Урок-зачет по теме: "Химическая организация клетки", биология, 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Ященко Надежда Григорьевна

Урок разработан с целями:

  • Осуществить контроль знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении темы.  
  • Закрепить знания учащихся  о химической организации клетки; проверить знания о содержании и роли химических элементов и  веществ (неорганических и органических) в клетке; проверить осознание учащимися роли водородных связей в образовании структур молекул белков и нуклеиновых кислот; проверить прочность усвоения понятий: «химический состав клетки», «водородные связи»,  «полипептид»; уровни структурной организации молекул белка; денатурация и ренатурация; каталитическая роль фермента; моно- ди- и полисахариды; азотистые основания; нуклеотиды; комплементарные соединения; генетический код.
  • Формировать умения: работать с тестовыми заданиями, давать  ответы на вопросы с опорой на таблицы, умение схематично изображать механизм передачи наследственной информации, заложенной в молекулах ДНК, умение устанавливать связь между строением и функциями веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zachyot_10_kl.rar402.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 4»

Учебно-консультационный пункт

Урок – зачёт:

   

                                                                        предмет: биология

                                                                        класс:  10 заочный

                                                                              учитель: Ященко Н.Г.

2010-2011 учебный год

Цели урока:

  1. Осуществить контроль знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении темы.  
  2. Закрепить знания учащихся  о химической организации клетки; проверить знания о содержании и роли химических элементов и  веществ (неорганических и органических) в клетке; проверить осознание учащимися роли водородных связей в образовании структур молекул белков и нуклеиновых кислот; проверить прочность усвоения понятий: «химический состав клетки», «водородные связи»,  «полипептид»; уровни структурной организации молекул белка; денатурация и ренатурация; каталитическая роль фермента; моно- ди- и полисахариды; азотистые основания; нуклеотиды; комплементарные соединения; генетический код.

  1. Формировать умения:

 работать с тестовыми заданиями,

давать  ответы на вопросы с опорой на таблицы,

умение схематично изображать механизм передачи наследственной информации, заложенной в молекулах ДНК,

умение устанавливать связь между строением и функциями веществ.

Оборудование:

таблицы, иллюстрирующие строение ДНК и РНК,      

строение    молекул  белка,

 пространственная модель ДНК,

таблица с изображением генетического кода,

таблица строения растительной и животной клеток.

Урок-зачёт по теме «Химический состав клетки».

1 вариант.

I задание.  Выполнить тест

1.   Наука цитология изучает:

       а) строение органов и систем органов многоклеточных организмов

       б) строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов

       в) фенотип организмов разных царств

       г) морфологию растений и особенности их развития.

2. Укажите пример биоценотического уровня организации жизни:

       а) ландыш майский                     б) косяк трески

       в) нуклеиновая кислота              г) сосновый бор

3. О единстве органического мира свидетельствует:

       а) наличие ядра в клетке всех живых организмов

       б) клеточное строение организмов всех царств живой природы

       в) объединение организмов всех царств в систематические группы

       г) разнообразие организмов, населяющих Землю.

4. К микроэлементам клетки относятся:

      а) углерод, кислород, азот                б) натрий, магний, калий

      в) фосфор, йод, кальций                   г) марганец, молибден, медь

5. Укажите основной источник энергии в организме:

       а) витамины     б) ферменты       в) гормоны    г) углеводы

6. Белки в клетке не выполняют функцию:

          а) информационную                         б) энергетическую

          в) каталитическую                            г) запасающую

7. Мономерами нуклеиновых кислот являются:

         а) азотистые основания                    б) рибоза и дезоксирибоза

         в) нуклеотиды                                   г) аминокислоты

8. Какое азотистое основание не содержится в РНК:

         а) цитозин      б) аденин      в) тимин       г) урацил

9. Две дезоксирибофосфатные цепочки, азотистые основания которых соединены

    водородными связями, образуют молекулу:

        а) белка           б) РНК           в) ДНК            г)АТФ

10. ДНК выполняет функцию:

             а) хранение информации о строении белка

             б) переписывание информации о строении белка

             в) транспорт аминокислот для образования белка.

11. Мономером крахмала и гликогена является:

             а) сахароза                   б) глюкоза                в) рибоза

12. Постройте вторую цепь молекулы ДНК по принципу

комплементарности,  если известна первая цепь:    

А-Т-Г-Ц-Г-А-Т-Ц-Т.


Урок-зачёт по теме «Химический состав клетки».

2 вариант.

I задание.  Выполнить тест:

 1. Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого:

        а) окраска объектов                  б) форма объектов

        в) обмен веществ и превращение энергии

        г) разрушение объектов под воздействием среды.

2. Укажите пример популяционно-видового уровня организации:

        а) нервная ткань                         б) нуклеиновая кислота

        в) болото                                     г) лежбище котиков

3. Клеточное строение организмов всех царств живой природы, сходство строения      клеток и их химического состава служат доказательством:

     а) единства органического мира

     б) единства живой и неживой природы

     в) эволюции органического мира

     г)  происхождения ядерных организмов от доядерных.

4. К макроэлементам клетки относятся:

      а) углерод, водород, сера              б) азот, сера, йод

      в) водород, кислород, железо        г) сера, кислород, марганец

5. При  окислении каких веществ освобождается больше энергии:

       а) белков      б) жиров     в) глюкозы      г) крахмала

6. Жиры в организме ряда животных защищают их от холода за счет:

     а) высокой энергетической ценности

     б) нерастворимости в воде

     в) низкой теплопроводности

     г) высокой теплопроводности

7. Из аминокислотных остатков построены молекулы:

        а) углеводов      б) липидов       в) белков       г) нуклеиновых кислот

8. Для ДНК характерны азотистые основания:

        а) АГЦУ         б) АЦТУ            в )АГЦТ         г) ТЦГУ

9. Транспортная РНК выполняет функцию:

       а) переписывание информации о строении белка

       б) доставка аминокислот для образования белка

       в) хранение наследственной информации о строении белка

10. В составе ДНК постоянными являются отношения:

        а)   А±Г           б)  А±Т            в)  А_,  Т

               Т+Ц               Г+Ц                  Г    Ц

11. Какие органические вещества входят в состав хромосом:

          а) белок и ДНК                           б) глюкоза и АТФ

          в) т-РНК и аминокислота           г) и-РНК и полисахарид

12. Постройте вторую цепь молекулы ДНК по принципу

      комплементарности,  если известна первая цепь:

Т-А-Ц-Ц-Т-Т-Г-А.


Урок- игра по теме   «Химический состав клетки».

 

1. Решите чайнворд - кроссворд "Спираль".

1. "Силовая станция" клетки.

2. Регуляторный центр клетки.

3. Поступление питательных веществ в клетку, выделение продуктов распада

4. Латинское название ядра.

5. Пищевой продукт, состоящий почти на   100 % из углеводов.

6. Место синтеза белка.

7. Полное название АТФ.

8. Азотистое основание молекулы ДНК.                                                                                                                                                               9. Нуклеиново-белковый комплекс ядра.

10.Внутренняя складка митохондрии.

11.Полупроницаемая пленка в клетке .

2. Постройте систему из понятий.

 

 1) ДНК;        

 2) органические вещества;                    

 3) химические вещества;  

 4) белки;

 5) углеводы;  

 6) азотистые основания;  

 7) неорганические  вещества;  

 8) минеральные соли;  

 9) жиры;

10) вода;

11) АТФ        

3. Биологический диктант по теме

                                    « Строение и функции белков».

                             (заполните пропуски в тексте)

В результате взаимодействия различных     .....    и образования      ...... связей спирализованная молекула белка  образует    ......     структуру,  которая в свою очередь,  зависит от   .......    структуры    белка,  т.е.  от   ......аминокислот в молекуле полипептида.

Белки, помимо общих для всех биополимеров функций,  выполняют  еще и   1 ....... , 2 ........ ,    3 ........ ,     4........ ,    5....... ,    6 ........ ,     7........   функции.              

Так защитные белки  называются   .........   .    

Они связываются  с ......... , попадающими в  организм, и уничтожают их.

 Такой механизм сопротивления возбудителям заболеваний называется  .........  .

4. Конструирование сборки белковой молекулы,                       закодированной в ДНК.

1. Запишите любую последовательность триплетов (сочетания 3-х нуклеотидов)  в  первой цепи молекулы ДНК. Затем постройте вторую цепь молекулы ДНК по принципу комплементарности.

2. Изобразите транскрипцию - переписывание информации путем синтеза  одноцепочечной молекулы ( и - РНК ) .

3. Изобразите трансляцию - перевод последовательности нуклеотидов в  молекуле  и - РНК в последовательность аминокислот полипептидной цепи белка ( используя таблицу генетического кода).

ДНК   1 цепь


           2 цепь


ТРАНСКРИПЦИЯ


И- РНК


Т- РНК


ТРАНСЛЯЦИЯ

Полипептидная

цепь белка

Подведение итогов урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по теме "Обобщение знаний по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" 9 класс

Обобщение знаний в 9классе по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" по программе П.А. Оржековского предлагаю в виде урока-игры. На четырех станциях игроки четырех команд поочередно вы...

Контрольная работа по теме "Химические реакции"(9 или 11 класс)

Контрольная работа включает вопросы о классификации химических реакций, скорости химических реакций, смещении химического равновесия, расстановке коэффициентов методом электронного баланса, задачу на ...

План урока по теме: "Химические свойства карбоновых кислот" 10 класс

Материал к уроку по химии 10 класс с презентацией....

Тест по теме: "Химический состав. Строение клетки", 5 класс

Тест для 5 кл. составлен на 2 варианта, состоит из 3 частей. УМК "Линия жизни", В.В. Пасечник. Можно использовать для обобщения материала по разделу или использовать, как дидактический материал,распеч...

Самостоятельная работа по химии на тему "Химические уравнения" (Два варианта) 8 класс

Работа предлагается на закрепление темы "Химические уравнения" на уроке химии в 8 классе. Содержит два задания: 1- расставить коэффициенты в пяти представленных схемах реакций, 2- написать у...

Самостоятельная работа по теме "Химические свойства воды". Химия , 8 класс

Работа состоит из двух вариантов, в каждом из которых два задания, проверяющие умения определять химические свойства воды и составлять характеризующие их уравнения реакций....

Контрольная работа №1 «Химическая организация клетки» 9 класс ФГОС

оценить уровень усвоения учащимися  знаний,  умений, навыков по данной теме...