Конспект урока" Тайны "пленённого моря"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Улыбина Наталья Александровна

Конспект содержит необходимые методические разработки к уроку биологии 8 класса о внутренней среде организма человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная работа

городского конкурса конспектов уроков учителей естественного цикла           (раздел биология) « Урок 21 века»

Конспект урока

Тайны « пленённого моря»

 8 класс

Автор: Улыбина Наталья Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №40 г. Владимира

Учитель биологии

2011- 2012 уч. год

                             Пояснительная записка.

  На современном этапе развития школы, в условиях перехода на стандарты второго поколения возникает потребность в постепенной, но кардинальной перестройке всего учебного процесса. Стиль и темп современной жизни требует от ребят быстрой адаптации в обществе, коммуникабельности, умения пользоваться современными технологиями,  быстро добывать и усваивать новые необходимые знания. Таким образом, через каждый предмет, через каждый урок необходимо формировать и оттачивать это мастерство, т.е. необходимо создавать такие ситуации, в которых будут самостоятельно добываться и присваиваться личностно значимые знания, формироваться необходимые компетенции и компетентности. Именно здесь реализуется развивающая функция биологии.

    Предлагаемый урок направлен на развитие универсальных учебных действий посредством получения и применения биологических знаний. Преподавание ведётся  по УМК В.В. Пасечника из расчёта 2 часа в неделю, 68 часов в год. Учебник « Биологи. Человек» 8 класс, Д.В. Колесов,           Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. В соответствии с программой и тематическим планированием  - это 2 урок в теме « Внутренняя среда организма». Всего на изучение темы отводится 3 часа:

  1. Внутренняя среда организма
  2. Тайны « пленённого моря» (Кровь)
  3. Иммунитет.

Тип урока – урок изучения нового материала

Вид урока (форма проведения) – комбинированный

 При составлении данного урока я посчитала оправданным применение технологии критического мышления. На стадии вызова проведены мотивация и актуализация изучения материала, внесена некоторая доля загадочности, что подогревает исследовательский интерес. На стадии осмысления используются приёмы: корзина идей, пометки на полях ( критическое мышление через чтение и письмо), составление кластера. При этом на каждом этапе идёт сразу изучение и закрепление материала. Используется исследовательская и частично поисковая деятельность учащихся. На стадии рефлексии происходит осмысление и присвоение новых знаний, раскрывается их личностная значимость (необходимость знаний для отслеживания состояния собственного здоровья). На протяжении всего урока происходит постоянная смена видов деятельности. Темп урока очень высокий, если ребята не справляются с ним, то можно предложить открытие «тайн» по группам, но тогда необходимо отследить, чтобы в группе по изучению эритроцитов оказался сильный ученик, способный организовать проведение лабораторной работы для всех на стадии презентации кластера или опорного конспекта.

  Считаю, что урок достаточно эффективен, т.к. по его ходу действительно формируются компетенции:

  1. коммуникативные  (умение работать в группе, слушать мнение других, выбирать наиболее рациональное решение и знание, может быть даже в ущерб своему мнению, умение быть понятым)
  2. информационные (добыча необходимой информации из текста, рисунка, слайда, речи; владение современными технологиями)
  3. автономизационные (самоопределение, самообразование – сам добываю знания, необходимые именно мне)
  4. социальные (присвоенные знания социально значимы и общеприняты)
  5. нравственные (потребность жить по общечеловеческим законам – здоровый образ жизни)

В предлагаемом уроке устанавливается преемственность биологических знаний  и метапредметные связи (с физикой, химией, географией), организована самостоятельная познавательная деятельность. Урок несёт не только развивающий потенциал, но высокий воспитательный - отобранное содержание значимо для формирования общей культуры человека, адекватного поведения в окружающей среде, сохранения собственного здоровья.  При составлении урока использован личностно -ориентированный подход: включена система знаний и умений, значимых для самого ученика, его повседневной жизни. Самое важное знание, которое приобретают учащиеся в данном уроке – как использовать полученные знания в реальной жизни ( практико  -ориентированный подход).

 На заключительном этапе – рефлексия –ребята имеют возможность для самооценки и определения материала, который усвоен не достаточно.

Вопросы, предложенные для работы дома, носят не только рефлексивный характер, но и пропедевтический. Следующий урок – « Иммунитет» - целесообразно начать с обсуждения 3 вопроса из домашнего задания.

                                           Литература:

  1. Биология. Человек.,  Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, учебник для 8 класса, изд. Дрофа, М. 2008 г.
  2. Биология. Человек., С.В. Барабанов, атлас, изд. Просвещение ( Линия жизни), М. 2007 год
  3. Образовательный портал fcior. edu. ru
  4. Сборник нормативных документов. Биология , изд. Дрофа, М. 2008 г.
  5. Инновационные процессы в современном биологическом образовании ( сборник материалов в 2 частях), ВИПКРО, Владимир 2010 г.
  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. ( Стандарты второго поколения), Просвещение, М. 2011г.

                        Тема:   Тайны « пленённого моря»

Цель: формирование универсальных учебных действий через организацию исследовательской, экспериментальной и частично- поисковой деятельности учащихся.

Задачи: 1. Изучить химический состав плазмы крови и выяснить его значение для обеспечения функций форменных элементов крови

2. Определить особенности строения и значение каждого компонента крови в связи с выполняемой функцией

3. Создать условия для активизации познавательного интереса через постановку проблемных вопросов.

3. Продолжить развитие умений работать с текстом, сравнительной таблицей, выдвижением и проверкой гипотез всеми доступными способами

4. Закрепить навыки практической деятельности, наблюдения и формулировки выводов ( универсальность свойств всех представителей живой природы – клетки картофеля и клетки крови человека), анализа, синтеза ( обобщение  по ходу виртуальных лабораторных работ)

5. Использование полученных знаний для отслеживания состояния собственного здоровья ( анализ крови)

Оборудование и материалы: Образовательные модули ОМС на каждый компьютер ( при отсутствии возможностей – выводится через проектор на доску), информационные карточки на каждую парту, кусочки картофеля, выдержанные в гипотоническом, физиологическом и гипертоническом растворах соли ( заготовлены учащимися дома), микроскопы и готовые микропрепараты крови человека и лягушки, карточки с вопросами – домашнее задание.

План урока:

  1. Организационный момент  ( 2 минуты)
  2. Проверка домашнего задания  ( 5  +3 минуты)
  3. Изложение нового материала
  1. Мотивация ( 3мин)
  2. Актуализация ( 3 мин)
  3. Изучение материала (14 мин)
  1. Первичное закрепление ( 4 мин)
  2. Постановка домашнего задания ( 3 мин)
  3. Итоги урока ( 3 мин)

Содержание урока

Комментарии

  1. Организационный момент.

Включает приветствие учащихся и 1 минуту на повторение домашнего материала.

  1. Проверка домашнего задания.

А)Модуль ОМС bio- 2007-120-k – обеспечивает быстрый и полный контроль усвоения темы                 « Внутренняя среда организма» одновременно у ребят всего класса.

Б) Фронтальная беседа:

объясните по схеме, что представляет собой внутренняя среда организма

               Кровь

             ( плазма)                    через большой грудной

                                            проток в                                                                        

  О2  и             продукты обмена             кровеносное                    

питательные   (кроме белков и жиров),             русло

 вещества                     СО2                              Лимфа            

                                                                           

              Тканевая                            белки, жиры,

              жидкость                     болезнетворные

О2 и                                               организмы

питательные        продукты обмена

вещества               и синтеза


               Клетки

             организма


П.О. – внутренняя среда представлена 3 компонентами: кровью, лимфой и межклеточным веществом, которые образуют друг друга, просачиваясь через стенки сосудов, и отличаются только по химическому составу, так как транспортируют разные вещества.

Мотивация

У. *- Как вы думаете, какую из частей внутренней среды можно назвать «пленённым морем»?

Вспомните основную характеристику ( свойство) моря.

П.О. – в нем солёная вода.

Используйте подсказки в инструктивной карточке

П.О. – « пленённое море» - это кровь, так как её плазма по химическому составу очень сходна с морской водой,  концентрация солей составляет 0,9 %.

Актуализация

У*- Какие же тайны может хранить наша кровь?

П.О. – как кровь переносит кислород, ведь он – газ и растворяется очень плохо? Почему она течёт из раны, а потом останавливается?  А у некоторых людей не останавливается. Откуда появляется болячка на месте раны?  Если рану не обработать, то в неё попадёт грязь и может возникнуть заражение крови – почему? Почему иногда ранка гноится?

У. – вы теперь знаете состав крови ( плазма и форменные  элементы), её функции и химический состав плазмы крови -  попробуйте теперь сформулировать задачи нашего урока и для себя лично

П.О.  – 1. выяснить значение каждого компонента в составе крови и определить его функцию

2. ответить на поставленные вопросы – разгадать тайны «пленённого моря»

3. Изучить и использовать оставшиеся подсказки.

Изучение нового материала

У.*- Начнём с плазмы. Как вы думаете, можно ли изменить концентрацию солей в плазме крови, например, поев много солёного или, наоборот, отказавшись от соли?

П.О. – конечно можно, но тогда после солёного хочется пить, а при недостатке соли – хочется съесть солёного.

У. *- предположите, почему организм так реагирует на избыток и недостаток соли

П.О. – поддерживает постоянство химического состава, соль зачем –то нужна в составе плазмы крови.

У. – Вам на дом была предложена исследовательская работа с кусочками картофеля. Расскажите о своих наблюдениях и попробуйте сформулировать выводы, перенеся наблюдаемые результаты на кровь.

П.О. – кусочки картофеля были помещены в растворы соли: гипотонический, физиологический и гипертонический. Уже на следующий день наблюдались изменения  кусочков: в гипотоническом растворе –разбух и затвердел, в гипертоническом – размяк и сморщился. Только в физиологическом растворе кусочек остался без изменений. Скорее всего в гипотоническом растворе соли меньше , чем в тканях картофеля и вода устремляется в его клетки – отсюда набухание и отвердевание. А в гипертоническом наоборот, вода выходит из тканей – отсюда и сморщивание. Можно предположить, что эти процессы происходят в крови нашего организма   ( т.к. строение и процессы жизнедеятельности клеток всех живых организмов сходны) и для защиты форменных элементов организм поддерживает постоянную концентрацию соли.

У. – проверим ваши гипотезы при помощи лабораторной работы. Модуль ОМС bio 2007 120 p

Вывод: ваши предположения были верны. Организм поддерживает постоянную концентрацию солей          ( гомеостаз) для сохранения работоспособности клеток крови.





У.* -  Познакомимся поближе с форменными элементами крови: их строением и функциями при помощи модуля ОМС bio 2007 121 i и текста учебника стр. 84- 87

1 этап. Эритроциты – строение и функции.

У. – Так каким же образом кровь транспортирует кислород? И только ли кислород? Чем опасен угарный газ? Ответы вы найдёте в разделах модуля и тексте учебника с. 84- 85

П.О. - Эритроциты имеют двояковогнутую форму без ядра, внутри заполнены гемоглобином – легко присоединяет газы. Угарный газ образует очень стойкое соединение и плохо выводится из организма.

У.- при помощи инструктивной карточки выполните лабораторную работу по сравнению эритроцитов человека и лягушки. Сформулируйте выводы.


(Заполняется таблица в инструктивной карточке.)

П.О.- Эритроциты лягушки крупные – значит в одинаковом объёме крови их меньше, содержат ядро – для гемоглобина остаётся меньше пространства, нет вогнутых участков – площадь проникновения газов внутрь намного меньше. Вывод – кровь лягушки переносит меньше кислорода.

У. – Вспомните, какое свойство крови связано с количеством кислорода в организме

П.О. – теплокровность;  значит лягушка- холоднокровное животное , а человек- теплокровное

благодаря особенностям строения эритроцитов.



2 этап. Тромбоциты.

У. – следующий вопрос о кровотечении и причинах его остановки. Найдите нужную информацию в разделах модуля и тексте учебника  с. 86- 87

П.О. – кровяные пластинки – тромбоциты отвечают за образование тромба, т.е свёртывание крови при ранении. Они начинают разрушаться только при соприкосновении с кислородом воздуха и заставляют жидкий фибриноген превращаться в нити фибрина, которые закрывают рану и задерживают остальные элементы крови – формируется тромб. Обязательное условие – присутствие ионов Са2+ и витамина К.

У.* - у каких людей кровь не будет сворачиваться и тромб не образуется?

 П.О. - при отсутствии факторов свёртывания- ионов Са2+ и витамина К – так делают при переливании крови и её хранении.

Этап 3 – Лейкоциты.

У.  – остались вопросы о  заражении крови  и нагноении ран. Попробуйте найти необходимые ответы  в тексте учебника с. 86 и разделах модуля.

П.О.  – лейкоциты – клетки- защитники, способные передвигаться и выходить за пределы кровеносного русла к месту ранения и проникновения инфекции. Они захватывают чужеродные тела - фагоцитоз, а сами при этом погибают, образуя гной.











У. -  сформулируйте общий вывод о строении и функциях форменных элементов крови по своим записям.

П. О. – Каждая группа форменных элементов имеет определённое строение для выполнения своей функции, т.е. строение и функции взаимосвязаны, а работоспособность клеток зависит от концентрации веществ в плазме – межклеточном веществе крови.

У. – выходит, что выполняя свои функции элементы крови  погибают,  значит их количество должно восполняться. Вспомните из предыдущего раздела – где происходит формирование элементов крови.

П.О. – в красном и жёлтом костном мозге.

У. – нужно дополнить, что дозревание лейкоцитов происходит в тимусе ( вилочковой железе) и лимфатических узлах. Таким образом, в составе крови содержится относительно постоянное количество элементов, его изменение может свидетельствовать о нарушениях в организме.            « Зеркалом организма» назвал кровь видный французский физиолог Клод Бернар. Поясните высказывание учёного. Используйте данные приложения 5. Попробуйте объяснить выписанные значения. Где вы с ними встречались?

П.О. -Это показатели количества элементов крови. Их обычно записывает врач на бланке после анализа крови. Кровь– « зеркало организма», т.к. результаты анализа отражают состояние организма.

У.- Какая из записей вам не знакома и вы не можете её объяснить?

П.О.  – Что означает запись СОЭ?

У. – попробуйте найти ответ в учебнике на с. 87.

П.О. - СОЭ – это скорость оседания эритроцитов, при заболевании увеличивается.

Первичное закрепление

У. – Итак, тайны « пленённого моря» раскрыты. Насколько хорошо вы поняли разгадки, посмотрим при помощи модуля ОМС  bio 2007 121 k. Выпишите допущенные ошибки – это материал, на который надо обратить внимание дома при подготовке.


Домашнее задание.

&17 С. 84- 89, 91, вопросы.





Результат выдаётся в процентах выполненных заданий от максимально возможного. Можно установить свои критерии оценки.





















Чаще всего ребята затрудняются ответить.



Приложение 1, 2







Корзина идей: выдвижение гипотез, выписываются на доске








Задачи можно кратко выписать на доске
















Приложение 3





















На доске записывается 1 тайна- 0,9 % концентрация соли в плазме обеспечивает работоспособность форменных элементов


Поэтапная работа с материалами модуля.



Составление кластера



На доске записывается 2 тайна – эритроциты переносят газы благодаря своему строению, размерам и количеству.

Приложение 4







Человек – теплокровный благодаря особенностям строения эритроцитов.


Составление кластера


Записывается тайна 3 – тромбоциты разрушаются в присутствии факторов свёртывания и образуют тромб, предохраняющий от потери крови.





Составление кластера


Записывается тайна 4 – лейкоциты способны защищать организм от чужеродных тел, благодаря способности передвигаться и выходить за пределы кровеносного русла























Приложение 5
















Приложение 6.

* -  проблемные, частично – поисковые, творческие вопросы и задания

                 Приложения.

Приложение 1.

Химический состав морской воды и сыворотки крови ( %)

Химические элементы и соединения

Морская вода

Сыворотка крови

Na

30,5

39,0

Mg

3,8

0,5

Ca

1,2

1,0

K

1,8

2,6

Cl

55,2

45,0

CO2

0,5

11

Другие элементы

7,0

0,9

Приложение 2.

Химический состав плазмы крови

Группа веществ

компоненты

количество

вода

90 %

Минеральные соли

Na+,K+,Ca+,Mg2+,H2PO4- Cl-,HCO32-

0,9 %

белки

Альбумины, глобулины,протромбин, фибриноген, ферменты

9%

жиры

Жирные кислоты, глицерин

0,8%

углеводы

Глюкоза, гликоген

0,12%

Продукты распада

мочевина

0,05%

Витамины, гормоны

А,В,С,D,РР,К и другие

Непостоянное количество

Приложение 3.

Гипотонический    Физиологический    Гипертонический

     0,3%                           0,9%                         2%

Приложение 4

Лабораторная работа

Тема: « Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

Цель: изучить и сравнить строение форменных элементов крови человека и лягушки

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты крови человека и лягушки

Ход работы:

  1. Настроить микроскоп
  2. Установить и рассмотреть по очереди микропрепараты крови человека и лягушки. Обратите внимание на форму и размеры эритроцитов.
  3. Заполните таблицу:

Эритроциты

Относительные размеры

Наличие ядра

Форма клеток

человека

лягушки

 

  1. Ответьте на вопросы и выполните задания
  1. Почему эритроциты человека в середине слегка просвечивают?
  2. Схематично зарисуйте внешний вид эритроцитов.
  3. Какое значение для выполнения функции газообмена имеет форма, строение, количество и размер эритроцитов?
  4. Чья кровь ( лягушки или человека ) перенесёт больше кислорода в единицу времени? Почему?

Приложение 5.

Такая же таблица вывешивается на доске

Эритроциты – 4,5-5 млн.(м)

                         4-4,5 млн. (ж)

Лейкоциты -  4-8 тыс.

Тромбоциты -200-300 тыс.( в учебнике отсутствует)

СОЭ ( норма)

2-10 мм/ч (М)

2-15 мм/ч (ж)

 

Приложение 6.

1.Хорошо известно, что плазма крови на 90% состоит из воды. Почему разбавление дистиллированной водой невозможно? Ответ поясните.

2.Предложите способы консервации донорской крови в лабораторных условиях.

3.В одной популярной книге по физиологии было сказано:  « В каждую секунду в Красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание». Что подразумевается под « кораблями» и « гаванями»?

                                       

                                                                     

Н2О

Н2О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Мы рисуем море"

На уроке происходит знакомство учащихся с творчеством художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского; с разными видами пейзажа; знакомство с нетрадиционным способом рисования – на мятой бумаге...

Конспект интегрированного урока "По морям, по волнам"

Конспект интегрированного урока "По морям, по волнам"Математика - развитие речи - Труд - 2 классТема: Плоскостное моделирование, аппликация "Кораблик".Цели: - познакомить учащихся с видами водног...

Конспект занятия в объединении «ВОЛШЕБНЫЙ БИСЕР» с детьми 7-8 лет по теме: «Обитатели морей »

Коллективная работа "Обитатели морей" . Тема: «Рыбки.Параллельное низание.»Цель: 1) обучить детей приемам параллельного плетения по схеме «Рыбка»...

Конспект урока по географии 6й класс Жизнь в морях и океанах

Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет?...

Конспект урока по географии в 6 классе с презентацией по теме: "Океаны и моря" в коррекционной школе VIII вида

Сформировать представление об океанах и морях, о грозных явлениях на море и в океане, рассказать о значении морей и океанов для хозяйственной деятельности человека. Воспитывать любовь к родному краю,с...

Образы моря в литературе, живописи и музыке (конспект интегрированного урока)

Урок, посвящённый изучению стихотворения А.С.Пушкина «К морю» в курсе русской литературы – результат взаимодействия филолога, художника и музыканта. Материал может быть использован самостоятельно на у...