ФОРМИРОВАНИЕ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Байгенжина Салтанат Даулет-Киреевна

 

«Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»

М.Скаткин

Перспективное развитие современного образования требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в личной и семейной жизни, в будущей профессиональной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

БАЙГЕНЖИНА С.Д-К.

г. Кокшетау преподаватель Высшей Технической Школы

«Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»

М.Скаткин

Перспективное развитие современного образования требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в личной и семейной жизни, в будущей профессиональной деятельности. 

Основной тенденцией изменения приоритетных целей технического и профессионального образования является постановка на первый план задач формирования саморазвивающейся личности как важнейшее условие подготовки компетентного специалиста. Ориентация на личность учащихся определяет и современную концепцию образования. Развивающая среда урока - вот условие формирования саморазвивающейся личности.

Каждый студент уникален и неповторим. Хотим мы того или нет, но каждый из них постигает окружающий мир, учится и воспитывается, исходя из своих собственных, индивидуальных интересов и возможностей. Какой же должна быть развивающая среда в классе, чтобы она позволяла каждому учащемуся действовать на основе его интересов и возможностей и тем самым способствовала раскрытию и развитию его индивидуальности? 

Быстрый рост объема информации, которой необходимо овладеть, требует создания и использования новых эффективных средств обучения. Сегодня – это интерактивная модель обучения, учащийся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Соответственно цель своей педагогической деятельности вижу в том, чтобы создать условия для развития каждого учащегося, чтобы каждый студент достиг более высокого уровня обученности, сформировать творческую саморазвивающуюся личность, воспитать будущих граждан Казахстана, специалистов своего дела.

В своей педагогической деятельности использую элементы технологий: личностно-ориентированное развивающее обучение И.С.Якиманской, саморазвивающее обучение Г.К.Селевко, известные технологии модульного обучения, разноуровневого обучения, развития критического мышления, информационно-коммуникативные, элементы Веб-квест технологии. Изучая и используя различные технологии, пришла к выводу, что только систематическая самостоятельная деятельность учащихся на основе развивающих, разноуровневых заданий формирует у них активную деятельностную позицию.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом занятости в процессе познания всех учащихся без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой, особый, индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. В зависимости от целей и задач занятия использую индивидуальную, парную и групповую виды работ, используется проектная деятельность, ролевые игры, осуществляется работа с различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Нельзя учащимся сообщать в готовом виде то, к чему они могут прийти сами путем собственных внутренних усилий. Развитие способности принимать и осуществлять самостоятельные решения, самому оценивать свои действия и вносить в них необходимые коррективы, ведет по пути саморазвития. Обстановка сотрудничества учителя и ученика в классе учит уважению к интересам и потребностям других людей, умению сообща и конструктивно решать возникающие проблемы, отвечать за свои слова и поступки.

        В ситуации свободного выбора наиболее ярко и полно раскрываются личностные особенности учащегося. Наблюдая за выбором детей (что выбирает и почему), выставляя различные условия выбора, педагог может многое узнать о побудительных мотивах, образе мыслей и чувств каждого ученика. Вот, например, один постоянно избегает совместных форм работы в группе, потому что неуверенно чувствует себя в новом коллективе или потому что не любит согласовывать свои действия с другими детьми, хочет все сделать сам. Другой студент, решая задачу, часто пользуется карандашом - он рисует схемы и чертежи, которые необходимы ему для успешного решения химической или генетической задачи. А кто-то предпочитает решать задачи на словесно-логическом уровне, выбирая для этого в учебнике подходящие правила, листая различные справочники и словари, использует алгоритмы, периодическую таблицу Д.И.Менделеева.

Совершенствование образовательной системы, поиск путей повышения качества образования требуют нового подхода к проблеме преподавания дисциплин естественнонаучного профиля, в частности химии и биологии. Эти науки включают в себя не только систему знаний, в современных условиях они должны стать основой формирования научного мировоззрения, заложить метод познания окружающего мира, научить учащихся самостоятельно добывать знания. Эта образовательная сфера базируется на принципах фундаментальности, непрерывности, взаимосвязи с другими науками, с новейшими достижениями и открытиями, а также с производством. Повышению уровня химико - биологического образования способствует применение современных информационных технологий. Компьютеризация позволяет автоматизировать процессы обучения и контроля знаний, хранить и предоставлять учебную информацию в нужный момент.

Молодое поколение и компьютер это связь современной реальности: этим нужно пользоваться, это необходимо учитывать при построении учебного процесса. Учить грамотному, вежливому и содержательному сетевому общению, предметно и наглядно убеждать в фантастической красоте окружающей среды, физических моделей, математических преобразований, химических превращений, биологических закономерностей, поощрять любые попытки самостоятельных аналитических исследований компьютерных образовательных ресурсов. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет уверенно чувствовать себя любому человеку, как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами – в информационном обществе. Это дает возможность и создает условия для формирования творческой личности, дальнейшего непрерывного самообразования и самосовершенствования. Это та область, которая увлекает и способствует развитию и ученика и учителя.

В рамках декады дисциплин естественно-математического цикла в декабре 2012 года совместно с преподавателями Хабибулиной Ж.Е. и Гавриловой Е.П. проведен открытый интегрированный урок-путешествие предметов химии, биологии и математики по теме «Предельные одноатомные спирты» с элементами технологии Веб-квест. Веб-квест – это пример организации интерактивной образовательной среды. При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:

- использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в т. ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных);
- самообучение и самоорганизация;
- работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
- умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Этап открытого урока: выполнение заданий на основе ресурсов сети Интернет. Каждая группа выполняет собственное исследование, осуществляет поиск и сбор материала, двигаясь по информационной карте. На карте отображены станции, которые необходимо пройти, для того чтобы перейти на следующий уровень.

1 станция «ВХОД в ИГРУ» загадка про спирт.
2 станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ», предлагается изучить историю открытия спиртов и получения, выдающиеся события и даты, имена ученых, интересные факты и курьезные случаи из истории изучения спиртов, используя всемирные сети Интернета.
На 3 станции «ХИМИЧЕСКОЙ» - нужно собрать информацию о физических свойствах спиртов и их химической активности, сведения о химических процессах и явлениях, характеризующих свойства спиртов.
На «МАТЕМАТИЧЕСКОЙ» - вы сможете рассчитать процентное содержание примесей в спиртах через решение задач по математике при помощи математической логики.
На «БИОЛОГИЧЕСКОЙ» - добыть сведения о строении клеточной мембраны, их биологической роли и влиянии алкоголя на здоровье человека.
На станции «ТЕХНИЧЕСКАЯ» - изучить области применения спиртов в медицине, технике и народном хозяйстве.

По окончании работы с квестом студенты демонстрируют результаты исследований в виде презентаций в программе PowerPoint.

Урок, в рамках которого созданы условия, удовлетворяющие потребности учащегося в безопасности и эмоциональном комфорте, где ему приятно и удобно работать, где ценят и отмечают его достижения и успехи, где можно проявить инициативу и самостоятельность, дает возможность для подготовки профессиональной конкурентноспособной, творческой, саморазвивающейся, самосовершенствующейся личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование саморазвивающейся личности на уроках биологии и химии Высшая техническая школа г. Кокшетау Преподаватель: Байгенжина С.Д-К.

Слайд 2

« Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке» М.Скаткин

Слайд 3

Развивающая среда урока - вот условие формирования саморазвивающейся личности.

Слайд 4

Ц ель моей педагогической деятельности: создать условия для развития каждого учащегося, чтобы каждый студент достиг более высокого уровня обученности, сформировать творческую саморазвивающуюся личность, воспитать будущих граждан Казахстана, специалистов своего дела.

Слайд 5

В своей педагогической деятельности использую элементы технологий: личностно-ориентированное развивающее обучение И.С.Якиманской, саморазвивающее обучение Г.К.Селевко, известные технологии модульного обучения, разноуровневого обучения, развития критического мышления, информационно-коммуникативные, элементы Веб- квест технологии.

Слайд 6

Интегрированный урок по теме «Предельные одноатомные спирты» (химия, математика и биология)

Слайд 7

Защита творческих заданий

Слайд 8

Урок, в рамках которого созданы условия, удовлетворяющие потребности учащегося в безопасности и эмоциональном комфорте, где ему приятно и удобно работать, где ценят и отмечают его достижения и успехи, где можно проявить инициативу и самостоятельность, дает возможность для подготовки профессиональной конкурентноспособной, творческой, саморазвивающейся, самосовершенствующейся личности .

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 Тема «Витамины»

Интегрированный урок биологии и химии

«Мы едим для того, чтобы жить,

 а не живем для того, чтобы есть»

  

Задачи:1.Сформировать знания о витаминах как об органических соединениях, основные группы витаминов и их значение. Понятия авитаминоз и гипервитаминоз. Формирование навыков компьютерной грамотности, работа по технологии веб-квест. 

2.Развивать представления о химических и физико-химических методах анализа веществ; прививать умения проектирования и исследования, закрепить навыки экспериментирования.

3.Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Предварительная подготовка: 
- Поиск определений слова «витамины» в различных источниках  (ресурсы интернета) – работает весь класс. 
- Подготовка сообщения по теме: «История витаминов», используя материалы сети Интернет –  1 группа. 
- Подготовка сообщения по теме: «Кладовая здоровья»  -  2 группа. 
- Подготовка сообщения по теме: «Сохранность витаминов» -  3 группа.

Оформление компьютерных презентаций в Power Point программе.

- Учащиеся 4 и 5 группы участвуют в практической части урока.  

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, пробирки, штатив, держатель, спиртовка, раствор йода, крахмальный клейстер, лимонный сок, капустный рассол, компот, яблочный сок, подсолнечное масло, хлорид 1% раствор FeCl3, рыбий жир, куриный желток, раствор брома.

Тип урока: урок-исследование.

Метод: проекты на межпредметной основе с практикумом.

Ход урока

I. Организационный момент (урок проводит учитель биологии и учитель химии в роли консультанта, класс делится на группы исследователей и экспертов)

Теоретическая часть урока:

Учитель биологии: Тема нашего урока «Витамины».

Приглашаем 1-ую группу исследователей с проектом «История  витаминов» ( сообщение учащегося с презентацией). Если заглянуть в книги, изданные в конце прошлого столетия, можно убедиться, что в то

время наука о рациональном питании предусматривала включение в рацион белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось, что пища, содержащая эти вещества, полностью удовлетворяет все потребности организма, и таким образом, вопрос о рациональном питании казался разрешенным. Однако наука XIX столетия находилась в противоречии многовековой практикой. Жизненный опыт населения различных стран показывал, что существует ряд болезней, связанных с питанием и встречающихся часто среди людей, в пище которых не отмечалось недостатка белков, жиров, углеводов и минеральных солей. Врачи-практики давно предполагали, что существует прямая связь между возникновением некоторых болезней (например, цинги, рахита, бери-бери, пеллагры) и характером питания. Что же привело к открытию витаминов-этих веществ, обладающих чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни качественной пищевой недостаточности. Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели. В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери - так называли это заболевание у людей стран Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом). Химический анализ выделенного К. Функом вещества понимал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов «вита» - жизнь и «амин» - содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, кальциферол, - соответственно А, В, С, D. Привычные нам буквенные обозначения - это дань традиции.

Учитель биологии: Мы познакомились с историей открытия витаминов (в тетрадях записываем даты и фамилии ученых).

В природе существуют более 20 витаминов. Они систематизированы. Им даны буквенные обозначения: А, РР, С, группы В, D, К и т.д. Каждый витамин участвует в определенных процессах в организме. Ученые выяснили, что их требуется очень мало, их нельзя запасти впрок, они должны поступать в организм постоянно (из продуктов питания, так как практически не образуется в организме). Запишем в тетради:

Витамины - это органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Они должны поступать постоянно.

Витамины: 1) водорастворимые - С, Р, РР, Н, группы В;

2) жирорастворимые — А, D, Е, К.

Авитаминоз - недостаток витаминов в организме.

Гипервитаминоз - излишек витаминов в организме

Приглашаем выступить 2-ую группу исследователей с проектом «Кладовая здоровья» ( сообщение учащихся с презентацией и таблицами)

Учитель биологии: Мы познакомились с сообщением о видах витаминов, узнали о содержании этих витаминов в продуктах питания.

Проблемная ситуация: Как сохранить витамины в пище?

Сохранность витаминов в пище (работа по слайдам). Существует научно обоснованная суточная потребность организма в витаминах. В наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Их сохранение в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения. Наименее устойчивы витамины А, В1, В,. Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. В варёной моркови его в два раза меньше, чем в сырой моркови. Разрушение его происходит и при её сушке. Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина группы В. Так, мясо после варки теряет от 15 до 60%, и продукты растительного происхождения - около 1/5 витамина группы В. Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом. Поэтому овощи надо очищать и нарезать перед самой варкой. Лучше опускать их сразу в кипящую воду и варить недолго в закрытой кастрюле. Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С, поэтому для варки овощей лучше пользоваться эмалированной посудой. Овощные блюда нужно есть сразу же после их приготовления.

Практическая часть урока:

Учитель биологии: А теперь проведем исследования по определению наличия витаминов А, С, D в некоторых продуктах (экспертным группам выдаются инструктивные карточки, работы групп консультирует учитель химии - перед проведением урока ученики ознакомились с правилами техники безопасности выполнения химических опытов).

Инструктивная карточка: Определение витамина С в овощах и фруктах. Спиртовой раствор йода разведите с дистиллированной водой до цвета крепкого чая. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски. Возьмите 1 мл лимонного сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился - то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет - то мало. Проделайте подобные опыты с капустным рассолом, компотом, яблочным соком. Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.

 Инструктивная карточка: Определение витамина А в подсолнечном масле. В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeCl3 При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Инструктивная карточка: Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.

В пробирку с 1 мл рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено-голубое окрашивание.

Реклама

Вас беспокоит маленький рост. Вы часто болеете и плохо видите в сумерках.

РЕТИНОЛ - вот решение ваших проблем. Всего 0,9 мг в сутки и Вы абсолютно здоровый человек.

Аналитическая часть урока: (закрепление урока)

Учитель биологии: Рассмотрим таблицу сохранности витаминов в продуктах в процессе хранения. Какой вывод можно сделать из этой таблицы?

Ученики: Вывод - количество витаминов уменьшается.

Проблемная ситуация: Что мешает усвоению витаминов?

Алкоголь - разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний...

Никотин - разрушает витамины А, С, Е, селен...

Кофеин - убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка...

Аспирин - уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия...

Антибиотики - разрушают витамины группы В, железо, кальций, магний...

Снотворные средства - затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В, сильно снижают уровень кальция.

Учитель биологии: На интерактивной доске вам предлагаю решить следующую задачу (устно): Вычислите, какую часть лимона необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить потребность организма в витамине С. В расчетах следует принять, что масса лимона равна 100 грамм, содержание витамина С (аскорбиновой кислоты) в лимоне составляет 0,5 %, суточная потребность взрослого человека в витамине С - 100 мг. (учитель химии консультирует условие задачи).

Подведение итогов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок биологии и химии Учитель: Байгенжина С.Д-К. Г.Кокшетау 12.02.2013 Витамины

Слайд 2

12.02.2013 «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть »

Слайд 3

12.02.2013

Слайд 4

12.02.2013

Слайд 5

12.02.2013 Витамины - это органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Они должны поступать постоянно. Витамины: 1) водорастворимые - С, Р, РР, Н, группы В; 2) жирорастворимые — А, D , Е, К. Авитаминоз - недостаток витаминов в организме. Гипервитаминоз - излишек витаминов в организме

Слайд 6

12.02.2013 Реклама Вас беспокоит маленький рост. Вы часто болеете и плохо видите в сумерках.

Слайд 7

12.02.2013 Витамины…витамины. РЕТИНОЛ - вот решение ваших проблем. Всего 0,9 мг в сутки и Вы абсолютно здоровый человек.

Слайд 8

12.02.2013 Проблемная ситуация : Что мешает усвоению витаминов ?

Слайд 9

12.02.2013 Мешает усвоению витаминов Алкоголь - разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний... Никотин - разрушает витамины А, С, Е, селен... Кофеин - убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка... Аспирин - уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия... Антибиотики - разрушают витамины группы В, железо, кальций, магний... Снотворные средства - затрудняют усвоение витаминов А, D , Е, В, сильно снижают уровень кальция.

Слайд 10

Спасибо за внимание. 12.02.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Формирование устойчивого познавательного интереса зависит от эмоционально-положительного отношения к учению....

"Формирование исследовательских умений и навыков на уроках биологии и химии и во внеурочное время"

Презентация к выступлению на научно-практической педагогической конференции.Представлен опыт практической исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время....

Доклад на тему: "Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии и химии".

Об обеспечении развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования...

Формирование УУД на уроках биологии и химии.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько в...

Решение ситуационных задач как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии и химии

Жизнь показывает, что успешность человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получать новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умени...

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии и химии

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии и химииЦЕЛЬ:Привлечь внимание школьников, к проблеме курения, алкоголизма, наркомании и повысить стремление учащихся к психическому...