Программа экологического кружка
методическая разработка по биологии на тему

Программа экологического кружка опробирована, показала отличные результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekopeople.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

                                                                                 

Авторская  образовательная программа объединения

                      « Экоpeopel»

 

                Для детей школьного возраста с 12 до 16 лет

                            Срок реализации 1 год

                                   

                                                                               Авторская программа

                                                                               Учителя биологии, высшей        

                                                                              квалификационной категории

                                                                                Максютиной А.И.

                                     г. Менделеевск

        2012 год

            Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи программы
  3. Учебно-тематический план
  4. Содержание программы
  5. Образовательный минимум
  6. Литература

Пояснительная записка

   Природа не знает ни государственных, ни административных границ. Ее терпение, способность само восстанавливаться, ее  богатства, не беспредельны. Вот почему один их главных, важнейших вопросов современной жизни и  природопользования,  вопрос: Как хозяйствовать?   не разрушая  природу,   должен быть предметом серьезного разговора.

В этом микрорайоне проживает большинство учащихся нашей школы. Ежегодный медицинский осмотр  здоровья учеников показывает увеличение заболеваний органов дыхания, ЖКТ, аллергических реакций. В настоящее время на диспансерном учёте с заболеваниями почек состоят 65 детей (10,5 %),желудочно-кишечного тракта – 78 детей (12,6 %), сердечнососудистых  заболеваний – 80 детей (13 %), бронхиальной астмы – 5 детей (0,8 %), крови -3 человека (0,5%),аллергические проявления – 31 человек (5 %), детей с ограниченными возможностями – 9 человек (1,7 %).

    Поэтому тема  улучшения санитарно-экологической обстановки в микрорайоне, а также в городе волнует всю  общественность в лице учащихся, родителей, учителей, местных жителей.

Программа  реализуется под  девизом «Думай глобально - действуй локально!», которынаправлен на локальное решение   экологических проблем нашего микрорайона и города в целом. При разработке программы был проведен социологический опрос населени. В социологическом опросе населения «От кого зависит чистота микрорайона?» (Приложение № 1) принимали участие : 2 человека от 7 до 12 лет, 54 – от 13 до 17 лет, 8 – от 18 до 25 лет, 11 – от 26 до 36 лет, 45- от 36 до 50 лет, 30 – старше 50 лет, из них 54 – обучающихся, 36- рабочих, 16 – служащие, 34 – пенсионеры и 10 неработающих.

Проанализировав соц. опрос показал, что экологические проблемы возникают из-за экологически неграмотного поведения людей. От решения данной проблемы зависит благополучие и существование человечества.          

        Программа  отличается вариативностью и творческой направленностью, является моделью совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей, а также органов власти. Программа   рассчитана на командную, классную и индивидуальную работу участников. Он состоит из теоретической части и практической деятельности по реализации конкретных дел, благотворительных акций.

Поэтому данная программа является актуальной.

Охрана окружающей среды от загрязнения и разрушении, сбережения генетического разнообразия биосферы, сохранения человека стали глобальными проблемами ,которые требует неотложного решения. Природа

Земли уже не в состоянии нейтрализовать последствия человеческой деятельности. Сегодня стало очевидно, что изменить ситуацию можно лишь перестроив отношение должно перейти на смену потребительскому. На перестройку этого отношения нацелена данная программа.

 Цель: интегрировать учащихся в деятельность , направленную на улучшение экологического качества среды

Задачи:

 Общеобразовательная :сформировать представление о городской экосистеме;

Углубить или закрепить экологические знания; раскрыть значение рационального природопользования;

Развивающая: способствовать формированию экологического мышления; стимулировать интерес молодого поколения к решению актуальных экологических проблем, приобретения практического опыта;

Воспитательная: воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, повышение экологической культуры;

Работа  по данной программе ведется с 2003 года и рассчитана на 1 год обучения (144 часа). В объединении занимаются дети 6-11 классов по 4 часа в неделю.

 Активное познание в области экологии предполагает большую самостоятельную работу школьников в исследовании  окружающей среды, решение локальных экологических проблем. Основная задача таких исследований заключается в том, чтобы на «живых» примерах показать природные взаимодействия и губительные последствия их нарушения. Слежение природных и антропогенных экосистемах дает реальную и достоверную информацию, оперируя которой, учащиеся могут выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.

Данная программа призвана научить школьников освоить методику проведения исследований в  городской экосистеме  и развить оценочное суждение по результатам этих исследований. Программа способствует формированию активной жизненной позиции в защиту природы. Главное в программе - понимание школьником важности гражданского участия в решение актуальных экологических проблем на уровне города и попытки найти и предложить свои варианты в решении проблемы; привлечение внимания властных структур к важности решения затронутых проблем.

В современных городах сосредоточена основная масса населения, и экологические проблемы стоят здесь наиболее остро. Вот почему приобретение исследовательских навыков по оценке экологического качества среды- насущная необходимость. Главным видом деятельности школьников является самостоятельная исследовательская деятельность.

Программа подразумевает, кроме экспериментальной работы, участие в семинарах, конференциях проведения экскурсий и бесед.

Основной формой организации: является работа в малых группах по 3-5 человек. Это позволяет эффективнее использовать учебное время, выполняя несколько работ параллельно.

Учебно-тематический план

П/п

Наименование тем

Всего часов

         В том числе

теория

практика

экскурсия

1.

Вводное занятие

2

1

-

1

2.

Среда обитания. Экологические факторы

2

2

-

-

3.

Экологический мониторинг окружающей среды

  1. оценка степени загрязнения промышленными и бытовыми отходами реки Тоймы
  2. оценка степени загрязнения почвы

20

4

16

-

4.

  Бытовой мусор:

конкурс презентаций «Моя экологическая семья» (рациональное использование вторичного сырья)

- конкурс поделок из бытового мусора

20

8

8

4

5.

Акция «Сохраним ёлочку»

- выпуск листовок

- выступления агитбригад

- мастер-классы по изготовлению альтернативных ёлочек

20

4

6

10

6.

Экологическая акция «Поможем птицам»:

  1. познавательные беседы
  2. конкурс плакатов и рисунков
  3. Изготовление кормушек

10

3

3

4

7.

Акция «Мы в  ответе за тех, кого приручили»:

 - Защита мини-проектов

«Мой любимый питомец»

-разработка и распространение экологических листовок

- организация круглого стола «Проблема бродячих животных»

20

2

16

2

8.

Конкурс  семейный «Экодом» (рациональное использование энергоресурсов, воды, тепла

10

2

6

2

9.

Акция «Берегите первоцветы!»


  1. выступление агитбригады
  2. конкурс плакатов и рисунков
  3. выпуск листовок

Озеленение

20

4

10

6

10

Исследовательская деятельность

10

2

6

2

11.

Озеленение

10

10

Содержание программы:

1. Вводное занятие (2 часа): цели , задачи программы, методы изучения

2. Среда обитания. Экологические факторы(2 часов): среды жизни, абиотические , биотические и антропогенные факторы среды

3. Экологический мониторинг окружающей среды: понятие мониторинг и его значение, методика его проведения (20 часов):

-оценка степени загрязнения промышленными и бытовыми отходами реки Тоймы

-оценка степени загрязнения почвы

 4. Бытовой мусор: виды мусора, утилизация мусора, вред мусора(20 часов):

-конкурс презентаций «Моя экологическая семья» (рациональное использование вторичного сырья)

             - конкурс поделок из бытового мусора

5. Акция «Сохраним ёлочку» : проблемы елей в период праздника «Нового года», причины  проблем и их решение(20 часов):

- выпуск листовок

         - выступления агитбригад

         - мастер-классы по изготовлению альтернативных ёлочек

6. Экологическая акция «Поможем птицам»: виды зимующих птиц , проблемы зимующих птиц: (10 часов)

      -познавательные беседы

-конкурс плакатов и рисунков

             -изготовление кормушек

7. Акция «Мы в  ответе за тех, кого приручили»: проблемы бродячих животных и пути решения проблемы (20 часов):

 - Защита мини-проектов

«Мой любимый питомец»

-разработка и распространение экологических листовок

- организация круглого стола «Проблема бродячих животных»

8. Конкурс  семейный «Экодом» :рациональное использование энергоресурсов, воды, тепла(10 часов)

9. Акция «Берегите первоцветы!»: виды первоцветов, проблемы первоцветов(20 часов)

-выступление агитбригады

-конкурс плакатов и рисунков

-выпуск листовок

10. Исследовательская деятельность(10 часов)

11.Озеленение(10 часов)

Итого: 144 часа

Образовательный минимум 1 года обучения

Должны знать: понятия экосистема, биосфера, экологические факторы и их роль в жизни организмов, понятие экологического равновесия, рациональное природопользование, ресурсосбережение, первоцветы ,вторсырьё,  проблема брошенных животных, овладение методикой экологического мониторинга.

Литература

  1. Э. Тагиров. Экология: безопасность нации. – Казань: «Экополис», творческое объединение «Енарыш», 1998.
  2. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Татарстан в 2000 году» под редакцией Н.П. Торсуева.
  3. Мизун .Г. Экология известная и неизвестная. – М.: НПЦ «Экология и здоровье», 1994.
  4. Закон Российской федерации от 19 декабря 1991 года №2010 «Об охране окружающей природной среды».
  5. Закон Республики Татарстан от 12 февраля 1997 года №1040 «Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан».
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе».
  7. Зеленая книга Республики Татарстан под редакцией Н.П. Торсуева. – Казань: Издательство КГУ.
  8. Экология Татарстана: современная ситуация, пути к устойчивому развитию. – Казань: Экоцентр, 1996.
  9. Биология и экология: Универсальная энциклопедия школьника. – Минск: ТОО «Харвей».
  10. Мухутдинов А.А., Борзнов Н.И., Петров Б.Г., Мухутдинова Т.З., Шаяхметов Д.К. Основы и менеджмент промышленной экологии. – Казань: «Магариф», 1998.
  11. Щеповских А.И. Красная книга РТ. – Казань: Природа, 1995.
  12. Сборник программ для естественного и гуманитарного профилей. – М.: Просвещение, 1997.
  13. Трускова В.А., Гатауллина С.К. Природа просит защиты. – Казань: Школа, 2001.
  14. Региональная экологическая газета. 2000, 2001, 2002
  15. Попов В.А., Лукин А.В. Животный мир Татарии. – Казань: Таткнигоиздат, 1988.
  16. Газета «Педсовет». – Москва: Правда, 2002.
  17. Экология человека глазами математика. – М.: 1998.
  18. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. – М., 1986.
  19. Веденин Ю.А. География и здоровье человека (География в школе 1991).

Замалетдинов Р.И., Галеева Д.Н., Павлов А.В. Зилант. Методщическое пособие. – Казань, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического кружка "Росток"

Программа «Росток» имеет экологическую  направленность и разработана на основе программы «_Экология», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2005 года выпуска – авторы ...

Программа экологического кружка.

Программа экологического кружка рассчитана на 2 года, по 108 часов в каждом ( 3 часа в неделю). Программа создана в основном для изучения экологической ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской обла...

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"...

Программа экологического кружка

Программа дополнительного образования творческого объединения « Здоровье человека и окружающая среда» Возраст обучающихся: 10 - 16 лет.Программа рассчитана на 3 года обучения....

Программа экологического кружка "Наш дом -Земля"

Программа  направлена ра развитие экологического образования в школе....

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов

Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...

Программа экологического кружка в 5 классе ФГОС

Программа экологического кружка в 5 классе ФГОСПроблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранят...