Тема: Изучение возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы. Расчет адаптационного потенциала.
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Андросова Арина Сергеевна
Конспект занятия вместе с презентацией к этому занятию. Конспект написан к программе Краевой экологической школе. Занятие ориентировано на углубленное изучение сердечно-сосудистой системы человека в старших классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная программа: Краевая Экологическая Школа.

Образовательная программа: Экология  здоровья человека.

2 ступень обучения.

Тема: Изучение возрастных особенностей сердечнососудистой системы.

 Расчет адаптационного потенциала.

Цель занятия: Учащиеся научатся  определять состояние индивидуальных параметров сердечнососудистой системы и анализировать возрастные особенности сердечнососудистой системы.

 Метапредметный результат:  Определение понятий-адаптационный потенциал, частота сердечных сокращений, систолическое давление (СД), диастолическое давление (ДД), пульсовое давление, систолический или ударный объём крови (СО), минутный объём крови (МОК); систематизация новых знаний, анализ своей деятельности.

Предметный результат: умение монологически и аргументировано высказываться по теме занятия, развитие умения определять понятия, создавать обобщения, строить логические умозаключения.

Личностный результат: развитие мировоззрения, основ самопознания и бережного отношения к своему здоровью.

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютер, Интернет, методическая литература по теме «Экология здоровья человека».

Форма проведения занятия: занятие - исследование

Тип: Изучение нового материала

Место проведения занятия: МКОУ ДОД ЭБЦ

Воспитанники Краевой экологической школы: учащиеся 9-10 классов

(15-17лет) разных школ г. Николаевска н /А.

Описание занятия по Гейну.

  1. Привлечение внимания -5 мин

Интересные факты

  1. Избавившись от 10% лишнего веса, вы снижаете вероятность возникновения сердечнососудистых заболеваний на 20%.
  2. Болезни сердца у женщин проявляются в среднем на 10 лет позже, чем у мужчин.
  3. На 1/3 снижает риск развития сердечных приступов диета, состоящая преимущественно из фруктов и овощей.
  4. Более 1200 ведер крови ежедневно перекачивает сердце.
  5. Разрыв с любимым человеком или смерть близких действительно может разбить наше сердце. Подобная психологическая травма может привести к выбросу в кровь гормонов стресса, способных временно «оглушить» сердце, вызывая симптомы, похожие на сердечный приступ.
  6. Каждые 34 секунды от сердечно-сосудистых заболеваний на Земле умирает один человек.
  7. В 7 раз больше подвержены заболеваниям сердца люди, для которых характерны склонность к соперничеству, общая враждебность, постоянная нехватка времени, напряженность, низкая самооценка.
  8. 220-260 г весит человеческое сердце.
  9. У тех, кто курит, в 2-3 раза выше риск возникновения сердечного приступа.
  10. Все кровеносные сосуды в теле человека имеют суммарную длину 100 000 километров, этой длины достаточно, чтобы обмотать Землю 22 раза.
  11. Масса крови в человеке составляет около 8% от общей массы тела, т.е если вы весите 70 килограмм, в вас течет более 5 с половиной килограмма крови.

Итак, чем же мы займемся на сегодняшнем занятии? Как по-вашему будет звучать тема занятия?

(Тема: Изучение возрастных особенностей сердечнососудистой системы. Расчет адаптационного потенциала.)

  1. Информирование слушателей о целях и задачах обучения – 5мин

Ребята, как вы думаете, какова цель нашего занятия? Чему вы хотели бы научиться на этом занятии? Какие цели лично вы преследуете решив посетить занятие?

(Цель занятия: Учащиеся научатся  определить состояние индивидуальных параметров сердечнососудистой системы и анализировать возрастные особенности сердечнососудистой системы.)

  1. Обращение к уже имеющимся знаниям-5мин
  1. Какого цвета венозная кровь?
  2. Как называется сердечная мышца?
  3. Как называется самая крупная артерия?
  4. Сколько камер в сердце человека?
  5. Где происходит газообмен в легких?

  1. Представление нового материала-10мин

Развитие сердечнососудистой системы человека происходит с разной степенью интенсивности (гетерохронное) на протяжении всего детства, вплоть до зрелого возраста. По мере роста и развития организма изменяются функциональные показатели системы кровообращения, такие, как артериальное давление, частота сердечных сокращений, систолический и минутный объёмы крови. Таким образом, каждому возрастному периоду соответствуют определенные параметры сердечнососудистой системы.

Давайте попробуем новый материал организовать в виде кластера (т.е. в виде грозди). Давайте определим, что в нашей теме является ключевым словом (сердечнососудистая система). След все понятия будут отходить от этого слова.

Далее в процессе изучения темы дорисовываем кластер (В презентации)

  1. Частота сердечных сокращений, определяемая по пульсу. Подсчитывается число пульсовых колебаний на лучевой артерии за 10 или 15 секунд, затем перемножается соответственно на 6 или 4 и записывается в таблицу (ЧСС за минуту). У взрослого человека, в состоянии физиологического покоя, колебания ЧСС составляют в норме 60 — 85 уд/мин. ЧСС меньше 60 уд/мин. ─ брадикардия. ЧСС больше 85 уд/мин. ─ тахикардия. Средний стандартный показатель: 74 ─76 уд ⁄мин. ЧСС у детей изменяется с возрастом (Табл. 1).

               Давайте проанализируем таблицу №1.(частоту сердечных сокращений)

  1. Систолическое давление (СД) ─ верхнее, максимальное АД, так как это давление систолы (сокращения) сердца. Величина систолического давления в состоянии физиологического покоя у взрослого человека составляет от 105 до 125 мм. рт. ст. Средний стандартный показатель: 120 мм рт. ст.

  1. Диастолическое давление (ДД) ─ минимальное АД, так как это давление в момент диастолы сердца. Величина диастолического давления в состоянии физиологического покоя в норме составляет от 60 до 80 мм. рт. ст. Средний стандартный показатель: 80 мм рт ст. Повышение АД (систолического давления) в покое выше нормы называется гипертония, понижение АД в покое ниже нормы - гипотония.

           Назовите прибор для измерения давления? (тонометр, манометр и фенендоскоп)

      4. Пульсовое давление ─ разница между систолическим и диастолическим давлением (ПД) (измеряется в мм рт. ст.).

ПД = СД ─ ДД

У взрослого человека в состоянии физиологического покоя в норме пульсовое давление составляет от 35 до 45 мм рт. ст. Средний стандартный показатель ─ 40 мм. рт. ст.

У детей АД меньше, чем у взрослых людей, но с возрастом оно закономерно повышается (Табл. 1). Иногда, в возрасте 14-16 лет наблюдается повышение АД в покое выше нормы взрослого человека (> 130 мм. рт .ст.). Это явление называется юношеская гипертония и связано с нейрогуморальными влияниями на сердечно-сосудистую систему в период полового созревания.

Давайте проанализируем таблицу №1. Ребята, как вы думаете, чем еще может быть вызвана юношеская гипертония? (Юношеская гипертония может быть обусловлена неравномерностью в развитии сердца и сосудов: развитие сердца опережает развитие сосудов. В дальнейшем, как правило, юношеская гипертония исчезает. В 17-18 лет величины АД приближаются к значениям взрослых людей.)

  1. Систолический или ударный объём крови (СО) ─ это количество крови, выбрасываемое при каждом сокращении сердца. Систолический объём характеризует силу и эффективность сердечных сокращений. В состоянии физиологического покоя у взрослого человека СО от 40 до 75 мл. крови. У детей величина СО меньше в связи с малыми размерами сердца. СО определяется косвенным путем по формуле: для взрослых ─ формула Старра:
  2.  СО = 101 + 0,5 ПД - 0,6 ДД - 0,6 А

Примечание: ПД ─ пульсовое давление; СД ─ систолическое давление; ДД ─ диастолическое давление; А ─ возраст в годах.

У детей СО определяется по формуле Н.А. Романцевой:

СО = 40 + 0,5 ПД - 0,6 ДД + 3,2 А.

6. Минутный объём крови (МОК) ─ количество крови, проходящее через сердце за одну минуту. В состоянии физиологического покоя у взрослого человека МОК составляет от 3 до 6 л/мин.

МОК определяется по формуле:    ЧСС х СО. Прежде, чем подставлять показатель СО в формулу, его необходимо перевести из мл в л.

7. Адаптационный потенциал (АП).

В соответствии с концепцией сердечнососудистой системы как индикатора адаптационных возможностей организма уровень ее функционирования можно рассматривать как ведущий показатель, отражающий равновесие организма со средой. Уровень функционирования системы кровообращения является регулируемой величиной, постоянство которой поддерживается механизмами регуляции, путем изменения как межсистемных, так и внутрисистемных взаимодействий и взаимосвязей. Принципу поддержания постоянства уровня функционирования системы кровообращения соответствуют представления о миокардиально-гемодинамическом гомеостазе, который определяется притоком крови к сердцу и ее расходом, определенными функциональными возможностями миокарда и периферическим сосудистым сопротивлением. Однако следует иметь в виду, что в конечном итоге кислород и питательные вещества, доставляемые кровью к органам и тканям, используются как энергетический материал для обеспечения деятельности мышечной системы (внешняя работа), системы дыхания, пищеварения, выделения (внутренняя работа). Поэтому изучение обмена энергии и вещества (энерго-метаболического гомеостаза) также является необходимым элементом оценки функционального состояния организма и его адаптационных возможностей. Энерго-метаболический гомеостаз, как объект управления, может изучаться по конечному результату, например по росто-весовым показателям. Для оценки уровня функционирования системы кровообращения и определения ее адаптационного потенциала А. П. Берсеневой (1991) был предложен индекс функциональных изменений (АП). АП определяется в условных единицах — баллах.

АП =  0,011  х  ЧСС + 0,014 х СД + 0,008 х ДД + 0,014 х В + 0,009 х М ─ 0,009 х Р ─ 0,27

Примечание: В — возраст в годах; М ─ масса в кг; Р ─ рост в см.

Оцените полученные данные, исходя из следующей шкалы оценок уровня функционирования систе¬мы кровообращения:

1.        При АП < 2,1, адаптация организма оценивается как удовлетворительная.

2.        При АП от 2.11 до 3,2 указывает на напряжение механизмов адаптации.

3.        При АП от 3,21 до 4,3 адаптация оценивается как неудовлетворительная.

4.        При АП > 4,3  ─ на срыв адаптации организма.

Итак, давайте посмотрим как в итоге выглядит составленный нами кластер (Презентация). Он действительно похож на гроздь.

И так опираясь на кластер назовите основные показатели сердечнососудистой системы?

5. Практика-15мин

Практическая работа

Измерение и расчет основных параметров сердечнососудистой системы

Цель: Определить состояние индивидуальных параметров сердечнососудистой системы, проанализировать возрастные и половые различия.

Оборудование и материалы: тонометр, секундомер, калькуляторы.

Порядок выполнения работы

  1. Подсчитать пульс за 10 сек., эти и другие полученные данные внести в      таблицу №.2.
  2. Измерить артериальное давление (СД, ДД).
  3. Подсчитать по формулам пульсовое давление, систолический (ударный) объём, минутный объём крови, адаптационный потенциал.
  4. Проанализировать соответствие пределам физиологической нормы индивидуальных параметров в состоянии физиологического покоя  (Табл. 2.).
  5. В случае несоответствия норме 1 или нескольких параметров сердечнососудистой системы составить письменные  рекомендации, касающиеся возможностей нивелировки негативных проявлений в образе жизни  (вредные привычки, недостаток сна и активного отдыха, неправильное питание, неустойчивое эмоциональное состояние, физические и интеллектуальные  «сверхнагрузки» и т.д.).

Таблица №.2.

Индивидуальные параметры сердечно-сосудистой системы

 (в состоянии физиологического покоя)

Параметры сердечно-

сосудистой системы

Индивидуальные

показатели

Заключение

(один из 3-х вариантов)

ЧСС

(уд./мин)

а) соответствует стандарту

б) соответствует норме

в) не соответствует норме

Систолическое давление

мм.рт.ст

Диастолическое давление (ДД)

мм.рт.ст

Пульсовое давление (ПД)

мм.рт.ст

Систолический объём (СО)

мл

Минутный объём крови (МОК) л/мин

Адаптационный потенциал (АП)

Примечание: в случае, если индивидуальные параметры не будут укладываться в пределы нормальных, составляются рекомендации.

  1. Обратная связь-5мин

Демонстрация ребят полученных знаний на занятии и их анализ.

Итак, попрошу каждого из вас дать оценку работе своей сердечнососудистой системе?

  1. Перевод в практическую плоскость-5мин

Как вы думаете, для чего нужно знать и уметь определять свои индивидуальные параметры сердечнососудистой системы?

Подумайте, где вы могли бы применить полученные знания? (на классном часе, дома подсчитать братьям и сестрам)

Подумайте, а какова дальнейшая перспектива изучения данной темы? Какие области знаний можно освоить опираясь на данный материал? (расшифровка ЭКГ)

«Для меня сегодняшнее занятие…»

 - Отметьте позиции, характеризующие занятие (прохождение темы)

 Занятие: 1. интересно 2. скучно 3.безразлично

 Я на занятии: 4. работал 5. отдыхал 6.помогал другим

 Итог: 7. понял материал 8. узнал больше, чем знал 9.не понял

Подводя итог важно отметить, что во время проведения занятия мною будет обеспечиваться комфортность образовательной среды: достаточное материально-технологическое обеспечение, рациональное использование пространства класса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Тема: Изучение возрастных особенностей сердечнососудистой системы. Расчет адаптационного потенциала . Цель занятия: Н аучиться определять состояние индивидуальных параметров сердечнососудистой системы и анализировать возрастные особенности сердечнососудистой системы.

Слайд 4

Какого цвета венозная кровь? Как называется сердечная мышца? Как называется самая крупная артерия? Сколько камер в сердце человека? Где происходит газообмен в легких ?

Слайд 5

Развитие сердечнососудистой системы человека происходит с разной степенью интенсивности ( гетерохронное ) на протяжении всего детства, вплоть до зрелого возраста. По мере роста и развития организма изменяются функциональные показатели системы кровообращения, такие, как артериальное давление, частота сердечных сокращений, систолический и минутный объёмы крови. Таким образом, каждому возрастному периоду соответствуют определенные параметры сердечнососудистой системы.

Слайд 6

Частота сердечных сокращений, определяемая по пульсу. Подсчитывается число пульсовых колебаний на лучевой артерии за 10 или 15 секунд, затем перемножается соответственно на 6 или 4 и записывается в таблицу (ЧСС за минуту). У взрослого человека, в состоянии физиологического покоя, колебания ЧСС составляют в норме 60 — 85 уд/мин. ЧСС меньше 60 уд/мин. ─ брадикардия. ЧСС больше 85 уд/мин. ─ тахикардия. Средний стандартный показатель: 74 ─76 уд ⁄мин. ЧСС у детей изменяется с возрастом . Анализируем таблицу№1

Слайд 7

Систолическое давление (СД) ─ верхнее, максимальное АД, так как это давление систолы (сокращения) сердца. Величина систолического давления в состоянии физиологического покоя у взрослого человека составляет от 105 до 125 мм. рт. ст. Средний стандартный показатель: 120 мм рт. ст. Диастолическое давление (ДД) ─ минимальное АД, так как это давление в момент диастолы сердца. Величина диастолического давления в состоянии физиологического покоя в норме составляет от 60 до 80 мм. рт. ст. Средний стандартный показатель: 80 мм рт ст. Повышение АД (систолического давления) в покое выше нормы называется гипертония, понижение АД в покое ниже нормы - гипотония. Назовите прибор для измерения давления?

Слайд 8

Пульсовое давление ─ разница между систолическим и диастолическим давлением (ПД) (измеряется в мм рт. ст.). ПД = СД ─ ДД У взрослого человека в состоянии физиологического покоя в норме пульсовое давление составляет от 35 до 45 мм рт. ст. Средний стандартный показатель ─ 40 мм. рт. ст. У детей АД меньше, чем у взрослых людей, но с возрастом оно закономерно повышается (Табл. 1). Иногда, в возрасте 14-16 лет наблюдается повышение АД в покое выше нормы взрослого человека (> 130 мм. рт .ст.). Это явление называется юношеская гипертония и связано с нейрогуморальными влияниями на сердечно-сосудистую систему в период полового созревания. Анализируем таблицу№1 К ак вы думаете, чем еще может быть вызвана юношеская гипертония?

Слайд 9

Систолический или ударный объём крови (СО) ─ это количество крови, выбрасываемое при каждом сокращении сердца. Систолический объём характеризует силу и эффективность сердечных сокращений. В состоянии физиологического покоя у взрослого человека СО от 40 до 75 мл. крови. У детей величина СО меньше в связи с малыми размерами сердца. СО определяется косвенным путем по формуле: для взрослых ─ формула Старра : СО = 101 + 0,5 ПД - 0,6 ДД - 0,6 А Примечание: ПД ─ пульсовое давление; СД ─ систолическое давление; ДД ─ диастолическое давление; А ─ возраст в годах.

Слайд 10

Минутный объём крови (МОК) ─ количество крови, проходящее через сердце за одну минуту. В состоянии физиологического покоя у взрослого человека МОК составляет от 3 до 6 л/мин. МОК определяется по формуле: ЧСС х СО. Прежде , чем подставлять показатель СО в формулу, его необходимо перевести из мл в л.

Слайд 11

Адаптационный потенциал (АП). В соответствии с концепцией сердечнососудистой системы как индикатора адаптационных возможностей организма уровень ее функционирования можно рассматривать как ведущий показатель, отражающий равновесие организма со средой. Уровень функционирования системы кровообращения является регулируемой величиной, постоянство которой поддерживается механизмами регуляции, путем изменения как межсистемных, так и внутрисистемных взаимодействий и взаимосвязей .

Слайд 12

Для оценки уровня функционирования системы кровообращения и определения ее адаптационного потенциала А. П. Берсеневой (1991) был предложен индекс функциональных изменений (АП). АП определяется в условных единицах — баллах. АП = 0,011 х ЧСС + 0,014 х СД + 0,008 х ДД + 0,014 х В + 0,009 х М ─ 0,009 х Р ─ 0,27 Примечание: В — возраст в годах; М ─ масса в кг; Р ─ рост в см. Оцените полученные данные, исходя из следующей шкалы оценок уровня функционирования системы кровообращения: 1.При АП < 2,1, адаптация организма оценивается как удовлетворительная. 2.При АП от 2.11 до 3,2 указывает на напряжение механизмов адаптации. 3.При АП от 3,21 до 4,3 адаптация оценивается как неудовлетворительная. 4.При АП > 4,3 ─ на срыв адаптации организма . И так опираясь на кластер назовите основные показатели сердечнососудистой системы?

Слайд 13

Практическая работа Измерение и расчет основных параметров сердечнососудистой системы Цель: Определить состояние индивидуальных параметров сердечнососудистой системы, проанализировать возрастные и половые различия. Оборудование и материалы: тонометр, секундомер, калькуляторы. Порядок выполнения работы Подсчитать пульс за 10 сек., эти и другие полученные данные внести в таблицу №.2. Измерить артериальное давление (СД, ДД). Подсчитать по формулам пульсовое давление, систолический (ударный) объём, минутный объём крови, адаптационный потенциал. Проанализировать соответствие пределам физиологической нормы индивидуальных параметров в состоянии физиологического покоя (Табл. 2.). В случае несоответствия норме 1 или нескольких параметров сердечнососудистой системы составить письменные рекомендации, касающиеся возможностей нивелировки негативных проявлений в образе жизни (вредные привычки, недостаток сна и активного отдыха, неправильное питание, неустойчивое эмоциональное состояние, физические и интеллектуальные « сверхнагрузки » и т.д.).

Слайд 14

Параметры сердечно- сосудистой системы Индивидуальные показатели Заключение (один из 3-х вариантов) ЧСС (уд./мин) а) соответствует стандарту б) соответствует норме в) не соответствует норме Систолическое давление мм.рт.ст Диастолическое давление (ДД) мм.рт.ст Пульсовое давление (ПД) мм.рт.ст Систолический объём (СО) мл Минутный объём крови (МОК) л/мин Адаптационный потенциал (АП) Таблица №.2. Индивидуальные параметры сердечно-сосудистой системы (в состоянии физиологического покоя) Примечание : в случае, если индивидуальные параметры не будут укладываться в пределы нормальных, составляются рекомендации.

Слайд 15

Как вы думаете, для чего нужно знать и уметь определять свои индивидуальные параметры сердечнососудистой системы ? Подумайте, где вы могли бы применить полученные знания? Подумайте , а какова дальнейшая перспектива изучения данной темы? Какие области знаний можно освоить опираясь на данный материал?

Слайд 16

«Для меня сегодняшнее занятие…» - Отметьте позиции, характеризующие занятие (прохождение темы) Занятие: 1. интересно 2. скучно 3.безразлично Я на занятии: 4. работал 5. отдыхал 6.помогал другим Итог: 7. понял материал 8. узнал больше, чем знал 9.не понял

Слайд 17

Спасибо за внимание и относитесь бережно к своему здоровью!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа по теме: "Изучение морфологических особенностей растений разных видов"

Лабораторная работа по теме: "Изучение морфологических особенностей растений различных видов"...

Методическое сообщение "Изучение возрастных особенностей детей 13-14 лет: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе. Способы их преодоления."

Подростковый возраст восьмиклассников рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для не...

Презентация к родительскому собранию по теме "Психологические возрастные особенности подростка"

Психологические возрастные особенности подростка.Цель: сгладить острые углы во взаимоотношениях родителей и детей-подростков.Задачи: познакомить родителей с особенностями подросткового периода; вырабо...

Родительское собрание по теме "Психологические возрастные особенности подростка"

- Уважаемые папы и мамы! Ваши дети вступили в один из самых интересных, бурных и сложных этапов своей жизни - отрочество. Сегодня мы поразмышляем о некоторых психологических особенностях подросткового...

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»...

Группа ТЭУ 01 АНАТОМИЯ. Тема 7. Профилактика, диагностика сердечно-сосудистых заболеваний

Задание:1.Просмотрите видеоролик "Профилактика, диагностика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний",ссылка https://www.youtube.com/watch?v=vmkG-gy_zPc2.Запишите:  1) Факторы риска во...