Одноклеточные организмы
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Роговая Юлия Александровна

Одноклеточные организмы (растения, животные, грибы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnokletochnye_organizmy.docx438.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Одноклеточные организмы.

Задачи: сформировать представления об особенностях строения и жизнедеятельности одноклеточных организмов; развить умения работать с различными источниками информации, в том числе микропрепаратами, сравнивать, делать выводы на основе сравнения.

Основные термины и понятия: одноклеточные организмы, хроматофор, простейшие; пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль; органоиды движения: реснички, жгутики, ложноножки.

Оборудование: микроскоп, микропрепарат «Гриб-мукор», учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм»; тетрадь-тренажер.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Активизация опорных знаний.

– Знаете ли вы, что связывает между собой египетские пирамиды, остров Гаити, сдобную выпечку и полосатые айсберги в Антарктике?

Узнать ответ на этот вопрос и будет целью нашей урока.

На предыдущих уроках мы изучали строение клетки.

– Давайте вспомним, из каких основных частей состоит клетка?

– Какие органоиды имеют клетки растений, в отличие от клеток животных?

– Почему мы можем утверждать, что клетки живые?

Оказывается, есть такие клетки, которые выступают в роли целого организма. Именно их нам предстоит сегодня изучить, чтобы найти ответ на интересующий нас вопрос.

Итак, тема нашего урока звучит…….предположения учащихся                 (Одноклеточные организмы). (СЛАЙД 1)

-Ребята давайте сформулируем цели нашего урока? (Сегодня мы постараемся выяснить, как устроены и какую роль в природе играют одноклеточные растения, грибы и животные) (СЛАЙД 2)

Для этого нам нужно открыть тетради, записать число и тему нашего урока. “ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ядерные ОРГАНИЗМЫ”

Записали, теперь давайте вспомним, какие жизненные формы существуют в живой природе, а для этого я предлагаю вам в тетрадях заполнить схему, которая записана на доске.

- А кто такие одноклеточные организмы? (ответы детей) (СЛАЙД 3)

К одноклеточным относят организмы, тело которых состоит из одной клетки, имеющей ядро. (запись в тетрадь) (СЛАЙД 4)

-А можем ли мы увидеть одноклеточные организмы? (ответы детей)

- Кто относится к одноклеточным организмам? (растения, животные, грибы)

        Итак, именно эти организмы должны мы с вами изучить. Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие. Согласны?

        Знакомство с одноклеточными организмами мы начнем с одноклеточных растений, а именно с водорослей.

– Куда же отправиться нашей экспедиции на их поиски? Где обитают водоросли? (В водоемах)

-Ребята, давайте с вами выясним какие бывают одноклеточные водоросли,  а для этого откройте параграф 19 (хлорелла, хлорококк, хламидомонада)

Запись в тетрадь:

Одноклеточные водоросли

Хлорелла         Хламидомонада

                                                 Хлорококк

-Какое строение имеют водоросли?

Строение хлореллы (СЛАЙД  5,6, 7)

-Что такое хроматофор?        (хлоропласт)

- Для чего он нужен? (с помощью него, под действием солнечного света образуются органические вещества)

– Чем хламидомонада отличается от хлореллы и хлорококка? (Она подвижная, у неё есть светочувствительный глазок, сократительные вакуоли)

– Как вы думаете, с помощью чего хламидомонада двигается? (С помощью жгутиков)

Действительно, жгутики – это органоиды передвижения хламидомонады. С их помощью она активно движется в сторону лучшего освещения.

 Зачем хламидомонаде искать освещенные участки водоема? (Свет необходим для фотосинтеза)

С помощью чего она может определить степень освещенности? (С помощью светочувствительного глазка)

                Наша экспедиция проделала большой путь, все участники проголодались. Объявляется привал! Организуем полевую кухню. Но даже на кухне любопытные исследователи могут обнаружить одноклеточные организмы, а именно – грибы.

- Ребята, а что это у нас на хлебе? (пушистая плесень)

        Пушистая плесень называется –гриб мукор.

-Давайте познакомимся с ним поближе. Изучим строение мукора с помощью микроскопа.

Лабораторная работа «Строение мукора»

– Каково же строение гриба мукора? (Клетка мукора вытянута и состоит из тонких бесцветных ветвящихся нитей. В клетке находится много ядер, вакуоли с клеточным соком).

-Ребята, а что такое дрожжи? (ответы детей)

Оказывается- это тоже грибы. Только полезные. Дрожжи имеют типичное строение грибной клетки.

-Ребята, а каких представителей одноклеточных организмов, мы с вами еще не назвали? (животных)

Итак, давайте познакомимся с ними поближе.

Невооруженным глазом их рассмотреть не удастся. Они тоже имеют очень маленькие размеры. Всех одноклеточные животных, не смотря на большое разнообразие, объединили в одну группу – простейшие. Давайте разберемся, так ли они просты?

-Кто же у нас относится к простейшим? (СЛАЙД 8)

1. Амеба

2. Инфузория-туфелька

-Какое строение имеет амеба?

Строение амебы (СЛАЙД 9)

  1. Пищеварительная вакуоль (переваривание пищи)
  2. Сократительные вакуоли (удаляется избыток воды и продукты обмена)
  3. Проницательная оболочка (через нее поступают кислород и вда, а выделяются различные вещества)
  4. Ложноножки ( с их помощью, амеба двигается и захватывает пищу)

– Чем строение инфузории-туфельки похоже на строение амёбы? (Имеет оболочку, ядро и цитоплазму, сократительные и пищеварительные вакуоли)

– Какие различия в строении этих простейших вы заметили? (У инфузории два ядра, две сократительные вакуоли с канальцами, нет ложноножек, постоянная форма клетки,  она покрыта ресничками с помощью которых они передвигаются)  (СЛАЙД 10)

IV. Закрепление

  1. Чем отличается строение клеток одноклеточных водорослей от строения клеток многоклеточных растений?
  2. Чем различается строение клетки одноклеточных растений и животных?
  3. Почему одноклеточные грибы не содержат хлоропластов?
  4. Какие дополнительные органоиды есть у простейших? С чем это связано?

V. Рефлексия (СЛАЙД 11)

Продолжите фразу

На уроке я узнал….

Меня удивило….

Мне было интересно….

На уроке мне не понравилось…

Я хотел бы узнать о……

VI. Домашнее задание (СЛАЙД 12)

Параграф 19, тетрадь-тренажер с. 40 №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одноклеточные организмы

Одноклеточные организмы...

Тема «Движение одноклеточных организмов»

Знакомство учащихся с понятием «движение» как одним из главных свойств живых организмов ....

Одноклеточные организмы под микроскопом

Одноклеточные организмы под микроскопом...

Многообразие одноклеточных организмов

Презентации к уроку "Многообразие растительных и животных одноклеточных организмов" в 11 классе могут фрагментарно использоваться на уроках в 6 и 7 классах при изучении одноклеточных водорослей и прос...

Презентация к уроку Одноклеточные организмы 5 кл

Презентация оспользуется как сопроводительный материал к уроку...

Технологическая карта урока по ФГОС "Одноклеточные организмы". 5 класс

Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Одноклеточные организмы", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет полезен учителям, рабо...