Использование метода проектов в формировании экологического сознания и научного мировоззрения у обучающихся
статья (биология) на тему

Зимина Любовь Владимировна

Статья, раскрывающая основы проектной деятельности в школе. Содержит описание социально ориентированного проекта "Глобальный экологический кризис человеческой цивилизации".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проектов в формировании экологического сознания и научного мировоззрения у обучающихся.

Зимина Любовь Владимировна,

учитель биологии ГБОУ СОШ №349

 с углубленным изучением английского языка.

                Цели и задачи, стоящие перед современным образованием меняются. Недостаточно, чтобы учащиеся просто усвоили полученные знания, необходимо сделать процесс обучения максимально адаптированным к учащимся. Ребенок изначально любознателен, любит творить, экспериментировать. Необходимо не заглушить эту черту его мыслительной деятельности, а дать ей возможность развиваться, поддерживать постоянный интерес к изучаемому предмету.

                Развитию активности и самостоятельности учащихся способствует технология проектов, которая формирует их готовность к поисково-исследовательской деятельности, познанию новых и решению сложных жизненных проблем.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектная деятельность  - это выполнение долговременных, трудоёмких, среднесрочных или краткосрочных творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала.  Над проектом обычно работает один человек или небольшая группа, конечным результатом проекта является отчёт о работе, компьютерная презентация. Проектная деятельность  позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично свой результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности  - найденный способ носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.

Проект позволяет развить познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Метод проектов позволяет при решении какой-либо проблемы интегрировать знания и умения, полученные из различных областей науки, техники, технологии. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

При планировании проектной деятельности необходимо выявить имеющиеся у учащихся знания и умения (с учетом их возрастной группы); наметить, какие знания и умения должны приобрести учащиеся в процессе работы над проектом; разработать методические рекомендации и дидактические материалы; рассмотреть возможности использования межпредметных связей; определить время работы над проектом; поставить перед учащимися цели и задачи, формирующие творческие навыки и развивающие инициативу; наметить варианты представления результатов исследований.

Что значит – работать над проектом? Значит, ученик должен уяснить проблему, которую надо решить, проанализировать материалы различных источников, выдвинуть гипотезу, провести необходимые исследования, продумать установку для проведения эксперимента, выполнить эксперимент, который или подтвердит, или опровергнет выдвинутую учащимися гипотезу, сделать необходимые выводы. Практически ученики проходят все шаги процесса познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория, применение.

Все ученики, работавшие над созданием проектной работы, начинают лучше учиться, у них формируется умение более правильно оценивать свои возможности, то есть повышается самооценка; вырабатывается способность самостоятельно добывать знания, инициативность, целеустремленность, умение анализировать;                                      осуществляется практическая связь учебного предмета с жизнью; повышается активность учащихся старших классов в проектной деятельности.

 Метод проектов в своей работе использую на протяжении нескольких лет, как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Как появляются темы и организуется работа по методу проектов?!

Темы появляются иногда спонтанно, иногда в выборе темы помогает материал методической литературы, справочной литературы, а иногда темы являются итогом наблюдений окружающего нас мира.

Приведу несколько примеров.

Интегрированный проект «Экологический мониторинг микрорайона школы» включает методическое пособие с описанием технологии проведения научного исследования по изучению экологической обстановки в микрорайоне школы или любой другой территории.

Проект предназначен как дополнительный модуль для курсов биологии, географии, химии, естествознания.

Исследования проводятся с 2004 г. и не прекращаются по сегодняшний день. Ежегодно обучающиеся выступают на научно-практических конференциях, получая призовые места и благодарности.

Сегодня – этот проект является полноценным инновационным продуктом, представленным на районном конкурсе «Современный инновационный продукт» в 2011-2012 учебном году, как методическое пособие и занявший призовое место.

От уровня микрорайона школы в своих исследованиях ребята вышли на изучение экологической ситуации в Красногвардейском районе, Санкт-Петербурге, Ленинградской области.

Сейчас данный проект реализуется в Невском , Адмиралейском районе и мы имеем возможность проводить ежегодный сравнительный анализ данных.

Также появился индивидуальный проект, над которым работает ученица 7 класса «Сравнительная характеристика Канала Грибоедова и р. Орлинка Ленинградской области», который уже на первом этапе исследования в 2012-13 ученом году занял 1 место на районной олимпиаде по экологии.

Практика показала, что проведение проектной деятельности требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), поэтому её использование в урочной деятельности по одному предмету ограничено и не позволяет в полном объёме отрабатывать проектные умения. Эта проблема может решаться через организацию деятельности творческого объединения педагогов школы, ведущих разные предметы в одном классе.

В прошлом учебном году в нашей школе учителями естественнонаучного цикла разработан новый интегрированный проект, в котором я хочу вас пригласить к участию.

Проект называется «Глобальный общеэкологический кризис человеческой цивилизации».

Угрожающая динамика общеэкологического кризиса человеческой цивилизации как глобальной системы, отклонившейся под давлением неуправляемого процесса деформации человеческого сознания от траектории, совместимой с перспективой дальнейшего продолжения эволюции.

Объективная необходимость безотлагательного принятия реальных и эффективных мер, в условиях нарастающего дефицита времени, обусловленного высоким темпом истощения природных ресурсов планеты, её биосферы и морально-психологического потенциала собственно Человечества.

По своей природе экологическое образование нацелено на будущее, оно становится важным фактором социальной стабильности. Отсюда следует, что экологическое образование — это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.

Сроки реализации проекта: 2013-2015 учебный год

Цель: построение вектора выживания человеческой цивилизации.

Гипотеза:

Благодаря вовлечению подрастающего поколения в решение глобальных экологических проблем можно сформировать у обучающихся экологическое мировоззрение.

Задачи:

•        сформировать у обучающихся активную гражданскую позицию

•        воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;

•        развитие умений устанавливать взаимосвязи между элементами окружающей среды и благополучия человека как биологического вида;

•        усилить региональную направленность экологического образования;

•        привлечь школьников к поиску механизмов решения актуальных проблем -сформировать чувство личной ответственности за состояние Человеческой цивилизации.

•        развить инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности.

 

Участники проекта:

учителя естественнонаучного цикла:

Зимина Любовь Владимировна – учитель биологии,

Ильяшенко Наталья Евгеньевна – учитель биологии и химии,

Двинина Марина Юрьевна – учитель химии,

Пашенина Людмила Владимировна – учитель географии.

Инициативная группа обучающихся 7-10 классов.

Объект исследования:

Экологическая безопасность пищевых продуктов и пищевого поведения человечества.

Направления исследования:

Пашенина Л.В.

Проблема обеспечения населения Земли продуктами питания. (Глобальная проблема голода).

Двинина М.Ю.

Химический состав современных продуктов питания. Пищевые добавки.

Ильяшенко Н.Е.

Биологические добавки в современной пищевой промышленности.

Зимина Л.В.

Генные модификации. Биотехнология.

 Этапы реализации проекта

1-й  этап - побудительный

Проведение уроков по выбранной тематике. Поиск инициативной группы.

2-й этап - ознакомительный

Изучение теоретического материала по указанной проблеме

3-й этап – внедренческий

Анализ ситуации в Санкт-Петербурге.

Здесь возможны  коррективы, принимаем любые предложения и будем рады сотрудничеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов при формировании исследовательских способностей обучающихся.

Творчество – это процесс создания нового продукта деятельности или новых ее способов, который требует выхода за существующие границы знания. Творческая деятельность осуществляется на основе единства л...

Использование метода проектов при формировании исследовательских способностей обучающихся

Цели: -                  развитие эмоционально-мотивационных механизмов;-...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. VIII окружная научно-практическая конференции педагогов «ОТК-2015. Образование. Технологии. Качество» Центральное управление Самарская область

Цель данной работы поделиться опытом использования метода проекта в деятельности педагога на уроках литературы.В связи с поставленными целями выделяем следующие задачи:1.   Проанализировать ...

Проект по формированию экологического сознания у учащихся "Мы за чистоту во всем мире!"

Проект по формированию экологического сознания у учащихся  "Мы за чистоту во всем мире!" "Я - гражданин России!"...

Использование метода проектов в формировании познавательной самостоятельности обучающихся на уроках профильного труда Штукатурно-малярное дело»

Специфика образования предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий. В связи с этим неизбежен процесс ориентации обучения на развитие и саморазвитие личности, а так же образов...

Мастер-класс на тему: "Использование метода проектов для формирования ключевых компетенций обучающихся"

Методический урок для учителей. Представляю вашему вниманию разработку и презентацию мастер-класса "Использование метода проектов для формирования ключевых компетенций обучающихся"....