конспект урока биологии по теме "Рыбы" 7 класс
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме

Крылова Ольга Викторовна

Обобщающий  урок по теме "Рыбы" 7 класс к УМК Пасечника (Латюшин, Шапкин). Предлагается вниманию коллег конспект открытого урока  по данной теме.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ryby_krylova_o._v._2012_7_klass.doc772.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шебалинская средняя общеобразовательная школа

РАЗРАБОТАЛА:

Крылова Ольга Викторовна

Учитель биологии

х. Шебалин

2012

Тема: обобщающий урок  "Надкласс Рыбы

Форма проведения: "Рыбный калейдоскоп" - ярмарка знаний

Класс: 7

Дата проведения: 30.11.2012 г.

Цели:

1.Повторить, обобщить, углубить и систематизировать знания о рыбах.

2.Развивать умения анализировать и синтезировать, развивать любознательность и стремление к знаниям.

3.Воспитывать чувство коллективизма, совершенствовать навыки работы в команде, активизировать познавательный интерес к рыбам. Прививать бережное отношение к природе

Оборудование: таблицы по теме “рыбы”, раздаточный материал скелета рыб. Сети ( туда попадают рыбы (золотая рыбка), магнитная доска (акулы, золотые рыбки), кроссворд, карточки-задания, раздаточный материал по скелету рыб, «удочки» с магнитами, рыбки  с заданиями, карточки «А», «Б», «В»

Ход урока

  1. ОРГ. МОМЕНТ

Сегодня, наш урок называется “Ярмарка знаний”. Этот урок мы посвящаем обобщению и систематизации тех знаний, которые вы получили при изучении предыдущих тем. На нашей ярмарке главное- торг и товар. Ваш товар - знания, которые надо выгодно “продать”. Команда, лучше других, продавшая свои знания, станет победителем. В нашей игре принимают участие 2 команды, а как называются они  вы узнаете , разгадав кроссворд по изученной нами теме «Рыбы» (“Акула”, “Окунь”). Выберите капитанов команды… Ну а ловиться в ваши сети будут вот такие золотые рыбки, которые в конце урока исполнят ваше желание.

  1. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ

Приступайте к разгадыванию кроссворда.

1. «АКУЛА»-ключевое слово

  1. Кистепёрая рыба
  2. Морское животное класса Круглоротые, которое прогрызает тело жертвы, попадая внутрь., в результате от рыбы остаётся кожа и скелет
  3. Хищная рыба, обитающая в р. Кара- Сал
  4. Придонная рыба со сплющенным телом, глаза расположены на одной стороне
  5. Манта, «широкий дьявол»

2. «ОКУНЬ»-ключевое слово

  1. Прочный осевой стержень ланцетника
  2. Орган выделения рыб
  3. Хищная рыба, до 1,5 м длинной. Кожа голая, чешуи нет. Обладает электрическими органами.
  4. Парный орган размножения самцов рыб
  5. Опасная для жизни животных и человека хищная рыба отряда Карпообразные, которая вырывает острыми зубами куски мяса из жертвы

- Сейчас отправляемся на ярмарку.  Перед вами на доске торговые ряды, по которым нам предстоит пройти:

  1. 1 «Что по чём?»
  2. 2 «Заморочки из бочки»
  3. 3 «Рыбный бумеранг»
  4. 4 «Угадай-ка»
  5. 5 «В пучине морской»
  6. 6. «На рыбалке»
  7. 7 «Аукцион рыб Ростовской области»
  8. 8 «Морской бой капитанов»
  9. 9 «Устами золотой рыбки» (подведение итогов)

 Итак, начинаем торги!

  1. Торговый ряд первый “Что по чём?”(приготовить карточки (а, б, в)
  2. Задание: выбери правильные ответы.

1. Рыбы относятся к типу:

А) бесхордовых;

Б) полухордовых;

В) хордовых.

2. Хорда – это…

А) спинной мозг без сформировавшихся вокруг него спинных или хрящевых защитных образований;

Б) плотный упругий стержень, образованный тесно прилегающими друг к другу клетками;

В) эластичная трубка, в канале которой находится спинной мозг.

3. Хорда в течение всей жизни сохраняется у:

А) хрящевых рыб (акулы, скаты);

Б) костно-хрящевых рыб (осетры, белуги);

В) у всех рыб, за редким исключением.

4. К парным плавникам относятся:

А) только грудные;

Б) только брюшные;

В) грудные и брюшные.

5. Плавательный пузырь имеется:

А) у всех видов рыб;

Б) у всех видов рыб, кроме хрящевых;

В) у всех видов рыб, кроме хрящевых и некоторых костных рыб.

6. Кровеносная система у рыб:

А) замкнутая;

Б) незамкнутая;

В) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных.

  1. 2.ТОРГОВЫЙ РЯД «Заморочки из бочки»

Раздаю разл. раздаточный материал (части скелета  рыб). Задание: Назвать часть скелета рыбы. Рассказать его строение.

3.Торговый ряд “Рыбный бумеранг”

Участники игры получают карточки - задания с изображением внутренних систем органов (кровеносная, выделительная, нервная, скелет, пищеварительная, внешнее строение) задание: подписать строение каждой системы.  Каждый участник проверяет за 1 минуту карточку соседа “Бумеранг”- и исправляет неверные, по его мнению, ответы.

!!! В это время на доске капитаны решают задание: «Спасение рыб»

К…М…А…А (камбала)

K…P…C… (карась)

Задание второй команде:

К…Л…Ш…А (колюшка)

П…P…H…Я (пиранья)

4. Торговый ряд  “Угадай-ка”.

Задание: угадать загадки.

  1. “Иным достался от природы
    Инстинкт пророчески-слепой —
    Они им чуют, слышат воды...”

                                        Ф.И. Тютчев

2.На дне, где тихо и темно,

 Лежит усатое бревно (сом).

3. У неё во рту пила,

 Под водой она жила,

 Всех пугала, всех глотала,

 А теперь в котёл попала (щука).

4.Вот так рыба – просто чудо!

Очень плоская, как блюдо.

Оба глаза на спине,

И живет на самом дне. (камбала)

5.Плоский он. Размером разный.

 Хвост его бичеобразный.

 Лишь один несёт отряд

 Электричества заряд! (скат)

6.Я по земле не хожу, вверх не гляжу

 гнездо вью и детей завожу. (колюшка)

5. Торговый ряд «В пучине морской»

-Молодцы хорошо знаете рыб, а сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете их принадлежность к различным отрядам. Задание: по изображению рыбы определить  её вид  и отряд. (каждой группе по 4)

6.Торговый ряд  “На рыбалке”.

Молодцы! Хорошо ориентируетесь в многообразии рыб. А знаете ли вы, что и наша Ростовская  область богата водными ресурсами. На её территории протекает 4551 тысяча больших и малых рек, 250 озёр,  р. Дон является самой крупной в области. В водоемах обитает 84 вида рыб.

Ну, что идём на рыбалку ловить рыбу, но рыбу не простую, а говорящую человеческим голосом, и они вам будут задавать вопросы. (удочкой с магнитом дети ловят рыбу, на обратной стороне – вопросы)

  1. ВОПРОСЫ:
  2. Сосуд, приносящий кровь к сердцу. (вена)
  3. Орган выделения рыб. (почка)
  4. Самая крупная артерия. (аорта)
  5. Чем прикрыты жабры рыб снаружи? (жаберными крышками)
  6. Как называется кровь, насыщенная кислородом? (артериальная)
  7. Из каких отделов состоит сердце рыб? (предсердие и желудочек)

7. Торговый ряд «Аукцион рыб Ростовской области»

Ну, что много мы поймали рыбы! А какую, сейчас посмотрим.  На слайде – изображение рыб Ростовской области, вам нужно дать им правильное название.

7.Торговый ряд «Морской бой капитанов»

  1. Известно, что рыбы  имеют зрение, слух и обоняние. А есть ли у рыб шестое чувство?
  2. Самый крупный представитель отряда скаты, имеющий массу около 2,5 т, относящийся к семейству широких дьяволов (манта)
  1. Ответная реакция организма на раздражение. (рефлекс)
  2. Все ли рыбы откладывают икру? (нет, есть живородящие)
  3. Всем хорошо известна большая плодовитость рыб. Чем это можно объяснить?
  4. Известны случаи вылова рыбаками крупных, нормально упитанных щук, которые были совершенно слепыми. Почему отсутствие зрения существенно не сказалось на жизни рыб?

Вопросы второй команде:

  1. Где происходит газообмен? (в жабрах и в тканях)
  2.  У каких рыб нет плавательного пузыря? (хрящевые)
  3. Какие рыбы имеют орудие на голове? (рыба-молот, рыба-пила, рыба-меч)
  4. Плодовитость трёхиглой колюшки по сравнению с другими рыбами очень мала – от 65 до 550 икринок. Но численность этих рыб сохраняется приблизительно на одном уровне. Почему? (у них развита забота о потомстве)
  5. Расположенные у многих рыб во рту зубы мелкие и конические. Они даже по форме не пригодны для разжевывания пищи. Для чего они тогда нужны? (Для захвата)
  6. Известно, что акул часто сопровождают стайки маленьких рыбок-лоцманов, которых они никогда не трогают. Как можно объяснить такое дружественное соседство акул с рыбами-лоцманами?

II. «Устами золотой рыбки» (Подведение итогов)

Сколько же золотых рыбок поймалось в сети каждой команды (подсчёт)? Побеждает команда …. Оценки… И последняя просьба рыбки : повторить конспекты по теме «Рыбы»

На последок рыбка спрашивает «Что понравилось и запомнилось сегодня на уроке?». У вас акулы и золотые рыбки. Если понравился урок, прикрепите на магнитную доску золотых рыбок, а если нет, то хищных акул.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...