Технологическая карта урока по теме "Водоросли-красные,зеленые,бурые"."
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Технологическая карта урока составлена с учетом требований к уроку при переходе на ФГОС. В ней указаны основные группы УУД формируемые на уроке, весь урок выстроен по этапам и к каждому этапу определена деятельность обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodorosli-zelenyekrasnyeburye.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме: «Водоросли – красные, бурые и зелёные».

Предметные результаты:

-формировать умение характеризовать основные группы водорослей.

-распознавать и описывать внешнее строение водорослей,

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

          2.   Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

2. Классифицировать биологические объекты на основе полученных выявленных критериев разных отделов водорослей.

3.Развивать умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе и справочниках).

  1. Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию в таблицированную форму.

Оборудование: таблицы, гербарий, , текст и рисунки учебника, технологическая карта урока, учебник “Биология.Обо все живом”. БАЛЛАСС. Москва 2012,.таблица, гербарии «Водоросли».

Термины и понятия урока: отделы зеленые водоросли;отделы красные водоросли; отделы бурые водоросли;

Тип урока: комбинированный

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

 Проб-лемная ситуация и актуали-зация знаний.

Здравствуйте, ребята, с какой группой растений мы начали знакомство на прошлом уроке?

- Почему мы относим их к растениям?

- Что мы знаем о питании этих организмов?

-– Что вы знаете о хлорофилле? 

– Чем представлено тело водоросли? 

– Какие способы питания характерны для водорослей? 

Высказывают свои предположения на основе имеющихся знаний, обобщив которые делают вывод.

Регулятивные:

  1. 1.Формировать умение составлять план работы на урок в соответствие с целью урока.  

Совместное открытие знаний.

Какие главные условия необходимы для процесса фотосинтеза?

Как, вы думаете, водная среда способствует процессу фотосинтезу?

У нас есть такие данные, как это может повлиять на жизнедеятельность водорослей?

Любой свет довольно быстро поглощается толщей воды. На глубину в 1 м проникает всего половина солнечных лучей, на глубину в 10 м – только пятая часть, на глубину в 100 м – 1% света с поверхности. Около 97% объема Мирового океана погружено в вечную тьму.

-Какой вывод  можно из этого сформулировать?

- Как глубина может повлиять на жизнедеятельность водорослей?

- Посмотрите на представленные слайды, чем отличаются представленные на них водоросли?

- Чем по вашему это можно объяснить?

- На какие группы можно разделить водоросли?

Высказывают свои предположения, обобщив которые составляют план своей работы. Планируют результаты своей деятельности.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

2. Формировать умения критического чтения материала, на основе полученных данных выявления биологических закономерностях.

 Самостоятельное применение знаний.

Все водоросли в зависимости от содержащихся в них пигментов делятся на большие группы-отделы. В природе существуют отделы- зеленых, бурых, красных и золотистых водорослей. Каждые имеют свои особенности строения и обитают в определенных условиях. Давайте выясним эти особенности. Для этого нужно заполнить таблицу «Особенности строения и жизнедеятельности основных отделов водорослей».

Отделы водорослей

Места обитания

Особ -сти строения

Примеры





Самостоятельная работа в парах.

Познавательные:

1.Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей;

Регулятивные:  

1.Классифицировать биологические объекты на основе полученных и выявленных критериев разных отделов водорослей.

2.Развивать умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках

Коммуникативные:

1.Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

Первичное применение знаний.

Проверяем заполненную таблицу, делаем выводы из полученных данных.

Для применения полученных данных на практике выполним ряд проблемных заданий.

1. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.

2. Ряска и спирогира растут в одном водоеме. Однако, их нельзя отнести к одной группе растений. Почему?

3. Бурые водоросли произрастают на глубине 50–100 м, где  зеленые водоросли расти уже не могут. Объясните почему.

4. Нитчатая многоклеточная зеленая водоросль спирогира, образующая так называемую лягушачью тину, встречается только в водоемах со стоячей водой, а нитчатый улотрикс – в ручьях, озерах и реках. Почему?

5. Учеными  было замечено, что бурая водоросль – ламинария сахарная, или морская капуста лучше растет в тех бухтах и заливах морей, которые находятся поблизости от городов. С чем это связано?

Предполагаемые ответы:

1. Глубоководные водоросли поглощают  часть солнечного спектра, которая проникает на большие глубины. Поэтому они имеют красную окраску.

2. Ряска – высшее растение. Спирогира – водоросль.

3. Бурые водоросли приспособились поглощать солнечные лучи на данной глубине, т. к. имеют специальные пигменты.

4. Улотрикс – многоклеточная нитчатая зеленая водоросль, обитает только в проточных водоемах -ей нужна болле чистая вода, а спирогира встречается только в водоемах со стоячей водой,т.к. Менее требовательная к чистоте воды.

5. В загрязненных бухтах больше питательных веществ для ламинарии сахарной, или морской капусты.




Познавательные:

1.выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:

1.Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений.

Рефлексия.

Ребята, в конце урока оцените свою работу на уроке.Заполнените лист самоценки своей деятельности на уроке.

Заполнение листа самоценки деятельности на уроке.

Регулятивные:

Контроль, коррекция, оценка деятельности на уроке.

 Итог урока.

Ребята, подведем итоги урока.

- Что мы узнали на уроке?

– По каким признакам водоросли относят к группе низших растений?


Домашнее задание: текст на с. 111–112.

Обмен мнениями по заданиям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...