Войди в лес другом
методическая разработка по биологии по теме

Нетёсова Ирина Германовна

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

гимназия № 1 Центрального района

г. Волгограда

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Войди в лес другом»

                                                                                                                       Автор разработки

                                                                                                                      Учитель биологии

                                                                                                                      Высшей категории

                                                                                                                      МОУ гимназии № 1

                                                                                                                      Нетёсова И. Г.

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 6 – 7 классов.

Цели: 

1) расширение знаний учащихся о значении зелёных растений в природе и жизни человека

2) развитие интереса к предметам биологии и экологии

3) формирование бережного отношения к природе

Оборудование

1. Засушенные листья различных лесных деревьев и кустарников (гербарии).

2. Муляжи или иллюстративный материал съедобных и ядовитых грибов.

3. Муляжи или иллюстративный материал съедобных и ядовитых ягод.

4. Коллекции различных вредителей леса.

Подготовка к игре

1. Формируются 4 команды по 5 – 6 человек.

2. Назначаются 4 лесника и  2 ведущих. Они же являются членами жюри.

3. Учащимся сообщается список дополнительной литературы.

4. Для каждой команды объявляется конкурс плакатов, а также конкурс для всех                                          учащихся на лучший рисунок и сочинение. Тематика – лесная.

5. Организуется тематическая выставка, оформляются стенды «Лес – наше богатство», «Лес и его обитатели», альбомы «Дары леса», «Мхи и лишайники», «Красавицы русского леса», подбираются гербарии, таблицы наиболее ценных пород деревьев, описание биологии и хозяйственной ценности.

Проведение мероприятия

1. Литературный монтаж «Зеленый друг» (вступительное слово ведущих):

а) почему лес надо беречь? Значение лесов.

б) дары леса.

2. Соревнования по станциям. У каждой станции висит плакат с ее названием. На станции находится лесник, который следит за порядком, устанавливает правильность ответов и записывает командам количество очков.

1-й ведущий:                  

                                          Есть просто храм,

                                          Есть храм науки,

                                          А есть ещё природы храм

                                          С лесами, тянущими руки

                                          Навстречу солнцу и ветрам.

                                          Он свят в любое время суток,

                                          Открыт для нас в жару и стынь,

                                          Входи сюда, будь сердцем чуток,

                                          Не оскверняй её святынь!

             «Не навреди!» - должно быть заповедью каждого, кто ступает на             лесную дорожку. Ведь лес – это краса земли нашей. Известно, что только зелёные растения обладают способностью, используя энергию солнца, создавать органические вещества из углекислого газа и воды. Они являются удивительной естественной лабораторией, в которой происходит сложный процесс фотосинтеза. В результате на нашей планете ежегодно создаётся 200 миллиардов тонн органического вещества.  

2-й ведущий:

Велико значение леса и как источника кислорода. Одно дерево средней величины за сутки выделяет столько кислорода, сколько нужно для дыхания трём взрослым людям. Зелёные растения способны в больших масштабах поглощать углекислый газ и, следовательно, препятствовать его накоплению в воздушной оболочке нашей планеты.

1-й ведущий:

Без участия растительности невозможен процесс почвообразования. Лес препятствует размыванию берегов рек и горных склонов, развеиванию песков. Зелёные насаждения играют важную роль в увлажнении воздуха. Влияние растительности на влажность воздуха распространяется на расстояние, равное 20-кратной высоте дерева. Хорошими  увлажнителями воздуха являются тополь, дуб, липа, лиственница.

2-й ведущий:

Важное значение в оздоровлении окружающей среды имеет влияние растительности на ветровой режим. Плотные древесно – кустарниковые  насаждения сдерживают шквальные ветры, способствуя их затуханию. Так, густая изгородь из боярышника снижает скорость ветра примерно в 1,5 раза. В условиях антропогенного загрязнения атмосферы особую роль приобретает фильтрационная функция зелёных насаждений. Деревья и кустарники механически задерживают пыль и химические соединения и усваивают их из окружающей среды.

1-й ведущий:

Кроме того, зелёные растения очищают воздух от бактерий. Так, туя снижает количество микроорганизмов в воздухе на 67%, хризантемы – на 66%, герань и бегония – на 43%. В лесном воздухе микробов в 40-70 раз меньше, чем в городском. Эти летучие вещества называются фитонцидами. В современной медицине появился новый курс лечения – ландшафтотерапия. Физиологи установили, что на человека благотворно воздействуют величавая красота леса; зелёный цвет деревьев и трав, пение птиц, гладь озёр, рек и ручьёв, плеск воды и шелест листвы.

2-й ведущий:

Всю жизнь лес сопровождает человека, щедро одаривает своими милостями. Каждый человек с первых и до последних дней своей жизни связан с лесом, даже если ни разу его не видел. И мебель, и тетради, и карандаши, и книги – всего 20 тысяч изделий и продуктов – вот каков современный дар леса человеку. Лес, как видите, ребята, величайшее сокровище. Впереди вас ждут лесные станции с лесниками, где вы покажете свои знания о растениях, грибах и животных леса, о правилах поведения в лесу.

1-я станция: «Знаешь ли ты свой лес?»

Команде, пришедшей на неё, выдаются карточки с заданиями:

1. Назвать по засушенным листьям (гербариям) породы деревьев.

2. Разделить предложенные образцы грибов на съедобные и ядовитые.

3. Разделить предложенные ягоды на съедобные и ядовитые.

(максимальное  количество баллов за каждое задание соответствует количеству правильно названных пород деревьев, образцов грибов и ягод)

Вопросы:

1. Каковы правила сбора грибов?  (5б)

2. Как определить возраст дерева?  (5б)

3. Почему годичные кольца имеют неодинаковую толщину?  (5б)

2-я станция: «Знай врагов леса и умей бороться с ними»

На этой станции командам предлагается за определенное количество времени по коллекциям определить различных вредителей леса.

(максимальное  количество баллов соответствует числу правильно определенных вредителей)

Вопросы:

1. Назовите главнейших врагов леса из мира животных и растений.

(количество баллов = количеству названных врагов леса)

  2. Какие существуют способы борьбы с вредными насекомыми?

(количество баллов = количеству перечисленных способов)

3. Как уберечь деревья от заражения паразитным грибом – трутовиком?  (5б)

3-я станция: «Знай друзей леса, защищай и охраняй их»

Вопросы:

1. Каково значение дятла, синицы, кукушки, иволги для леса?  (5б)

2. Какую пользу приносят лягушки и жабы?  (5б)

          3. Какие млекопитающие в воздухе, на поверхности земли и под землей               истребляют насекомых – вредителей?  (5б)

4-я станция: «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?»

На этой станции командам предлагается за определенное количество времени написать как можно больше правил поведения в лесу.

Запрещается:

  1. Оставлять костры без присмотра, оставлять их перед уходом из леса  незасыпанными или не залитыми водой до полного прекращения выделения дыма.

  1. Курить в лесу на ходу.

  1. Поджигать сухую траву

(в огне горящих трав сгорают все семена растений. Однолетние и двухлетние растения такие, как колокольчики, мышиный горошек, гвоздики и другие, уже исчезли со многих площадей. Многолетние травы, не имея семенного возобновления, год от года вырастают всё более редкими и низкорослыми, от высоких температур местами гибнут и корни. Это приводит к вырождению многолетних трав. Обедняются почвы, теряется накопленный запас влаги. Эти участки не зарастают травой в течение всего лета. Гибнут также насекомые, их личинки, куколки и яйца, лягушки, ежи, ящерицы, выводки птиц и т.д. Мнение о том, что после сжигания старой лучше растёт новая трава, совершенно неверно. Это заблуждение объясняется тем, что на чёрной выжженной поверхности почвы хорошо видны совсем маленькие ростки, в то время как среди сухой травы можно увидеть зелень, достигшую 15-20 см высоты.

Из – за поджогов сухой травы с каждым годом всё меньше становится бабочек, пчёл, ос и других насекомых, опыляющих цветы малины и других плодовых и ягодных растений.

Часто от поджогов сухой травы возникают и лесные пожары).

  1. Обламывать ветки деревьев и кустарников, повреждать их топорами и режущими предметами

(одна большая берёза, повреждённая топором, может потерять за сезон до 200 литров сока. Раны на стволе дерева – «двери» для проникновения целых армий болезнетворных организмов: грибов, вирусов, бактерий. Дуб, например, подвержен более 300 видам болезней).

  1. Поднимать шум, включать на полную мощность радиоприемники

(потревоженные случайным шумом птицы и звери покидают свои укромные места; особенно в тяжёлом состоянии оказывается молодь. Не поспевая за взрослыми, птенцы и зверята теряются и нередко гибнут. 20 – 30 вспугиваний приводит к гибели целых выводков некоторых видов птиц).

  1. Повреждать норы животных, гнезда птиц, муравейники

(население одного большого муравейника надёжно охраняет целый гектар леса от вредных насекомых. Нельзя трогать птичьи яйца и вынимать птенцов из гнёзд – это может привести к их гибели).

  1. Въезжать в лес на автомобилях, мотоциклах и других транспортных средствах, имеющих двигатели внутреннего сгорания

(они губят большое количество трав, ягодных кустарничков, повреждают корни деревьев: горючие вещества могут вызвать пожар).

  1. Загрязнять и захламлять лес и места отдыха

(бумага будет лежать до полного разложения более 2 лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет).

  1. Мыть автотранспорт в реках и озерах

(5 граммов нефтепродуктов затягивают масляной плёнкой 50 квадратных метров водной поверхности, что вызывает кислородное голодание водных организмов и отравлении их).

  1. Самовольно отлавливать певчих птиц и других диких животных

(оторванные от леса, птицы и животные плохо себя чувствуют и часто погибают).

  1. Применять взрывчатые и отравляющие вещества, колющие орудия, электроток,  а также сети и бредни при ловле рыбы

(подобные способы лова приводят к бессмысленной гибели большого количества водных организмов, рыб).

  1. Собирать и продавать дикорастущие лекарственные растения: валериану, ландыш, зверобой, чистотел, девясил и др.

( они, как правило, очень нужны медицине для изготовления лекарств больным людям. Заниматься самолечением очень опасно. Если вам хочется иметь букет из цветов, не запрещённых к сбору, то не превращайте его в веник. Тонкое искусство икебаны показывает, что самый красивый букет должен содержать 3-5 легко раскинувшихся цветков, но не 30-50, затиснутых в узкое горло вазы).

Количество баллов = количеству перечисленных правил.

Команды по очереди проходят четыре станции и все вместе собираются на 5 – ой станции.

5-я станция: «Лесной театр»

Команды показывают приготовленные заранее сценки о животных и растениях природоохранной тематики.

Жюри оценивает текст, костюмы, музыкальное оформление  (максимальная оценка – 7 баллов).

6-я станция: «Конкурс плакатов»

На конкурс предоставляется от каждой команды плакат. Команды должны прокомментировать свои работы  (максимальная оценка – 6 баллов).

Заключительная беседа.

1-й ведущий:

Ваше путешествие по лесу подходит к концу. Хочется напомнить, что подлинная охрана начинается там, где люди стремятся хотя бы отчасти преодолевать извечное желание что – то взять, сорвать, поднять. Полюбоваться красивым цветком и оставить его расти на лесной поляне, сохранить жизнь переползающей тропинку жужелице или стрекозе, севшей на руку… Не с таких ли мелочей начинаются принципы рационального природопользования?

2-й ведущий:

Экологическая культура сливается с элементарной человеческой воспитанностью. Не обязательно быть экологом, чтобы не бросать мусор, не включать громко транзистор, не разводить костры под живым деревом, не писать свои инициалы на стволах деревьев.

Надо помнить, что в лесу всё взаимосвязано. Здесь нужны каждый кустик, каждое деревце, дающее тень, влагу, пищу. Нужны и насекомые, опыляющие растения, и червяк, который рыхлит и удобряет почву, и тысячи других существ, составляющих единый организм – лесное царство.

1-й ведущий:

Все свои сокровища природа отдаёт человеку и за всё это просит только одного – беречь её.

                                     Она нам не жалеет ничего,

                                     Даря свои бесценные дары.

                                     И требует взамен лишь одного:

                                     Чтоб люди были к ней добры.

                                     Природу надо охранять,

                                     Быть верным её стражем –

                                     Об этом твёрдо должен знать

                                     Юннат и школьник каждый.

                                     Берегите молодые всходы

                                     На зелёном празднике природы,

                                     Небо в звёздах, океан и сушу,

                                     И в бессмертье верящую душу,

                                     Всех судей связующие нити,

                                     Берегите землю, берегите!

Подведение итогов

1. Распределяются места, занятые каждой командой.

2. Награждаются наиболее активные игроки в каждой команде.

3. Награждаются учащиеся за лучший рисунок и лучшее сочинение о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Войди в природу другом"

Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимые для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматривает, как результат экол...

"Войди в природу другом" Театрализованное представление.

Цель мероприятия:- приобщать учащихся к просветительской деятельности путем передачи младшим школьникам знаний нравственно-экологического содержания через инсценирование,  рисование природоохранн...

Войди в лес другом

Лес…одно из самых коротких слов в нашем языке, а как много вобрало оно в себя. Значение этого сообщества растений настолько велико, что вряд ли найдется что-то подобное, играющее в природе...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОЙДИ В ЛЕС ДРУГОМ»

Знать особенности природы родного края, значение леса в нашей жизни, заложить  основы природоохранного поведения....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Войди в природу другом»

Миссией образовательного учреждения является созда­ние социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и пове­дения, воспитание гуманной личности...

Экологическая игра "Войди в природу другом"

Классный час в 6 «Б» классеклассный руководительШульжик Е.В.Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.Зада...

Внеклассное мероприятие "Войди в лес другом".

Устный журнал « Войди в лес другом»( журнал проводится с учащимися 6-7кл в рамках Декады биологии)...