Учебно-исследовательский проект "Экологическая тропа" в свете требований ФГОС
учебно-методический материал по биологии по теме

Бессонова Светлана Михайловна

Данная работа позволяет методически правильно выстроить исследовательскую деятельность учителя и учащихся в их практическом взаимодействии, позволяет увидеть структуру этой работы и ее результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательский проект

Экологическая тропа

Решаемая проблема:  

Потребительское отношение к природе родного края.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать:

Экологические тропы занимают значимое место в учебно-воспитательном процессе. Воспитательное значение экологических троп для учащихся особенно важно в настоящее время, в связи с мощными антропогенными нагрузками на природу и нарушением правовых норм природопользования. На экологической тропе создаются условия для разностороннего эстетического, этического, научного воспитания, а это главное условие для формирования экологической культуры, патриотических и гражданских чувств.

Целевая группа:

  1. Учащиеся школы (1 – 11 классы)
  2. Жители поселка

Что дает проект его участникам:

Руководитель проекта:

Совершенствует умение руководить исследовательской деятельностью учащихся, осуществлять дифференцированный индивидуальный подход к обучению, совместно с учащимися создавать проект, обладающий общественной значимостью, позволяет открывать новое в системно-деятельностном подходе к обучению.

Учащиеся:

Приобретают уникальный опыт  самостоятельной практической, общественно-значимой исследовательской деятельности. Формируются личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные компетенции  в уникальных условиях живой природы. Учащиеся приобретают активную жизненную позицию, не навязанную взрослыми, а осознанно через многообразие деятельности.

Родители:

Сопричастны происходящему, общая деятельность способствует поддержанию взаимопонимания со своим ребенком.

Население поселка:

В результате пропагандистской природоохранной  деятельности жители получают новую информацию о состоянии флоры и фауны в лесу и на реке, стремятся в связи с получаемой информацией соблюдать правила поведения в природе.

Идея проекта:

  1. Активная познавательная деятельность в природе.
  2. Привлечение учащихся и жителей поселка к экологическим проблемам Угранского края.
  3. Воспитание патриотизма и гражданственности, чувства ответственности за окружающий его мир.

Цели проекта:

  1. Организация учебной экологической тропы для Угранской средней школы.
  2. Создание информационного сайта для использования его учащимися и общественностью.  

Описание проекта:

  1. Выбор природных объектов.
  2. Подбор и изучение теоретического материала.
  3. Подготовка оборудования.
  4. Работа на экологических площадках.
  5. Отбор материала для будущих экскурсий.
  6. Оборудование тропы в помощь природе.

Этапы проекта:

  1. Определение темы, цели, задач, выбор рабочих групп.
  2. Планирование работы, постановка задач, определение источников информации, распределение ролей в группе.
  3. Выполнение проекта.
  4. Защита проекта.
  5. Осмысление учащимися хода и результатов проектной деятельности.
  6. Создание сайта, участие во Всероссийском экологическом форуме.

Планируемые результаты проекта:

  1. Определить маршруты экологической тропы.
  2. Организация экологических площадок.
  3. Методические разработки экскурсий для учащихся младшего и среднего звена.
  4. По итогам работы представить учебные исследования, пропагандистские плакаты, материал для публикаций в местной газете, фотоматериалы, описания флоры и фауны маршрута, экологического состояния отдельных участков, разработать правила поведения в природе и довести до сведения населению.

Оценка и обсуждение результатов проекта:

  1. Выступление учащихся на школьной учебно-практической конференции.
  2. Оформление материалов проекта на стенде школы «Экологический вестник».
  3. Проведение общешкольных фотовыставок, выставок творческих работ.
  4. Использование материалов экскурсий на уроках биологии, на занятиях творческого объединения школьников.

План реализации проекта:

  1. Определение темы, целей, задач, выбор рабочих групп  - 1 неделя.
  2. Планирование работы, постановка задач, определение источников информации                                                                                   - 2 недели
  3. Выполнение проекта                                                                    - 1 месяц
  4. Защита проекта                                                                              -1 день
  5. Осмысление учащимися хода и результатов проектной деятельности, оценочная деятельность                                                              - 1 неделя

Консультации специалистов:

  1. Педагоги дополнительного образования.
  2. Охотовед местного охотничьего хозяйства.
  3. Специалисты  Угранского лесхоза.
  4. Учителя биологии, географии, экологии.

Ресурсы проекта:

  1. Информационные, интернет.
  2. Финансовые

Команда проекта:

  1. Учитель – организатор проектной деятельности, консультант.
  2. Учащиеся – активные участники.
  3. Родители – помощники.

Достигнутые результаты проекта:

  1. Население поселка в результате пропагандистской природоохранной деятельности ( публикации в местной газете, плакаты-листовки, фотоматериалы, массовые школьные мероприятия) стали более бережно относиться к окружающей природе. Люди соблюдают правила поведения в природе. Уменьшилось количество мусора в местах отдыха, прекратилось браконьерство на реке, перестали собирать букеты из редких и исчезающих растений.
  2. Учащиеся осознанно и с интересом усваивают теоретический материал на уроках биологии, используют натуральные объекты, собранные на экскурсиях, охотно проводят самостоятельные мини исследования.
  3. Учащиеся организовали и провели учебно – практическую конференцию по результатам проекта.
  4. Проведены отчеты по результатам учебных исследований. Многие работы послужили основой для подготовки экзаменационных рефератов по биологии.
  5. Создан группой учащихся сайт Угранской школы «Экологическая тропа», который участвовал во Всероссийском экологическом форуме «Зеленая планета – 2011» и стал лауреатом конкурса. Адрес сайта: WWW. eco-tropa.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основ...

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС . Чем отличается идеология, структура,  требования, содержание  ФГОС  от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускн...

Особенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требования ФГОС основного общего образования

Доклад на ГМО учителей  экономики на тему : Осоенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требований ФГОС основного общего образования...

Организация внеурочной деятельности обучающихся по естественнонаучным предметам в свете требований ФГОС ООО

Стендовый доклад, выполненный в соавторстве с учителем химии МОУ "СОШ № 73" Дувановой Т.В....

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в соответствии требованиями ФГОС

Сегодня наблюдается стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Речь идет о способностях к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициати...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся в свете требований ФГОС

В статье рассматриваются некоторые проблемы внедрения исследовательской и проектной деятельности учащихся в школе...