Урок КВН "Здоровый образ жизни"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Горбачева Татьяна Семеновна

Данное мероприятие является пропагандой здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы.

  Затрагиваются межпредметные связи биологии с географией, литературой, ОБЖ и физической культурой по вопросам здорового образа жизни.

  У учащихся развивается умение обобщать и систематизировать полученные знания, отрабатывать умения и навыки самостоятельной работы. Развивается умение владеть собой: выдержка, самообладание, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности.

  Расширяется кругозор учащихся, умение применять полученные знания и умения на практике и в повседневной жизни.

  Работа  способствует эстетическому воспитанию школьников,

прививает любовь к родной природе, пропагандирует здоровый образ жизни.

  Конкурсы «Зеленая аптека», «На лесной полянке» развивают умение ориентироваться в окружающей среде, уметь различать лекарственные растения.

  Конкурсы «Скорая помощь» и «Неболейка» помогают учащимся получить навыки в оказании первой помощи при экстренных ситуациях, соблюдении правил гигиены для сохранения здоровья и профилактики заболеваний.

  Конкурс «Вредные привычки» - призывает учащихся к здоровому образу жизни.

  Конкурсы «Спортивный», «Клуб закаливания»  дают возможность ребятам познакомиться с правилами закаливания организма, прививает любовь к физкультуре и спорту.

   Мероприятия данного направления позволяют учащимся развивать логическое мышление, смекалку, использовать знания полученные ранее на уроках географии, ОБЖ и физической культуре.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 60   Авиастроительного района г. Казани.

 Урок - КВН по теме:   «Здоровый образ жизни». 7 класс.

 Горбачева Татьяна Семеновна - учитель биологи и химии 1 категории.

Цель урока:

 пропаганда здорового образа жизни, на основе

межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.

Задачи:

образовательные:

- проследить межпредметные связи биологии с географией, литературой, ОБЖ и физической культурой по вопросам здорового образа жизни;

- умение обобщать и систематизировать;

- отработать умения и навыки самостоятельной работы;

- осуществить контроль определенных знаний;

- развивать умения владеть собой: выдержки, самообладания, уверенности в своих силах, умения преодолевать трудности;

развивающие:

- расширить кругозор учащихся 7-ых классов на основе полученных знаний и умений;

- уметь применять полученные знания и умения на практике и в повседневной жизни;

воспитательные:

- способствовать эстетическому воспитанию школьников;

- прививать любовь к родной природе;

- уметь бороться с вредными привычками;

- пропагандировать здоровый образ жизни.

Методы:

  1. словесный – беседа на основе знаний учащихся;
  2. наглядный – демонстрация таблиц, наглядных пособий, дополнительной литературы, презентаций;
  3. практический – работа с натуральными объектами;
  4. исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию;

Методические приемы:

  1. логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;
  2. организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся;
  3. технический – использование наглядности, натуральных объектов, интерактивного оборудования.

Оборудование:

- презентации на каждый конкурс;

- спортивный инвентарь;

- аптечка, бинты, жгут;

- гербарий лекарственных растений; сборы лекарственных трав;

- выставка книг по данной теме;

- музыкальное сопровождение.

Оценка знаний и умений учащихся:

№/п

Конкурс

1 команда + болельщики

2 команда + болельщики

  I

Домашнее

задание

  II

“Зеленая аптека”

   III

“На лесной полянке”

   IV

“Скорая помощь”

   V

«Спортивная»

   VI

«Неболейка»

   VII

«Вредные

привычки»

   VIII

«Клуб закаливания»

   IX

Конкурс капитанов

Общий балл

Итог

Место

Критерий оценки:

конкурcные ответы оцениваются по 1 баллу за правильный ответ (№1,2, 3,

4, 7);

№5 – 3балла за практическое задание и 1балл за каждый правильный ответ;

№8 – тоже самое что и в №5;

№9 – каждая поговорка или пословица 1 балл.

В каждой команде по 6 учеников (7-ые классы),

 остальные болельщики.

Из гостей выбираем жюри.

Ход  урока:

Ведущий:  Сегодня у нас урок-Квн «Здоровый образ жизни».

                  Во время урока вы узнаете как соблюдать правильный образ жизни,

                  разбираться в лекарственных растениях, не пропасть в лесу и многое другое.

                  В КВН участвуют 2 команды.

Поприветствуем их.

Каждая команда имеет свою группу поддержки – это наши болельщики.

Судить наш КВН будет компетентное жюри состоящее из наших гостей, это:

  1. директор школы
  2. завуч по ВР
  3. завуч по УВР
  4. педагог-организатор  
  5. ученик 10 класса
  6. ученица 9 класса.

Поприветствуем наше жюри.

Каждый конкурс так или иначе связан с нашим здоровьем.

Условия  участия:

капитаны команд выбирают на какие вопросы (четные или нечетные) будет отвечать команда, по очереди, ведущий читает вопросы, отвечает команда, если не справляется – помогают болельщики, либо отвечает команда соперник (или ее болельщики);

каждый конкурс оценивается: за правильный ответ – 1 балл;

домашнее задание – 3 балла.

Конкурс I. «Домашнее задание».

                               К нам пришел, не хмурь лица

                               Будь веселым до конца.

                               Ты не зритель, ты не гость,

                               Ты программы нашей гвоздь!

Звучит музыка «Мы начинаем КВН…»

Команды имеют:

1. название (связь со здоровым образом жизни);

2. девиз;

3. защита (в виде реферата, песни, стихотворения)

Конкурс II. «Зеленая аптека».

                              Одуванчик, подорожник,

                              Василек, шалфей и мята.

                              Вот зеленая аптека –

                              Помогает нам ребята.

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит путь на огород.

С грядки мы возьмем микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду

Снова будешь жизни рад.

Оборудование:

гербарий, картинки-иллюстрации лекарственных растений, лекарственный сбор трав.

Капитаны команд выбирают задание (ответы на четные и нечетные вопросы).

Если команда не может ответить на вопрос, на него отвечает команда- соперник, принимается помощь болельщиков.

Вопросы:

  1. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой?(валериана, сердечные болезни)
  2. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (липа, календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца, первоцвет весенний)
  3. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют корни и корневища? (валериана, женьшень, лопух, солодка, аир, родиола розовая)
  4. У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды? (боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина).
  5. Какие ядовитые растения являются, одновременно лекарственными? (белладонна, дурман обыкновенный, болиголов пятнистый, ландыш майский)
  6. Появились бубенчики –

Белые горошки.

Распустились колокольчики

      На зеленой ножке (ландыш майский).

  1. Почему в бане парятся березовым веником? (листья березы убивают болезнетворные микроорганизмы).
  2. Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги, используются для успокаивающих ванн. Назовите его (сосна).
  3. В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,

            Но с пашни, как сорняк, он изгнан безоглядно.

            Цветочек голубой и длинный стебелек –

            Ну кто ж его не знает, ведь это …. (василек)

  1. Листья – будто кружева,

Украшение для стола.

Повышает аппетит,

Придает здоровый вид.

Круглый год лечения,

И все от воспаления (укроп).

Конкурс III. «На лесной полянке».

                            Представь себе, ты – Робинзон!

                            Попал в лесу в ловушку.

                            Как выжить в нем?

                            Спроси и друга, и подружку.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться как друзья.

И при всем честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе –

Но со знаньем и умом.

Мы – любители природы.

Наша армия идет,

Отправляемся походом

В бой за чистый небосвод.

Вопросы:

  1. Как спастись от комаров? (дым, ветка луговой ромашки, запах гвоздики, черемухи).
  2. Какое дерево избавляет ноги от пота, запаха, трещин? (кора дуба).
  3. Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делают её упругой (земляника лесная).
  4. Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок. Настоем из листьев умываются, моют голову (чистотел).
  5. Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе (лопух, подорожник).
  6. Листья этого растения обжигают нас.

      Сок из листьев этого растения спасает нас.

      Весной его используют на суп.

      Голову мыть его отваром – волосы растут (крапива).

  1. Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок, а при умывании – кожа становится нежной, бархатной. Назовите его (цветы ромашки).
  2. Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли (репейное масло).
  3. Какие блюда можно приготовить из данных растений:
  1. цикорий (аналог кофе)
  2. крапива (суп, салат)
  3. дуб (каша, лепешки, оладьи, кофе)
  4. одуванчик (салат, вино, корни – кофе, чай)
  5. черемуха? (пироги, кисели, напитки, вино).
  1. Как в лесу обойтись без мыла? (тутовики, зола, мыльнянка).

Конкурс IV. «Скорая помощь».

                                         Друг в беде.

                                         Скорей на помощь!

                                         Вот трава,

                                         Что лекарство и овощ!

Овощи и фрукты

Любят все на свете.

Бабушки и дети

Секреты знают эти.

Виноград и вишня

Лечат все сосуды.

Абрикос – от сердца,

Груша – от простуды.

Апельсин, как витамин,

Знают все, не заменим.

Ешьте фрукты, здоровейте,

Пейте сок и не болейте!

Оборудование:

жгут, бинты.

Показать и рассказать:

  1. Как остановить кровотечение с помощью жгута.
  2. Как оказать первую помощь при переломе руки.
  3. Как оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударах?
  4. Как оказать первую помощь при укусе ядовитыми животными?

Ответьте на вопросы:

  1. Какие растения используются для остановки кровотечения? (пастушья сумка, крапива, тысячелистник)
  2. Какие растения используют для лечения нарывов? (алоэ, каланхоэ – комнатные растения, подорожник, капуста, календула).
  3. Какие растения используются при сердечном приступе? (настойка ландыша, корней валерианы, пустырника).
  4. Какие растения используются как жаропонижающие средства? (лимон, малина).
  5. Какие растения используют для снятия боли от ушибов? (подорожник, лопух).
  6. Какие растения используются при расстройствах желудка, кишечника? (подорожник, плоды черемухи, черники).

                       Играет музыка «В хоккей играют настоящие мужчины».

Конкурс V. «Спортивный».

                                         Вини себя за вид болезненный и хмурый,

                                         Не занимаешься ты видно физкультурой!

Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.

Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,

Быть здоровым постараться.

Это нужно только нам!

Выбирается карточка с заданием.

Задание выполняется произвольно в течение 5 минут.

  1. Показать комплекс гимнастики для глаз.
  2. Показать комплекс гимнастики для расслабления.
  3. Показать комплекс дыхательной гимнастики.
  4. Показать комплекс гимнастики для шеи, плечевого пояса, рук.
  5. Показать комплекс гимнастики на осанку, сидя на стуле, используя его как опору.

Дополнительно ответить на вопросы:

  1. Назовите виды спорта, входящие в Зимние Олимпийские игры (хоккей, фигурное катание, биатлон и др.).
  2. Назовите летние виды спорта (плавание, футбол, легкая атлетика, велосипедные гонки).
  3. Что такое культуризм? (вид спорта, при котором чаще с помощью упражнений развиваются определенные группы мышц тела).
  4. Что вы знаете о гимнастике йогов?

Конкурс VI. «Неболейка».

                                 Ангина и кашель бывают у тех,

                                 Кто смотрит со страхом на лыжи и снег.

Крошка сын к отцу пришел.

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое плохо?»

Если делаешь зарядку,

Если кушаешь салат

И не любишь шоколадку –

То найдешь здоровья клад.

Если мыть не хочешь уши

И в бассейн ты не идешь,

С сигаретою ты дружишь –

Так здоровья не найдешь.

Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.

Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,

Быть здоровым постараться.

Это нужно только нам!

  1. Какие меры профилактики гриппа в зимнее время вы знаете?
  2. Назовите болезни «грязных рук» (желудочно-кишечные, дизентерия, гепатит, туберкулез, чесотка).
  3. Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера? (холера, дизентерия, гельминты и др.)
  4. Почему после занятия физкультурой (спортом)  нельзя сразу пить холодную воду? (ангина, катар дыхательных путей).
  5. Назовите меры предосторожности, которые нужно соблюдать  для того чтобы не заразиться туберкулезом? (мыть руки, не есть и не пить из чужой посуды, не контактировать с больными).
  6. Как избежать заболевания педикулезом? (мыть голову, не использовать чужие расчески, не ложиться в чужую постель, головные уборы).
  7. Почему нельзя гладить незнакомых кошек, собак? (глисты, блохи, лишаи).
  8. Покраснение, зуд руки, желание почесать данное место, симптомы какого заболевания? (чесотка).
  9. Как избежать солнечного удара? (головной убор, находиться в тени).
  10. Как избежать гастрита? (правильное питание).

Конкурс VII. «Вредные привычки».

                                           Не бери чужие платья,

                                           Ногти тоже не грызи,

                                           Не дружи ты с сигаретой,

                                           Так здоровья не найти!

  Частушки, в которых высмеивают людей, склонных к употреблению алкоголя, никотина и токсичных веществ:

1. Моя милая подруга

Вытворяет просто чудо:

Литр водки выпить может,

Три да два сложить не может.

                       2. Мой дружок пришел на танцы,

                       А под березою сидит

                       Голова его в пакете,

                       Рядом лак пустой лежит.

3. Закурите сигаретку –

Будете красивыми:

Желтозубыми мальчишками

С тупыми минами.

Вопросы:

  1. Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки? (зубы будут неровными).
  2. Почему нельзя курить? (желтые зубы, запах изо рта, хромота, кашель).
  3. Как влияет на здоровье и внешний вид человека употребление алкоголя? (расширяются сосуды – красный нос, жилки на лице, болезни печени, желудка и т.д.).
  4. Как можно догадаться, что человек употребляет наркотики? (расширенные зрачки глаз, агрессивность, худоба, бледность).
  5. Как часто и зачем нужно мыть голову? (чистота, вши, блохи, мыть 1 раз в 5-7 дней).
  6. Подружка просит вас дать ей свою расческу. Что вы сделаете? (вежливо откажите, объяснив, почему нельзя).
  7. Объясните, почему нельзя грызть ногти? (под ногтями грязь, возбудители болезней, яйца гельминтов).
  8. Как избавиться от привычки и желания ковыряться в носу? (смазывать внутри маслом или вазелином, чистить нос 1-2 раза в день, увлажнять воздух в комнате).
  9. К чему может привести привычка -  брать в рот несъедобные предметы? (можно проглотить, перекрыть вход в трахею, проколоть небо или щеку, заразиться болезнями).
  10. Почему нельзя меняться одеждой, обувью, брать чужие головные уборы? (можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, грибковыми, вшами).

Конкурс VIII. « Клуб закаливания»        

                                       Солнце, воздух и вода –

                                       Наши лучшие друзья!

Гигиена и здоровье,

Спорт, закаливание, труд,

Травы, овощи и фрукты

Рука об руку идут.

Маски, ванны и массажи

Нам полезны спора нет,

Ну а лень, обжорство, пьянство

Оставляют тоже след!

Оборудование:

губка, полотенце, мыло, ведро, щетка пластмассовая, варежка из махрового полотенца, тазик, таблички «Водные процедуры», снег на тарелке со льдом.

«Водные процедуры»:

1.Умывание холодной водой лица.

2. Умывание холодной водой до пояса.

3. Обливаемся холодной водой всего тела.

4. Контрастный душ.

5. Купание в водоеме.

6. Обтирание снегом до пояса.

    Каждая команда выбирает задание-табличку «Водные процедуры».

Выбирает необходимые предметы и рассказывает о правилах проведения процедуры закаливания в течение одной минуты.

Дополнительно ответить на вопросы:

1.Вы решили закаливать свой организм: с чего надо начать?

А) посоветуетесь с родителями и врачом;

Б) будете купаться на реке, пока не замерзнете;

В) начнете обливание холодной водой всего тела.

2. В какое время года лучше всего начинать закаливание?

А) зимой;

Б) летом.

3. Кто такие моржи? Можно ли без подготовки купаться зимой в водоеме? («моржи» - люди, купающиеся зимой в проруби, нельзя).

4. Расставьте последовательность закаливания в виде ряда цифр:

1) умывание холодной водой;

2) купание в водоеме;

3) растирание варежкой с холодной водой до пояса;

4) контрастный душ;

5) обливание тела водой.(1,3,4,5,2).

Конкурс IX.  «Конкурс капитанов».

Надо, надо закаляться,

Физкультурой заниматься.

«Нехочухам» и ленивым

Стыд и срам!

 Знание пословиц и поговорок о здоровье, здоровом образе жизни.

Капитаны команд по очереди называют пословицы или поговорки о здоровье, здоровом образе жизни. Принимается помощь команд (минимальное количество 5).

. Здоровье всего дороже. Здоровье дороже богатства.

. Здоровью цены нет. Здоровья не купишь.

. Болезнь человека не красит.

. Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест.

. Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.

. Самого себя лечить только портить.

. Здоровому всё здорово.

. Здоровье дороже денег. Здоров буду – и денег добуду.

. Береги платье с нову, а здоровье смолоду.

. В здоровом теле здоровый дух!

Список используемой литературы.

  1. В.И. Даль «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа» С.-Петербург, «Литера», 1997
  2. Ф.Н. Салахова «Урок» Казань, ИПКРО РТ, 2000
  3. В.В. Балабанова и др. «Предметные недели в школе. Биология, зкология, здоровый образ жизни» Волгоград, «Учитель», 2001
  4.  Газеты «Биология».
  5. Н.М. Верзилин «Путешествие с домашними растениями», Л., «Детская литература», 1970
  6. В.В. Балабанова и др. «Открытые уроки по биологии» 7-9 классы, Волгоград,    «Учитель», 2003
  7. Журналы «Биология в школе».

8.  Ф.Н.Салахова «Урок». ИПКРО РТ. Казань.2000 г.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Здоровый образ жизни"

Данный урок в 6 классе является обобщающим по теме «Здоровый образ жизни». Урок разработан с использованием материала учебника по английскому языку «Английский в фокусе», автор...

Конспект и презентация к интегрированному уроку "здоровый образ жизни"

Интегрированный урок английского языка и информатики проводится в 6-м классе в рамках изучения среды программирования ЛогоМиры и темы “Здоровый образ жизни”...

конспект урока здоровый образ жизни

конспект урока в рамках фгос в основной школе...

Конспект урока «Здоровый образ жизни с точки зрения науки».

Обобщение, систематизация и закрепление знаний деформации тел, законах диалектического материализма в различных проявлениях природы и на уроках физики. Воспитание ответственного отношения к здоровью....

Открытый урок "Здоровый образ жизни"

Открытый урок "Здоровый образ жизни" с использованием педогогической технологии В.В. Лебедева "Достижение прогнозируемых результатов"...

Конспект урока "Здоровый образ жизни"

Данный урок построен на технологии критического мышления....

Интегрированный дополнительный урок "Здоровый образ жизни, факторы здорового образа жизни"

формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....