Открытый урок по биологии. Методы селекции растений и животных.
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Шангареева Эльвира Фанировна

Этот урок о методах селекции растений и животных. История создания методов селекции,заслуга Башкирских селекционеров в создании новых сортов полиплоидных растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx45.56 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии. Методы селекции растений и животных.

Цели:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся знания об основных методах селекции растений и животных (больше акцентируя на растения); познакомить учащихся с выдающимися селекционерами.
  2. Развивающаяся: продолжать развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся в процессе дифференцированного обучения (работа с карточками, рефератами, сообщениями учащихся). Учить детей делать вывод самостоятельно.
  3. Воспитательная: в целях патриотического воспитания на конкретных примерах - убеждать детей в уважительном отношении к соотечественникам, их заслугам перед человечеством, уважении к труду селекционера, хлебороба. Воспитывать бережливое отношение к хлебу.

Оборудование:

Карта географическая; 2 таблицы со снимками сортов пшеницы, ржи; компьютер с экраном; карточки для слабых ребят; крупа Макфа; экземпляры -колоски пшеницы, ржи.

Методы:

Иллюстративно - объяснительный; с элементами лекции, реферата -сообщения учащегося; использование элементов межпредметной связи географии и литературы; демонстративный.

План урока.

1. Проверка знания параграфа № 43.

  1. работа с карточками;

Б) работа у доски по карте.

  1. сообщение об истории возделывания хлеба (проиллюстрировать по компьютеру).

2.        Изучение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Изучение методов селекции растений (объяснение учителя)

а)        Отбор.

б)        Гибридизация. Гетерозис, Полиплоидия (TV).

в)        Демонстрация семян, рисунков, таблиц.

г)        Сообщение об отечественных селекционерах.

3.        Ответы на вопросы.

Учащиеся делают записи в тетрадках на ходу на уроке и момент закрепления.

4.        Вывод по уроку:

Что мы сегодня узнали?

  1. Итоговое слово учителя (зачитать слова Дж. Свифта). Стихотворение.
  2. Дом. Задание: Пар. № 44.

СООБЩЕНИЕ ИСТОРИЯ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ ЗЛАКОВ

Злаки мы сеем около двух тысячелетий. А южное хлебопашество у Черного и Азовского морей началось много раньше, чем на более северной территории Древней Руси.

Вкус хлеба человек познал впервые на берегах великой реки Нил, на склонах Памира и в нагорьях Ирана, где и находились первые очаги земледелия ( это где-то 4-5 тысячелетие до нашей эры), а может, и раньше. В развалинах Фив ( которые существовали 8 тысяч лет до нашей эры) нашли предметы хлебопечения.

В египетских гробницах были найдены рисунки изготовления хлеба, его формы и разные сорта со своими именами: Ак, Пез, Сеиз, Хенв, Пезену ( Вероники), он имел особое клеймо и предназначался только для жен великих жрецов. А также земледелие было отмечено и в легендах и мифах Древней Греции. Однако, историки отметили, что сама Греция была бедна на «жирную землю», сюда морем возили зерно из греческих колоний/ из нынешних степей Днепра, Кубани, Дона/.

Отец истории Геродот около 2500 лет назад писал, что вся земля по Днепру и до реки Дон была занята земледельцами-скифами. Скифы ещё назывались оратаями ( от слова «оратать», что значит пахать, обрабатывать землю оралом - так называлась древняя соха).

«Они,-говорил Геродот,-сеют хлеб не только для собственной снеди, но и на продажу». У этих народов были ячмень, полба ( пшеница) и рожь.

В Римскую империю зерно привозили из Причерноморья, куда входил и Крым. В Древней Руси хлебные злаки сеяли повсюду ( даже где они плохо родились).

Словаки переняли от скифов приемы земледелия, немало способствовали созданию путем постоянного отбора более урожайных форм ржи, ячменя, пшеницы и овса - самых старых хлебных злаков на русской равнине.

Так наши знаменитые «чирки» и «чарновки» - твердые яровые пшеницы, отобранные в Поволжье саратовскими селекционерами «седоуски» и «белотурки», наши серые хлеба - рожь и овес, созданные ещё на первой селекционной станции под Москвой, очень ценились в Западной Европе.

Но с истощением земель, с недостатком умелых рук, с потерей чистоты семян земледелие стало отставать в развитии.

Требовались новые сорта, лучше приспособленные для уборки комбайнами, неполегаемые злаки с большим процентом белка.

Ход урока.

1.        Опрос домашнего задания.

  1. Что такое селекция и что она изучает?
  2. Что такое порода, сорт (чистая линия)?
  3. Чем отличаются одомашненные животные и культурные растения от диких
  4. Какие центры происхождения культурных растений вам известны? Кто их открыл?
  5. Какое значение для селекции имеет знание этих центров? Выносится хлебобулочные изделия.
  1. Назовите из какой муки получают этот хлеб?

( ржаной, пшеничной)

  1. Из каких сортов?

(яровой и озимой)

  1. Какая бывает пшеница по отношению % состава белка?

(твёрдая и мягкая)

Вступительная речь учителя.

Да, такое привычное слово «хлеб». День не проходит без хлеба. А ведь, не везде едят хлеб и даже сажают эти злаки (т.е. рожь и пшеницу). Так, в Китае предпочитают рис, в Мексике - маис (кукурузу). А в некоторых странах Африки чаще едят банан, чем хлеб.

Наш народ издавна обращался к хлебу со словами: «Хлеб Батюшка», «Хлеб Родины». Тимирязев назвал - ломать хлеба - как величайшее изобретение человеческого ума.

Сообщение ученика на тему: «История возделывания хлеба с показом кадров на TV.

2.        Методы селекции растений - тема сегодняшнего урока.
Рассказ учителя. Основная задача сельского хозяйства - произвести

максимальное количество продуктов питания при минимальной затрате средств на единицу продукции.

В этом решение большую роль играет селекция - где создаются новые сорта растений с большим количеством белка, наиболее продуктивные в данных климатических условиях, которые удовлетворяют пищевым, эстетическим техническим потребностям человека.

Ведь каждому сорту растений (чистых линий) свойственна определенная норма реакций, которая передается по наследству. - Что такое норма реакции?

(это пределы изменчивости). Но фенотип полно проявляется в определенных условиях. Так, что по-вашему делали оратаи или землевладельцы в Древней Руси?

(они отбирали лучшее по качеству зерно, чтоб не осыпалось, чтоб крупнее было). Значит, они вели селекционную работу, осознанно ли?

 ( нет, неосознанно). Первым методом селекции можно назвать

                           Искусственный отбор

     Массовый                         индивидуальный
(генетически неоднородны)        (приводит к чистой линии;

группа генетически однородных гомозиготных организмов).

Рассказ учителя как ведется массовый отбор. На примере сорта «Вятка» с демонстрацией семян в пробирке. Рассказ учителя об индивидуальном отборе.

2. Гибридизация, что это такое?

( скрещивание)

Близкородственная                  Неродственная
(для получения гомозиготных        (внутривидовая, межвидовая,

чистых линий)        межродовая) для получения гетерозиготных

популяций.

Рассказ учителя о близкородственной гибридизации. Показ портрета П.П. Лукьяненко создателя сорта Ново-Украинко 083 (усатая - яровая), которая давала на 6 у. с га больше урожая, чем « Седоуска». Рассказ о близкородственном скрещивании, что оно ведется 7-9 лет, по истечении почти 10 лет таким образом может создать сорт. Ему присвоили за создание этого сорта звание лауреата Государственной премии.

Тот же П. П. Лукьяненко создал знаменитый сорт озимой пшеницы Безостая-1, в ее создании приняли участие 17 сортов пшеницы из разных географических районов и гибридов, высота h= 85-100 см, устойчивая к ржавчине, высокая пластичность, большая % белка ... За создание этого сорта ему присвоили звание Героя Соц. Труда.

В результате межвидовых, межродовых скрещиваний в случае неродственной гибридизации ученые заметили, что гибриды (F 1) первого поколения -получаются жизнеспособнее, мощнее своих родительских форм. Это явление называют гетерозисом.

Показ - демонстрация семян F1 (огурцов). Объясняется это тем, многие гены переходят в гетерозиготном состоянии и взаимодействием благоприятных доминантных генов. FQ_- дают плохой урожай или бесплодны, (случай мула = осёл + лошадь)

Явлением гетерозиса пользовались знаменитые селекционеры Михаил Иванович Хаджинов (при создании сортов кукурузы), Василий Степанович Пустовойт (для создания сортов подсолнечника). Демонстрация их портретов на экране TV.

Сенсацией в селекции было получение гибридов при скрещивании 2-х разных отдаленных сортов растений, например пшеница (тритинкум) + рожь (секале) = тритикале Это полиплоидная культура Что такое полиплоидия?

(т. е. число хромосом кратно умножено на основное число)
т.к. например, у пшеницы п=7        

У твердой пшеницы п= 28 (тетроплоид)        

У мягкой 6 6*7 (генсаплоид) Тритикале имеет-42 - хромосомы, это полиплоидная культура. Создала этот сорт ученица Писарева Виктора Евграфовича - Мария Дмитриевна Жилкина.

Существует гибрид пшеницы с пыреем (сорт злакокормовой), за 3 укоса дает 300-450 у/га зеленой массы. Тоже полиплоидная культура. Создатель Николай Васильевич Цицин (академик АН СССР и ВаСХНИЛ). Создан этот сорт тоже методом отдаленной гибридизации. Показ фото на TV.

А у нас в Башкирии есть свои селекционеры? Кто нашел этот материал? Сообщение учеников

  1. Сабир Абдуллович Кунанбаев - создатель сорта ржи Чулпан и Восток.

Демонстрация колосьев.

  1. Альберт Сабитов - создатель сорта Чишминская и Демская полиплоидная гречиха.

В 1980 г на 205 га посеяли - урожай составил 21.1 ц. с га В Башкирии сеют 110-120 тыс. га ежегодно, это 1/5 гречишной площади России.

Демонстрация таблицы - полиплоидия

3.        Закрепление новой темы:

  1. Какие методы селекции вы сегодня узнали?
  2. Что такое гетерозис?
  3. Чем отличается массовый отбор от индивидуального?
  4. Как называется гибрид пшеницы и ржи?
  5. Какими особенностями отличаются полиплоидные сорта культурных растений?

Демонстрация списка пшеницы и ржи на плакате. Отметить что лучшие сорта пшеницы твердой - Саратовская 29. Фото создателя на TV.

Автор сорта Валентина Николаевна Мамонтова (герой соц.труда, лауреат Ленинской премии)

Яровая пшеница Мироновская 808- автор Василий Николаевич ремесло (озимая пшеница), академик АНСССР и ВаСХНИЛ - все они дважды герои Соц. Труда.

  1. Вывод по уроку.

Что вы сегодня на уроке изучили?

Говорят ученики

  1. Дом. задание: Прочитать §44, изучить методы селекции, выяснить какова роль Корнеченко о селекции животных в Интернете и т. д.
  2. Завершение урока слово для учителя или ученика. Стихотворение о хлебе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Основные методы селекции растений и животных" (11 класс)

Разработка урока в 11 классе по теме "Основные методы селекции растений и животных", включая презентацию...

Конспект урока 10 класс "Методы селекции растений и животных"

Конспект раскрывает основные методы селекции растений и животных, которые использует человек для создания новых пород животных и сортов растений. Рассматриваются понятия: скрещивание близкородственное...

Методическая разработка по биологии "Методы селекции растений и животных"

Методическая разработка по биологии "Методы селекции растений и животных" для 9 класса может использоваться для обучающихся по учебнику "Биология. Общие закономерности" авторов С.Г. Мамонтова, В.Б. За...

Технологическая карта урока по теме : «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»

Технологическая карта урока биологии в  9 классе: «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»...

Технологическая карта урока Биологии в 9 классе "Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов"

Технологическая карта урока Биологии в 9 классе "Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов"...