Программа элективного курса "Экология региона".
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Программа элективного курса «Экология региона» рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ. Предлагаемая программа рассматривает вопросы, касающиеся экологии окружающей среды своей местности, региона и направлена на комплексное изучение аспектов окружающей среды. Большая роль в изучении данного курса принадлежит эксперименту, который, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний и умений. Следует применять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при выполнении творческих заданий, проектов. Курс интегрированный, затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке экологии с другими науками, прежде всего с биологией, географией, химией, физикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Бурятия.

Мухоршибирский район.

МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»

Программа элективного курса

«Экология региона»

(для учащихся 10-11 классов)

Составила: Егорова Татьяна Валерьевна

учитель биологии, химии

МБОУ «Никольской СОШ»

Мухоршибирского района.

2012 год

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Экология региона» рассчитана на

35 часов (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ.

Предлагаемая программа, расширяя базисный курс «Основы экологии», более глубоко рассматривает вопросы, касающиеся экологии окружающей среды своей местности, региона и направлена на комплексное изучение аспектов окружающей среды. В процессе изучения курса предусмотрена проектная деятельность учащихся, которая развивает экологическое мышление, расширяет диапазон знаний, позволяет формировать умение анализировать и сопоставлять.

При изучении данного курса целесообразно использовать следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся: лекции, беседы, доклады, рефераты учеников, дискуссии, конспектирование, анализ таблиц, схем, призентаций, проведение опытов, экспериментов.

Большая роль в изучении данного курса принадлежит эксперименту, который, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний и умений.

 Предполагается использовать следующие методы контроля знаний: фронтальный, индивидуальный опрос, взаимоопрос, выполнение тестов, проектов, практических и научно исследовательских работ.

Следует применять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при выполнении творческих заданий, проектов.

Работа учащихся с дополнительной литературой, подготовка и защита рефератов, докладов, проектов способствуют их саморазвитию, самообразованию, самоопределению.

Курс интегрированный, затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке экологии с другими науками, прежде всего с биологией, географией, химией, физикой.

 Изучения экологии региона и ближайшего окружения способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой, необходимости бережного и рационального отношения к ней.

Лучшему усвоению материала способствует различные диаграммы, карты, ТСО, использование краеведческого материала.

 В завершении курса учащимся предлагается выполнить проектную или исследовательскую работу. С которой  выступают на конференциях, классных часах, родительских собраниях, сходе села. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися, направляя ход работы.

Цель курса: в  процессе изучения экологии родного края, ближайшего окружения способствовать:

  1. формированию ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека,
  2. осознанию неразрывной связи человека с природой.
  3. освоению способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды;
  4. раскрытию и углублению экологических понятий;
  5. овладению знаниями, умениями наблюдать и оценивать состояние окружающей среды;
  6.   воспитанию коллективизма, развитию коммуникативных умений, радости общения.

         Задачи курса:

  1. научить выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;
  2. развивать  критическое мышление в процессе поиска решений экологических проблем родного края;
  3. расширять знания о  влиянии абиотических, биотических, антропогенных факторов среды на состояние здоровья и общую продолжительность жизни человека;
  4. знакомить с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;
  5. формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  6. развивать навыки и приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение,  навыки частичного поиска, исследовательской работы, логического мышления;
  7. создать условия для развития творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
  8. воспитывать готовность к практическим действиям по разрешению экологических проблем родного края.

В процессе обучения учащиеся приобретают знания:

  1. об источниках загрязнения окружающей среды региона и экологических проблемах родного края;
  2. об особенностях местной среды;
  3. о классификации отходов и способов избавления от них;
  4. о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье человека;
  5. об особенностях квартиры как экосистемы, экологическом состоянии собственной квартиры, гигиене жилища;
  6. о препаратах бытовой химии и их использовании;
  7. о влиянии освещения на здоровье человека;
  8. о путях решения экологических проблем, связанных с автотранспортом;
  9. о стандартах качества среды.

В процессе обучения учащиеся приобретают умения:

  1. проводить исследования состояния окружающей среды и влияния ее на здоровье человека;
  2. устанавливать взаимосвязи между состоянием организма человека и причинами, обусловившими его;
  3. вести мониторинг
  4. осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках и применять ее;
  5. проводить отбор проб для практических и исследовательских работ по определению степени загрязнения воздуха, почвы, воды; проводить анализ качества воды, используемой для бытовых и промышленных нужд, анализ пищевых продуктов;
  6. обрабатывать данные, грамотно оформлять результаты в виде таблиц, графиков, диаграмм, презентаций, анализировать и делать выводы;
  7. определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на состоянии окружающей среды и здоровье

человека.

Методы работы:

  1. поисково-исследовательских метод (работа по выполнению заданий исследовательского характера)
  2. метод самореализации (подготовка проектов, выступления )
  3. метод комплексного подхода к образованию и воспитанию (единство нравственного, экологического, эстетического воспитания).

Необходимое оборудование:

  1. каждый учащийся должен иметь: авторучку, простой карандаш, линейку, блокнот для записей, тетрадь.
  2. приборы:  микроскоп, весы аналитические, предметные и покровные стекла, водяной термометр, пипетки, бинокль, пинцет, ножницы, воздушный термометр,  препаровальные иглы, фильтровальная бумага, пробирки со штативом, спиртовка, держатель, химические реактивы.

Содержание курса

Введение. Какой ландшафт необходим человеку? (1 ч.)

Ландшафт - индивидуальный природно-территориальный комплекс Бурятии, Мухоршибирского района, окрестностей с Никольск. Восприятие природной среды как нечто прекрасного, способствующего улучшению состояния человека. Влияние цвета, звука, рельефа местности на организм. Формирование окружающей среды под влиянием деятельности человека

Тема 1.Атмосфера и человек.(8час)

 Естественные  и искусственные загрязнения атмосферы региона. Аллергизация населения. Причины поступления в атмосферу своей местности радиации, ядовитых соединений. Загрязнение атмосферы и здоровье человека. Основные меры борьбы с загрязнением атмосферы родного края.

Примерные темы рефератов, проектов, научно-исследовательских работ:

  1. Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека.
  2. Транспорт и его губительное действие на природу: шум, вибрация, загрязнение атмосферы.
  3. Исследование атмосферного воздуха в районе автомагистрали.
  4. Исследование атмосферного воздуха в сосновом лесу  с Никольск.
  5. Оценка антропогенного воздействия на атмосферу Мухоршибирского района.
  6. Химическое загрязнение атмосферы  и его влияние на здоровье человека.
  7. Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной.
  8. Влияние выхлопных газов на растения в Мухоршибирском районе, Никольск.
  9. Определение загрязненности атмосферы по изучению снежного покрова вокруг своей школы

Тема 2. Водные ресурсы Бурятии и их использование. (10 час)

Поверхностные воды. Байкал-жемчужина природы. Малые реки. Подземные воды. Использование водных ресурсов Мухоршибирского района. Вода питьевая. Антропогенное воздействие на пресные воды. Загрязнение водных объектов. Источники загрязнения водных объектов с Никольск. Меры борьбы с источниками загрязнения воды. Проблема пресной воды, пути ее получения. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

Примерные темы рефератов, проектов, научно-исследовательских работ:

  1. Отбор проб воды из разных источников, анализ.
  2. Определение рН при помощи индикаторов.
  3. Рациональное использование и охрана водных ресурсов
  4. Комплексное исследование водоемов с Никольск.
  5. Экскурсия на очистные сооружения поселка Саган-Нур.
  6. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.
  7. Влияние кислотных дождей на окружающую среду.
  8. Вода. Исследование местных родников, скважин.
  9. Исследование качества питьевой воды  различных источников с Никольск.

Тема 3. Почвы Бурятии. (8 час)

Типы почв в Бурятии, района, своей местности. Рациональное использование и охрана почв. Рекультивация земель района. Загрязнение почвы пестицидами, отходами промышленной переработки, добычей каменного угля. Проблемы утилизации мусора в Мухоршибирском районе. Сроки, способы внесения, расчет доз удобрений.

Примерные темы рефератов, проектов, научно-исследовательских работ:

  1. Особенности состава и свойств почвы школьного учебно-опытного участка.
  2. Характеристика почвы УОУ и приемлемые способы повышения плодородия для наших условий.
  3. Определение нитратов в овощах и фруктах.
  4. Определение кислотности почв.
  5. Экскурсия на Тугнуйский угольный разрез.
  6. Изучение отношения населения к экологическим проблемам своей местности.
  7. Утилизация мусора.

Тема 8. Я и мое здоровье. (8час)

Современная наука гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья. Задачи современной гигиены. Косметические средства. Гигиена одежды и обуви.

Экологическое состояние собственной квартиры. Микроклимат жилых помещений, родной школы. Естественное,  искусственное освещение и вентиляция воздуха. Строительные  и обделочные материалы.

Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья, физическое развитие, продолжительность жизни человека. Рациональное питание. Основные правила питания. Сбалансированное питание.

Примерные темы рефератов, проектов, научно-исследовательских работ:

  1. Влияние освещения на здоровье человека.
  2. Влияние проветривания и влажной уборки кабинетов  на состояние микрофлоры воздуха помещения.
  3. Домашняя пыль и здоровье человека.
  4. Гигиеническая оценка школьных помещений.
  5. Дом, в котором мы живем.
  6. Утилизация бытового мусора в с Никольск.
  7. Строительные материалы.
  8. Препараты бытовой химии и их безопасное использование.
  9. Компьютеры и здоровье.
  10. Растения в нашей квартире
  11. Пищевые отходы школьной столовой.
  12. Препараты бытовой химии и их безопасное использование.

В процессе изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:

  1. Изучение и анализ источников, историко-краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей об экологической ситуации района, села в разные годы.
  2. Сбор, изучение и обработка данных.
  3. Проведение анализа и обработка полученных результатов.
  4. Выполнение фотографий.
  5. Составление тезисного плана беседы.
  6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
  7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.
  8. Проведение экскурсий.
  9. Выступление на конференциях.

 Тематическое планирование

№ занятия

Наименование тем курса.

Кол

часов

Введение. Какой ландшафт необходим человеку (1 час)

1

Ландшафт- индивидуальный природно-территориальный комплекс Бурятии, Мухоршибирского района, окрестностей с Никольск. Восприятие природной среды как нечто прекрасное.

1

Тема 1.Атмосфера и человек (8 час)

2

Основные источники загрязнения атмосферы Бурятии, Мухоршибирского района, с Никольска.

1

 3

Причины поступления в атмосферу региона радиоактивных и ядовитых соединений.

1

4

Основные меры борьбы с загрязнением атмосферы родного края.

1

5

Экскурсия «Антропогенное воздействие на атмосферу села Никольск,

п Саган-Нур»

1

6-9

Выполнение практических работ, проектов.

4

Тема 2. Водные ресурсы Бурятии.(10 час)

10

Поверхностные и подземные воды Бурятии, Мухоршибирского района,        с Никольск.

1

11

Использование водных ресурсов Мухоршибирского района.

1

12

Байкал- жемчужина природы. Охрана вод Байкала.

1

13

Антропогенное воздействие на пресные воды. Загрязнение водных объектов.

1

14

Рациональное использование и охрана водных ресурсов региона.

1

15

Экскурсия на местные водоемы.

1

16-19

Выполнение практических работ, проектов.

4

Тема 3. Почвы Бурятии (8 час)

20

Типы почв Бурятии, Мухоршибирского района, с Никольск.

1

21

Рациональное использование земель. Рекультивация.

1

22

Загрязнение почв пестицидами, отходами промышленной  переработки, добычей угля. Тугнуйский угольный разрез.

1

23

Проблемы утилизации мусора в Мухоршибирском районе, с Никольск

1

24-27

Выполнение практических работ, проектов.

4

Тема 4. Я и мое здоровье. (8 час)

28

Наука о сохранении и укреплении здоровья. Косметические средства.

1

29

Экологическое состояние собственной квартиры. Гигиена жилища. Микроклимат жилых помещений, родной школы.

1

30

Рациональное, сбалансированное питание. Основные правила питания. Здоровая пища.

1

31-34

Выполнение практических работ, проектов.

4

35

Конференция.

1

Ожидаемые результаты

учащиеся должны знать:

  1. экологические проблемы родного края;
  2. основные источники загрязнения атмосферы Бурятии, Мухоршибирского района, с Никольска;
  3. основные меры борьбы с загрязнением атмосферы родного края;
  4.  антропогенное воздействие на пресные воды, загрязнение водных объектов родного края;
  5. рациональное использование и охрана водных ресурсов;
  6. типы почвы, распространённые на территории Бурятии, Мухоршибирского района;
  7. источники загрязнений  почвы;
  8.  экологическое состояние собственной квартиры, гигиена жилища;
  9. влияние проветривания и влажной уборки кабинетов  на состояние микрофлоры воздуха помещения;
  10.  препараты бытовой химии и их безопасное использование;
  11. влияние освещения на здоровье человека;
  12. способы решения экологической проблемы загрязнения бытовым мусором среды обитания человека.

учащиеся должны уметь:

  1. проводить исследования состояния окружающей среды и влияние ее на здоровье человека;
  2. вести мониторинг по оценке состояния здоровья человека;
  3. устанавливать взаимосвязи между состоянием организма человека и причинами, обусловившими его;
  4. проводить всевозможные наблюдения;
  5. осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках и применять ее;
  6. проводить отбор проб для практических и исследовательских работ по определению степени загрязнения воздуха, почвы, воды;
  7. анализировать, делать выводы;
  8. обрабатывать данные и грамотно оформлять результаты в виде таблиц, графиков, диаграмм, презентаций;
  9. определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека.

Литература для учителя:

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В Экология.-М.:1998г.
  2. Акимов Е.А. Экология – М.2000г
  3. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции.- М.:1994г.
  4. М.В.Высоцкая Экология. Элективные курсы.Волгоград, 2007г.
  5. Белов С.В., Барбинов Ф.А.и др. Охрана окружающей среды. - М.:1991г.
  6. Васильев В.Н.Здоровье и стресс. - М.:1991г.
  7. Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. - М.: Новая школа, 1997г.
  8. Губарева Л.И. Экология человека – М.2003г
  9. Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: практические занятия для  учащихся 9-10 классов. – М.: Новая школа, 1996г.
  10. Лабораторный практикум по экологии – М. 1997г
  11. Вопросы эколого-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время – Казань.1994г
  12. Журналы. «Биология в школе» 2000-2008 г
  13. Компьютерный диск 1С «Репетитор» (экология)
  14. Компьютерный диск 1С «Репетитор» (биология)
  15. Компьютерный диск «Лабораторный практикум. Биология.»
  16. Компьютерный диск  «Учебное электронное пособие – экология».

Литература для учащихся:

  1. Криксунов Е.А. Экология учебник для 9 класса, «Дрофа», 2001г
  2. Книга для чтения по охране природы. М., «Просвещение», 1990
  3. Миркин  Б.М. Экология России. М, «Просвещение», 2000г
  4. Хрестоматия Экология России М, «Просвещение», 2000г
  5. Рахимов И.И., Ибрагимова К.К. Растительный и животный мир Татарстана. Казань, «Магариф», 2006г
  6. Красная книга Бурятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ищу партнера: для реализации основных и дополнительных образовательных программ в вашем регионе

Ищу партнера: для реализации основных и дополнительных образовательных программ в вашем регионе Ищем партнеров, агентов, представителей  в регионах России и странах СНГ. Современный и высо...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...