Контрольно-обобщающий урок по теме "Пищеварение"
методическая разработка (биология, 9 класс) по теме

Ефимова Ольга Николаевна

Учащиеся повторяют осномные моменты по теме "Пищеварение", в конце урока оценивают себя, выполняя контрольный тест. Большое внимание на уроке уделяется гигиене питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kontrolno-obobshchayushchiy_urok_po_teme_pishchevarenie.zip2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Контрольно-обобщающий урок-путешествие по теме

«Пищеварение».

Цели и задачи: обобщить, систематизировать и расширить знания учащих по теме «Пищеварение»;

продолжить развитие общебиологического понятия о взаимосвязи строения и функций органов на примере пищеварения; показать актуальность проблемы питания  в современном мире; развивать мыслительные способности учащихся, прививать навыки самоконтроля; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать интерес к предмету.

Оборудование:   компьютер,  дидактические   карточки,   таблицы «Пищеварительная система», «Строение зубов»,   кроссворд, маркеры, веревка 5м, бутылки – 0-,5 л, 1 л, 1,5 л..

Ход урока.

Из всех приключении, уготованных нам

жизнью, самое  важное и интересное –

отправиться в путешествие внутрь самого

себя, исследовать неведомую часть себя самого.

Ф. Феллини

1. Организационный момент:

Продолжаем с вами, ребята, начатое в начале года «путешествие внутрь самого себя», продолжаем «исследовать неведомую часть себя самого».  

- Органы какой системы человека мы с вами исследовали?

- Сегодня на уроке мы должны обобщить, расширить и проверить наши знания по данной теме. От вас, ребята, требуется смекалка, сообразительность, быстрота мышления. Кто будет внимательным, тот без труда в конце урока справиться с контрольным тестом и оценит себя.

- Готовы? Начинаем.

2. Повторение основных вопросов по теме «Пищеварение».

Задание № 1. Анаграмма.

Из букв составить слова. Найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

УЕЛЖОКД – желудок

ИВПЕЩДО – пищевод

ЬЕЧПЕН – печень

КИЧИКШЕН – кишечник

КЕБЛИ – белки

ТОР - рот

Лишнее слово БЕЛКИ, так как это питательное вещество, а желудок, пищевод, печень, кишечник, рот – органы.

Задание № 2.        Выбирай-ка.

- Перед вами, ребята, три сектора с заданиями. Выбирайте номер сектора.

Первый сектор «ДА-НЕТ». 

Для выполнения задания первого сектора нужно два человека. В этом задании необходимо найти правильные утверждения.

Для первого ученика:

  1. Сыр, масло, молоко, мясо - это питательные вещества (нет).
  2. Творог – это продукт питания растительного происхождения (нет).
  3. Питательные    вещества    выполняют    энергетическую  и строительную функции (да).
  4. У каждого зуба имеется только  выступающая  в ротовую полость коронка и шейка (нет).
  5. В ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию и обеззараживанию (да).

Для второго ученика:

  1. Слизистая оболочка желудка содержит большое количество желёз, выделяющих кишечный сок (нет).
  2. Аппендикс - это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит (нет).
  3. В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным (да).
  4. Хлеб  – это продукт питания растительного происхождения (да).
  5. Печень выделяет желчь (да).

Следующий сектор.

Второй   сектор   «ТРЕТИЙ   ЛИШНИЙ».    Каждый   из   учащихся зачитывает группу слов, находит лишнее (подчёркнуто линией):

  1. Питательные вещества - это сыр, белки, жиры, углеводы, минеральные соли.
  2. Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.
  3. К продуктам животного происхождения относятся: масло, яйца, творог, сахар, мясо.
  1. Зубной аппарат человека состоит из резцов, коренных и хищных зубов.
  2. У каждого зуба имеются выступающая в ротовую полость коронка, шейка, дентин и находящийся в глубине челюсти корень.
  3. Функции питательных веществ - строительная, двигательная, энергетическая.

Третий   сектор   «УЗНАЙ   ОРГАН  ПО   ТАБЛИЦЕ».   Один  из участников   получает   список   органов,   которые   ему   нужно показать на таблице, все учащиеся называют эти органы.

1)Печень

2)Глотка

3)Ротовая полость

4)Желудок

5)Желчный пузырь

6)Толстый кишечник

7)Поджелудочная железа

8)Тонкий кишечник

9)Пищевод

10)Прямая кишка

11) Двенадцатиперстная кишка

12)Аппендикс

Задание № 3. Отвечай-ка.

Нужно ответить на вопросы:

- Почему пища (например, молоко, куриный бульон), введенная прямо шприцем в кровь, вызывает гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками? (Ответ: в процессе пищеварения белки, жиры, углеводы пищи распадаются на более простые соединения. Эти соединения не являются для организма чужеродными и доставляются к тому месту, где они нужны)

- Что происходит с пищей в ротовой полости?

- Какую функцию выполняет слюна?

  1. Какие типы зубов свойственны человеку?
  2. Чем резцы, клыки и коренные зубы отличаются друг от друга? С чем это связано?

- Каково внутреннее строение зуба? Просмотр видео «Зубы».

- Дополни предложения учителя:

А) В зубе различают …, …,  …. .(коронку, шейку, корень)

Б) Снаружи коронка покрыта белой …   (эмалью)

В) Зуб состоит из плотного вещества -…. (дентин)

Г) Внутри зуба находится полость, заполненная рыхлой тканью - ……. (пульпа). В ней кровеносные сосуды обеспечивают питание, а нервы  - чувствительность зубов.

А знаете ли вы, что острие сабли при ударе о зубную эмаль тупится. По твёрдости эмаль можно сравнить с кварцем.

-        Почему нельзя сразу после горячего есть мороженое, а мороженое запивать горячим чаем?

- Как надо ухаживать за зубами?

Ответ:

1. чистить зубы 2р. в день, а после еды прополаскивать.

2. не грызть орехи зубами

3. посещать стоматолога 2 р в год

4. нельзя остатки пищи удалят из зубов острыми предметами, например иглой

5. не курить, т.к. при курении происходит смена горячего и холодного воздуха

- Отгадайте ребус – орган пищеварения:

  1. Что выделяет внутренняя стенка желудка? Что входит в состав желудочного сока? Какие процессы происходят в желудке?

- Какие      питательные      вещества      перевариваются    в двенадцатиперстной кишке?

-        Какие процессы происходят в тонкой кишке?

- В каком отделе пищеварительной системы живут бактерии, расщепляющие клетчатку?

Просмотр видео «Пищеварительная система».

Задание № 4. «Загадочные цифры».

О чем говорят вам следующие цифры? (слайды)

1 л  - демонстрация бутылок (Количество слюны в сутки)

3 л      (Объем желудка)

1,5 кг  (Вес печени)

5-6 м   - показ веревки 5 м  (Длина тонкого кишечника)

32 шт.  (Количество зубов)

25 см    (Длина пищевода)

Задание № 5. Отдыхай-ка.

Посмотрим телевизор. Да здесь прямое включение из Академии наук! Учёные-биологи отвечают на вопросы! Давайте и мы, ребята, зададим им вопросы по нашей теме, которые нас интересуют. (Сообщения учащихся)

  1. Говорят: «Здоровые зубы - здоровое тело». Так ли это на самом деле?(слайд)

Биолог: Здоровые зубы — важное условие сохранения здоровья человека. Больные зубы становятся местом размножения болезнетворных микробов. Потеря зубов приводит к нарушению пищеварения, болезням желудка и кишечника. Больные зубы могут стать причиной заболевания сердца, суставов, почек, горла и других органов. Остановить процесс разрушения зуба может только врач — пломбированием.

- А чем же питаться? Что можно есть, а что нельзя? Затронем эту тему.

2) В последнее время на Российском рынке появился большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания. Это гамбургеры и супы быстрого приготовления,
каши-минутки, чипсы. Некоторые из этих продуктов дети любят, а некоторые из них даже очень любят. Для тех родителей, которые живут в высоком темпе и не имеют возможности, сил и времени готовить ежедневно «правильные» обеды и ужины, продукты,
которые можно приготовить по принципу «просто добавь воды», представляются удачным выходом. Что же представляют собой эти продукты?(слайд)

Биолог: Да, действительно, каши, бульоны, супы быстрого приготовления, чипсы и др. представлены на рынке в большом ассортименте. Но необходимо помнить о том, что увлечение такого рода продуктами в ряде случаев может спровоцировать обострение заболеваний органов желудочно-кишечного тракта.

  В ходе экспериментов исследований было выяснено, что бульоны сухие инстантные могут быть включены в меню школьников лишь 1-2 раза в месяц при наличии продуктов других ассортиментных групп. Кроме того, рекомендуется такого рода продукты вводить в рацион питания детей как можно более старшего возраста. А чрезмерное увлечение чипсами и сухариками, которые содержат большое количество жиров, в первую очередь насыщенных, углеводов и специй, может спровоцировать развитие избыточной массы тела у школьников, а также ожирения в более старшем возрасте. Кроме того, известен тот факт, что чипсы, а точнее, специи, содержащиеся в них, раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вплоть до развития заболеваний желудка и кишечника.

3) А влияет ли на здоровье потребление различных газированных напитков?(слайд)

Биолог: Позвольте на этот вопрос ответить мне. Потребление прохладительных напитков становится все более распространенным даже среди детей в возрасте 1-2  лет. Установлено, что чрезмерное потребление газированных вод в детстве способно вызвать дефицит кальция в организме, в результате чего возрастает опасность переломов костей.

Содержащаяся в напитках углекислота раздражает слизистую оболочку ЖКТ школьников, вызывает отрыжку, вздутие кишечника, а в дальнейшем может провоцировать и заболевания ЖКТ, например, гастрит. Необходимо учитывать, что употребление газированных напитков может повышать кислотность желудочного сока, стимулировать моторную деятельность кишечника, вызвать реакцию непереносимости у детей. Все химические добавки, внесенные в напиток для улучшения вкуса, запаха, цвета, а также консерванты, внесенные для увеличения срока годности продукта, потенциально являются довольно сильными аллергенами.

Поэтому использование газированных напитков является нежелательным для дошкольников и школьников, желудочно-кишечный тракт которых еще не сформировался, детям с предрасположенностью к заболеваниям ЖКТ или уже страдающим этими заболеваниями.

 4) Всем известно, что люди любят жевать, особенно дети. Именно на этом построен бизнес производителей жевательной резинки. Кроме того, большой популярности этого продукта способствует и ее реклама, осаждающая экраны наших телевизоров. Но что несут нам и нашим детям эти пластиночки или подушечки из синтетического каучука, напичканного всякими добавками?(слайд)

Биолог: Позвольте на этот вопрос ответить мне. В. состав жвачек входят подсластители, красители и ароматизаторы. Что касается подсластителей, то одинаково часто в этой роли выступают сахар и сахарозаменители. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также жевательных конфет просто нет конкурентов. Стоматологи считают, что ожидаемый эффект от жевательной резинки — профилактика кариеса — очень, очень поверхностный. Для того чтобы принести пользу своему жевательному аппарату и удалить остатки еды после приема пищи, если под рукой нет зубной щетки, достаточно жевать резинку всего 2-3 минуты не более 1-2 раза в день после еды.

    Многие родители безмерно пичкают своих детей жвачками: чтобы они не плакали, не приставали; в качестве поощрения и т. д. Но необходимо помнить о том, что чрезмерное использование жевательной резинки снижает аппетит, провоцирует аллергические реакции, воспаление кожи вокруг рта, а также оказывает раздражающее действие на слизистую оболочку ЖКТ детей, что способствует возникновению дискинезии ЖКТ, гастритов, дуоденитов и других заболеваний. Известны медицинской практике и такие случаи, когда у детей с ничем не объяснимыми запорами находили в пищеводе и кишечнике «резиновые» камни из слипшихся разноцветных комочков.

( Ученые - биологи отвечают на вопросы из зала)

 Учитель: Извечные вопросы о питании интересуют, наверное, каждого человека, потому что здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания и др. А здоровье сгубишь - новое не купишь! Итак, подведём итог. Как, когда, сколько и что надо есть?

Ответ: 

1. Соблюдать режим питания.

2. Есть  4—5 раз в день.

3. Нужно тщательно пережевывать пищу.

4. Пища должна быть разнообразной. Обязательно включать в рацион фрукты, молоко, кисломолочные продукты, рыбу, растительное масло, салаты из овощей.

5. Меньше следует употреблять мучного и сладкого.

6. Не злоупотреблять солеными и острыми блюдами.

7. Ограничить потребление продуктов быстрого приготовления, чипсов, жевательной резинки, газированных напитков и др.

8. Не ужинать позже, чем за 1,5—2 часа до сна.

9.  Во время еды нельзя читать, слушать радио, смотреть телевизор, вести разговоры. Когда я ем, я глух и нем.

10. Завтрак должен составлять 30-35 % суточного рациона, обед – 40-45 %, ужин – 20 %, второй завтрак или полдник – 10-12 %. (слайд – диаграмма) Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу.

11. Мыть руки перед едой.

- Ломоносов М. В. Замечал, что умеренное потребление пищи - мать здоровья. Спасибо «учёным», «зрителям»! Узнали что-то новое, интересное? Надеюсь, что ваш интерес к здоровому питанию и ЗОЖ позволит сохранить ваше здоровье и здоровье ваших близких.

Задание № 6. Витамины.

Учитель: русский врач Николай Иванович Лунин кормил мышей искусственными смесями, полученными лабораторным путем из химически чистых веществ. Мыши гибли на 11-й день, так же как и те, которым к искусственной еде добавляли поваренную соль и соду. Тогда Н. И. Лунин решил проверить: как будут чувствовать себя мыши, если в их искусственные «обеды», содержащие химически чистые белки, жиры и углеводы, включать все необходимые минеральные соли. Через некоторое время все мыши тоже погибли. Другая партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова.

У ученого возникла мысль: значит в искусственных смесях чего-то не хватает. Он предположил, что это какие-то неизвестные вещества, которые в ничтожно малых количествах обязательно присутствуют в таких естественных продуктах, как молоко.

- Что это за вещества? (витамины)

- Какие витамины содержит следующие продукты? (Слайды)

1. Загадка:

  Вот на грядке новая загадка:

       Сто листов, а вовсе не тетрадка.

                                                          (капуста)

Черная смородина, лимон, шиповник, апельсин, красный перец, помидор, клюква, капуста, зеленый лук. (Витамин С.) Витамин С помогает бороться с простудными заболеваниями, делает человека сильным и выносливым.

2. Загадка:

Он всему голова.

                        (хлеб)

Ржаной хлеб, салат, орехи,  фасоль, бобы, горох, морковь, картофель, дрожжи. (Витамин В.) Он необходим для хорошей работы сердца, для нервной и мышечной систем.  Витамин В отвечает за то, чтобы было хорошее настроение.

3. Загадка:

Эта рыжая девица

             Под землей от нас таится,

      Но зеленый веер свой

          Выставляет над землей.

                     (морковь)

Морковь, сливочное масло, красный перец, помидор, тыква, молоко, яйцо, рыбий жир, горох, капуста, щавель, облепиха. (Витамин А.) Витамин А очень важен для зрения.

4. Загадка:

             Домик круглый, домик белый,

       Домик был сначала целый,

 А как треснул наконец,

  Так и выскочил жилец.

                                                                                                 (яйцо)

Витамин D содержится в рыбьем жире, яйцах, молоке, сливочном масле. Витамин D может сам образовываться в организме человека под влиянием солнечных лучей. Он необходим для роста организма, развития костей и зубов.

 - Какие заболевания связаны с недостатком витаминов А, В, С, D в организме? (слайды)

Задание № 7. Поставь диагноз. Нужно решить небольшие медицинские задачки.

1. Как алкоголь влияет на печень? (слайд)

2. У человека боль в правом боку, рвота, поднимается температура.

3. У человека боль в животе, тошнота, рвота, расстройство кишечника, общая слабость. Может повыситься температура.

Задание № 8. Кроссвордиада. Нужно решить кроссворд по теме «Пищеварение». Отгадав все слова и вписав в соответствующие клеточки по горизонтали, вы получите по вертикали слово – метод исследования пищеварения человека.

По горизонтали:

1. Красные клетки крови.

2. Самая большая железа нашего организма.

3. Часть пищеварительного тракта между глоткой и желудком.

4. 0тдел пищеварительного тракта, идущий за ротовой полостью.

5. Железы, выделяющие секрет, смачивающий пищу в ротовой полости.

6. Самый длинный отдел пищеварительного тракта.

7. Отдел  пищеварительной  системы,  в  котором  осуществляется расщепление белков.

8. Железа, расположенная под желудком и открывающая свои протоки в двенадцатиперстную кишку.  

9. Питательные вещества, содержащиеся  в наибольшем количестве в масле.

10. К вкусной пище он привык, орган вкуса – наш …. .

   На поверхности языка находятся около 9 тыс. нервных окончаний, реагирующих на вкус.

Ответы: 1 - эритроциты, 2 - печень, 3 - пищевод, 4 – глотка, 5 - слюнные, 6 – кишечник, 7 – желудок, 8 - поджелудочная,  9 – жиры, 10 – язык.

По вертикали: 1 – эндоскопия.

Для исследований органов пищеварения применяются специальные приборы — эндоскопы (слайд). Эндоскопия — это введение во внутренние органы человека специальных оптических и осветительных приборов, позволяющих осматривать полость пищеварительного канала и даже протоки желез. С помощью этого метода врачи могут обнаруживать различные заболевания и производить тончайшие хирургические операции (слайд)

Последнее задание – Проверяйка. Нужно  самостоятельно выполнить контрольный тест «Пищеварение».

-        Поменяйтесь листочками. Взаимопроверка. Работа над ошибками.

-        Кто  получил  5?  4?  3?  Молодцы!   (Учитель  отмечает более активных учащихся).

-        На   этом    наше занятие завершается. Вам понравилось?

- На следующих уроках нас ждут другие системы органов! Продолжится наше путешествие «внутрь самого себя», продолжим «исследовать самого себя».

Всем спасибо! Урок окончен.

Тест «Пищеварение»

1. Внутренние стенки желудка выделяют:

А) Желчь        

Б) Поджелудочный сок

В) Слюну

Г) Желудочный сок

2.        Мышечная трубка, проводящая пищу в желудок:

А) Глотка        

Б) Пищевод

В) Тонкий кишечник.

Г) Толстый кишечник        


3.Крупный железистый орган, вырабатывающий желчь:
А) Язык                                   

Б) Печень

В) Аппендикс       

Г) Поджелудочная железа        

4. Отдел    всасывания     продуктов     расщепления    питательных    веществ:

А) Пищевод        

Б) Желудок

В) Тонкая кишка        

Г) Толстая кишка

5. Питательные вещества, расщепляющиеся в ротовой полости под действием ферментов слюны:

А) Белки        

Б) Углеводы

В) Жиры        

Г) Все названные вещества

6.        Воспаление червеобразного отростка:

А) Кариес        

Б) Цинга

В) Гастрит        

Г) Аппендицит

7. Болезнь-нарушение при недостатке витамина С:

А) Кариес        

Б) Цинга

В) Гастрит        

Г) Аппендицит

8.         Очень твёрдый верхний слой зуба

А) Эмаль        

Б) Дентин        

В) Пульпа

Г) Цемент

9. Продукт питания растительного происхождения:

А) сахар

Б) мясо

В) молоко

Г) рыба

10. Продукт питания животного происхождения:

А) морковь

Б) картофель

В) сыр

Г) хлеб 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-обобщающий урок (игра) по истории России "Путешествие по Смутному времени" 7 класс

Конспект урока по истории Россиив 7 классе. Можно использовать при закреплении и проверке изученного материала по тем "Смутное время". Часто дети без интереса реагируют на контрольные работы по истори...

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

Урок по теме "Молекулярный уровень: контрольно - обобщающий урок" 9 класс

Урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Технология - и...

Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Методическая разработка итогового урока по истории.  Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок  проводился в специальной (коррекц...

План-конспект урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок "

План-конспкт урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок по темам: Александр I и Николай I"....

Урок истории в 5 классе "Древний Восток" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)

Цели урока:  обобщить знания обучающихся по разделу Древний Восток; стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего ...

Урок истории в 5 классе "Достижения древних египтян" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)

Цели урока: способствовать формированию интереса к истории древнейших цивилизаций; в игровой форме повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Древний Египет»; развивать умени...