"Использование метода проектов в обучении биологии"
статья по биологии по теме

Хафизова Гульсина Сильманфаризовна

Использование метода проектов в обучении биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проектов в обучении

Г.С. Хафизова

МБОУ «Тат.Янтыковская ООШ» Лаишевского муниципального района РТ

Цели и задачи, стоящие перед современным образованием меняются. Недостаточно, чтобы учащиеся просто усвоили полученные знания, необходимо сделать процесс обучения максимально адаптированным к учащимся. Ребенок изначально любознателен, любит творить, экспериментировать. Необходимо не заглушить эту черту его мыслительной деятельности, а дать ей возможность развиваться, поддерживать постоянный интерес к изучаемому предмету
Развитию активности и самостоятельности учащихся способствует технология проектов, которая формирует их готовность к поисково-исследовательской деятельности, познанию новых и решению сложных жизненных проблем. «Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет», - писал М. В. Ломоносов.

Проектное обучение относится к личностно – ориентированному обучению и строится, прежде всего, на интересе учащихся.

Проектная технология, работа над проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу

Научившись проходить весь путь от осознания проблемы до воплощения, самостоятельно найденного способа ее решения, учащиеся получают важнейшие навыки не только для успешной учебы, но и для успешной жизни.

Проектная деятельность  - это выполнение долговременных, трудоёмких, среднесрочных или краткосрочных творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала.  Над проектом обычно работает один человек или небольшая группа, конечным результатом проекта является отчёт о работе, компьютерная презентация. Проектная деятельность  позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично свой результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности  - найденный способ носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.

Акцент на организацию индивидуальной познавательной и исследовательской деятельности, учитывающую знания ее психологической природы, присущий личностно-ориентированному типу педагогического руководства, выделяет проектную деятельность как одну из наиболее популярных форм организации работы с учащимися. Эта форма получила широкое применение в системе образования разных стран мира и все более активно начинает работать в нашей стране. “Человека нельзя научить, развить, воспитать. Он может только научить себя сам, т.е. научиться, развиться, воспитаться”. Цель, стоящая перед учителем: научить школьника учиться, пройти весь путь “от терний к звездам”, по возможности, самостоятельно, но под руководством учителя. Только самостоятельно добытые знания станут прочными и осознанными. Только в этом случае можно говорить о развитии творческих способностей учащихся. 

      Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать   условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

При планировании проектной деятельности необходимо выявить имеющиеся у учащихся знания и умения (с учетом их возрастной группы); наметить, какие знания и умения должны приобрести учащиеся в процессе работы над проектом; разработать методические рекомендации и дидактические материалы; рассмотреть возможности использования межпредметных связей; определить время работы над проектом; поставить перед учащимися цели и задачи, формирующие творческие навыки и развивающие инициативу; наметить варианты представления результатов исследований.

Что значит – работать над проектом? Значит, ученик должен уяснить проблему, которую надо решить, проанализировать материалы различных источников, выдвинуть гипотезу, провести необходимые исследования, продумать установку для проведения эксперимента, выполнить эксперимент, который или подтвердит, или опровергнет выдвинутую учащимися гипотезу, сделать необходимые выводы. Практически ученики проходят все шаги процесса познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория, применение.

Проектная технология позволяет использовать дифференцированный подход в обучении, то есть каждый ученик сможет в достаточной степени проявить свои способности, умения и навыки. Для одних – это умение рисовать или фотографировать, для других – работать на компьютере. У кого-то – “золотые” руки или “светлая” голова. Надо отметить, что учащиеся удивляют своей находчивостью и заражают своей энергией домочадцев. Так, например, для измерения температуры воды в сосуде, подо льдом, старшеклассники предложили воспользоваться не термометром, а мотком медной проволоки, амперметром и вольтметром. Важнейший этап – анализ результатов экспериментов и решающий – умение делать выводы.

С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

Важным воспитывающим фактором является самоконтроль ученика и контроль со стороны учителя за выполнением плана проекта. Это позволяет и в повседневной жизни проявлять ответственное отношение  к построению и выполнению  спланированного.

Участие в проектной деятельности развивает у учащихся проектное мышление. Именно такой тип мышления характерен для современных лидеров политики, бизнеса, искусства, спорта. Проектная деятельность способствует ориентированию на осознанный выбор профессии, подготовке к успешному продолжению обучения в высших и специальных учебных заведениях. Она дает возможность освоить особое умение – умение приобретать новые умения и добывать новые знания. Это умение останется у будущих выпускников, студентов, молодых специалистов, профессионалов различных областей деятельности через многие годы после школьной учебы, когда конкретные знания из различных школьных дисциплин, может быть, забудутся.

Обучение проектной деятельности не альтернатива классно-урочной системе, оно используется как дополнение к другим видам обучения, оно раздвигает узкие рамки отдельных предметов, помогая получить комплексные знания

В организации проектной деятельности учащихся важную роль играет умение учителя типологизировать проект, т.е. выделять в нем приоритетное направление, разрабатывать цели, содержание и план реализации. Различают следующие типологии проектов: 1.Исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. 2. Творческие – не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (газета, видеофильм, и т.д.). 3. Информационные проекты – направлены на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация. 4. Практико-ориентированные – четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы. 5. Игровые проекты – структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта.

Некоторые темы проектов сами «рождаются» регулярно в голове учителя, если он постоянно имеет потребность и желание улучшить свою работу, совершенствовать лабораторный и демонстрационный эксперимент, любит свой предмет и своих учеников.  Часть проектов предлагается самими учащимися. Этот особенно ценно. Но при этом учитель должен квалифицированно осуществить экспертизу предложения и в случае необходимости тактично объяснить учащимся, что проект «не подходит».  Прототипом для проектов могут служить рисунки и чертежи из учебников.

При организации проектной деятельности учащихся необходимо соблюдать принципы добровольности, демократичности, доступности, научности, надежности, и наконец, эстетичности и наглядности. Изготовленные приборы должны выглядеть так, чтобы их можно было использовать на уроках, внеклассных мероприятиях или демонстрировать на конференциях научных проектов школьников.

Все ученики, работавшие над созданием проектной работы, начинают лучше учиться, у них формируется умение более правильно оценивать свои возможности, то есть повышается самооценка; вырабатывается способность самостоятельно добывать знания, инициативность, целеустремленность, умение анализировать;                                           осуществляется практическая связь учебного предмета с жизнью; повышается активность учащихся старших классов в проектной деятельности.                                                                                                            

Естественно, школа это, прежде всего, уроки, на каждом из которых мы решаем образовательную, воспитательную и развивающую задачи. И каждый урок – “основная форма обучения в школе” – должен быть неповторим, к его построению надо подходить творчески. Хотя роль учителя изменяется: проект полностью ориентирован на личностно-ориентированное обучение, в основе которого лежит технология обучения в сотрудничестве, работу над проектом в равной мере должны осуществлять и учащиеся, и учитель. Однако роль учителя на данном этапе обучения еще больше, на мой взгляд, возрастает. Учитель организует и управляет работой над групповыми проектами, способствует созданию единого сплоченного коллектива единомышленников. И здесь от него требуется индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам с различными уровнями знаний и умений и готовности к творческой деятельности. Учитель должен помочь учащимся объединить в единое целое составные части групповых проектов, увидеть их недостатки, вместе с учащимися проанализировать их и исправить. Все это требует от учителя больших затрат времени, так как постоянно приходится пополнять свои знания в соответствии с тем или иным проектом, проводить консультации с учителями-предметниками при работе над проектами на стыке наук. 

Каждый ребенок стремится себя в чем-то реализовать. Данный метод особенно нужен тем детям, у которых нешаблонное, творческое мышление. В сегодняшних условиях выживания и конкуренции на первый план выходит человек с его умениями видеть и решать проблемы самостоятельно учиться, работать с информацией, аргументировать свою точку зрения, владеть искусством общения, применять полученные знания для решения жизненных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в обучении английскому языку

В статье говорится о методе  проекта в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средст...

Использование метода проектов на уроках биологии

Реализация и достижения учителя и учеников при использовании метода проектов...

Инновационная разработка "Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся"

Пояснительная записка, паспорт, публикации по теме проекта. Методические рекомендации по внедрению метода проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку в основной школе....

Курсовая работа по теме "Использование метода проекта при обучении говорению"

Метод проектов – это новое и сложное явление в технологии обучения. Как считает педагог – методист Е.С.Полат: "Обучение – одна из наиболее важных форм общественной деятельности. Мы учимся и учим, чтоб...

Использование метода проектов в обучении школьников

Метод проектов предоставляет учащимся возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем,требующих интеграции знаний из различных предметных областей,позна...

Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности...