно

  1. Работал

1. Понял и усвоил  материал

  1. Скучно

2.   Ничего не делал

2. Узнал новое

  1. Безразлично

3.  Помогал другим

3. Не понял

Рефлексия  « для меня сегодняшний урок…»

Нужно подчеркнуть в таблице фразы, характеризующие работу на уроке по трем направлениям.

УРОК

Я на уроке

В итоге

  1. Интересно

  1. Работал

1. Понял и усвоил  материал

  1. Скучно

2.   Ничего не делал

2. Узнал новое

  1. Безразлично

3.  Помогал другим

3. Не понял

Рефлексия  « для меня сегодняшний урок…»

Нужно подчеркнуть в таблице фразы, характеризующие работу на уроке по трем направлениям.

УРОК

Я на уроке

В итоге

  1. Интересно

  1. Работал

1. Понял и усвоил  материал

  1. Скучно

2.   Ничего не делал

2. Узнал новое

  1. Безразлично

3.  Помогал другим

3. Не понял


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА УРОКА: ГЛАЗ И ЗРЕНИЕ ЦЕЛЬ УРОКА : п ознакомиться с механизмом зрительного восприятия, значением зрения, путями его сохранения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по биологии и физике

Рассказывается о звуке в животном мире, образование звуков и речи у человека. Лабораторная работа «Участие носовой и ротовой полости в формировании речи». Звуки общеня животных. Лабораторная работа...

Интегрированный урок английского языка и физики в 11 классе на тему «Законы английских физиков»

Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Это интегрированный урок английского языка и физики....

Интегрированный урок по биологии,химии и физике. Викторина" Колосок"

Данная презентация содержит материал интегрированного урока  по предметам химии,  биологии, физики.  Она предназначена для повышения интереса к данным дисциплинам.  Эту работу можн...

Интегрированный урок литературы и истории "Пугачёв глазами историков и литераторов"

Пушкин изображает Пугачёва как талантливого  , смелого руководителя  крестьянского восстания,  подчёркивает его ум , сметливость, храбрость , гуманность,  связь с народом. Все...

Интегрированный урок по биологии , физике, истории "Кто умнее?"

Данный урок разработан при соавторстве с Ивановой И.В.- учителем физики, Чураевой Р.П.- учителем истории Тема: Историческое прошлое людей или кто умнее? Цель: установить межпредметные связи по истории...

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла» (на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподобия» (11 класс).

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла»(на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподоб...

Интегрированный урок-лекция "биология + химия + физика" по теме "История открытия фотосинтеза"

В данной работе рассказывается истории людей, в свое время были близки к открытию научного понятия процесса фотосинтеза, его значения в природе, и каждый из них внес свой вклад в открытие этого уникал...