КВН "Пернатые"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Разинова Вера Александровна

КВН "Пернатые" - это обобщающий урок в игровой форме по биологии в 7 классе по теме "Птицы" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_pernatye.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

КВН «Пернатые»

для учащихся 7 класса

Цель и задачи  мероприятия: актуализировать знания учеников; вызвать интерес и оживление у учащихся; способствовать проявлению учащихся со всех сторон ( эрудиции, артистизма ); способствовать сплочению учащихся в ходе подготовки к конкурсу; расширять кругозор школьников; стимулировать интерес к предмету; воспитывать в каждом ученике эстетического чувства, бережное отношение ко всему живому на планете.

Ход мероприятия:

І. Подготовка:

   1. Сообщение за 1 неделю о проведении мероприятия;

   2. Сообщение о том, что нужно повторить;

   3. Сообщение о том, что нужно выпустить газету «Охрана зимующих птиц», рекомендации по ее оформлению;

   4. Сообщение учащимся о том, что нужно выбрать участников команд ( 2 команды по 4 человека ), капитана каждой команды, эмблему, девиз;

   5. Выбор жюри;

   6. Украшение зала, где будет проходить КВН, плакатами, скворечниками, газетами, лозунгами ко Дню Птиц, изготовленными болельщиками ( за каждый плакат или экспонат команды получают по 3 балла дополнительно ).

ІІ. Проведение мероприятия: 

   Слова ведущего ( ученик 11 класса или учитель биологии ):

- Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня на наш КВН: зрителей, болельщиков, жюри и команды. Сегодняшняя игра посвящена пернатым, т.к. без птичьего щебета, мир был бы скучен; трудно представить себе весну без скворцов, грачей, море без чаек, рощу без соловья.

   Наша игра приурочена к Международному Дню Птиц, который празднуется 1 апреля.

   Пусть наша игра откроет для каждого что-то новое, интересное и полезное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между людьми и птицами!

   Итак! Мы начинаем КВН!

   1-ый конкурс - «Представление команд» - команды представляют себя: название, эмблемы, девиз, защита команды – стихотворение, песня и т.д. про птицу, представление капитана. Количество баллов – 3 балла.

   2-ой конкурс – «Разминка» - «Угадай загадку» - команды получают карточки с загадками. В течение 2 минут отгадывают загадки. По истечении этого времени ребята защищают свои ответы – зачитывают загадки и называют отгадки. Если у команды нет ответа – помощь 2-ой команды или болельщиков. ( 1 балл за правильный ответ )

   3-ий конкурс « А почему?» - в этом конкурсе вы должны ответить, почему сложились такие поговорки о птицах. ( 1 балл за правильный ответ )

   1. Трясогузка хвостом лёд разбивает.

   2. Глухая тетеря.

   3. Как с гуся вода. Вышел сухим из воды.

   4. Заладил, как дятел.

   4-ый конкурс «Найди ошибку» - командам раздаются карточки с четверостишиями. Нужно в них найти биологические ошибки и объяснить их. Найденная ошибка – 1 балл.

   5-ый конкурс «Конкурс капитанов» - капитанам предлагается кубик, на гранях которого написаны загадки и отгадки на предыдущую загадку. Пользуясь кубиком, необходимо отгадать загадки. Тот капитан, который быстрее и правильнее угадает все загадки, выигрывает и получает 2 балла.

   6-ой конкурс «Поймай птицу» - командам раздаются наборы карточек с цветными буквами. За 1 минуту нужно собрать названия птиц. ( 1 балл за правильный ответ )

   7-ой конкурс «Конкурс для болельщиков» - приглашается по 1 болельщику от каждой команды. Они становятся на одинаковом расстоянии от жюри и поочереди рассказывают о роли птиц в природе и значении их для человека, делая шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым дойдёт до столика жюри. Его команде приплюсовываются дополнительные баллы – разность в шагах, т.е. в правильных ответах.

   8-ой конкурс «Эрудиты» - ведущий в быстром темпе зачитывает вопросы, команда отвечает. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 13 баллов.

Вопросы для 1 команды:

1. Клюв птицы состоит из ….. ( надклювья и подклювья )

2. Кожа птицы покрыта ….. (перьями )

3. Птенцы какой птицы не знают матери ….. ( кукушки )

4. Птицы могут поворачивать голову на ….. ( 180 0С )

5. Самая маленькая в мире птица … ( карликовый колибри )

6. Грудина птицы имеет снизу высокий гребень, который называется ….. (киль)

7. У некоторых птиц в конце пищевода имеется расширение ….. ( зоб )

8. Название этой перелётной птицы созвучно с фамилией писателя ….. ( Гоголь )

9. Дыхыние у птиц осуществляется ….. ( лёгкими и воздушными мешками )

10. Птица, никогда не садящаяся ни на землю, ни на ветки, ни на воду ….. (стриж )

11. Этот орган чувств у птиц развит сильнее остальных ….. ( зрение )

12. Эта ночная птица не вьёт гнёзда ….. ( козодой )

13. У этих птиц птенцы появляются на свет чаще всего в середине зимы … (клесты)

Вопросы для 2 команды:

1. Передние конечности птиц – это … ( крылья)

2. Птицы, вынашивающие яйца на лапах, … ( пингвины)

3. Под контурными перьями расположены … ( пуховые )

4. Какая птица может двигаться по стволу дерева и вверх и вниз головой … (поползень)

5. Совы могут поворачивать голову на … ( 270 0С)

6. Часть нижней конечности, характерная только для птиц, … ( цевка )

7. Пища у птиц перетирается в этом отделе желудка … (в мускульном отделе)

8. Эта птица может летать быстрее и дальше всех – 3 года  без остановки … (стрижи)

9. Сердце у птиц …. ( четырехкамерное )

10. Название этой птицы созвучно с названием танца … ( чечётка )

11. Этот орган чувств развит у птиц слабее всего … ( обоняние )

12. Отряд птиц, содержащий наибольшее число видов … ( воробьиные – 5100 видов, а всего видов птиц – 8000 видов )

13. Птенцы какой птицы «шипят» из дупла как змеи … ( вертишейка ) 

ПАВЛИН

СНЕГИРЬ

КЛЁСТ

УДОД

АИСТ

СОЛОВЕЙ

ГАЛКА

РЕМЕЗ

СОРОКА

ЛАСТОЧКА

Птица сверху прилетает и цыплят с собой хватает.

Цапля

Днём сидит он как слепой, а лишь вечер – за разбой.

Цыплёнок.

Ходят по озеру клещи, ищут съедобные вещи.

Филин

Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки.

Утка.

Пёстрая крякуша ловит лягушек.

Сорока.

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

Ястреб.

Хвост серпом, голова с гребешком.

Сорока

Всех я за день навещу, всё, что знаю, растрещу.

Ласточка.

Крылатый, горластый, красные ласты.

Жаворонок

Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот.

Гусь

В синем небе голосок, будто крохотный звонок.

Сова.

Желанный гость с далёкого края под окном живёт.

Петух

Задание к 4-ому конкурсу «Найди ошибку»

для ІІ команды:

Ананасы собираем

Мы с деревьев поскорей,

Их склюет иначе стая

Перелётных глухарей.

Задание к 1-ому конкурсу «Угадай загадку»

для І команды:

1. Без рук, без топорёнка построена избёнка.

2. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.

3. Спереди шильце, сзади вильце (вилка), на груди белое полотенце.

4. В воде купался, а сух остался.

5. В пёстром наряде ходит, как на параде, часов не имеет, а время разумеет.

6. По лесу летало, в воду упало – не булькнуло.

Задание к 1-ому конкурсу «Угадай загадку»

для ІІ команды:

1. Кто два раза родится?

2. Стоит дом на палке, а хозяин на крылечке сидит.

3. Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки подбирает, по полям ночует, коноплю ворует.

4. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.

5. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает.

6. Не ездок, а со шпорами; не сторож, а всех будит.

Задание к 4-ому конкурсу «Найди ошибку»

для І команды:

Глухари вернулись с юга-

Дома очень много дел;

Гнёзда нужно свить повыше,

Чтобы их медведь не съел.

Ключ для жюри:

2-ой конкурс «Угадай загадку»:

І команда

ІІ команда

1) гнездо птицы;

2) дятел;

3) ласточка;

4) гусь;

5) петух;

6) перо птицы

1) птица;

2) скворец и скворечник;

3) воробей;

4) грач;

5) филин;

6) петух

 

3-ий конкурс «А почему?»:

1) Прилёт трясогузок совпадает со вскрытием рек.

2) Токующий глухарь ( т.е. во время размножения ), тетерев не слышит.

3) Гусь выходит из воды сухим, т.к. его перья обильно смазаны жиром копчиковой железы.

4) Дятел долбит короедные деревья с большим упорством, иногда на одном дереве стучит целый день.

4-ый конкурс «Найди ошибку»: командам раздаются карточки с четверостишиями. Нужно в них найти биологические ошибки и объяснить их. Найденная ошибка – 1 балл.

І. 1) глухари на юг не улетают, это зимующие птицы.

   2) гнёзда глухари вьют на земле, а не на деревьях.

ІІ. 1) ананасы растут в земле, а не на деревьях.

    2) глухари – это не перелётные птицы, это осёдлые птицы.

    3) глухари живут не стаями, а парами.

5-ый конкурс «Конкурс капитанов»:

І. Сорока – Всех я за день навещу, всё, что знаю, растрещу.

    Гусь – Крылатый, горластый, красные ласты.

   Сова – Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот.

   Ласточка – Желанный гость с далёкого края под окном живёт.

   Жаворонок – В синем небе голосок, будто крохотный звонок.

   Петух - Хвост серпом, голова с гребешком.

ІІ. Сорока - Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

     Цапля - Ходят по озеру клещи, ищут съедобные вещи.

     Цыплёнок - Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки.

     Филин - Днём сидит он как слепой, а лишь вечер – за разбой.

     Утка – Пёстрая крякуша ловит лягушек.

     Ястреб - Птица сверху прилетает и цыплят с собой хватает.

6-ой конкурс – «Поймай птицу»:

І команда

ІІ команда

Клёст

Сорока

Павлин

Удод

Снегирь

Ласточка

Галка

Аист

Ремез

Соловей

7-ой конкурс «Конкурс болельщиков»:

Значение птиц в природе и жизни человека:

1) ограничивают рост растений;

2) содействуют опылению цветковых растений;

3) способствуют распространению плодов и семян;

4) ограничивают численность других животных ( беспозвоночных, грызунов );

5) служат кормом для других животных (птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие);

6) промысловые и домашние птицы – источник мяса, яиц, пуха;

7) уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства;

8) птичий помёт – ценное органическое удобрение;

9) эстетическое и научное значение.

8-ой конкурс «Эрудиты» - ведущий в быстром темпе зачитывает вопросы, команда отвечает. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 13 баллов.

Вопросы для 1 команды:

1. Клюв птицы состоит из ….. ( надклювья и подклювья )

2. Кожа птицы покрыта ….. (перьями )

3. Птенцы какой птицы не знают матери ….. ( кукушки )

4. Птицы могут поворачивать голову на ….. ( 180 0С )

5. Самая маленькая в мире птица … ( карликовый колибри )

6. Грудина птицы имеет снизу высокий гребень, который называется ….. (киль)

7. У некоторых птиц в конце пищевода имеется расширение ….. ( зоб )

8. Название этой перелётной птицы созвучно с фамилией писателя ….. ( Гоголь )

9. Дыхыние у птиц осуществляется ….. ( лёгкими и воздушными мешками )

10. Птица, никогда не садящаяся ни на землю, ни на ветки, ни на воду ….. (стриж )

11. Этот орган чувств у птиц развит сильнее остальных ….. ( зрение )

12. Эта ночная птица не вьёт гнёзда ….. ( козодой )

13. У этих птиц птенцы появляются на свет чаще всего в середине зимы … (клесты)

Вопросы для 2 команды:

1. Передние конечности птиц – это … ( крылья)

2. Птицы, вынашивающие яйца на лапах, … ( пингвины)

3. Под контурными перьями расположены … ( пуховые )

4. Какая птица может двигаться по стволу дерева и вверх и вниз головой … (поползень)

5. Совы могут поворачивать голову на … ( 270 0С)

6. Часть нижней конечности, характерная только для птиц, … ( цевка )

7. Пища у птиц перетирается в этом отделе желудка … (в мускульном отделе)

8. Эта птица может летать быстрее и дальше всех – 3 года  без остановки … (стрижи)

9. Сердце у птиц …. ( четырехкамерное )

10. Название этой птицы созвучно с названием танца … ( чечётка )

11. Этот орган чувств развит у птиц слабее всего … ( обоняние )

12. Отряд птиц, содержащий наибольшее число видов … ( воробьиные – 5100 видов, а всего видов птиц – 8000 видов )

13. Птенцы какой птицы «шипят» из дупла как змеи … ( вертишейка )



 

Комментарии

Третьякова Ирина Ивановна

Вера Александровна, с интересом прочла Вашу работу. Нашла для себя много полезной информации, обязательно использую ее на своих уроках. Спасибо, всего доброго.