Влияние занятий настольным теннисом на зрение
творческая работа учащихся по биологии (7 класс) по теме

иследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soev_artem_npk.docx162 байта
Файл sysoev_artem_npk.docx43.59 КБ
Файл buklet_artem.docx284.04 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                  Городская научно - практическая конференция обучающихся

«Россия: новое тысячелетие»

Влияние занятий настольным теннисом на зрение

Направление: естественые науки.

Область исследования – биология.

Автор работы:

Ученик  7 класса

МОУ СОШ №21 Сысоев Артем

Руководитель:

учитель химии и биологии  МОУ ООШ 21

Козлова А.В.

Оленегорск – 2013 г.

Содержание.                                                                                                                                   стр.

1. Введение. -----------------------------------------------------------------------------------------------4                                                                                                    

2. Основная часть ----------------------------------------------------------------------------------------6                                                                                          

     1. Строение глаза.-------------------------------------------------------------------------------------6

     2. Что является причиной ухудшения зрения---------------------------------------------------6

     3.  Заболевания глаз чаще всего встречающиеся у детей ------------------------------------6

     4.Что такое перенапряжение глаз и отчего оно возникает-----------------------------------7

     5. Рекомендации профессора – офтальмолога О.П. Панкова--------------------------------8

     6. История названия игры --------------------------------------------------------------------------9

     7. Описание игры-------------------------------------------------------------------------------------9

     8.Список литературы-------------------------------------------------------------------------------13

      3. Заключение.    ----------------------------------------------------------------------------------------11

      4. Приложения-------------------------------------------------------------------------------------------14

                                                                                                       

                                                                                                     

Актуальность работы. 

                    Вряд ли кому-то приходил на ум вопрос, что такое зрение. Разумеется, это возможность видеть. Однако знаете ли вы, насколько далеко может видеть человек с хорошим зрением? Впрочем, вряд ли в наш век высоких технологий и слабых нервов у вас остались еще знакомые, которые могут похвастаться особой остротой зрения.
 
        70% информации об окружающем мире мы получаем от зрения - это уникальный дар природы. Но разве мы ценим то, чего не замечаем? Часто ли вы задумываетесь о воздухе, которым дышите? Наверное, только оказавшись под водой. Вот и зрение свое мы не ценим. В итоге рано или поздно приходится надевать очки и линзы. Так что теперь хорошее зрение - это настоящий показатель здоровья человека, и не менее трети населения планеты его уже потеряло.

         Работа содержит 16  страниц, состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы. Использовано восемь библиографических источников.

Гипотеза:  предположим, что влияние настольного тенниса на зрение будет эффективно, если

  1.  проводить занятия настольного тенниса регулярно;  
  2. учитывать индивидуальные физические особенности подростка среднего школьного возраста.

       

Введение.

           Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

Здоровый образ жизни и спорт все более активно входят в нашу жизнь. С одной стороны все большее значение в обществе приобретают интересы профессиональных спортсменов, с другой стремление к здоровому образу жизни через получение оптимальной физической нагрузки переживает в последнее время настоящий бум. Не секрет, что спортивные игры полезны для здоровья. Когда мы говорим не о профессиональном спорте, а о занятиях личного характера, то вспоминаем футбол, гимнастику, баскетбол, но очень редко – настольный  теннис. А ведь эта игра популярна как у студентов, так и у президентов.

 Повсюду мы видим новые фитнесс - центры, футбольные поля, лыжные трассы … и на них людей в очках. А могут ли они заниматься спортом или фитнесом, не нанесет ли это ущерб их здоровью? Исследования показывают, что более 95% младенцев рождается с нормальным зрением и без дефектов глаз. Из интернет ресурса на  Приложении 1, видно, что  очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, которое можно было бы в какой-нибудь мере считать нормальным.                                                                                                                 

Вопрос, касающийся зрения меня  очень заинтересовал, так как я  на себе ощутил неприятные последствия снижения зрения. В нашей школе немало учеников, которые периодически или постоянно используют очки.

В своей работе вместе с руководителем мы  определили  цель исследовательской  работы - изучить проблему снижения зрения у школьников и предложить один из путей решения  данной проблемы для родителей, педагогов, учащихся.

А также задачи:

  1. провести анкетирование среди учащихся школы №21  и ДЮСШ «Олимп», родителей для определения:

  1. выявить  соблюдают ли учащиеся гигиены зрения при  выполнении домашнего задания и работе за компьютером;
  2. показать влияние настольного тенниса на улучшение зрения на личном примере.

Методы исследования:

  1. работа с различными источниками информации;
  2. анкетирование;

В моей работе можно выделить несколько этапов:

Предварительный: январь – февраль – изучение литературы по теме, формулировка вопросов, которые требуют дальнейшего изучения.

Основной: проведение исследования по теме : анкетирование, составление таблиц, фотографирование объекта наблюдения.

Заключительный: обобщение и анализ полученных результатов, подведение итогов и оформление работы.

Основная часть

1.  Строение глаза

 Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90 % всей информации из окружающего мира люди получают через глаза.

Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий физик Герман Гельмгольц (1821 - 1894) установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевёрнутым и уменьшенным.

2.Что является причиной  ухудшения зрения?

Причин ухудшения зрения много. Одна из основных причин - слишком большие нагрузки на органы зрения.  Вторая причина - неправильное питание детей, причем даже в обеспеченных семьях. В итоге организм не получает всех жизненно важных  витаминов, необходимых для нормального зрения. Свою роль играет и наследственная предрасположенность. Если хотя бы один из родителей страдает близорукостью, у ребенка появляется шанс ее унаследовать.

 Но не менее важно и другое: родители не придают должного значения ранней профилактике.

3. Какие заболевания глаз  чаще всего встречаются у детей?

Если появляются какие-то сомнения, нужно обратиться к врачу. У многих людей нарушено зрение: одни прищуриваются, когда рассматривают предметы, другие носят очки.  

Одним из заболеваний глаз является близорукость, а  нередки случаи гиперметропии, то есть дальнозоркости, астигматизма и даже врожденных катаракты и глаукомы.  

Астигматизм может быть наследственным, также часто астигматизм имеется у человека уже при рождении. Астигматизм может развиваться из-за давления глазных век на глазное яблоко, неправильного положения или сильного приближения глаз к предметам (например, при работе за компьютером).

Астигматизм— одна из самых распространенных причин низкого зрения. Часто астигматизм сочетается с близорукостью (миопический астигматизм) или с дальнозоркостью (гиперметропический астигматизм).

Наиболее важные исследования были проведены в 1968 году американским ученым         Янгом, который работал на Аляске, изучая семейства эскимосов. Эскимосы – родители были неграмотными людьми, а их дети - первым поколением, начавшим посещать школу.  То, что открыл Янг обеспокоило специалистов по проблемам со зрением. Из 130 родителей 128 имели прекрасное зрение на расстоянии и только у двух наблюдались небольшие проблемы. С другой стороны, у более половины детей была выявлена значительная близорукость. (Близорукостью называют неспособность четко видеть отдаленные предметы). Зрение у родителей и детей должно быть одинаковым, так как племя жило обычной жизнью эскимосов, то есть охотой и рыболовством, у них были равные условия проживания, одинаковая пища.  Ясно, что дети – эскимосы не унаследовали эту болезнь. Янг сделал заключение, что долгое время, проводимое детьми за чтением и приготовлением школьных заданий, вызвали близорукость.         

Часть перегрузки глаз объясняется тем, что человек пользуется глазами при условиях совершенно иных, чем те, при которых глаз первоначально развивался и для которых он приспосабливался.

4.  Что такое перенапряжение глаз , и от чего оно возникает?

Чтобы ответить на этот вопрос, я отправился  к медсестре в школе.  Людмила Петровна  пояснила, что перенапряжение глаз это –  чувство усталости  -  астенопия, когда после длительной зрительной работы, после чтения мелких текстов или после нескольких часов работы на компьютере появляется покраснение глаз, чувство усталости и тяжести век, зуд и ощущение инородных тел в глазах. Данная ситуация не является заболеванием. Глаза, как и любой другой орган человека состоят из тканей, которые имеют определенный предел усталости.

Наша  основная задача – не доходить до этого предела, а решать этот вопрос с помощью простейших правил гигиены зрения и гимнастики для глаз. 

Очень важны все основные гигиенические вопросы режима для школьника - построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время. В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период.

Мы провели анкетирование учащихся и их родителей и получили следующие результаты:

Результаты анкетирования учащихся:

  1. 27% опрошенных ответили, что имеют плохое зрение, но только 6% из них носят очки.
  2. Для выяснения наследственных факторов на снижение зрения мы выяснили, что 25% родителей имеют плохое зрение
  3. Большая часть опрошенных  тратит около 3 часов на выполнение домашнего задания.
  4. 30% не имеют настольную лампу, обеспечивающую необходимое освещение при работе с учебником и выполнении письменных работ.
  5. 41% опрошенных проводит за компьютером около 4 часов

Результаты анкетирования родителей:

  1. Родители отмечают, что 32% детей имеют плохое зрение и только 6% из них носят очки.
  2. 25% родителей сами в очках.

Исходя из полученных данных по всем анкетам, можно сделать следующие выводы:

  1. Существуют наследственные факторы, влияющие на снижение зрения у детей.
  2. Некоторые учащиеся не соблюдают режим зрительных нагрузок, что приводит к переутомлению глаз.
  3. Большинство учащихся не выполняют гимнастику для глаз, способствующую расслаблению и укреплению зрительных мышц.
  4. Некоторые родители недостаточно ограничивают по времени своих детей в работе за компьютером.
  5. Не все учащиеся имеют достаточное освещение для работы за письменным столом.

5.  Рекомендации профессора-офтальмолога О.П.Панкова.

Профессор-офтальмолог О.П.Панков рекомендует просто регулярно играть в спортивные игры, например в настольный теннис. В своей книге он пишет: «Для целей тренировки зрения попробуйте использовать цветные теннисные шарики. Рекомендуем окрашивать шарики в яркие цвета — алый, оранжевый, зеленый, голубой. Меняйте шарики во время ежедневных тренировок — каждый новый матч проводите с шариком другого цвета. Во время занятий работают практически все группы мышц глазного яблока, хорошо развивается координация движений.

Нас заинтересовала данная рекомендация, и мы решили:

  1. узнать, что такое теннис  - вид спорта или игра?
  2. провести анкетирование спортсменов ДЮСШ « Олимп» теннисного отделения;

Настольный теннис (пинг-понг) — вид спорта, спортивная игра, основанная на перекидывании специального мяча ракетками через игровой стол с сеткой по определённым правилам. Целью игроков является достижение ситуации, когда мяч не будет отбит противником или же, отбитый мяч из-за слишком большого динамического усилия перелетит за территорию стола игрока.

6. История названия

         Впервые название «Пинг-Понг» стало встречаться, начиная с 1901 года (до этого в ходу были аналогичные по интонациям названия: «Флим-Флам», «Виф-Ваф» а также «Госсима»). Джон Джаквес зарегистрировал придуманное название. Оно получилось из сочетания двух звуков: «пинг» — звук, издаваемый мячом, когда он ударяется о ракетку, и «понг» — когда мяч отскакивает от стола.

7. Описание   игры

         Игра происходит на столе размером 2,74 метра на 1,525 метра. Высота стола — 76 см. Стол обычно сделан из ДСП или похожего материала и выкрашен в зелёный, тёмно-синий или чёрный цвет. Посередине стола находится сетка высотой 15,25 см. При игре используются ракетки, сделанные из дерева, покрытого одним или двумя слоями специальной резины с каждой стороны. Мяч для настольного тенниса сделан из целлулоида. Размер мяча — 40 мм в диаметре, масса — 2,7 г. Мяч должен быть окрашен в белый или оранжевый цвет. 

         Настольный теннис положительно влияет на зрение человека, ведь человек в процессе игры постоянно следит за движением мячика, таким образом, выполняя специальную зарядку для глаз. Игра улучшает концентрацию внимания и развивает способность быстро реагировать на то или иное действие. Благодаря постоянному передвижению участника вдоль стола укрепляются и мышцы ног, а также сердечно - сосудистая и дыхательная системы. Даже детям дошкольного возраста будет полезно поиграть в пинг-понг. С его помощью они смогут усовершенствовать координацию движений, реакцию, сосредоточенность, что порой дошкольникам бывает очень нужно. А необходимость использования ракетки во время игры поможет малышам в дальнейшем быстрее учиться овладевать прочим спортивным инвентарем.

       Умение играть в теннис повышает социальный статус и помогает в дальнейшей жизни. Даже сам процесс обучения увлекателен и интересен. Много взрослых людей приходят учиться играть в теннис и жалеют, что не научились этой игре в детстве. По неофициальным данным, по замечаниям людей просто увлекающихся этим спортом, можно сделать вывод, что настольный теннис хорошо влияет на умственную деятельность.

            Можно с уверенностью сказать, что настольный теннис положительно влияет на здоровье человека, при этом не требуя особых усилий и принося массу удовольствия и приятных эмоций.    

           Пообщавшись с ребятами из ДЮСШ «Олимп», нам стало интересно, повлиял ли теннис на их зрение. Мы опросили 10 человек, 6 из которых по началу занятий пинг-понгом  имели плохое зрение, вскоре 3 из них полностью отказались от очков, а остальные используют очки при необходимости.

         Чтобы продемонстрировать весь процесс улучшения остроты зрения от постоянного ношения до полного отказа от очков, привожу свои результаты, основанные на анализе документов (справок,  полученных у врача - офтальмолога)   Приложение 2

     Вывод: на своем личном примере доказал, что влияние настольного тенниса на остроту  зрение эффективно, в том случае если занятия проводились  регулярно и с учетом индивидуальных особенностей.

Занятие теннисом отличный шаг на пути к здоровому образу жизни, а для кого-то и путь в большой спорт, для кого-то это способ общения и приобретение новых друзей, а для меня теннис это и зрение, и общение, и  поддержание физической формы, и  стремление к улучшению спортивных достижений.

                                                             Спортивные достижения:

золото

серебро

Бронза

14

9

3

Участник Международных соревнований:  «Первые ласточки»;  «Кубок Никитина»; «Восточно – Европейская лига чемпионов»

Ежегодных соревнований Северо- западного Федерального округа;

Многократный чемпион Мурманской области среди юношей.

Обладатель Кубков: Заслуженного тренера России  Власова Владимира Александровича; открытого турнира г. Мурманска  посвященный Дню защитника отечества; открытого  Рождественского  турнира ДЮСШ №17 г. Мурманска.

Награжден Дипломом Администрации г. Оленегорска в номинации «Лучший спортсмен 2012года.

Заключение.

       Таким образом, в ходе исследования все поставленные задачи были выполнены.Цель достигнута, так как я изучил   проблему снижения зрения у школьников.

Гипотеза выдвинутая в работе, что влияние настольного тенниса на зрение будет эффективно, если проводить занятия настольного тенниса регулярно с учетом индивидуальных физических особенностей подростка среднего школьного возраста, подтвердилась.

На основе проведенного исследования были созданы буклеты «Рекомендации для начинающих заниматься теннисом» для родителей и детей.  Приложение 3

Цель создания буклета - результаты исследования, информацию, полученную из различных источников, донести до других ребят, а также их родителей для привлечения к занятиям настольного тенниса.

В буклетах я собрал    рекомендации для начинающих заниматься теннисом родителей и детей, а также информацию о  расположении ДЮСШ «Олимп».

Я уверен, что проведенное исследование и созданные буклеты, которые содержат полезную информацию помогут ребятам и взрослым стать крепкими и здоровыми, достичь поставленных целей.


Источники:

  1. Интернет – ресурсы:
                             
    www.wikipedia.org;

                         www.eyeshelp.ru;

                        www.vseozrenii.ru.

                     http://www.glazmed.ru/lib/public13/goodvision013.shtml

  1. Литература:

Грегори Р. Разумный глаз. — М., 2003.

Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. — М., 1970.

Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. — М.: «Мир», 1990. — 239 с.

Молковский А. Зрение человека. — С.: «Слово», 1983. — 347 с.

                                                                                                           

                                                                                                           

                                                                                                                                    Приложение1.

       

  Приближённый процент нормального зрения среди лиц разного возраста.

Возрастная группа

Процент лиц с недостатками зрения

Новорождённые

0,5

Учащиеся средней школы

20

Студенты

40

40 лет

60

95 лет

95

                                                                                                                                                                                                                             

   Приложение 2             Результаты анкетирования

                                                                                                         

Годы

Кол-во детей

Отношение к очкам

Результаты моего зрения

Левый глаз

Правый глаз

2004-2005

10

Постоянное ношение

0,3

2005-2006

10

      Постоянное ношение

0,3

0,4

2006-2007

10

Постоянное ношение

0,6

2007-2008

2+8

Временное ношение для работы

0,6

0,7

2008-2009

3+7

Временное ношение для работы

0,7

0,9

2009-2013

1

Отказ от очков

1,0

 Приложение 3

                Рекомендации для начинающих заниматься теннисом:

                                                            для детей

Теннис — это прекрасный вариант чтобы  расти ,крепким и здоровым, как физически, так и умственно развитым;

-хорошо развивает двигательные качества (основные виды движений)

  1. учит  выносливости, внимательности, терпению и достижению поставленных целей;
  2. -развивает ловкость, способность быстро двигаться, скорость реакции;
  3. формирует хорошие личные качества, которые будут помогать по жизни — умение играть, бороться, выигрывать или проигрывать (что тоже надо уметь);
  4. научившись играть в теннис ещё в детстве, потом, на протяжении всей жизни, у вас будет полезное, модное и приносящее удовольствие времяпровождение.

                                                           Для  родителей

  1. Эта игра может стать важной частью вашей жизни, что будет очень хорошо. Играя в теннис, вы сможете расслабиться и отдохнуть, только это будет другой отдых, не лёжа на диване, а активный, с ракеткой в руках.
  2.  Теннис объединяет людей. Люди, играющие в теннис, общаются между собой и вне корта. Вы можете завести новых знакомых и друзей, которые, возможно, станут вашими друзьями по жизни.
  3.  Теннис дарит вам отличное настроение и заряд бодрости, это очень азартная игра.



Предварительный просмотр:

Рекомендации        

Для родителей:

Для детей:

  1. Эта игра может стать важной частью вашей жизни, что будет очень хорошо. Играя в теннис, вы сможете расслабиться и отдохнуть, только это будет другой отдых, не лёжа на диване, а активный, с ракеткой в руках.
  2. Теннис объединяет людей. Люди, играющие в теннис, общаются между собой и вне корта. Вы можете завести новых знакомых и друзей, которые, возможно, станут вашими друзьями по жизни.
  3. Теннис дарит вам отличное настроение и заряд бодрости, это очень азартная игра.

  1. Теннис — это прекрасный вариант чтобы  расти ,крепким и здоровым, как физически, так и умственно развитым;
  2. учит  выносливости, внимательности, терпению и достижению поставленных целей;
  3. развивает ловкость, способность быстро двигаться, скорость реакции;
  4. формирует хорошие личные качества, которые будут помогать по жизни — умение играть, бороться, выигрывать или проигрывать (что тоже надо уметь);
  5. научившись играть в теннис ещё в детстве, потом, на протяжении всей жизни, у вас будет полезное, модное и приносящее удовольствие времяпровождение.

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС

 Настольный теннис я люблю за быстроту

За быстроту мышленья и движенья.

Здесь все решает миг, поверьте мне,

Всё измеряется на уровне виденья.

Подача справа - началась игра,

И все проблемы сразу отступили.

Перед глазами шарик, сетка, стол,

Да мой соперник – с детства с ним дружили.

Летит «ядро» - соперник бьет в упор,

Но в этот миг в другом я измеренье.

Каким-то чудом я его «беру»!

Поздравь меня с очередным рожденьем.

В который раз реакция спасла,

К тому же мне чертовски подфартило.

Вот так вот и проходит вся игра -

Противник «топс», а я «подставку» мило.

Вот, кажется, и мой настал черёд,

Соперник шарик плохо принимает.

Я про себя кричу ему: «ЛОВИ»!

Удар! Защита? Кто же так играет.

Такой удар застал его врасплох.

Противник шарик взглядом провожает.

И лишь ругнувшись тихо про себя,

Он новый сет с подачи начинает.

На партию, затратив, пять минут,

Я испытал отчаянье и радость,

А выиграл, проиграл ли - в этом ль суть,

Ведь я же ЖИЛ, а это что-то значит.

Наш адрес: г.Оленегорск  ул. Строительная 47

ИГРАЯ В ТЕННИС - УЛУЧШАЕШЬ                ЗРЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс для занятий настольным теннисом

Основная цель комплекса заключается в формировании у занимающихся устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом, достижению высокого уровня развития специальной и общей физической подготовленнос...

Презентация инсруктаж по ТБ на занятиях настольным теннисом

Методическая разработка занятия по настольному теннису с использованием авторской презентации, созданной в среде POWER POINT....

Конспект занятия по настольному теннису по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе"

Конспект занятия общеметодологической направленности по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе". Занятие построено с соблюдением всех требований к занятиям этого типа. После консп...

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ

Тренеру необходимо постоянно расширять  свой  арсенал дидактических  возможностей с учётом индивидуальных особенностей занимающихся. Как  и в любом игровом виде спорта  в...

Программа занятий "Настольный теннис"

Занятия настольным теннисом для учащихся 4-10 классов...

Занятия настольным теннисом

Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович ...

Влияние занятий настольным теннисом на развитие личности подростка

Настольный теннис – один из самых популярных и доступных видов спорта. Он оказывает влияние не только на физическое развитие, но и оказывает большую помощь в социализации подростков, в дух...