внеклассное мероприятие
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Ковалева Любовь Петровна

игра "Умники и  умницы",тема :клетка (9-11класс.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx23.04 КБ
Файл umniki_iumnicy.pptx40.15 КБ
Файл delenie_kletki.docx12.49 КБ
Файл stroenie_kletki.docx12.05 КБ

Предварительный просмотр:

Игра: Умники и умницы.

Цель игры: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка – функциональная и структурная единица живого".

Оборудование: компьютер, проектор  , переносная   доска.

В организме только что родившегося ребенка содержится две тысячи миллиардов клеток. Всю последующую жизнь клетки размножаются, специализируются, работают. И каждая из них – миниатюрный завод, четко налаженное производство со своим энергоснабжением, транспортом, поточными линиями, конвейерами по сборке новых деталей. Как живет, функционируя клетка, как может погибнуть об этом пойдёт сейчас

Просмотр видеоролика. http://video.mail.ru/bk/emillionaire/218/298.html

Правила игры

  За каждый правильный ответ теоретик будет награжден орденом .Победителями теоретического тура будут считаться ребята получившие больше орденов. В  игре примут участие три победителя  теоретического тура . Три участника -три дорожки: зеленая состоит из четырех клеток, желтая — из трех, красная из двух. Каждой клетке соответствует один вопрос. Каждый из трех участников заключительного конкурса выбирает дорожку    . Первым выбирает свою дорожку игрок, набравший наибольшее количество орденов  в предыдущем этапе, затем выбирает дорожку второй игрок  , оставшаяся дорожка достается третьему игроку.  Сначала на свой первый вопрос отвечает игрок с зеленой дорожки ,затем ответ на свой вопрос дает игрок желтой дорожки , далее отвечает  участник красной дорожки . Игрок, выбравший красную дорожку, должен ни разу не ошибиться в ответе. Если он ошибается, то выходит из игры.
Игрок, выбравший желтую дорожку, может дать один неправильный ответ. Если такое случается, то он получает штрафное очко, но все-таки переходит на следующую клетку (т. е. может отвечать на следующий вопрос). Если допустит ошибку в ответе во второй раз, он выбывает из игры. Игрок, выбравший зеленую дорожку, может дать два неправильных ответа. Побеждает тот игрок, который быстрее пройдет свою дорожку и с наименьшим количеством штрафных очков. (Например, если игрок на красной дорожке дает два правильных ответа, то именно он становится победителем игры.)
Соответственно, зелёная дорожка предъявляет наименьшие требования к игроку, но оставляет надеяться на неудачную игру остальных. На   красной  , напротив, требования самые высокие, зато безошибочно отвечающему участнику никто не может помешать выиграть. Если на какой-то вопрос игроком дан неправильный ответ, этот вопрос адресуется зрителям. За правильный ответ зритель,   получает орден. По окончании конкурса подсчитывается количество орденов, набранных зрителями, и наиболее отличившиеся ученики получают поощрительные призы.  

 Вопросы для теоретиков

1.Этот человек открыл явление, которому обязаны жизнью все живые организмы на Земле. Кто этот   человек  и  какой процесс он открыл? (17.08.1771г., англ. Д. Пристли, фотосинтез).

2. В какой фазе  происходит  коньюгация  и кроссинговер хромосом ? /профазе 1 деления мейоза/

3.В  каких  клетках  Н20  больше в нервных или жировых? (в  нервных – 85%,  в жировых – 40%).

4.Из какого вещества состоит хромосома? /ДНК/

5.Какой набор хромосом содержит одна клетка кожи? /диплоидный/

6.Почему в варенье, содержащем большое количество сахара, не происходит процесс брожения? (клетки гибнут в концентрированном сахарном растворе от обезвоживания).

7.Органелла, диаметром – 2 мкм, окруженные мембраной  . Внутренняя полость заполнена жидкостью, в которой содержатся ферменты (лизосомы).

8.Что общего между кислородным и бескислородным этапами энергетического обмена (в обоих происходит образование энергии)

9.Идет ли обмен веществ у трупа? Если да, то чем отличается обмен веществ у трупа и живого тела? (да, обмен веществ направлен на разрушение).

10.Назовите 4 полезных ископаемых где энергия находится в законсервированном виде.(уголь, нефть, ил, торф).

11.Какие клетки мог назвать Луи Пастернак "могильщиками живой природы"? (бактерии).

12.И.П. Павлов сказал: В организме имеется чрезвычайная сила, при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого . О ком идет речь? (фагоциты, фагоцитоз).

13.Он является фокусом, точкой  в мировом пространстве в  который с одного конца притекает энергия солнца, а с другого берут начало все проявления жизни на Земле. Он посредник между небом и землёй, он – Прометей, похитивший огонь с неба. О ком идет речь в высказывании К.А. Тимирязева? (лист растения).

14.При аэробном дыхании в этом органоиде происходит окислительное фосфорилирование   Назовите этот органоид. (Митохондрии)

15 .Какому учёному принадлежит заслуга в изучении фагоцитоза? (Мечникову)

 16.Сколько раз делится  клетка в зоне созревания? (2)

17.Какая потеря воды для человека смертельна? (20% Н20).

игра

Химический состав клетки.

Что такое натрий-каливый насос клетки? + внутри;  Na+  cнаружи)

Строение клетки 

Пламя, которое пылает в них  не жжёт, работают они бесшумно и очень продуктивно: более 50% энергии окисленного топлива идёт на полезные дела, совершающиеся в клетке. В технике нет ни одной машины, которая работала бы с такой отдачей.

Что это за машина в клетке? (митохондрии).

Литература и биология 

.Живой предмет желал изучить,                                                                                                                            Чтоб ясное о нем познанье получить,                                                                                              Учёный прежде душу изгоняет,
  Затем предмет на части расчленяет.
     Фауст Гёте

О какой биологической системе идёт речь? (клетка).

Даты и имена в вопросе изучения клетки 

Кто первым увидел клетку?    (англ. Р. Гук).

Деление клетки 

1.Они сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны словно танцоры на балу, исполняющие сложные па "старинного танца". Что это за танцоры в клетке? (танец хромосом, так назвал американский учёный биолог Мёллер – основатель радиационной генетики).

Энергетический обмен

 У человека со слабым, нетренированным сердцем, кислорода, доставляемого к мышцам во время бега, хватает на окисление лишь половины образующейся молочной кислоты. Объясните   к чему это  приведет? (к нехватке энергии и утомлению).

Фотосинтез 

Каким образом из энергетически бедных веществ на свету образуется богатое энергией вещество – глюкоза? (хлорофилл,   АТФ, H2O   ,СО ).

Хемосинтез

В чем отличие хемотрофов от фототрофов? (Хемотрофы для синтеза используют энергию окисления неорганических веществ ,а фототрофы  солнечную энергию)

Биосинтез белка 

Несмотря на большое разнообразие молекул и химических реакций, которое порождает эволюция, есть определенный признак, который объединяет все живые существа. Их общей особенностью является? (генетический код).

Подведение итогов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УМНИКИ И УМНИЦЫ

Слайд 2

Много нужно иметь знаний , Чтобы поведать об этом. С . Стурлусон

Слайд 3

Вопросов полон мир, - Кто даст на них ответ ? Омар Хайам



Предварительный просмотр:

                                                                                               

                                                                          деление клетки

                  даты и имена

          энергетический обмен                                          

                  фотосинтез

               биосинтез белка

        

                   хемосинтез

 

        



Предварительный просмотр:

 

                 

               строение клетки

           

              литература и биология

   химический      состав    клетки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...


 

Комментарии

Ломоносова Ольга Николаевна

Любовь Петровна, очень интересный материал. Спасибо, что поделились своей наработкой.