ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Экологические группы птиц.
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Камалова Татьяна Аркадьевна

  Цель  урока: систематизировать знания учащихся об экологических группах птиц и  их приспособленности к различным средам обитания.

Задачи:

-обучающие:  сформировать у учащихся знания о многообразии, особенностях строения и образа жизни птиц различных экологических групп, их значение в природе и жизни человека;

             -развивающие: развитие речи, умение анализировать, сравнивать, обобщать ;             развитие интеллектуальных способностей учащихся; развитие познавательной активности, творческих способностей.

 -воспитательные: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера, формирование аккуратности, внимательности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Экологические группы птиц.

ФИО (полностью)

Камалова Татьяна Аркадьевна

Место работы

МБОУ «Гимназия №3»

Должность

Учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

7 класс

Тема и номер урока в теме

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека, третий урок в теме.

Базовый учебник

 «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс», В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. М, Дрофа. 2005г.

         8.   Цель  урока: систематизировать знания учащихся об экологических группах птиц и  их приспособленности к различным средам обитания.

  1.  Задачи:

-обучающие:  сформировать у учащихся знания о многообразии, особенностях строения и образа жизни птиц различных экологических групп, их значение в природе и жизни человека;

           -развивающие: развитие речи, умение анализировать, сравнивать, обобщать ;             развитие интеллектуальных способностей учащихся; развитие познавательной активности, творческих способностей.

-воспитательные: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера, формирование аккуратности, внимательности

  1. Тип урока: урок изучения нового материала
  2. Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные
  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование
  4. Структура и ход  урока

Ход урока

Актуализация знаний и умений. 

Тестовое задание.

Выбери один правильный ответ.

  1. Исключите лишнее понятие:

а) лопатка; б) ключица; в) вороньи кости; г) плечевая кость.

  1. Одним из приспособлений скелета птиц к полету является:

а) срастание нескольких отделов позвоночника; б) наличие ребер; в) большой объем части черепа; г) копчиковая железа.

  1. Количество отделов в позвоночнике птиц равно:

а) 6; б) 5; в) 4; г) 7.

  1. Два пальца на ногах у:

а) дятла; б) страуса; в) стрижа; г) голубя.

  1. К оседлым птицам относится:

а) сорока; б) скворец; в) грач; г) лебедь.

  1. Сердце у птиц:

а) однокамерное; б) двухкамерное; трехкамерное; г) четырехкамерное.

  1. К выводковым птицам относятся:

а) гуси; б) голуби; в) дятлы; попугаи.

  1. У птиц хорошо развиты полушария:

а) переднего мозга; б) среднего мозга; в) мозжечка; г) все верно.

  1. При инкубации яиц поддерживается температура:

а) 32-35˚С б) 39-40˚С в) 37-38˚С г) 55-65˚С

Учащиеся выполняют тест  в тетрадях, записывая ответы. На работу выделяется 5 мин. После выполнения заданий проверяются ответы.

Введение новой информации

Слово учителя

Глядя на различных птиц, мы очень часто безошибочно можем сказать, в каких условиях они живут. Невозможно спутать древесных и водоплавающих, лесных и степных птиц. По тому, в каких местообитаниях живут птицы, они объединяются в экологические группы.

Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные местообитания. В каждом из них они приспосабливались к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие птиц, с которыми вы познакомитесь на этом уроке. Итак, мы изучаем птиц различных экологических групп. Это птицы леса, водоплавающих и околоводных птиц, птиц открытых пространств, хищных птиц, и птиц города и агроландшафтов. Каждая группа представляет нам информацию по различным группам птиц.  Вы заполняете таблицу.

Название экологических групп птиц

Характерные признаки

Представители

Птицы леса.

Слово учителя.

Первые птицы на Земле появились в лесах и вели древесный образ жизни. Не случайно большинство современных птиц и сейчас связано с лесами. Для лесных птиц характерны укороченные закругленные крылья и относительно длинный хвост. Это позволяет им быстро взлетать, легко маневрировать среди деревьев, точно садиться на ветки.

Слушаем выступление первой группы. 

Королек – птица, характерная для наших лесов. Очень маленькая. Длина не превышает 11 см., а масса 5-7 г. Свое название получил за яркую желтую шапочку на темени. Песня желтоголового королька похожа на скрип телеги. Птички очень подвижны. Постоянно лазают по ветвям, часто «подвешиваясь» на их концах. Держатся в кронах елей, где и устраивают свои гнезда.

Дятел – имеет крепкий хвост, состоящий из жестких перьев. Ноги короткие, на пальцах когти. Два пальца обращены назад, а два вперед. Это позволяет дятлу удерживаться на стволе дерева. Клюв долотообразный, язык длинный, приспособленный для добывания из под коры насекомых и их личинок. Язык далеко высовывается из клюва, проникая в различные щели и выдолбленные клювом ходы. Зимой питается семенами ели, доставая их из зрелых шишек. Дятел закрепляет шишку в трещину коры, а затем разбивает ее, доставая семена. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/63e9e492-53fc-463e-8dbc-673a680e0239/435.htm

Глухарь – самая крупная лесная птица. Вес взрослого самца достигает 6,5кг. Походка глухаря быстрая. С земли поднимается тяжело, громко хлопая крыльями. Летом питаются травой, осенью ягодами, зимой хвоей сосны. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bc12c18d-858f-4db9-8774-e769efb9d12b/189.htm

Заполняем таблицу 

Вопрос к классу. Назовите птиц леса и их характерные особенности.

Водоплавающие и околоводные птицы.

Слово учителя.

Жизнь этих птиц тесно связана с водой. Большинство из них прекрасно плавает, а многие и хорошо ныряют. Тело вытянутое и обтекаемое, ноги расположены ближе к хвосту, что делает их движения быстрыми. У подавляющего большинства видов между пальцами ног развивается плавательная перепонка. По земле ходят медленно и неуклюже. Густое оперение покрыто слоем особого секрета, который выделяется копчиковой железой. Секрет обладает водоотталкивающим свойством и не позволяет оперению намокать в воде. Питаются животной и растительной пищей.

Слушаем выступление второй группы 

Утка – кряква. Типичный представитель водоплавающих птиц. Хорошо плавает и обычно не ныряет, а по земле ходит, тяжело переваливаясь с боку на бок. Летает быстро, часто взмахивая крыльями и издавая характерный свистящий звук. С воды поднимается легко, а при опасности может взмыть вертикально. Питается водными насекомыми и их личинками, ракообразными, моллюсками, а также водными растениями. У кряквы образуется цедильный аппарат. Края клюва усеяны мелкими роговыми зубчиками. При неполном смыкании клюва по его краям образуется своеобразное мелкое ситечко, через которое утка отцеживает содержащийся в воде корм. Кормится на мелководье.

Лебеди. Красивые крупные водоплавающие птицы. Голова расположена на длинной, изящной шее, которая по длине равна телу. Оперение пышное, густое. При плавании лебеди глубоко погружают перьевую часть тела в воду, приподнимая заднюю. Шея при этом держится вертикально, а голова направлена вперед. С воды лебеди взлетают тяжело, долго разбегаясь и шлепая лапами по воде. Питаются растительной и животной пищей.

Цапли. Обитают около воды, не являются водоплавающей птицей. Держатся по берегам рек, озер, болот. На лапах нет плавательной перепонки. Длинные пальцы ног широко расставлены и не проваливаются, ходя по топким болотам. Охотятся на рыбу. Земноводных, пресмыкающихся. Шея длинная, заостренный клюв, по краю которого располагаются мелкие зубчики. Прекрасное зрение. Отличный глазомер. Прицеливаясь, они оценивают не только расстояние до жертвы, но и степень его искажения водой. Гнездятся большими колониями. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ca5cc3ab-16a1-44ff-b136-af7f4d66b9d9/059.htm

Пингвины. Эти птицы две трети своей жизни проводят в воде. Летать не могут, но отлично плавают и ныряют. Крылья превратились в ласты, которые способны винтообразно вращаться в плечевом суставе. На суше ходят неуклюже, переваливаясь и держа туловище вертикально. Питаются мелкой рыбой, головоногими моллюсками и ракообразными.

Заполняем таблицу. 

Вопрос к классу. Назовите водоплавающих и околоводных птиц их особенности.

Птицы открытых пространств.

Слово учителя. 

Обширные площади на различных материках Земли занимают разнообразные открытые ландшафты: степи, саванны, прерии, пампа, а также полупустыни и пустыни. Обитающие в них птицы почти всю жизнь проводят на земле. У них сильные, хорошо развитые ноги.

Некоторые не могут летать так как имеют короткие крылья. Шея длинная, помогающая отыскивать корм и замечать хищников . Окраска неброская.

Слушаем выступление третьей группы.

Страус. Самая крупная современная птица. Рост 2,5 м., масса 120 кг.. Небольшая грудь страуса лишена киля, а крылья развиты слабо, из-за чего страус не может летать. Мощные двупалые ноги позволяют ему прекрасно бегать, совершая шаги до 4-5 метров и развивая скорость до 50 км/час. Сокращение количества пальцев на ногах связано с быстрым бегом.

Дрофа. Самая крупная птица европейских степей. Масса достигает от 10 до 16 кг. Мощные неоперенные ноги, пестрое оперение и отходящие от подбородка «усы» - пучки удлиненных нитевидных перьев. Взлетает с разбегу, тяжело поднимая и опуская громадные крылья. Питается растительным кормом. М ожжет съесть насекомых. Личинок, грызунов, птенцов мелких птиц.

Серый журавль. Рост птицы 1,25 м., вес 5,5 кг., а размах крыльев 2 м. Гнездится на болотистых участках. Питается крупными насекомыми, водными беспозвоночными, мелкой рыбой, лягушками, грызунами. Ест ягоды и семена злаков.

Коростель. Небольшая, пестро окрашенная птица, длиной около 30 см. Обитает в сырых травянистых лугах, клеверных полях, лесных вырубках. Гнездо размещает на земле среди травы и кустарников. Питается различными насекомыми, а также семенами различных растений.

Заполняем таблицу. 

Вопрос к классу. Назовите птиц открытых пространств и их особенности.

Хищные птицы. 

Слово учителя. 

Хищные птицы играют важную роль в природных сообществах. Питаются животными, регулируя их численность Хищные птицы подразделяются на ночных и дневных птиц. У всех птиц сильные ноги, вооруженные мощными и острыми когтями. С их помощью они ловят и умерщвляют добычу. Крепкий, загнутый крючком клюв помогает разрывать добычу на части. У дневных хищных птиц великолепное зрение, у ночных хищных птиц тонкий слух, бесшумный полет. Поселяются на всех континентах , кроме Антарктиды.

Слушаем выступление четвертой группы. 

Орланы. Орлан - белоплечий. Длина тела 1 м., размах крыльев 2,5 м. Гнезда строит на высоких деревьях или на неприступных скалах. Питается рыбой, схватывая ее с поверхности воды. Иногда нападает на уток, чаек, молодых цапель.

Сокол – сапса 

Имеет узкие и острые крылья. Охотится в воздухе на различных птиц. Летает кругами на большой высоте, а завидев добычу, резко бросается вниз, быстро взмахивает крыльями. В момент броска развивает скорость до 280 км/час. Добычу бьет когтями. Гнездится на скалах и береговых обрывах, в лесах, тундре, на кочках среди моховых болот, а также на высоких зданиях в городах. Обязательным условием для гнездования является наличие поблизости открытых пространств, необходимых для охоты.

Филин. Ночная хищна птица. Размах крыльев 1,8 м., а масса 3 кг. Окрашен пестро. На рыжеватом или желтоватом фоне развит черно-бурый продольный и поперечный рисунок. Брюхо рыжее с черными продольными пятнами и поперечными полосками. Две группы перьев на макушке образуют подобие небольших острых ушей. Охотятся на мышевидных грызунов, мелких птиц, зайцев. Изредка на молодых горных козлов. При ночной охоте ориентируются на слух. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f62adda-4f4a-4929-b871-894800bece4f/398.htm

Заполняем таблицу. 

Вопрос. Назовите хищных птиц и их особенности.

Птицы городов и агроландшафтов. 

Слово учителя.

Вблизи жилья встречается огромное количество птиц. Сюда их привлекает прежде всего доступность корма. Многие птицы лишь на время появляются в городах и поселках, тогда как некоторые виды практически постоянно живут здесь.

Слушаем выступление пятой группы. 

Серая ворона обитает в крупных городах. Эти птицы образуют большие стаи. Ночуют на деревьях в парках, садах, скверах. Днем улетают кормиться на окраины и в пригороды, а вечером возвращаются на ночевку. Зимой поедают отбросы и остатки пищи у жилья человека, весной мышевидных грызунов. Летом питаются зерновками хлебных злаков.

Домовый воробей. Широко распространенная птица, обитающая рядом с человеком. Гнездятся парами, а иногда целыми колониями. Плодовиты. Питаются семенами различных растений. Могут приносить ощутимый вред зерновым культурам, ягодникам, подсолнечнику. В период кормления птенцов уничтожают вредных насекомых.

Ласточки живут в городах. У них короткий широкий клюв, узкие длинные крылья, вильчатый хвост и короткие лапки, непригодные для передвижения по земле. Хорошо летают. Значительную часть времени проводят в воздухе и даже пьют на лету, стремительно проносясь над самой поверхностью воды. Садятся на ветви деревьев, крыши домов, а также на провода. Гнезда строят на стенах домов или на деревьях. Гнездо сооружают из комочков глины, склеенных слюной. Внутри выстилают мягкой травой и перьями. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000807-1000-4ddd-371e-3400475d4f0e/index.htm

Заполняем таблицу. 

Вопрос классу. Назовите птиц городов и агроландшафтов и их особенности.

Закрепление. Выполнение теста.

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000080d-1000-4ddd-2703-2c00475d4f0f/64_6.swf

Домашнее задание: стр.212-217 пересказывать, составить план ответа.

Объявляются оценки за урок.

:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические группы птиц. План-конспект и презентация к уроку.

Представлен план-конспект  презентация урока зоологии в 7 классе по теме: "Экологические группы птиц"....

План-конспект урока природоведения "Зимующие птицы"

Обобщающий урок по теме "Зимующие птицы и условия их питания зимой" для 3 класса школы 1 вида7 Составлен с учётом требований к формированию универсальных учебных действий....

План-конспект урока природоведения "Зимующие птицы"

Обобщающий урок по теме "Зимующие птицы и условия их питания зимой" для 3 класса школы 1 вида7 Составлен с учётом требований к формированию универсальных учебных действий....

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....

ПЛАН-КОНСПЕКТ по ОФП группы начальной подготовки гребцов на байдарках и каноэ

ПЛАН-КОНСПЕКТ по ОФП группы начальной подготовки гребцов на байдарках и каноэ.pdf...

План-конспект занятия в группе Т-3

План-конспект учебно-тренировочного занятия по баскетболу...

Конспект НОД, подготовительная к школе группа, тема: "Страны и континенты. Австралия" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Образовательные цели: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме "Страны и континенты. Австралия";  совершенствование грамматического строя речи Развивающие цели: развит...