,,Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам.,,
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

 

 

                        Данный урок является десятым в теме «Органы цветковых растений. Изучение материала происходит с опорой на уже имеющиеся знания курса   природоведения 5-го класса. Для раскрытия материала выбраны сочетания иллюстративно-объяснительного и частично-поискового методов, так как

именно они позволяют достичь целей и задач урока, способствуют развитию мыслительной и аналитической деятельности учащихся, позволяют включить учеников в процесс получения и усвоения знаний. В ходе изучения нового материала выполняется практическая работа «Описание листа». Работа строится по принципу увеличения доли самостоятельности учащихся в определениихода исследования. Раскрытие нового материала проводится в форме беседыс элементами объяснения. В качестве иллюстративного средства применяется демонстрация таблиц, натуральных объектов, гербария. При изучении темы у учащихся развивается познавательный интерес, речь, память, воображение, внимание, восприятие. Смена видов деятельности, положительная психологи-ческая атмосфера позволит рационально распределить время, предупредить перегрузку учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneshnee_stroenie_lista.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие

листьев по форме и  размерам»

Пояснительная записка

                Данный урок является десятым в теме «Органы цветковых растений».

        Изучение материала происходит с опорой на уже имеющиеся знания курса

        природоведения 5-го класса. Для раскрытия материала выбраны сочетания

        иллюстративно-объяснительного и частично-поискового методов, так как

именно они позволяют достичь целей и задач урока, способствуют развитию

мыслительной и аналитической деятельности учащихся, позволяют включить

учеников в процесс получения и усвоения знаний. В ходе изучения нового ма-

териала выполняется практическая работа «Описание листа». Работа строится

по принципу увеличения доли самостоятельности учащихся в определении

хода исследования. Раскрытие нового материала проводится в форме беседы

с элементами объяснения. В качестве иллюстративного средства применяется

 демонстрация таблиц, натуральных объектов, гербария. При изучении темы

у учащихся развивается познавательный интерес, речь, память, воображение,

 внимание, восприятие. Смена видов деятельности, положительная психологи-

ческая атмосфера позволит рационально распределить время, предупредить

 перегрузку учащихся.

Цели урока:  Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков

                       исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления

                       с внешним строением листа.

Задачи:

  1. ознакомить с разнообразием листьев, особенностями их внешнего

строения, типами жилкования листьев;

  1. формировать умение дифференцировать простые и сложные листья;
  2. формировать умение проводить описание и сравнение листьев;
  3. формировать навыки распознавания листьев по морфологическим

критериям.

Тип урока: комбинированный, с элементами исследования.

Оборудование: комнатные растения (пеларгония, алоэ), гербарии растений с

                            различными типами листовых пластинок и жилкованием,

                            таблица «Внешнее строение листа».

Методический инструментарий

Методы:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. словесно-наглядно-практический;
  3. рассказ с элементами беседы;
  4. самостоятельная работа с учебником.

Приемы:

  1.  целеполагание;
  2. сравнение, обобщение;
  3. установление причинно-следственных связей.      

Средства:

  1. информационные (учебник, тесты);
  2. визуально-наглядные (таблицы, гербарий, комнатные растения,

коллекция листьев).

Формы:

  1. фронтальная, групповая.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны:

  1. получить опыт исследовательской работы с предложенными источниками информации;
  2. научиться сравнивать, анализировать, обобщать;
  3. углубить знания о внешнем строении листа;
  4. получить личностно-значимый материал;
  5. получить эмоциональное удовлетворение от результатов исследовательской деятельности.

Содержание

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний (диагностика).
  3. Изучение нового материала (целеполагание).
  4. Этап закрепления знаний и умений.
  5. Рефлексия, коррекция.
  6. Домашнее задание (ДДЗ).

Ход урока.

I. Организационный этап – проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний (работа над понятиями)

Тест: «Побег. Его строение и значение».

  1. Побег – это:

А – вегетативный орган растения;

Б – генеративный орган растения;

В – побег может быть вегетативным или генеративным;

Г – все ответы не верны.

  1. Побег состоит из:

А – стебля с расположенными на нем цветами;

Б – стебля с расположенными на нем листьями и почками;

В – корня и стебля;

Г – узлов и междоузлий.

  1. Участок стебля, на котором развивается лист, называют:

А – междоузлием;

Б – пазухой листа;

В – листовым рубцом;

Г – узлом.

  1. Береза и липа имеют:

А – очередное листорасположение;

Б – супротивное листорасположение;

В – мутовчатое листорасположение;

Г – очередное или супротивное листорасположение.

  1. Мутовчатое листорасположение имеют:

А – вегетативный орган растения;

Б – генеративный орган растения;

В – побег может быть вегетативным или генеративным;

Г – все ответы не верны.

  1. Вегетативные почки растений состоят из:

А – зачаточного стебля и зачаточных листьев;

Б – зачаточного стебля и зачаточных почек;

В – зачаточного стебля, зачаточных листьев и зачаточных почек;

Г – зачаточного стебля, зачаточных листьев, зачаточных почек и цветков.

  1. Почки, развивающиеся на концах побегов, называют:

А – верхушечными;

Б – придаточными;

В – пазушными;

Г – спящими.

  1. Верхушечный рост растений происходит за счет деления клеток:

А – междоузлий;

Б – узлов;

В – конуса нарастания;

Г – промежуточных клеток.

Ответы:  1 – В;  2 – Б;  3 – Г;  4 – А;

               5 – В;  6 – В;  7 – А;  8 – В.

III. Изучение нового материала (целеполагание, определение темы,

знакомство с новой информацией)

Рассказ учителя с элементами беседы:

1. Шарада.

Первый на ветке, глянь, зеленеет,

Осенью желтый цвет он имеет.

В книжке, в тетрадке второй ты найдешь,

Эту загадку на нем ты прочтешь.

Третий же крышу собой покрывает,

Крыша такая уж течи не знает.

А вот четвертый в Венгрии жил,

И пианистом известным он был.

                                            (Лист)

Учитель пишет тему на доске, учащиеся в тетрадях.

2. Познавательная задача.

Жизнь на земле без зеленых растений невозможна, так как в них из неорга-

нических веществ образуются органические, при этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород, необходимый для дыхания. С какой частью побега это связано? Нужно знать строение листа и процессы происходящие в нем.

Лист – один из основных органов зеленого растения.

Какое он занимает положение на стебле?

- боковое, располагаясь в узлах стебля.

Ребята, вспомните, какими  разнообразными бывают листья различных рас-

тений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, у некоторых тропических пальм достигают 20-22 метров в длину. Под такой лист можно спрятаться от дождя не одному человеку. В Индии такие листья жители используют для покрытия жилищ. А лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3 мм, меньше ногтя. В оранжереях ботанических садов выращивают тропическое водное растение Викторию, родственное нашим кувшинкам.

Сообщение учащегося о растении виктория амазонская.

Продолжительность жизни листьев разная. У большинства растений сред-

ней полосы листья живут всего несколько месяцев. Но у нашей обыкновенной ели они могут жить от 7 до 12 лет. Это уже довольно долго. Есть растения, у которых всего два листа длиной 3 м, которые живут более 100 лет и они отходят от твердого ствола высотой сантиметров 30, - это африканская вельвичия.

По каким признакам мы определяем то или иное растение?

Очень часто мы определяем вид того или иного растения по форме или раз-

мерам его листьев. Но как ни разнообразны листья, для них характерно, что они в большинстве плоские и с сильно развитыми поверхностями.

Какое это имеет значение?

- больше соприкасаются с воздухом и на них больше падает солнечных

лучей.

Итак, как мы можем дать определение новому органу побега?

Лист – это плоский зеленый орган побега.

Учитель рисует схему листа на доске, а учащиеся в тетрадях.

В строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые

общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа (рис.46). Работа с учебником.

Какое строение имеет лист?

- лист может состоять из пластинки (это расширенная часть листа, пластин-

чатая, отсюда и ее название, черешка, представляющего собой суженную стеблевидную часть листа).

Учитель обращает внимание на края листовых пластинок.

Следующая часть листа – это черешок.

Какова роль черешка?

- черешок может менять свое положение в пространстве, а вместе с ним ме-

няет положение и листовая пластинка, которая оказывается в условиях наиболее благоприятного освещения (свет необходимое условие для фотосинтеза). Черешок изгибается при ударах, при дожде, граде, что предохраняет лист от повреждений. Нижний конец черешка переходит в основание листа. Это нижняя часть черешка, которая связана со стеблем и его узлами.

На основании нередко образуются выросты – это прилистники. У дуба, бе-

резы пленчатые прилистники опадают рано, и у взрослых листьев мы их не видим, а вот у гороха сохраняются в течение всей жизни листа.

Однако не у всех листьев можно выделить все четыре части.

Листья отличаются по способу прикрепления к стеблю.

Проблемный вопрос:

Сколько листьев изображено на рисунке?

Работа с учебником, заполнение схемы. Подводим к выводу о типах листьев.

Листья

Черешковые                                                              Сидячие

(есть черешок)                                                          (нет черешка)

Береза, дуб, пеларгония                                             Рожь, алоэ

Сидячие листья прикрепляются основанием листовой пластинки.

Листья каких растений, находящихся в кабинете, не имеют черешков?

- алоэ (в народе называют столетник или колючий лекарь).

Но листья различаются не только по наличию частей, но и по количеству

листовых пластинок.

По числу листовых пластинок на черешке листья делятся:

Листья

         Простые                                                                                      Сложные

(на одном черешке –                                                                   (на одном черешке -

одна листовая пластинка)                                                          несколько листовых пластинок)

            Клен                                                                                   Каштан, шиповник

У сложных листьев каждый листочек обычно опадает независимо от других.

      Тройчатосложные                  Пальчатосложные                       Перистосложные

(3 листовых пластинки               (несколько листовых                     (листочки прикрепляются по

      на 1 черешке)                        пластинок, выходящих                      всей длине черешка в 2 ряда)  

Земляника, клевер                           из одной точки)                            

                                                    Конский каштан, люпин

                           Непарноперистые                                    Парноперистые

         (оканчиваются одним листочком)                     (оканчиваются парой листочков)

                        Рябина, малина                                           Желтая акация, горох 

Ребята, отгадайте загадку, к какой группе листьев относится это растение?

Кислит, а не щавель

В тени, а не ель

Листья – тройняшки

Нежней промокашки. (кислица, тройчатосложный лист)

Работа с листьями комнатных растений.

Ребята, внимательно рассмотрите листовую пластинку. Что вы видите?

(Четко выраженные жилки.)

Жилки – проводящие пучки листьев. Они придают листьям эластичность,

прочность, предохраняя от разрывов. Нередко в лесной подстилке можно обнаружить «листья-сеточки». Это прошлогодние листья, у которых сгнили мягкие ткани, но чаще сохраняются жилки благодаря их большой прочности.

Расположение жилок на листе называется жилкованием.

Учитель рисует схему на доске, а учащиеся в тетрадях.

Жилкование

            Сетчатое                                        Параллельное                                       Дуговое

(жилки многократно                                (жилки расположены                  (жилки расположены

ветвятся, образуя сеть)                         параллельно друг другу)                           по дуге)

   Дуб, пеларгония                                       Пшеница, лук                                        Ландыш                

Класс двудольные                                                        Класс однодольные

(исключение подорожник -                             (исключение вороний глаз – сетчатое)

           дуговое)  

Закрепление понятия о типах жилкования листьев с помощью натуральных

объектов.

Пеларгония – получила свое название за сходство плодов с клювом аиста.

Само слово «пеларгония» в переводе с греческого языка означает «аист».

Традесканция – одно из самых распространенных комнатных растений ро-

дом из Америки, нетребовательна к условиям среды. Род назван в честь английских садоводов и ботаников XVIII века – отца и сына Традескантов.

Физкультминутка

Чтобы закрепить полученные знания, давайте выполним практическую ра-

боту. Возьмите инструктивную карточку, по которой необходимо описать лист по плану.

IV. Закрепление знаний и умений

Практическая работа «Описание листа» (работа в группах)

Цель – дать характеристику листьям по плану.

Оборудование: конверт с листьями, схема (приложение № 1).

Задание:

  1. Описать по плану лист:

а) простой или сложный;

б) черешковый или сидячий;

в) жилкование;

г) форма листовой пластинки;

д) расчленение листовой пластинки;

е) форма края листовой пластинки.

Приложение №1

Дуб – ценная порода в лесном хозяйстве

а) простой;

б) черешковый;

в) сетчатое (перистое);

г) продолговато-обратнояйцевидная;

д) перистолопастная;

е) край цельный.

Береза – пионер леса, первой заселяет вырубки, гари.

а) простой;

б) черешковый;

в) сетчатое (перистое);

г) яйцевидная;

д) цельная;

е) край внизу цельный, а вверху двоякопильчатый

  1. К какому классу – Однодольные или двудольные принадлежат эти

растения?

3.  Зарисуйте внешнее строение листа в тетрадь и подпишите рисунок.

Проверочный тест (проверка степени усвоения знаний)

«Внешнее строение листа»

  1. Лист – это часть:

а) корня;

б) побега;

в) растения.

  1. Листья березы:

а) сложные черешковые;

б) простые сидячие;

                              в) простые черешковые.

  1. Листья имеют черешок:

а) у большинства видов растений;

б) у меньшей части видов растений;

                              в) только у цветковых растений.

  1. Сложные листья на общем черешке могут иметь:

а) не более 8 листочков;

б) от 3 и более листочков;

                              в) 1-2 листочка.

  1. Дуговое и параллельное жилкование характерно:

а) для двудольных растений;

б) для однодольных растений.

  1. Листья пшеницы имеют жилкование:

а) параллельное;

б) сетчатое;

в) дуговое.

Ответы:  1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – б; 6 – а.

V. Рефлексия, коррекция

Подведение итогов, выставление оценок в листок учета.

VI. Домашнее задание (ДДЗ):

Что надо выполнить дома по минимуму:

  1. § 18, знать термины, самостоятельно описать по плану листья любого комнатного растения.

Что надо выполнить по желанию:

  1. Творческое задание – отгадать кроссворд. Приложение №2
  2. Задание для учеников, интересующихся биологией: назвать любимые растения всех географов, туристов и путешественников (компасные растения). Листья расположены в направлении с севера на юг (латук, эвкалипт).

Листок учета уровня обученности

по теме «Внешнее строение листа»

Ф.И. учащегося ______________________________________

№ п/п

Содержание задания (работы)

Оценка

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

1

Вводный тест.

2

Практическая работа.

3

Работа на уроке:

- устный ответ;

- взаимопомощь.

4

Закрепление (тест).

5

Итоговая оценка (средний балл).

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация урока.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя.

2. Актуализация знаний учащихся о строении растений.

Работа над понятиями.

Выполнение теста «Побег, его строение и значение»

3. Изучение нового материала.

3.1 Целеполагание



3.2 Определение темы (результат совместной деятельности).




3.3 Знакомство с новой информацией, осмысление связей и отношений в объекте изучения.

3.4 Физкультминутка.

Учитель задает шараду. Обобщает высказывания учеников и озвучивает цели и задачи урока в обобщенном виде.

Учитель ставит познавательную задачу. Рассказ с элементами беседы, демонстрация фотографии листа Виктории амазонской, разнообразных размеров листьев.

Фронтальное изучение материала с выходом на основные понятия.



Учитель предлагает представить ученикам:

 что они маленькие росточки

Росточки тянутся вверх.

Выглянуло солнышко, маленькие растения развернули свои листья.

Подул ветерок, листочки зашелестели.

Наступила осень, листочки пожелтели и опали.

Отвечают на вопросы.





Записывают тему урока в тетради, задают интересующие их вопросы.




Учащиеся работают с текстом и рисунками учебника, заполняют схемы, делают выводы.





Ученики приседают.



Ученики поднимают руки вверх.

Ученики выполняют наклоны.


Ученики опустили руки и сели за парты.

4. Закрепление знаний и умений.

Учитель строит работу по принципу увеличения доли самостоятельности учащихся в определении хода исследования.

Выполняют практическую работу «Описание листа», работают в группе.

5. Рефлексия, коррекция.

Учитель выставляет оценки и комментирует их.

Учитель предлагает учащимся оценить урок хлопками в ладоши: два хлопка – довольны уроком;

один хлопок – не совсем довольны;

без хлопков – урок оказался трудным.

Учащиеся заполняют листок учета уровня обученности и дают по команде учителя оценку урока хлопками.

6. Домашнее задание (определение и разъяснение ДДЗ).

Учитель поясняет, что надо сделать дома по минимуму, а что можно сделать по желанию.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Литература

  1. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М. Вентана-Графф, 2002.
  2. Биология 6 (7) класс: Поурочные разработки. М. Вако, 2003.
  3. Школьникам о лесе. Изд. 2-е, дополн. Зорина Т.Г. «Лесная промышленность», 1971 г.
  4. Энциклопедия для детей. Биология. Под редакцией М. Аксенова, Г.Вильчек, И. Кудрявцева, «Аванта», 2004.
  5. Полная энциклопедия комнатных растений / Ю.В. Сергиенко. – М.: АСТ.2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист.Внешнее строение листа.

Конспект урока в 6 классе по теме: "Лист. Внешнее строение листа"....

Урок: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев

В предлагаемом уроке «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев», построенном в интерактивном режиме, демонстрируются способы формирования учебно-информационных умений, обеспечивающие нахождение, п...

Конспект урока по теме: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.

БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС Глава: Органы цветковых растенийТЕМА: Строение листа. Разнообразие листьев.ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев....

Презентация. Тема - внешнее строение и разнообразие листьев.

Внешнее строение и разнообразие листьев...

Презентация по теме : " Лист. Внешнее строение. Разнообразие листьев"

Лист. Внешнее строение. Разнообразие листьев"...

Конспект открытого урока по естествознанию в 7 классе. Тема урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев»

Цели урока:  Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.Задачи:ознакомить с разнообр...