МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - КОНКУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» ТЕМА: ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Щербакова Татьяна Алексеевна

Изучение раздела цитологии в курсе «Общая биология» представляет определенную сложность для студентов. Содержание раздела отличает множество понятий, «сухой» и сложный для усвоения фактический материал. Активные формы обучения: конкурсы, викторины, олимпиады – помогают в игровой форме привлечь внимание студентов к биологии, позволяют развивать любознательность, воспитывают интерес к познавательной деятельности, повышают уровень развития студентов. Обобщающий урок по теме «Основы цитологии»  проводится в форме урока-конкурса. В игре участвуют 2 команды по 6 человек. Команда-победительница определяется по сумме баллов. Игру проводит ведущий. Баллы подсчитывает судейская бригада (2 человека). Определять победителей будет жюри из состава преподавателей. Игра включает 8 этапов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka.docx47.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО МО

«ПУШКИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  УРОКА - КОНКУРСА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»

ТЕМА:        ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ

2012 г.

Тема: Основы цитологии

   «Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь    немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять".
                                                                                       Джордано Бруно

  «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь»

                                                                                       Козьма Прутков

 Цели:

Обучающая: 

  • Обобщить и систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран;
  • Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;

Развивающая:

  • Развивать у студентов умение сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы;
  • Способствовать развитию логического мышления, речи;
  • Формировать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к дисциплине биология;
  • Способствовать развитию у студентов требовательности к

                  себе, чувству коллективизма;

  • Совершенствование навыков работы в группах.

       

Методическая:

  • Методика проведения урока в игровой форме.

Вид урока:

Урок-конкурс  с использованием информационных технологий.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний. 

Метод: практический

Используемые  педагогические  технологии:

  • Игровые технологии  (по Г.К.Селевко)
  • Компьютерные (информационные технологии обучения) (Г.Р. Громов)
  • Групповые технологии  (по Г.К.Селевко)

Оборудование: таблицы “Строение растительной клетки”, “Строение   животной клетки”, компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, карандаши, чистые листы бумаги.

Продолжительность:  90 минут

Методические рекомендации.

     Изучение раздела цитологии в курсе «Общая биология» представляет определенную сложность для студентов. Содержание раздела отличает множество понятий, «сухой» и сложный для усвоения фактический материал. Активные формы обучения: конкурсы, викторины, олимпиады – помогают в игровой форме привлечь внимание студентов к биологии, позволяют развивать любознательность, воспитывают интерес к познавательной деятельности, повышают уровень развития студентов. Обобщающий урок по теме «Основы цитологии»  проводится в форме урока-конкурса. В игре участвуют 2 команды по 6 человек. Команда-победительница определяется по сумме баллов. Игру проводит ведущий. Баллы подсчитывает судейская бригада (2 человека). Определять победителей будет жюри из состава преподавателей. Игра включает 8 этапов.

Конкурсы:

  • «Разминка для ума»,
  •  Блиц-турнир  «Определите  органоид»,
  • «Что такое…?»,
  • «Вещества»,
  • «Строение и функции клетки»
  • «Черный ящик»,
  • «Четвертый лишний»,
  • «Удачное сравнение»

Ход урока.

I. Организационный этап – 5 минут

  1. Целеполагание.
  2. Мотивация, условия конкурсов.

 Вступительное слово преподавателя  Щербаковой Т.А. – 5 минут

   Уважаемые студенты!  Несколько уроков назад мы начали изучать тему, знакомую вам еще со школьной скамьи.   Вы знаете, что цитология – это наука о клетке, а клетка – это структурная и функциональная единица жизни на Земле. На протяжении нескольких занятий мы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия и создании клеточной теории. На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материал о клетке, доказать, что клетка – структурная единица жизни на Земле, повторить строение органоидов клетки, сравнить клетки прокариот и эукариот. Наш урок будет проходить в форме игры.  Группа поделена на две команды. Команда “Ядро ” и команда “Хромосомы ”, которые позднее представят себя сами. Для оценки вашей работы сформировано жюри.

II. Этапы конкурсов.

Итак, давайте познакомимся. Представление  участников команд. Спасибо. Жюри оценивает представление. Максимальный балл – 5.

  А мы приступаем к работе.

Первый конкурс – “Разминка для ума”- 10 минут.

 Максимальная оценка 10 баллов. Правильный ответ – 1 балл. Каждой команде будет предложен перечень вопросов, отвечаем по очереди, быстро и точно.

Итак, начали.  

Команда «Ядро»

  1. Вирус бактерий – бактериофаг.
  2. Бесцветные пластиды – лейкопласты.
  3. Процесс поглощения клеткой крупных молекул органических веществ и даже целых клеток – фагоцитоз.
  4. Органоид, содержащий в своем составе центриоли, – клеточный центр.
  5. Самое распространенное вещество клетки – вода.
  6. Органоид клетки, представляющий систему трубочек, выполняющий функцию “склада готовой продукции”, – комплекс Гольджи.
  7. Органоид, в котором образуется и накапливается энергия, – митохондрия
  8. Фермент (объяснить термин) – биологический катализатор.
  9. Мономерами белков являются – аминокислоты.
  10. Внутреннее вязкое полужидкое содержимое клетки – цитоплазма.

 Команда «Хромосома»

  1. Одноклеточные организмы без клеточного ядра – прокариоты.
  2. Процесс захвата и поглощения клеткой жидкости с растворенными в ней веществами – пиноцитоз.
  3. Органоид, служащий местом сборки белков – рибосома.
  4. Органоид растительной клетки, представляющий собой пузырек, заполненный соком – вакуоль.
  5. Органоид, принимающий участие во внутриклеточном переваривании пищевых частиц – лизосома.
  6. Мономерами крахмала является – глюкоза.
  7. Химическая связь, определяющая первичную структуру белка – пептидная.
  8. Составная часть ядра (может быть одна или несколько) – ядрышко.
  9. Организмы – гетеротрофы – животные, грибы, бактерии.
  10. Кем и когда были открыты вирусы – Д.И.Ивановским в 1892 году.

Второй конкурс -  Блиц-турнир  «Определите  органоид»- 5 минут.

 Максимальная оценка 2 балла. Представлены различные органоиды и клеточные структуры. Необходимо определить их названия.

«Ядро» - Митохондрии, «Хромосома» - Аппарат Гольджи.

«Ядро» - Цитоплазматическая мембрана,  «Хромосома» - Клеточный центр

Третий конкурс - «Что такое…?» - 10 минут.

Максимальная оценка 10 баллов. Правильный ответ – 1 балл.

Команда «Ядро»

  1. Клетка - элементарная единица живой системы.
  1. Прокариоты - это организмы, клетки которых не имеют ядра.
  2. Включения - это непостоянные структуры цитоплазмы.
  3. Цитоплазма - обязательная часть клетки, заключенная между плазматический мембраной и ядром.
  4. Лейкопласты – бесцветные пластиды.
  5. Граны – особые мембранные структуры,  образованные внутренней мембранной хлоропластов.
  6. Гликокаликс - это наружный слой оболочки животной клетки.
  7. Рибосомы - мельчайшие органоиды клетки, состоящие из р-РНК и белка.
  8. Пиноцитоз- это способ поступления в клетку жидких веществ.
  9. Плазмолиз - это отставание цитоплазмы от оболочки клетки.

Команда «Хромосома»

 1.Цитология - наука, изучающая строение и функционирование клетки.

 2.Хлорофилл – зеленый пигмент.

      3.Клеточная стенка - это наружный слой оболочки растительных клеток.

4.Фагоцитоз- это захват  плазматической мембраной твердых частиц.

      5.Хромопласты – это пластиды, с желтым, красным и оранжевым  

         пигментом.

6.Кристы – это многочисленные складки, образованные внутренней мембранной митохондрии.

7.Эукариоты - это организмы, клетки которых  имеют ядра.

      8.Деплазмолиз - это возвращение цитоплазмы к оболочке клетки.

9.Полисома – группа рибосом, осуществляющая сборку белковых

   молекул.

     10. Цитоскелет - система белковых нитей, пронизывающая цитоплазму.

Четвертый конкурс «Вещества» - 10 минут

Максимальная оценка 4 балла. Правильный ответ – 1 балл.

Команда «Ядро»

1. Какое вещество Леонардо да Винчи назвал «соком жизни»? (Воду.)

2.Английский ученый Пристли обнаружил, что мышь не погибнет в закрытом сосуде, если там находится живое растение. Что еще требуется в зтих условиях для того, чтобы мышь осталась жива? (Необходим еще солнечный свет)

3.В 1827 г. английский врач Праут разделил все органические вещества клетки на три группы. Как мы их называем? (Белки, жиры, углеводы.)

4. Сначала белки называли альбуминами, затем протеинами. Объясните эти названия. (Альбумин – белок куриного яйца, протеин – от proteus – первичный, основной.)

Команда «Хромосома»

1.Какое жизненно важное вещество являлось когда-то заменителем денег? (Поваренная соль.).

2.Французские фармацевты Пельтье и Каванту залили зеленые листья спиртом, а потом выделили из полученного раствора зеленое вещество. Как они назвали его. (Хлорофилл.)

3.Кто должен употреблять больше белка: студент или преподаватель? (Студент, у него идет  интенсивный пластический обмен)

4.Зачем морякам Британского флота давали лимонный сок? (Сок – источник витамина С, предотвращающего заболевание цингой.)

Дополнительный вопрос:  Юлий Цезарь оставлял в войсках только тех солдат, которые при виде врага краснели, а не бледнели. Объясните его выбор. (При выбросе адреналина, гормона агрессии, человек краснеет, а при выбросе норадреналина, гормона страха, человек бледнеет.)

Пятый конкурс  «Строение и функции клетки» - 10 минут

Максимальная оценка 6 баллов. Правильный ответ – 1 балл.

Команда «Ядро»

1. Как устроена эндоплазматическая сеть (ЭПС). (Система полостей и каналов, отграниченных от цитоплазмы мембраной.)

2. Каково строение рибосом? (Большая и малая субъединицы.)

3. Какова функция лизосом? (Содержит ферменты, расщепляющие белки; при повреждении или разрушении лизосом клетка растворяется.)

4. Какие углеводы встречаются в растительной и животной клетках в виде запасных включений? (В растительной – крахмал, в животной – гликоген.)

5. Какова функция хромосом? (Несут информацию о наследственных признаках клетки.)

6.Что произойдет с живыми клетками, если их поместить в:

а) дистиллированную воду;
б) физиологический раствор;

(Ответ: а – лопнут; б – останутся целыми.)

Команда «Хромосома»

1. Каков химический состав ядра? (ДНК, РНК, белки, углеводы, вода.)

2. Каково строение ядра? (Ядерная оболочка, ядерный сок, хромосомы, ядрышки.)

3. Каких трех органоидов нет у бактерий, в отличие от эукариот? (Ядра, ЭПС, митохондрий.)

4.Какая основная особенность вирусов? (Неклеточные формы жизни, способные размножаться только в живых клетках.)

5. Какое строение имеет комплекс Гольджи? (Сложная сеть мембранных полостей, трубочек и пузырьков.)

6. Что произойдет с живыми клетками, если их поместить в:

а) спирт;
б) концентрированный раствор солей?

(Ответ: а- погибнут; б –сморщаться.)

Шестой  конкурс «Черный ящик»- 5 минут

Командам предлагается определить, что спрятано в черном ящике. На обдумывание – 1 мин., за правильный ответ – 1 балл.

1-й ящик

В этом ящике находятся предметы, привезенные из Англии, с помощью которых было сделано великое открытие, приведшее к возникновению науки цитологии. Что за предметы находятся в ящике? (Лупа, пробка.)

2-й ящик

В ящик помещен прибор, о пользе которого знал еще Петр I. М.В. Ломоносов, первый ученый, систематически применявший его в своих научных работах, писал о нем в своем стихотворении:

Прибавив рост вещей, оно, коль нам потребно,
Являет трав разбор и знание врачебно.
Коль много … нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тайных в теле жил.
Что это за прибор? (
Микроскоп.)

Седьмой конкурс «Четвертый лишний» - 10 минут

     Каждой команде  предлагается из четырех органоидов выбрать лишний. Три органоида объединены  по определенному признаку, а четвертый является лишним. Найдите лишнее слово и аргументируйте свой ответ. Время 2 минуты. За правильный ответ и рассуждение - 4 балла.

ЭПС

комплекс Гольджи

рибосомы

лизосомы

рибосомы

митохондрии

включения

лизосомы

митохондрии

пластиды

рибосомы

ядро

пластиды

вакуоли

клеточная стенка

ядро

рибосомы - немембранные органоиды

включения не являются постоянными компонентами клетки

рибосомы не имеют двойной мембраны

ядро может быть как в растительной так и в животной клетке

ЭПС

комплекс Гольджи

лизосомы

клеточный центр

клеточная мембрана

цитоплазма

ядро

пластиды

рибосомы

митохондрии

ЭПС

включения

цитоплазма

митохондрии

рибосомы

лизосомы

клеточный центр – немембранный органоид

пластиды содержатся только в растительной клетке

включения не являются постоянными компонентами клетки

цитоплазма не является органоидом клетки

Восьмой конкурс «Удачное сравнение» - 10 минут. Кто быстрее?

Максимальная оценка 10 баллов. Правильный ответ – 1 балл.

  1. Какой органоид можно назвать «базой запаса» клетки? (комплекс Гольджи)
  2. Какое вещество клетки по строению сравнивают с витой лестницей. А по функциям с диспетчерским пунктом?   (ДНК)
  3. Работу каких компонентов клетки можно уподобить агентству связи?  (и-РНК)
  4. Какие «носильщики» работают  в клетке, что и куда переносят? (т-РНК)
  5. Какие органоиды клетки можно уподобить сборочному цеху? Почему? (рибосомы)
  6. Какой органоид клетки можно назвать «сахарным заводом»? Почему? (хлоропласты)
  7. За счет какой энергии работает «сахарный завод» клетки? (солнечной)
  8. Какой органоид клетки играет роль «силовой станции» клетки7 Почему? (митохондрии)
  9. Какой органоид можно считать «убийцей» клетки?   (лизосомы)
  10.  Какой органоид клетки  можно сравнить с сетью дорог, по которым транспортируются грузы?   (ЭПС)

III. Подведение итогов – 5 минут

Жюри подводит итоги конкурса, объявляет результаты и победителей.

Преподаватель благодарит всех участников конкурса, оценивает их работу.

 IV. Рефлексия – 5 минут

  1. Какие вопросы вызвали затруднение? Почему?
  2. Какие вопросы показались очень легкими? Почему?
  3. Было ли интересно соревноваться?
  4. Какие чувства испытывали по отношению к тем, кто затруднялся ответить?
  5. А не хотелось ли вам им помочь?
  6. Выберите изображение соответствующее вашему настроению.

http://festival.1september.ru/articles/520248/1.gif

Список используемой литературы.

  1. Беляев Д.К., общая биология. – М: Просвещение; 2011.
  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Общая биология. – М.:Дрофа, 2011.
  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д., Биология в 3 т. – М.: Мир, 2001.
  4. Реннеберг Р., Реннеберг И., От пекарни до биофабрики. – М.: Мир, 1991.
  5. Пименова И.Н., Пименов А.В., Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработкаурока по теме "История космических исследований"

Данный материал можно использовать на уроке в 7-8 классах по теме "Наши достижения" или как  материал для проведения внеклассного мероприятия по теме "Космос"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – КОНФЕРЕНЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» ТЕМА:ЦИТОЛОГИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА…

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  УРОКА – КОНФЕРЕНЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»ТЕМА:    ЦИТОЛОГИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА…...

Учебно-методическое пособие по Общей биологии, тема "Вирусы", 9-ый класс

Данное учебно-методическое пособие разработано в форме презентации, рекомендовано при изучении темы "Вирусы" в 9 - 10-ых классах....

Методическая разработка.Модульная технология. Название МП:Основы цитологии. Химическая организация клетки.Тема модуля:Биологические полимеры-нуклеиновые кислоты.ДНК.

Методическая  разработка. Модульная технология. Название МП:Основы цитологии. Химическая организация клетки.Тема модуля:Биологические полимеры-нуклеиновые кислоты.ДНК,Тип модуля: Открытие нового ...

Методические рекомендации к серии уроков раздела "Основы цитологии"

Данный проект включает в себя комплекс слайдов по теме «Основы цитологии» с иллюстрациями, видеоматериалами и интерактивными заданиями для учащихся. Разработано для оборудования MIMIO.С ти...

Методическая разработка по дисциплинам «Информатика» и «Основы социологии и политологии» Тема: Зачетная работа по офисным технологиям: Выборы в Государственную Думу РФ. Политические партии РФ.

Рассматривается методика организации и проведения интегрированного урока по информатике и основам социологии, политологии, направленного на формирование активной гражданской позиции с применением совр...

Методическая разработка урока по биологии тема "Сколиоз"

Конспект разработан для 9 класса в коррекционной школе...