"Сохраним лес от пожара"
методическая разработка по биологии по теме

Пашнина Тамара Григорьевна

Проект "Сохраним лес от пожара", проводится в рамках акции "Искра".

Цель проекта: информационно-профилактическая противопожарная работа, направленная на воспитание бережного отношения к природе,

формированию у учащихся навыков правильного поведения в лесу. Необходимо с дества воспитывать активную гражданскую ответственность за сохранение природы.

Материал можно использовать для проведения занятий по охране природы, классного часа, уроков Природоведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Сохраним лес от пожара»,  проводится в рамках  акции «Искра»

Цель:  Информационно-профилактическая противопожарная  работа.

Задачи:

1.Изготовление противопожарных листовок.

2. Проведение классных часов, бесед на тему «Сохрани лес от пожара. Правила поведения в лесу».

  1. Создать мультимедийную презентацию.
  2. Дежурство на  улицах города на дорогах ведущих к лесу.

Гипотеза:

  1. В конце прошлого века человечество осознало, что планета наша хрупкая и ранимая.

Самое уязвимое на ней – это леса.

Занятие  «Лесной пожар. Причины пожаров и правила поведения в лесу» в рамках  акции «Искра».

Цель: Посещая лес, и особенно при длительном нахождении в нем, необходимо обращать внимание на отношение к природе ваших спутников и не оставаться безучастным к фактам нарушения правил пожарной безопасности в лесах. Владеть полезной информацией, которая поможет определить ваше поведение в любой даже экстремальной ситуации, обеспечить личную безопасность и сохранить леса от пожаров.

Задачи: 1. Научить детей определять причины пожаров в лесу.

2. Изучить правила правильного поведения ребёнка при пожаре в лесу.

            Актуальность:  Жизнь без лесов на планете – замрёт

Общаясь с природой, смотрите вперёд!

Оборудование: мультимедийная презентация, листовки.

Содержание:

1 организационный момент.

2 Структура занятия.

1) вводное слово учителя  об уникальности леса;

2) выступление членов школьного лесничества «Причины пожаров»;

3) выступление учителя: «Лесной кодекс»;

4) мультимедийная презентация «Лесной пожар. Причины пожаров и правила поведения в лесу»;

5) обращение к жителям Слюдянского района «Сохраним леса Прибайкалья» - члены школьного лесничества раздают листовки учащимся;

6) рефлексия.

              1. Лес даёт нам бревна для строительства, доски для изготовления мебели, дрова для обогрева наших жилищ, сырьё для промышленности, лекарственные средства и многое, многое другое. Лес всегда рад встрече с нами, а лесные дары способны принести радость в любой дом. Приходи, будь желанным гостем, отдыхай, наслаждайся красотой природы, набирай сил, здоровья и даров леса. В течение веков он определял среду обитания, историческую судьбу, культуру, влиял на формирование образа жизни, языка и склада характера народа. Прежде всего, лес является экологически чистым источником,  который поддерживает основные природные компоненты – озера, реки, ручьи, животный и растительный мир, где человек может отдохнуть и набраться новых сил. Лес опресняет и очищает воду, наполняет её целебными свойствами. Если гибнет лес, то река мелеет и пересыхает. Это происходит потому, что весной на открытых пространствах снег тает очень быстро и снеговая вода за неделю сбегает в реки, вызывая их переполнение и загрязнение. В лесу под пологом крон снег тает ещё целый месяц. Лесная подстилка пропускает сквозь себя талые воды и непрерывно питает лесные ручьи и речки чистой отфильтрованной водой, пополняя реки и озёра. Вырабатывая кислород, задерживая кронами значительную часть солнечной радиации, обладая высокой пылеулавливающей и антибактериальной способностью, лес является единственным местом, где воздух всегда чист и свеж. Наблюдая за жизнью зверей и птиц в лесу, человек испытывает эмоциональное и эстетическое наслаждение, духовно обогащает свой внутренний мир.

Издавна отношение общества к природе складывалось как к неиссякаемому источнику богатств. Но со временем нерациональная деятельность человека оказывала пагубное воздействие на окружающий его мир. Наступило время, когда природа уже не может самостоятельно залечивать наносимые ей раны, и жизнь покидает когда-то полноводные реки, могучие леса.

      2. Антропогенная ПО обусловлена посещением леса населением с целью отдыха (рекреации) или выполнения каких-либо работ. Уровень ПО для леса со стороны населения оценивается количеством пожаров или источников загорания в год на тысячу жителей. Под источником загорания леса подразумевается любой источник огня (костер, спичка, окурок и т.п.), способный вызвать пожар при определенном сочетании погодных и лесорастительных условий.        

В настоящее время установлено, что число лесных пожаров зависит от количества населенных пунктов, расположенных на оцениваемой территории, и численности жителей в них. Чем малочисленней населенный пункт, тем больше времени проводят в лесу его жители и представляют для леса большую антропогенную ПО.

Помните, что в жаркую и сухую погоду следует быть предельно внимательным при использовании открытого огня, в лесах с мшистым напочвенным покровом, сухой травой и в непосредственной близости к молоднякам или насаждениям с густым хвойным подростом. Костры, горящие спички, тлеющие окурки являются причиной лесных пожаров, которые самостоятельно потушить удаётся редко.

        3.  Согласно статье 86 Лесного кодекса Российской Федерации, граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных   мероприятиях, охотиться, если иное не  предусмотрено законодательством РФ. В то же время посетители леса обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах. Сроки сбора дикорастущих плодов, ягод,  орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе в интересах пожарной безопасности лесов. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы  запрещают в необходимых случаях на период высокой пожарной опасности в лесах посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, а  также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда.        

 4. Мультимедийная презентация «Лесной пожар. Причины пожаров и правила поведения в лесу»

5. Задумываясь о общественных и межличностных отношениях, нормах и правилах поведения, люди нередко обращаются к природе, находя ответы в её закономерностях. Совокупность принципов сосуществования живых организмов в природе определяет развитие эволюционных процессов на планете. Неотъемлемой частью этой системы является и человек. В связи с этим, отдельное становление человеческого общества от природы – невозможно.

Рационально изменить окружающую среду, преумножить её богатства, мы сможем, если будем соблюдать правила экологически грамотного поведения в лесу, которые должны являться устойчивыми жизненными заповедями для каждого пользователя дарами природы. В целях предупреждения возникновения пожаров в лесу по вине людей запрещается:

- разводить костры в хвойных молодняках или в непосредственной близости к ним, в старых горельниках, на участках повреждённого и усохшего леса, на торфяниках, на лесосеках с оставленными порубочными остатками и заготовленной древесиной, под кронами деревьев, в местах с усохшей травой (весной, осенью), зелеными мхами (летом, осенью), лишайниками в любой период пожароопасного сезона;

        - использовать костры в лесу без принятия мер по предупреждению их распространения;

        - оставлять, даже на короткое время, костёр без присмотра, а, уходя, оставлять горящий или тлеющий костёр;

        - оставлять промасленный или пропитанный бензином, керосином или иными горючими веществами обтирочный материал в непредусмотренных специально для этого местах;

        - заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя;

        - курить или пользоваться открытым огнём вблизи машин, заправляемых горючим;

        - использовать машины с неисправной системой питания двигателя;

- курить при пеших переходах, передвижении на лошади, мотоцикле по лесным дорогам;

        - бросать на напочвенный покров с сухой травой (весной, осенью), зелёными мхами (летом и осенью) и лишайниками горящие спички и тлеющие окурки;

        - при движении по лесным дорогам выбрасывать из машины горящие спички, тлеющие окурки;

        - использовать на охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;

        - выжигать сухую траву в лесу, на лесных полянах, прогалинах, лугах и стерню на полянах.

Для предупреждения возникновения лесного пожара костры лучше разводить на специально подготовленных местах или на песчаной, каменистой косе у реки или ручья, на минерализованной придорожной полосе, удалённой от стены леса.

6. Рефлексия.

Литература.

1. «Лесные заповеди для населения» - пособие для посетителей леса, разработано при финансовой поддержке проекта «ФОРЕСТ» по согласованию с Федеральным Агентством лесного хозяйства МПР России коллективом авторов (Главацкий Г.Д., Гловацкая О.А., Ефремов Д.Ф., Забубенина О.В., Матвеев П.М., Михалев Ю.А., …) под редакцией Кузьмичева Е.П.

2. . Е. А. Щетинский «Тушение лесных пожаров», 2002, Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка материала по теме "Сохраним леса от пожаров"

В данной разработке имеются сообщения о профессии пожарных,игры,викторины....

Презентация "Сохраним лес от пожаров"

Презентация использована в ходе беседы о лесных пожарах в рамках акции "Вместе сохраним лес от пожаров"...

Практическая природоохранная деятельность на тему: «Сохраним лес от пожара!»

Практическая природоохранная деятельность на тему: «Сохраним лес от пожара!»...

Классный час "Сохраним леса от пожаров"

Классный час для учащихся 1- 4 и 5 - 11 классов...

Классный час «Сохранить книгу, сохранить цивилизацию, сохранить себя…»

Классный час посвящен значимости книг в истории человечества на примере современной литературы....

Итоги муниципального этапа регионального конкурса рисунков "Сохраним лес от пожара", 2024г.

Ребята, принявшие участие в конкурсе, постарались отразить в своих работах предупреждение пожаров, современную пожарную и спасательную технику для борьбы с лесными пожарами, борьбу с лесными пожарами,...

Итоги муниципального этапа регионального конкурса рисунков "Сохраним лес от пожара", 2024г.

Берегите лес от пожара! В лесу живут деревья, цветы, трава... Словом все, что помогает нам жить, дышать, дает кислород. И если это чудо исчезнет по причине пожара всему виной будут... люди. Конечно де...