Открытый урок по биологии в 6 классе, тема "Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Евелева Светлана Юрьевна

Комбинированый урок для учащихся 6 класса, проводится в системе уроков по УМК Н.И. Сонина. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_eveleva_s.yu_.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ.

Учитель: Евелева С.Ю. ГБОУ лицей №329 Невского района г. Санкт-Петербурга.

Тема урока:

Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия.( 6 класс) .

Цель урока: продолжить формирование комплексного представления

                      о растении  через знания о цветке как органе, необходимом

                      для размножения покрытосеменных.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Сформировать представление о цветке как органе семенного размножения растений.
  2. Изучить особенности строения цветка, раскрыть биологическое значение его частей – пестика и тычинок.
  3. Рассмотреть многообразие цветков и их значение для растений.
  4. Ввести понятие «соцветия», разъяснить их биологическую роль.
  5. Изучить классификацию цветков.
  6. Продолжить работу с биологической терминологией.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование у учащихся умений и навыков работы с  текстом учебника.
  2. Продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой ( с помощью опережающих заданий)
  3. Продолжить развивать у учащихся внимательность, умения  делать выводы, обобщать, находить сходство и различие.
  4. Продолжить формирование навыков работы с гербарными материалами, живыми объектами, схемами и рисунками.

Воспитательные:

  1. Раскрыть эстетическую ценность цветков.
  2. Показать необходимость бережного отношения и охраны растений.
  3. Используя личностную мотивацию, воспитывать любовь к природе.

 Оборудование для урока:

 гербарии цветковых растений, комнатные растения,  живые цветы, таблица «Органы цветкового растения», таблица «Строение цветка», таблица «Редкие и исчезающие виды растений», модель «Цветок вишни», раздаточный материал ( карточки с заданиями, схема «Строение цветка»), иллюстрации «Цветы», фрагмент видеофильма «Вальс цветов»» (автор – учитель изобразительного искусства лицея №329  Соломатина А.А.), аудиозапись «Вальс цветов» ( П.И.Чайковский).

Опережающее задание учащимся:

 подготовить стихи о цветах.

Личностная значимость изучаемого для школьников:

Цветы – органы растения, необходимые для размножения, надо бережно относиться к растениям.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, лабораторная работа.

Приемы деятельности :

Актуализация знаний учащихся, выполнение лабораторной работы  (лабораторная работа «Строение цветка» проводится в демонстрационном варианте в связи с тем, что  у многих учащихся возникают аллергические реакции при использовании живого материала и из-за недостатка оборудования), организация эвристической беседы, опережающие творческие задания, обобщение изученного на уроке.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка.

                                       Ход урока:

Организационный момент: ученики входят в класс под «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

I. Строение цветка. ( изучение нового материала с элементами актуализации знаний учащихся )

Учитель:  Итак, я напомню вам, что мы продолжаем изучать органы цветкового растения. (обращение к таблице «Органы цветкового растения»).

(?) классу: Какие органы растения мы уже изучили? Ученики отвечают и показывают на таблице.

(?) классу: А что такое «побег»?. Ученики отвечают.

(?) классу: Вспомните,  какие бывают почки ? Что они содержат?

(?) классу:  О каком же  органе растения мы еще не говорили? ( включен видеофрагмент). Дети отвечают.

Учитель:  Конечно, это цветок –  самый яркий и заметный орган растения. Ему во все времена поэты, художники и музыканты посвящали свои произведения. Кстати, в начале урока вы слушали фрагмент музыкальной композиции, кто узнал его? (Дети отвечают). Посмотрите на иллюстрации, вывешенные в классе: мир цветов многообразен

Эмоциональный элемент: несколько учащихся читают подготовленные ими стихи о цветах.

Учитель:  Конечно, ребята, мы сегодня поговорим о цветах. Запишите в тетради тему урока «Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия» (тема записана на доске).

(?) классу: Скажите, а все ли растения имеют цветы? ( Дети отвечают)

Учитель:  Цветы – это органы цветковых растений. Самое яркое и значительное явление в растительном мире – это цветение . Цветки разных растений отличаются друг от друга формой, размерами, окраской, цветут в разное время. После цветения, на месте цветка развивается плод, в котором созревают семена. Размножение растений семенами называется семенным размножением ( откройте словари и запишите определение).

Учитель: Значит, цветок относится к какой группе органов растения? – репродуктивные ( от латинского «репродуктио» - воспроизведение) – этот термин нам уже знаком. То есть, цветок  - это орган семенного размножения растений. У цветка есть стеблевая часть  и листовая часть.

    Несмотря на все многообразие цветков, у них всех есть общие черты строения.  Давайте познакомимся со строением цветка более подробно.

Записи в тетради:

                                      Лабораторная работа

Тема: Строение цветка

Объект исследования:

живые цветы, комнатные растения (цветущие), модель «Строение цветка»,гербарные материалы.

Цель работы: изучить строение цветка, выделить главные части.

                                       

                                                          Ход работы:

      1. Учитель показывает на модели  «Цветок вишни» части цветка  и на таблице «Строение      цветка», рассказывает о них, ученики работают с гербарием и раздаточным материалом.

Учитель:   Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях – цветоножках. Обычно цветоножка на конце утолщена или расширена в цветоложе, на котором размещаются все части цветка. У некоторых цветков этих органов нет. И цветоножка и цветоложе – это стеблевая часть цветка. Далее расположены чашелистики, которые вместе составляют чашечку (показ на модели и на таблице «Строение цветка»).

2. Запись в тетради:

Все чашелистики составляют чашечку.

Цветок обычно состоит из венчика, образованного лепестками  ( показ на схеме и на таблице). Все лепестки составляют венчик цветка ( запись в тетради). Венчик + Чашечка = Околоцветник  ( запись в тетрадь).

У многих растений (лилия, тюльпан) все листочки околоцветника одинаковые ( нет чашечки или венчика).

3. Запись в словарь: Околоцветник, у которого нельзя выделить чашечку или венчик  называется простой околоцветник. Околоцветник, в котором есть чашечка и венчик называется двойной.

 Учитель: Околоцветник защищает главные части цветка, какие ? ( дети отвечают – пестик и тычинка.). Встречаются в природе цветки и без околоцветников. Это, так называемые, голые цветки.

Задание классу: прочитайте в тексте учебника на стр.40  из каких частей состоит пестик  ( дети отвечают, а учитель показывает на таблице и модели).Строение тычинки рассматриваем по схеме, которая лежит на столах .

4. Учитель: Напомню, что стеблевая часть цветка – это цветоножка и цветоложе, а листовая часть цветка – это чашечка, венчик и главные части цветка. Значит,  Цветок – это укороченный видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению. ( запись в словарь в конце тетради).

5. Работа учащихся в тетради.

Задание классу: зарисовать строение цветка с простым и двойным околоцветником, используя раздаточный материал ( схемы)(если есть возможность сделать ксерокопии – дети наклеивают в тетрадь схему)

  1. Делаем вывод по нашей работе ( прочитав еще раз цель работы):

Вывод по работе: Главные части цветка – пестик и тычинка.(запись в тетради)

II. Разнообразие цветков.

Учитель: Особенности строения цветка можно записать в виде формулы. При ее составлении используются следующие сокращения: Ч Л Т П. Количество частей цветка записывается в виде индексов. Если число элементов большое, то используется математический символ бесконечности, если части срослись, то количество берется в

 ( ). – запись в тетради.

      Но цветки бывают очень разные. Мы уже сказали, что бывают цветки с двойным и простым околоцветником. Но цветки могут различаться и по другим признакам  (запись в тетради схемы).

Запись в тетрадь:   РАЗНООБРАЗИЕ   ЦВЕТКОВ.

                                 Венчик

  Раздельнолепестный         Сростнолепестный

         (вишня)                            (душистый табак)

                               Чашечка

 Раздельнолистная               Сростнолистная

      (герань)                          (вьюнок полевой)

                                        Цветки

Актиноморфные       зигоморфные             ассиметричные

  (правильные)         (неправильные)         (валериана

   (капустные)               (бобовые)                 лекарственная)

(демонстрируются разные типы цветков по таблице и демонстрация на раздаточном материале).

Учитель: Цветки также, бывают обоеполые и раздельнополые, а растения, на которых они находятся могут быть однодомными и двудомными.

Задание классу: Работая с учебником стр.43 выбрать и записать в словарь определения.( учащиеся записали, затем читаем вслух).

III. Закрепление изученного материала ( работа с карточками  - раздаточный материал)

(фронтальная работа  по цепочке).

IV. Соцветия.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что цветок – это орган семенного размножения растений. В природе есть растения, которые имеют одиночные цветки, но есть и растения, у которых цветки собраны в соцветия.

Задание классу: найдите на стр.40 определение соцветий ( дети отвечают, учитель конкретизирует).

Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке ( запись в словарь в конце тетради).

Учитель:  Соцветия бывают простые и сложные. В соцветия обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых-опылителей.

(?) классу: Значит, в чем состоит биологическая роль соцветий? ( Дети отвечают).

Задание классу: Работая со стр. 40 учебника , рассмотрите схемы соцветий и   назовите наиболее распространенные типы соцветий?

-Кисть – (Учитель поясняет:   это соцветие образуют отдельные цветки , которые расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках, отходящих от общей оси ( капуста , ландыш).

- Колос – ( Учитель поясняет: это соцветие образуют не имеющие цветоножек, то есть сидячие цветки, расположенные на общей оси соцветия

( подорожник) – это простой колос. У ржи, пшеницы – сложный колос, состоящий из нескольких колосков.

- Корзинка – (Учитель поясняет: многочисленные мелкие, сидячие цветы расположены на утолщенном и расширенном ложе соцветия ( астры, одуванчик) .

V. Охрана растений

Учитель: Мы с вами разобрали строение цветка, узнали, какие они бывают. Но я думаю, что выражу наше общее мнение, что цветок – это одно из самых прекрасных явлений природы. Это одно из самых ярких проявлений жизни на Земле. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен писал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».

Цветы сопровождают нас всю жизнь: мы украшаем ими свой дом, дарим их в торжественных случаях,  да даже просто они поднимают нам настроение. Но мало кто из вас задумывался о том, что за время существования человечества наша планета потеряла более 50 % своего растительного покрова. Сотни видов растений исчезли с лица Земли и многие до сих пор на грани исчезновения. Посмотрите на таблицу «Редкие и исчезающие растения».

(?) классу: Красная Книга – это…. ( дети отвечают и называют редкие цветковые растения)

Учитель: Поэтому я призываю вас помнить о том, что каждый может внести свой посильный вклад в дело охраны природы: не кидать мусор, не обламывать ветки у растений и даже просто неумеренный сбор дикорастущих цветов может принести вред природе.

.

 И, завершая, наш урок,  домашнее задание ( запись в дневники стр. 40, 43 + записи в тетради, подготовить по желанию  сообщение о соцветиях).

Учитель:  хочу вам сказать спасибо за урок, молодцы ( оценки за урок и показ второй части видеофрагмента).

Основные источники информации:

Н.И.Сонин . Биология. Живой организм 6 класс, Москва ,»Дрофа»

В.Н.Семенцова. Биология. Технологические карты уроков. 6 класс, Санкт-Петербург, «Паритет»

Дополнительный источник информации:

Розенштейн А.М.     Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. Москва, «Просвещение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии животных на тему: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие»

Тема: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие» Цели урока:        повторить и систематизировать знания школьников о строении и жиз...

Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....

План открытого урока по биологии, 6 класс. Тема «Выделение у растений. Листопад»

План открытого урока по биологии, 6 класс.Тема «Выделение у растений. Листопад»...

Тетрадь для урока по биологии на тему «Тип Губки, строение, жизнедеятельность, значение» 7 класс

Тетрадь на печатной основе для урока по биологии на тему «Тип Губки, строение, жизнедеятельность, значение», 7 класс.  Данную тетрадь можно использовать для изучения новой темы. В ней...

Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия.

Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия....