Описание опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся
материал по биологии по теме

Джанаева Лилия Рифатовна

рассматривается проблемное обучение, игровые технологии, ИКТ, метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Активизация познавательной деятельности учащихся

 на уроках биологии и во внеурочное время»

                                                 Из опыта работы учителя биологии

                                              МКОУ СОШ №16 Джанаевой Л.Р.

Актуальность  

В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и  определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей обучающихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе.

Данный опыт работы является результатом исследования и практической апробации подходов к активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время.

Ведущая идея опыта 

Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.

Значение познавательного, а значит развивающего интереса, заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность.

Школьник, который учится без познавательного интереса, воспринимает получаемые знания как «мертвый груз», а сам процесс обучения –как тяжелую и бессмысленную  повинность.

Личная концепция автора

-практическая ориентация образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских, проблемных,  коммуникативных методов и др.);

-отбор содержания учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

-использование межпредметных связей;

-внедрение в процесс обучения ИКТ, обеспечивающих доступ к различным информационным ресурсам и  способствующих обогащению содержания обучения,  придающих ему логический и поисковый характер;

-использование приемов, технологий, способов решения проблем, личностно значимых для обучающихся.

Технология опыта.

В своей деятельности я применяю проблемное обучение Дж.Дьюи.   Применяя проблемное обучение, я обеспечиваю высокий уровень мотивации, осознание потребностей в усвоении знаний и умений, получение результатов. Для реализации проблемного обучения использую методы, основанные на создании проблемных ситуаций,  активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Для организации продуктивной деятельности обучающихся применяю лабораторные и практические работы эвристического характера. Они позволяют не только изучать биологические объекты, но и знакомиться с методами науки биологии, что, несомненно способствует развитию исследовательских навыков: понимание сущности проблемы, формулирование проблемного вопроса, формирование и обоснование гипотезы.

Проблемный подход в обучении позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала, избавиться от догматизма. В процессе решения учебной проблемы обучающийся преодолевает трудности, что способствует развитию у него мышления, пробуждению познавательного интереса, выработке воли (прилагаю разработку урока «Многообразие насекомых. Отряд Чешуекрылые»).

Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у школьников являются игровые технологии (Б.П. Никитина, Газман О.С. и др.)

Игры-упражнения провожу как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысливания и закрепления учебного материала, применения в новых ситуациях. Это могут быть кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснения пословиц и поговорок и др..

Чтобы не вызывать стрессовые ситуации у учащихся контрольными работами в конце изучения большой темы, а также, чтобы стимулировать познавательный интерес обучающихся к своему предмету, заменила некоторые контрольные работы в 7-8-х классах на обобщающие уроки-игры. Я провожу их по форме телевизионных игр: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Сто к одному»  или просто как соревнование. После проведения таких уроков ребята с нетерпением ждут следующих уроков-игр, с удовольствием готовятся к ним. А это значит, что цель – вызвать интерес к предмету – мною достигнута (прилагаю конспект урока-обобщения «О чем рассказал скелет?»).

На своих уроках часто использую познавательные задачи теоретического и практического характера, экспериментальные, репродуктивные, проблемные, абстрактные, задачи с конкретным содержанием, задачи парадоксы, задачи-поговорки и т.д.

Решение этих задач повышает заинтересованность обучающихся, развивает мышление, учит анализу и способности делать умозаключения.

Информационно-коммуникационные технологии, работа с ресурсами Интернет на уроке, поиск информации для выполнения домашнего задания, создание презентаций ребятами по итогам пройденного материала делает учебный процесс познавательным, увлекательным и более компактным. На уроках применяю  мультимедийные технологии, которые позволяют использовать текст, графические изображения, звук, анимацию, видеофрагменты, электронные учебники.

Мультимедийные курсы: «1С: Репетитор. Биология», «Биология 6-9 классы» (Библиотека электронных наглядных пособий Кирилла и Мефодия), лабораторный практикум «Биология 6-11класс» и др. - имеют обширный учебный материал по всем разделам курса биологии. Они содержат большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей иллюстрирующих текстовый материал, имеют обширный справочный материал.

Большим удобством в использовании этих изданий является открытость их ресурсов, т.е. объекты могут быть скопированы из оболочки на жесткий диск и экспортированы в другие оболочки. Это позволяет мне создавать мультимедийные презентации в программе Microsoft Power Point для сопровождения урока или его фрагментов. Например, при изучении темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (9, 11 классы) я использую несколько видеофрагментов, анимаций, рисунков, позволяющих проследить, как происходит этот процесс в динамике в целом: от момента образования половых клеток до момента формирования организма. Благодаря такому наглядному изложению материала учащиеся воспринимают эту деликатную тему очень серьезно и заинтересовано, как научный факт, раскрывающий важное свойство живых организмов.

Кроме того, все перечисленные издания содержат также и лабораторные практикумы, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний, которые используются мной в учебно-воспитательном процессе. Несомненным их достоинством является то, что перечисленные средства обучения имеют достаточно простую систему навигации, возможность создания примечания и закладок, статистику выполнения упражнений и вывод на принтер.

Работу с этими образовательными комплексами я провожу на всех этапах урока: при организации актуализации знаний, объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также в качестве тренажеров для подготовки к контрольным занятиям и ЕГЭ.

Использование обучающимися электронных справочников, энциклопедий, учебников позволяют им отбирать материалы при подготовке рефератов, проектов, презентаций, а мне, как учителю, помогают решать следующие дидактические задачи:

-усвоение обучающимися базовых знаний по предмету;

-систематизация усвоенных знаний;

-формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационной техники;

-формировать навыки самоконтроля;

-активизировать познавательный интерес к биологии;

-подготовить обучающихся к экзаменам, попутно формируя у них различные общеучебные навыки.

Ресурсы Интернета безграничны и школьники используют эту возможность при подготовке рефератов, сообщений, создании проектно-исследовательских работ. В дальнейшем эта информация не только многократно используется для расширения кругозора других учеников, но с помощью нее возможно создание противоречий, проблемных ситуаций и проведение диспутов по возникшей проблеме. В моей практике такие выступления обучающиеся готовят по темам: «Родственные браки», «Новейшие достижения селекции», «Наследственные болезни», «Клонирование – «за» или «против»? и другие темы в общей биологии, которые отражают последние достижения современной науки и мало освещены в учебнике.

Использование Интернет ресурсов повышает уровень проведения занятий, мотивацию обучающихся к обучению, улучшает качество знаний.

Сейчас имеется большое количество сайтов, посвященных биологии, экологии и методике преподавания. Это представляет интерес для меня как для учителя. На своих уроках часто применяю методические находки других учителей, сведения о которых нахожу в Интернете.

 

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке (прилагаю разработку урока «Размножение и развитие Земноводных»).

        Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал, является метод проектов. Метод проектов реализуется  с помощью не только традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий, аудиозаписей, видеоматериалов, средств массовой информации, но и использую новые информационные технологии: мультимедийное оборудование, образовательные порталы и сайты общеобразовательных учреждений, материалы Интернет-конференций. В преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается  в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.

Как же осуществляется работа над проектами?

- прежде всего, обучающимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания;

- постановка цели и задач, составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования;

- выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами.

- подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве;

- подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, выстраивают систему доказательств;

- презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.

Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления обучающихся, воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самоусовершенствованию (прилагаю  презентацию социального проекта ученицы 11 класса Абдурахмановой А. «И для школы и для жизни»)

Применение здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс не только увлекательным  и интересным, но и безопасным.

Для того, чтобы в полной мере реализовать весь потенциал, заложенный в изучаемом материале, необходима система межпредметных связей.

С помощью  межпредметных связей (МПС) закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. К примеру, изучение таких процессов как: свертываемость крови, фотосинтез, испарение влаги растениями и т.д. требует уже на начальном этапе рассмотрения физико – химических понятий при раскрытии общебиологического понятия.

Как показывает опыт, межпредметные связи выступают непременным дидактическим условием развития у учащихся интереса к знаниям как биологии, так и основ наук в целом.

Использование  на     уроке     различных   дополнительных   сведений о географических открытиях, исторических  событиях и т.д. в   значительной степени   повышает   познавательный   интерес   к    предмету.   Так, изучая в   в 8 классе «Гормоны» (Загадки бронзовой болезни)  в  рассказе И.С.Тургенева «Живые мощи» из «Записок охотника» читаем:
« Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки тоже бронзового цвета. Я вглядываюсь попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое, - но страшное, необычайное». Данный факт    вызывает   у учащихся заинтересованность и далее  на одном дыхании   рассматривается работа внутренних желез.
 

Организация учебно-воспитательного процесса на основе МПС может касаться как отдельных уроков (чаще обобщающих), темы, подчинённой решению межпредметной проблемы, так нескольких тем различных курсов, целого цикла учебных предметов или устанавливать взаимосвязь между циклами.

Изучая биологию в 8 классе  «Человек» (автор учебника А .Г. Драгомилов)   нельзя обойтись без взаимосвязи с валеологией, т.е. изучения не абстрактного  человека,  а самого  себя. В  структуру   обычного  линейного   урока добавляется этап «Познаю себя», где  не  столько выдается  теоретический    материал, сколько проводятся   практические занятия  и функциональные пробы   для выяснения состояния здоровья и уровня физического развития подростка.

Например,  выполнение практических работ «Есть ли у вас плоскостопие?», расчет артериального давления по формуле.

 Практическая направленность исследований на сохранение здоровья обучающихся позволяет выявить начальные стадии заболевания подростка и своевременно направить его за помощью к специалисту.

  Таким образом, я рассматриваю возможности межпредметных связей в организации процесса обучения на уроках биологии, их роль   в подготовке обучающихся к восприятию знаний.

Используя знания обучающихся по химии, физике, математике, географии и  другим   предметам   раскрываются   многие   биологические   понятия и процессы, что ведет к хорошему усвоению учебного материала учениками, а соответственно повышению качества знаний.

        Используя все эти образовательные технологии, методы и приемы

 я делаю всегда:

- учебно-воспитательный процесс строю на основе взаимоотношений учитель-ученик, ученик-учитель;

-включаю элементы соревнования, поиска, организую общение детей;

- стараюсь, чтобы в центре внимания учебного процесса находилась уникальная целостная личность ученика;

-создаю условия для максимальной реализации возможностей обучающихся;

-создаю на уроке атмосферу заботы, сотрудничества, творчества;

Я не делаю никогда:

 - не забываю об улыбке, ведь именно она предполагает общение, открытость;

 - не забываю о том, что я тоже умею творить.

Для того чтобы применяемая методика стала живой и полезной, я думаю, мало знаний и умений учителя, нужна любовь к своему предмету, любовь к детям.

Результативность опыта.

Использование данных педагогических технологий позволило мне  повысить уровень познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и  внеклассной деятельности.

За период (с 2010 по 2012) использования данных технологий на уроке и во внеурочное время наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Биология», высокий уровень мотивации к учебной и внеучебной деятельности.

           Наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся:

-рост «качества знаний» при 100 %-ной успеваемости (с 63,7% до 72,8%)

Выпускники поступают и успешно обучаются  в медицинских колледжах и в высших учебных заведениях, где одним из профилирующих предметов является биология.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью использования различных форм, приемов и методов обучения, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии, как результат применения технологии развивающего обучения

  Данный педагогический опыт по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии  развивающего  обучения»  является актуальным и перспект...

Публичное представление педагогического инновационного опыта "Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках черчения"

Главным условием эффективного осмысленного усвоения знаний и умений учащимися является собственная познавательная деятельность ребенка. Активизация познавательной деятельности - важнейшая задача...

из опыта работы: "Активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе преподавания математики"

"Активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе преподавания математики"...

Из опыта работы "Актуализация познавательной деятельности учащихся"

       «Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо», - говорил Эдуард  Ильенков.        Как сделать так, чтобы на каждом уроке ребё...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии" 2019 г

laquo;Учение должно быть с увлечением , требовательность без принуждения»Ян Амос Каменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главныхпутей создания...