Методическая разработка урока "Вода...Как много в этом слове..!"
методическая разработка по биологии (8 класс)

Галина Николаевна Платухина

 

Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде.

Сегодня на уроке мы говорим не только об уже известных всем свойствах воды, но и о новых интересных открытиях ученых, о правильном использовании, охране воды и других вопросах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimn_vode.rar14.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Токаревская СОШ №2  Токаревский район Тамбовская область

Методическая разработка  урока  чистой воды

«Вода… Как много в этом слове!»

автор: учитель химии и биологии

Платухина Галина Николаевна

Цель урока:  

- сформировать активную жизненную позицию в направлении охраны окружающей среды.

Задачи урока:

1. Образовательные:

 - обобщить знания учеников о воде как веществе;

 - обобщить и расширить знания учеников о гидросфере – водной оболочке Земли;

 - показать последствия воздействия человека на природу.

 2. Воспитательные:

 - продолжить формирование убежденности в необходимости охраны окружающей среды (в частности гидросферы).

 3. Развивающие:

 - развитие познавательного интереса учащихся к глобальным проблемам современности.

Оборудование: презентация учителя, ПК, мультимедиапроектор, экран, презентации учащихся, «Песенка водовоза из к/ф «Волга-Волга».

Категория детей: обучающиеся 8 класса.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Звучит «Песенка водовоза из к/ф «Волга-Волга», сообщение темы и эпиграфа к уроку (слайд 1, 2), определение совместно с учащимися цели и задач урока (слайд 3, 4).

Эпиграф к уроку:

«Вода, у тебя нет цвета, нет вкуса, нет запаха, тебя невозможно описать, люди тобою наслаждаются, при этом не ведая, что ты есть такое.. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты есть сама жизнь». Антуан де Сент-Экзюпери

Вступительное слово учителя.

Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде.

Сегодня на уроке мы говорим не только об уже известных всем свойствах воды, но и о новых интересных открытиях ученых, о правильном использовании, охране воды и других вопросах.

(Запись темы урока в тетрадях учащихся).

2. Актуализация знаний.

Учитель: Вода - самый удивительный минерал на Земле, удивительный потому, что она создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворительное влияние на климат континента. Водные потоки формируют поверхность нашей планеты; в одних местах они разрушают горные породы, в других - создают обширные низменности. Может быть, именно наличием воды наша планета отличается от других планет Вселенной. Вода незаменима, ее можно назвать самым ценным минералом Земли. В самом деле, что может быть ценнее? Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого; целебной и очистительной силой плодородия (слайд 5).

Учащийся демонстрирует презентацию на тему: «Вода – ценный минерал Земли»

3. Изучение нового материала.

Учитель: Существует пословица: Вода - кровь земли. Ученые считают, что именно в воде зародилась жизнь на Земле.

(учитель читает стихотворение про воду – слайд 6)

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою,

А в сущности просто вода…

Бережная ширь океана

И тихая заводь пруда, –

Каскад водопада и брызги фонтана,

А всё это только вода.

В бирюзовой дали исчезая,

Лебедями плывут облака

Вот туча идет грозовая,

А в сущности только вода.

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

Как пухом, зимой одевает

Снег белый родные поля,

Но время придет все растает

И будет простая вода.

 Учитель: Восточная мудрость гласит: «Ты то, что ты ешь!». (слайд 7) Оказывается, не меньшее значение для нашего здоровья имеет вода, которую мы пьем.

Проводится исследовательская работа по определению пригодности воды для питья. (Приложение 1,).

Учитель: Несмотря на огромное значение воды в природе и жизни человека, воды Мирового океана интенсивно загрязняются. Антропогенное влияние коренным образом изменяет лик Земли.

Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Что вам известно о загрязнении воды? Считаете ли вы эту проблему важной? (слайд 8, 9).

Под загрязнением водоемов понимается снижение их биосферных функций в результате поступления повышенных концентраций вредных веществ.

2) Каковы источники загрязнения? Основные загрязнители? (слайд  10-15)

Выделяют три вида загрязнений: 1) биологическое, 2) химическое, 3) физическое.

  1. биологическое. сброс в воды водоемов большого количества органических веществ, способных к брожению. Один комплекс для откорма 10 тысяч голов скота дает столько же сточных вод, сколько город с 100 тысячным населением. Чрезмерное обогащение биогенами водоемов приводит к их эвтрификации, т.е. резкому повышению биопродуктивности. «Цветение» воды и отмирание сине-зеленых водорослей - источник вторичного загрязнения. Биологическое загрязнение приводит к бактериологическому заражению. С этим видом загрязнения связан ряд проблем в области общественной гигиены (гепатит, холера,кишечные инфекции).
  2. химическое. Соли тяжелых металлов (Свинца, ртути, железа, меди) Нефть и нефтепродукты Нитраты, фосфаты (СПАВ-синтетические поверхностно-активные вещества) Фенолы, пестициды и др. органические яды.
  3. физическое. сброс в водоемы нерастворенных материалов – глин, как отходов производства. Оседая на дно, глинистая тонкодисперсная фракция погубит выметанную икру рыб. Тепловое загрязнение. Вода от ТЭЦ, поступая в водоем, приводит к повышению t 0 C воды в нем. Растворимость газа в воде уменьшается с ростом t 0 C. Это приводит к уменьшению О2 в воде. Дыхание биоценозов ухудшается, размножаются микроорганизмы и вирусы (яйца аскарид).

3) Каковы методы очистки воды? (слайд 16)

А) Механическая фильтрация. Самый простой способ очистки воды. Механическая очистка воды обеспечивается улавливанием частиц нерастворенных веществ за счет разницы размеров самих частиц и каналов фильтра, по которым протекает очищаемая вода.

Б) Электрохимическая очистка. Основана на сложных окислительно-восстановительных реакциях, которые происходят в воде при воздействии на нее сильного электрического тока и приводят к образованию так называемой "живой" и "мертвой" воды.

В) Дистилляция. В дистилляционных системах вода сначала испаряется, а затем конденсируется. То есть, дистилляция – процесс очистки жидкостей, заключающийся в испарении жидкости с последующей конденсацией пара.

Учитель: а теперь давайте оценим количество воды, употребляемое каждым из нас.

Учащиеся должны оценить количество воды, употребляемое ими во время еды, умывания, посещения туалета, купания, уборки, стирки. На основании данных строят график (слайд 17)

Учитель: Так как вода используется всеми членами семьи для стирки, мытья посуды и других бытовых нужд, можно умножить используемое количество воды на количество членов семьи. Как же нам сэкономить расход воды в быту («мозговой штурм»)

4. Закрепление изученного материала.

Учитель: Для закрепления изученного материала проведем самостоятельную работу по теме: « Анализ проблемных ситуаций». (слайд 18)

Цель работы: предоставляя возможность учащимся самостоятельно принимать решение относительно определенной экологической ситуации, способствовать развитию экологического сознания, экологического мышления, воспитанию экологической культуры в целом.

 Учащиеся предварительно разбиваются на группы. Задания выдаются по карточкам.

ГРУППА 1: Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

 а) выбросите его в реку;

 б) оставите на берегу;

 в) поступите как-то иначе.

 ГРУППА 2: После весеннего разлива рек в понижениях остается много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:

 а) ничего не стану делать – пусть природа сама разбирается;

 б) наловлю, чтобы сварить уху;

 в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

 ГРУППА 3: Если вам представится возможность построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?

 а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья;

 б) выберите полянку, находящуюся на расстоянии около 300 м от воды и без широкого вида на реку;

 в) поступите как-то иначе.

 ГРУППА 4: Катаясь на лодке, вы встречаете много цветущих водных растений, как вы поступите?

 а) просто полюбуетесь их красотой?

 б) решите, что нужно собрать букет и сорвете их;

 в) решите, что обязательно сюда вернетесь и сфотографируете их.

  Варианты ответов выслушиваются и обсуждаются.

5. Подведение итогов урока.

Учитель: В заключение возвращаемся к поставленной в начале урока цели. Что выполнили, что не получилось и почему.

 Мы сегодня актуализировали знания о воде, полученные вами раннее, исследовали питьевую воду, рассмотрели основные источники загрязнения воды и предложили мероприятия по охране воды от загрязнения. (слайд 19)

Таким образом, цель нашего урока: сформировать активную жизненную позицию в направлении охраны окружающей среды, выполнена.

6. Домашнее задание (слайд 20). 

Варианты творческих заданий:

-найти отображение темы воды в литературе нашей страны.

- подготовить рекламную продукцию по водосбережению, охране воды.

Закончим урок словами Е. Евтушенко: (слайд 21)

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Список использованной литературы

1. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии 8-11 классы. Волгоград, 2010.

2. Колесов Д.В. Основы гигиены и санитарии. Учебное пособие для 8-11 классов. М., 2009.

3. Мамедов Н. М., Суравегина И.Т. «Экология», учебное пособие для 8 – 9 классов, М., 2006.

4. Мансурова С.Е. «Практикум по общей биологии», М., 2006.

5. «Свет жизни», пособие для учителей к учебному курсу по экологии, М., 2005.

6. Фадеева Г.А. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. Волгоград, 2009.

7.http://russian-water.ru/russian-water-main/80-urok-chistoj-vodi.html «Методические материалы к Всероссийскому Уроку Чистой воды».

8. www.water.ru/bz/likbez/aboutw.shtml «О воде».  

9. http://watermarket.ru/articles/2599 «О запасах пресной воды».

10. http://www.odnavoda.ru/txt.php?id=145 «Международная  академия здоровья о воде».

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Инструктивная карточка

Определение пригодности воды для питья.

Предварительные замечания. Вода пригодная для питья, не должна содержать механических примесей, вредных соединений, болезнетворных микробов. Это, конечно, не значит, что вода для питья должна быть дистиллированной.

В природе абсолютно стерильную воду найти практически невозможно. Необходимо только, чтобы микроорганизмов было немного. Гигиенисты определили предельно допустимые концентрации вредных веществ и микроорганизмов, и если анализы питьевой воды показывают, что они не превышают установленных ПДК, пить такую воду можно.

Для бактериологического анализа воды нужны питательные среды. Их можно приготовить дома и простерилизовать в скороварке.

Рецепты питательных сред.

  1. желатиновая питательная среда. 4 г желатина растворить в 100 мл горячей воды. Разлить в чашки Петри, простерилизовать и дать застыть.
  2. Крахмальная  питательная среда. Приготовляется только из картофельного крахмала. 8 г крахмала всыпать в 100 мл холодной воды и тщательно перемешать. Подогревать при помешивании на слабом огне, чтобы не было комочков. Масса должна получиться гомогенной. Полученную массу разлить в чашки Петри слоем около 1 см.

После приготовления питательной среды, чашки Петри простерилизовать в течение 20 минут. Хранить чашки Петри после стерилизации в завернутую пергаментную бумагу.

Цель исследования: определить пригодность различных образцов воды для питья.

Оборудование: вода (водопроводная, грунтовая, родниковая), раствор перманганата калия, раствор уксусной кислоты, склянки, стаканы, воронки, пипетки, фильтровальная бумага, стерильные чашки Петри с питательной средой.

Методика  исследования:

  1. возьмите 3 стакана и налейте: в первый - водопроводную, во второй- грунтовую, в третий – родниковую воду.
  2. Рассмотрите содержимое стаканов. Определите цвет, прозрачность, наличие мути в воде.
  3. Каждую пробу отфильтруйте. Для анализа возьмите по 50 мл воды каждого образца.
  4. Для определения органических веществ в растворе от фильтрата каждой из проб возьмите по 2 мл и подкислите ее несколькими каплями уксусной кислоты. Затем по каплям добавляйте раствор перманганата калия. Подсчитайте, сколько капель перманганата калия необходимо для полного окисления органических веществ, содержащихся в пробе. С этой целью продолжайте капать раствор до тех пор, пока вода в пробирке не станет розовой и такая окраска будет держаться не менее 1 мин.
  5. Микробиологический анализ воды: наберите в пипетку 1 мл исследуемой воды и вылейте ее на застывший питательный субстрат в чашку Петри. Жидкость должна равномерно распределиться по поверхности субстрата.
  6. Через сутки подсчитайте количество выросших колоний микробов. Они образуют хорошо заметные простым глазом пятна белого, желтого или другого цвета. Сравните между собой пробы по числу колоний.
  7. Заполните таблицу:

Вода, взятая для исследования

Параметры исследуемой воды

Цвет

Прозрачность

Наличие мути в фильтрате

Наличие крупных частиц на фильтре

Наличие органических соединений

Микробные загрязнения

Водопровод-ная

Грунтовая

Родниковая

Оценка результатов исследования.

В норме вода должна быть бесцветной и прозрачной. Если вода окрашена в красноватый цвет, можно предположить наличие в ней солей железа. Непрозрачность воды может быть объяснена наличием в ней взвешенных или мелких коллоидных частиц. Присутствие мути в фильтрате говорит о том, что в воде содержится коллоидные частицы. Воду, содержащую органические примеси, нельзя применять без предварительного кипячения или химического обеззараживания. Вода считается пригодной для питья, если число колоний микробов не превышает 100. Однако, ее следует прокипятить. Если число колоний больше 100, потреблять такую воду нельзя даже в кипяченом виде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семья, как много в этом слове"

Классный час в 4 - 5 классе, приуроченный к Дню семьи....

классный час "Семья! Как много в этом слове..."

Разработка мероприятия по теме "Семья и семейные ценности" представляет собой конспект, состоящий из стихов, конкурсов, пословиц, различных заданий....

Семья...как много в этом слове

Классный час 1 сентября День семьи...

Классный час "Семья, как много в этом слове..."

Классный час "Семья, как много в этом слове"...

Классный час "Семья, как много в этом слове..."

Классный час "Семья, как много в этом слове"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ: «Семья, как много в этом слове»

БОУ ОО СПО «Омский колледж торговли экономики и сервиса»             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Тем...