Современное состояние и охрана воздуха
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Все живые организмы дышат атмосферным воздухом. Воздух - это смесь газов.Состав этой смеси в последнее время сильно изменился в результате жизнедеятельности человека. Последствия загрязнения воздуха отрицательно сказываются на состояние организмов. Лесные массивы - санитары природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennoe_sostoyanie_i_okhrana_vozdukha.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Современное состояние и охрана воздуха, 9 класс

(интегрированный урок по химии и биологии)

Учитель  химии и биологии высшей кв. категории МБОУ «СОШ №1»

г. Альметьевска  РТ Мансурова Д.К.

Цели:

1.Формирование экологического сознания и развития экологической культуры детей.

2.Активизация познавательной деятельности, создание условий, побуждающие у детей вниманием и заботой относиться к  окружающей природе.

3.Обьяснить:

- зависимость баланса составляющих  воздух газов от деятельности человека,

- место углекислого газа в круговороте веществ  в природе,

- значение растительности в сохранении естественного состава воздуха.

4. Ознакомить учащихся памятниками  природы (по данным Министерства экологии и природных ресурсов РТ).

Оборудование: 

Красная Книга РТ, выставка книг по охране природы, учебник «Химия-9», компьютер, проектор, презентация «Национальный парк – Нижняя Кама», на доске написаны названия и данные  некоторых памятников природы страны, республики, района, вывешен план проведения экологических мероприятий в школе.

 

План урока:

1.Введение

2.Значение воздуха.

3.Состав воздуха

4 .Причины изменения состава воздуха и его последствия.

5.Роль растений в круговороте воздуха.

6.Лесные массивы – памятники природы

Ход урока

1.Организация урока 

Учитель: Добрый день,  дорогие ребята!

В нашей стране 2013 год  объявлен  годом охраны окружающей среды, а в республике - годом экологической культуры и годом охраны окружающей среды. Министерствами, организациями, школами  запланированы  мероприятия, которые, мы надеемся, будут способствовать улучшению экологической обстановки в нашем городе, в нашем микрорайоне.

Тема урока: Современное состояние и охрана воздуха.

Домашнее задание: учить  п.29, ответить на вопросы 14-16 (с.90, учебник Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман Химия-9,  М., Просвещение, 2008), учить  с.274-275 (Биология-9, С. Г.Мамонтов, В. Б. Захаров, Н.И. Сонин,  М., Дрофа, 2006)

2.Актуализация знаний 

Учитель: Ребята, какое значение имеет воздух для живых организмов?

Ответы учащихся: Жизнь на Земле возможна до тех пор, пока существует земная атмосфера - газовая оболочка, защищающая живые организмы от вредного воздействия космических излучений и резких колебаний температуры. Следующее значение воздуха  раскрывается  в таком сравнении его с пищей и водой: если без пищи человек может прожить  несколько недель, без воды - несколько суток, то смерть от удушья наступает через 4 – 5 минут. Атмосферным воздухом дышат  все аэробные организмы.

3.Изучение новой темы

Учитель: (о составе атмосферного воздуха) Наибольшее значение для всех живых организмов имеет следующий   относительный состав воздуха (написано на доске):

Азот-78,3%

Кислород-20.95%

Углекислый газ-0,03%

Инертные газы-0.93%

Пары воды-3-4 % от всего объема воздуха

Состав воздуха поддерживается за счет постоянно идущих процессов: использование газов живыми организмами и выделение их в атмосферу. В последние годы происходит  изменение  баланса азота за счет хозяйственной деятельности людей.  Из атмосферного азота получается сырье для получения азотсодержащих веществ - аммиак. Где же применяется  аммиак? (следуют ответы учащихся). Из-за  огромного количества  азота  в атмосфере, проблема его баланса не так серьезна, как баланс кислорода и углекислого газа.  Жизнедеятельность организмов поддерживается современным соотношением в атмосфере кислорода и углекислого газа. Естественные процессы потребления  и поступления их  в атмосферу сбалансированы. Но с развитием промышленности и транспорта кислород много начал использоваться на процессы горения. Например,  на сгорание в двигателе автомашины «Жигули» 38 л бензина расходуется 77тыс. литров кислорода - такой объем кислорода потребляют 30 человек при дыхании в сутки; или, современный пассажирский самолет при полете в течение 9 ч расходует 50-75 т кислорода, а за это время  столько же кислорода выделяется в процессе фотосинтеза 25 тыс.-50 тыс. га леса (эти примеры написаны на доске). Увеличение транспортных средств приводит одновременно к увеличению выделения в атмосферу огромного количества выхлопных газов, в составе которых более 200 видов вредных веществ (на экране демонстрируется результаты изучения движения автотранспорта на улице Тагирова, где расположена наша школа).

Количество вредных выбросов на участке дороги длиной 100 м за 1 час (грузопассажирскими типа УАЗ и легковыми бензиновыми автомобилями)

Параметры

ПДК (по Евро-4)

Число единиц автотранспорта

проезжавших по участку

из них останавливаются возле школы (в среднем на 3 мин.)

296

161

Общее количество топлива, сжигаемого двигателем

3,3 л

8 л

Общее количество вредных выбросов,

69,6 г

168,7 г

в том числе:

угарного газа (СО)

до 2,3 г/км

59,2 г

143,5г

оксиды азота (NОх)

до 0,15 г/км

4,4 г

10,7 г

углеводороды (СхНу)

до 0,2 г/км

6 г

14,5 г

Из данных таблицы следует, что при «холостом ходе» выброс вредных веществ в атмосферу намного больше.

Вредные вещества способствуют появлению парникового эффекта, образованию белого  и фотохимического смога (учащиеся дают объяснения).

Важное значение в борьбе с загрязнениями  атмосферы имеет озеленение городов, промышленных центров. Растения, усваивая углекислый газ на свету, обогащают воздух кислородом:

6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2

На деревьях и кустах оседает до 72% частиц пыли и до 60% сернистого газа. Зеленые растения регулируют микроклимат города, защищают берега водоемов от разрушения. Леса – санитары, наши «легкие», но и являются жилищем огромного разнообразия растений и животных, поэтому уделяется  особое внимание охране лесных массивов.

 Сообщения учащихся:

  1. Первые сведения о частичной охране природных территорий государством  относятся к временам правления на Киевской Руси великого князя Всеволода и Владимира Мономаха (конец XI начало XII в.). В период царствования А.М.Романова к западу от Москвы в районе Звенигорода существовала «Кунцевская местность» - заповедная зона, строго охраняемая для царских охот.
  2. Особое место в организации охраны природы принадлежит  Петру I.  Именно тогда государственные мероприятия стали целенаправленными и систематическими. Указаниями царя были определены водоохранные зоны лесов. Была  ограничена или полностью запрещена рубка корабельных  сосновых лесов  в окрестностях Петербурга, в Поволжье и на Южном Урале.
  3. Следующий этап развития охраны природы в России пришелся на конец  XIX – начало ХХ века. В 1888 году был принят Лесной  устав, в котором впервые четко определялось понятие защитных лесов. В этих лесах запрещалась сплошная рубка и пастьба скота. Охранялись эти леса за счет казны. Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники. Эти охраняемые угодья уже были похоже на настоящие  заповедники, в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования.
  4. В конце XIX века развернулось движение за создание Государственных заповедников. В 1916 г. был организован первый государственный заповедник – Баргузинский. По инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы в 1997 г. в России впервые отпраздновали День заповедников и национальных парков. Сегодня на территории России насчитывается 102 заповедника, более 40 национальных парков.
  5. В нашей республике  насчитывается 163 охраняемых  природных объектов, в том числе:

Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник, он организован 13 апреля 1960 г. с целью охраны  сохранившихся ненарушенных лесных и лесостепных экосистем среднего Поволжья с площадью 10091 га. Зарегистрированы более 850 видов растений, 345 видов позвоночных, более 300 видов беспозвоночных. Около 200 представителей  флоры и фауны  занесены в Красную книгу РТ,  России и  Международную Красную  книгу. Среди редких видов птиц наибольший интерес представляет орлан белохвост, из хищных птиц выделяются беркут, осоед, могильник, скопа, филин. Все они занесены в Красную книгу России. Жемчужиной заповедника является уникальный старинный дендрарий, в котором представлена коллекция  деревьев и кустарников трех континентов – всего более 500 видов и форм.

  1. 20 апреля 1991 года был создан  первый и по сей день единственный  в нашей республике национальный парк «Нижняя Кама»  с площадью более 26 тыс. га на базе лесных массивов Елабужского и Челнинского лесничеств Елабужского лесхоза. Главное отличие национального парка от заповедника заключается в том, что заповедник не предполагает никакого вмешательства человека в природные процессы на своей территории, а национальный парк открыт для посещения.
  2. Национальный парк «Нижняя Кама»  можно назвать  «Птичьим  царством», многие  птицы занесены в Красную книгу Республики Татарстан (видеоролик).

Учитель: Растительный мир парка очень богат и разнообразен. Многие виды внесены  в Красную  книгу РТ: кувшинка белоснежная, кубышка желтая, солнечник русский,  горечавка легочная, валериана  лекарственная, подорожник наибольший, гвоздика луговая и т.д. На территории парка произрастают около 100 видов лишайников, более 50 видов мхов(видеоролик).

    Самый живописный уголок парка – Красная горка Танаевского леса. Здесь можно любоваться открывающейся с пятидесятиметровой высоты величавой Камой, ее извилистыми  берегами, знаменитыми пойменными лугами, которые великолепно просматриваются сверху. Не раз приходил на это место работать  великий земляк елабужан  И. Шишкин. Уместно вспомнить высказывание А. П. Чехова: «…Леса украшают землю, они учат  человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение!»

На территории парка расположен  детский оздоровительный лагерь. Как сказал К. Паустовский: «Леса, так же, как озера, моря и реки – лучшее украшение земли, ее великолепный праздничный наряд». В нашем Альметьевском районе  место проведения сабантуя, участок «Новоникольский»,  Альметьевский государственный охотничий заказник, - памятники природы местного значения, а лесные культуры ели и лиственницы, посаженные в 1910 -1913 гг., с 1987 года считаются памятниками регионального значения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право  на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять  природу и  окружающую среду, бережно относиться к природным  богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Взаимодействие природы  и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания  и отношения  к природе  жизнь человека на Земле может  погибнуть, и поэтому каждому человеку нужно бережно относиться к природе и ее богатствам.

4. Закрепление материла.

-Вычислите объемы газов  в  комнате, если ее длина 7м, ширина 5м, высота 4м, используя данные  о составе воздуха. Найдите соотношение объемов газов.

 -Как можно уменьшить объем выброса вредных веществ машинами на улице Тагирова? (ответ: приходить в школу пешком и родителям начальных классов не оставлять машины около школы в рабочем состоянии).

5. Учитель оценивает ответы, выступление учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие "Современное состояние и охрана водных ресурсов"

Вода - удивительное вещество на Земле. Еще Аристотель считал ее одним из элементов мироздания и трудно с ним не согласится. Она растворяет, разрушает и транспортирует. Но не смотря на то, что вода – с...

Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Природоведение 5 класс.

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАССГлава ВОЗДУХ   Тема: Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Тип урока: обобщающий.Цель: Расширить и обобщить знания учащихс...

Воздух – смесь различных газов. Охрана воздуха

  Урок природоведения, изучения нового материала с элементами исследования в  5 классе. На этом уроке использую метод проектной деятельности. Урок требует предварительной подгот...

презентация по биологии на тему "Современное состояние и охрана растительности" для 11 класса

Данная презентация является дополнением к уроку по соответствующей теме, содержит описание темы урока, цели урока, проблемы и домашнее задание....

Конспект урока по биологии на тему "Современное состояние и охрана растительности" для 11 класса.

Конспект урока составлен в соответствии с требованияим ФГОС. на этом уроке предполагается использование учениками компьютерное оборудование и электронные папки с материалами по дпнной теме. Ученики са...

Современное состояние и охрана атмосферы

Чем мы дышим, угроза для атмосферы, парниковый эффект...

Урок по экологии 11 класс на тему «Современное состояние и охрана атмосферы»

Урок по экологии 11 класс на тему «Современное состояние и охрана атмосферы»Задачи урока: показать, что в последние годы объемы и скорость выбросов в атмосферу превосходят возможности биосферы к ...