Биологическая викторина.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Внеклассное мероприятие "Биологическая викторина" 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                      Биологическая викторина

                                   6 класс

                     Учитель биологии МБОУ СОШ №6  

                           Тетерятникова Наталья Николаевна

                                   Ахтубинск 2013 г.

Цель: повышать интерес к предмету; развивать познавательный интерес, умение устанавливать причинно – следственные связи, логически мыслить, рассуждать, делать выводы; воспитывать чувство коллективизма.

         

Подготовительный этап. Класс делится на две команды. Выбирается капитан команды. Подготовить речёвку, нарисовать эмблему, определить название команды.

Оборудование: комнатные растения, рисунки о природе, карточки с заданиями, музыкальные фонограммы.

План викторины.

Вступительное слово учителя.

1тур. Конкурс капитанов.

2 тур. Знаете ли вы пословицы?

3 тур. У Лукоморья…

4 тур. Отгадай загадки.

5 тур. Почемучка.

6 тур. Музыкальный.

7 тур. Шарады.

Подведение итогов.

 

1 тур. Конкурс капитанов.

Оригинально представить команду. Название команды, эмблема, биологическая речёвка.

2 тур.   Знаете ли вы пословицы?

Среди древнейших по происхождению жанров устного народного творчества, пословицы и поговорки стоят особо. В течении многих веков накапливались в языке народа афористические изречения и образные выражения в виде пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки являются памятником народной мысли и народного языка. Они не устарели. Они входят в нашу речь, в нашу повседневную жизнь. В разговоре и ораторской речи, в газете и книге пословицы и поговорки обладают непререкаемым авторитетом. Они обладают авторитетом высшим, народным, в самом полном объёме этого слова.

   Знаете ли вы пословицы? Попробуйте закончить пословицы, которые я буду начинать.

1.   Ученье свет, а неученье   (тьма).

2.   Корень учения горек, да плод его   (сладок).

3.   Знай больше, а говори    (меньше).

4.   Лучшая вещь новая, лучший друг   (старый).

5.   Время дороже    (золота).

6.   Всё хорошо, что хорошо   (кончается).

7.   Глаза без души слепы, уши без сердца   (глухи).

8.   Одна паршивая овца всё стадо   (портит)

9.   От добра добра   (не ищут).

10.  Ошибка учит людей   ( разуму).

11.  Хочешь, есть калачи, так не сиди   (на печи).

12.  Бьётся как рыбка   (об лёд).

13.  Вертится как белка    (в колесе).

14.   Иной стреляет редко, да попадает   (метко).

15.  Как собака на сене: сама не ест   (и другим не даёт).

16.  Век живи   (век учись).

17.  Для ученья нет   (старости).

18.  Много хочешь знать, меньше надо   (спать).

19.  Повторение -   (мать учения).

20.  С книгой жить – век   ( не тужить).

21.  Смотрит в книгу, а видит    (фигу).  

3 тур.              У Лукоморья…

 

У Лукоморья дуб зелёный ,

Златая цепь на дубе том,

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево  - сказку говорит…

   Итак, представим себе, что знаменитый лукоморинский кот имел первоначальные знания по ботанике – науке о растениях, любил этот предмет, так же, как и мы, и поэтому в первую очередь отдавал предпочтение тем сказкам, где героями были растения, их цветы, плоды и вегетативные органы.

Вопрос:  Какие бы сказки звучали под дубом? Назовите их. Какие растения упоминаются в сказках?

4тур.                  Отгадай загадки.

На грядке за амбаром

Разросся стебель шаром.

(капуста кольраби)

Хоть прячется Алёна

За веточкой зелёной

Но красная щека

Видна издалека.

(Яблоко)

У мамки дочки –

На шнурочке

(усы земляники)

Не жил в ягоде жучок,

И не кушал червячок,

А сорвал её с куста –

Глядь, серёдка вся пуста.

(плод малины)

Хоть жжёт его солнце,

Одет он в суконце,

А сукно золотистое,

Тонкое, пушистое.

(персик)

Цветок крылатка,

А плод – лопатка

Плод зелен и молод

Но сладок как солод.

(горох)

Что же это за подвох?

Вдруг на дереве – горох!

(акация)

Вот так диковинка:

На ветке морковинка!

Висит, краснеется –

На солнце греется.

(перец красный)

Цветок напрасный,

Плод опасный,

А поле всё засажено.

(картофель)

Ягода красна,

Ягода вкусна,

Режь да соли!

Ешь да хвали.

(томат)

Меня называют царицей цветов

За запах, за цвет моих лепестков,

Хоть куст мой зелёный вас ранить готов,

Но кто не простит мне колючих шипов.

(роза)

Название какого цветка – кондитерское изделие? (ирис)

Название какого цветка связано со звоном?

(колокольчик)

Кто в хлебе родится, а есть, не годится?

(василёк)

Какой золотой цветок даёт белый пушок?

(одуванчик)

Во лугах, лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички. (ромашка)

5 тур.               Почемучка

1. Почему почву вокруг растения надо периодически взрыхлять?

2. Почему сок лука и чеснока, если его разбавить водой и закапать в нос, помогает при гриппе?

3. Почему в природе существуют яркие, красочные цветки с тонким ароматом и совсем невзрачные, не вписывающиеся в наше обычное представление о цветах? Приведите примеры растений.

4. Почему мореплаватели, когда перевозили мешки с пшеницей, рожью и другими семенами в трюмах своих каравелл, очень внимательно следили, чтобы не было течи и вода не попала в трюм?

5. Почему подберёзовик обычно растёт вблизи берёз?

6. Почему под соснами в лесу встречаются молодые ёлочки, а под елями молодые сосенки не растут?

7. Почему увеличивается урожай растений, если их предшественниками на поле были бобовые?

8. Почему берёзовая поросль от пня растёт быстрее, чем всходы семян берёзы?

9. Почему когда в Австралию завезли семена клевера, и посеяли их, клевер хорошо цвёл, но плодов и семян у него не было?

10. Почему некоторые растения зацветают прежде, чем появляются листья, а у других листья появляются раньше цветков?

11. Почему не следует поливать растения, когда на них падают солнечные лучи?

12. Почему комнатные растения нужно поливать не холодной водой (особенно зимой), а тёплой водой?

6 тур.         Музыкальный

Представить песню, где упоминаются растения.

7 тур.         Шарады

К предлогу две ноты прибавьте,

Согласную букву приставьте,

А целое, скажем мы точно,

И мягко, и красно, и сочно.

(по-ми-до-р)

Шараду запишите так:

Две ноты, буква, мягкий знак,

Всё – куст, его вы без труда

Найдёте в парках и садах.

(си-ре-н-ь)

Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь – поставь меня в вазу…

Но с буквою «к» в огород я пойду,

И, если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу.

(роза – коза)

Если мне на место «а»

Мягкий знак дадите,

Сразу сорную траву

В птицу превратите.

(лебедь – лебеда)

Охотно ты по мне пройдешь

И свежим воздухом подышишь,

Когда с конца меня прочтёшь,

Травы уж больше не найдёшь,

А что-то шумное услышишь.

(луг – гул)

Местоимение, предлог,

Меж них – фамилия поэта,

А целое – известный плод,

Что зреет на исходе лета.

(я – блок – о)

Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

                             УРОК ПО БИОЛОГИИ

         

                     СТРОЕНИЕ И РАБОТА СЕРДЦА

                                   В 8 КЛАССЕ

                                                                                 Учитель биологии МБОУ СОШ№6

                                                                                  Тетерятникова Наталья Николаевна.

.

                                       г. Ахтубинск 2013г.

Цели:    образовательные:  изучить строение сердца, сформировать знания о работе сердца, сердечном цикле, раскрыть связь строения сердца с выполняемой функцией,

              развивающие:  формировать учебно–интеллектуальные навыки, умение работать с таблицами, моделями; учебно-коммуникативные навыки (общение друг с другом), умение делать выводы.

              воспитательные:  формировать убеждение о единстве и материальности окружающего мира, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Форма урока: урок изучения новой темы.

Оборудование: таблицы «Строение сердца», «Схема кровообращения», «Сердечный цикл», разборная модель сердца.

Ключевые слова: кардиология, миокард, трёхстворчатый клапан, двустворчатый клапан, полулунные клапаны, сердечный цикл, автоматизм, гормоны, адреналин, парасимпатический нерв, симпатический нерв, фазы сердечного цикла.

План урока:

  1. Вводная часть урока. Вступительное слово. Сообщение темы и цели урока.
  2. Инсценировка.
  3. Изучение  нового материала.
  4. Закрепление и проверка знаний.
  5. Подведение итогов.

1 часть. Организационный момент.

2 часть.  Инсценировка.

К доске выходят Наука, Сила, Сердце, Разум.

   Наука. Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.

   Сила.  Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит, я всего нужнее людям.

   Разум.  Позволь, Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значить, я нужнее людям.

   Сердце.  Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твёрдость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?

   Наука.  Уважаемая Сила, всё, что ты говорила, - правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твёрдая. И когда ты – сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но немало и зла.

   Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших людей. Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю вас к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.

   Ты, Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.

   Ты, Сила, могуча и крута, но Сердце е будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не  пожалеет себя, от недобрых удержит. Соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце.

3 часть.  Изучение нового материала.

   Сегодня на уроке мы говорим о сердце и его работе. С 1628 г. от Вильяма Гарвея ведёт своё начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения. Сердце человека прошло длительный эволюционный путь развития. И сегодняшнее сердце это удивительный, выносливый, самый живучий орган в нашем организме. За 70 лет жизни у человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без остановки. Сердце сравнивают с мощным насосом. Оно качает кровь по всем кровеносным сосудам тела. Кровью, которую перекачивает сердце в течении всей жизни, можно наполнить 4375 железнодорожных цистерн. А если бы сердце перекачивало не кровь, а воду, то из перекаченной им воды за 70 лет можно было бы создать озеро глубиной 2,5м., шириной 7км. и длиной 10км. Работа сердца очень значительна. Так при одном его ударе совершается работа с помощью, которой можно поднять груз в 200г. на 70м. т. е. на высоту почти двадцатиэтажного дома. Если бы можно было использовать работу сердца, то за 8 часов удалось бы поднять человека на высоту здания Московского университета, а на 30 – 31 день на вершины Джомолунгмы – высочайшую точку земного шара (8848м.). Вот такое удивительное сердце.

   

   Определим размеры и положение сердца в грудной полости. Выясним роли сердечной сумки (прочитать параграф 22 «Положение сердца в грудной полости»).

   Вопросы   а) от какого слова происходит сердце?

                     б) каковы размеры сердца?

                     в) как расположено сердце в грудной полости?

                     г) что общего в строении сердца и сосудов (вен и артерий)?

   Снаружи сердце покрыто околосердечной сумкой. Она неплотно прилегает к сердцу и  не мешает ему работать. Внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, она снижает трение. Функция околосердечной сумки защитная, но иногда, если человек переохлаждался, болел, эта сумка теряет свои свойства и превращается в панцирь, мешающий работе сердца. Наблюдается так называемое «Панцирное сердце»  (роман Каверена «Открытая книга»)

   Рассмотрим строение сердца. Работа с муляжом. Рисунок учебника 111стр.

Находим коронарные сосуды, венечную артерию, сплошную перегородку (делит сердце на левую и правую половины), левый желудочек, правый желудочек, левое предсердие, правое предсердие, обращаем внимание на толщину стенок желудочков и предсердий.

Вопрос -  Почему толщина стенок левого желудочка толще правого? Находим створчатые клапаны. Трёхстворчатый клапан находится в правой части сердца, а двустворчатый в левой. Находим полулунные клапаны. Находим аорту, лёгочные артерии, лёгочные вены, верхнюю и нижнюю полые вены.

   Мы говорим о здоровом сердце. Вредные факторы оставляют свои следы на сердце. Так употребление алкоголя приводит к перерождению сердечной ткани в жировую. Курение разрушает сердце. Перенесённые инфекционные заболевания, такие как грипп, ОРВИ, ангина могут дать осложнение на сердце. Нельзя, во время болезни, заниматься самолечением. Осложнения могут привести к повреждению клапанов сердца. И тогда сердце работает вхолостую, оно быстрее изнашивается. Медики говорят «Ангина лижет горло, а кусает сердце».

   Сердечный цикл.

Сердце работает всю жизнь без остановки. Откуда берётся энергия? Как сердце отдыхает? Ответы на эти вопросы лежат в самом сердце. Давайте рассмотрим, как работает сердце за одно сокращение – сердечный цикл.

   Работа с таблицей     Сердечный цикл

Фаза сердечного цикла

Продолжительность (сек.)

Положение створчатых клапанов

Положение полулунных клапанов

Движение крови

Сокращение предсердий

     0,1

Открыты

Закрыты

Поступление крови в желудочки

Сокращение желудочков

     0,3

Закрыты

Открыты

Поступление крови в сосуды

Пауза

     0,4

Открыты

Закрыты

Наполнение предсердий кровью (часть её стекает в желудочки)

Давайте подсчитаем, сколько работают и сколько отдыхают предсердия и желудочки.

     Предсердия работают 0,1 сек., а отдыхают - 0,7сек.

     Желудочки работают 0,3 сек., а отдыхают - 0,4сек.

Времени достаточно, чтобы восстановить энергию и отдохнуть.

Сердечная мышца сокращается чётко и точно 60 – 70 раз в минуту. Промежутки между сокращениями и их продолжительность абсолютно точны. Но частота сердечных сокращений зависит  от характера деятельности человека. При физической нагрузке или во время спортивных занятий частота сердечных сокращений увеличивается за счёт сокращения паузы, или общего расслабления. Сердце нетренированного человека сокращается ещё чаще, и быстрее изнашивается. Работа с таблицей.

     Различна частота сокращений сердца у детей и взрослых. У детей до года – 100-200 ударов в минуту, в 10 лет – 90 ударов в минуту, в 20 и старше - 60-70 ударов в минуту, после 60 лет – число сокращений учащается и доходит до 90-95.  

     Регуляция сердечных сокращений.

   Среди ярких имён эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия  - врача, основателя научной анатомии. Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки они увидели слабо сокращающееся сердце. Инквизиция обвинила врача во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.

   Вопрос. 1. Как объяснить роковой случай с Везалием? 2.Что такое автоматизм сердца и как он сочетается с нервной и гуморальной регуляцией?

   Работа с учебником, статья «Регуляция сердечных сокращений».

4. Закрепление и проверка знаний.

Вопросы.

  1. Какие сосуды мы называем артериями? Венами?
  2. Какой тип мышечной ткани образует сердечную мышцу?
  3. Каковы функции сердечных клапанов?
  4. Определите положение а) трёхстворчатого клапана, б) двустворчатого в) полулунных клапанов.
  5. Назовите два главных сосуда, транспортирующих кровь от сердца?
  6. Назовите артерии транспортирующие кровь к лёгким?
  7. Почему левый желудочек имеет более толстую мышечную стенку, чем правый?
  8. Назовите артерии снабжающие кровью сердечную мышцу.
  9. Из какой камеры сердца выходит аорта?
  10. Из какой камеры выходит лёгочная артерия?
  11. В какую камеру сердца впадают нижняя полая и верхняя полая вены?
  12. Куда впадают лёгочные вены? Сколько их?
  13. Что такое сердечный цикл?
  14. Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни?
  15. Какую роль играет околосердечная сумка?

  1. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание.

Литература

  1. Биология. Человек. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.
  2. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. Человек. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.
  3. Поурочные разработки по биологии. О.А. Папеляева, И.В. Сунцова.
  4. Анатомия человека. М.М. Курепина и Г.Г.Воккен.
  5. Биология. Человек. Г.Ф. Игошина.
  6. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Зверев И.Д.
  7. Журналы «Биология в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биологическая викторина для 6 класса

Викторина по растениям для учащихся 6-ых классов. Конкурсы включают как учебный материал, так и вопросы, находящиеся за рамками учебной программы, расчитанные не только на знание биологии, но и на лог...

Биологическая викторина "В гости в Класс Птицы"

Викторина проводиться во внеурочное время, после изучения темы "Класс Птицы" в 7-ом классе. Другой вариант - урок обобщающего повторения....

Химико-биологическая викторина

Для учащихся 8- 9 классов....

Биологическая викторина "Птицы Калужской области"

Хочу поделиться  опытом  и предложить биологическую викторину "Птицы Калужской области", которую можно использовать на уроках при изучении темы : "Птицы" в курсе биологии 7 класс. Также этот...

Биологическая викторина для учащихся 5-6 классов.

Данное мероприятие позволяет систематизировать и углубить знания учащихся по предмету, о роли растений и животных в жизни человека....

Биологическая викторина "Человек и его здоровье"

Викторина разработа для проведения внеклассного мероприятия для 8 классов....

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ, БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ, БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА, ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА, ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»

Фрагменты нестандартных форм работ на уроках природоведения, географии, биологии и русского языка...