Урок биологии в 8 классе по теме «Нарушение осанки и плоскостопие»
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Фоменко Ольга Николаевна

Урок биологии в 8 классе по теме «Нарушение осанки и плоскостопие» Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе.

Тема: Нарушение осанки и плоскостопие.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: ролевая игра с элементами проектной деятельности.

Цели: 1) разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.

           2) познакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки.

           3) развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность учащихся.

Оборудование: модель скелета человека, таблицы: «Предупреждение искривлений позвоночника», «Предупреждение плоскостопия», графики, инструктивные карты.

Подготовительная работа:

Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех.

I. На первом уроке темы «Опорно – двигательная система человека» ставится проблемный вопрос: «Могут ли возникнуть нарушения позвоночника, связанные с сидением за партой?».

II. Формируется экспертная группа и организуется ее работа. Данная группа делится на теоретиков, исследователей и практиков.

Группа теоретиков готовит информацию по следующим вопросам:

  1. Осанка.
  2. Нарушение осанки (сутулость, сколиоз, кифоз, лордоз).
  3. Причины нарушения осанки.
  4. Предупреждение нарушений.
  5. Плоскостопие. Предупреждение плоскостопия.

Группа исследователей проводит исследования нарушений осанки в школе согласно данным мед. кабинета за год и вычерчивает графики.

Группа практиков готовит инструктивные карты по методикам выявления нарушений осанки и определения плоскостопия.

Ход урока:

  1. Организационный момент: сообщается тема и цели урока.
  2. Изучение новой темы.

Учитель: Особую роль в жизни человека играет позвоночник. Его состояние очень важно для здоровья. По внешнему виду человека, его походки, положении головы и туловища, можно говорить о тех или иных нарушения опорно-двигательного аппарата. Разобраться во всех вопросах поможет экспертная группа.

Эксперт-теоретик: Стройная, прямая осанка, легкая походка, украшают человека. Не случайно сравнение: «Какая стройная девушка. Ну, прямо березка».

В.И. Даль определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу: «Без осанки конь-корова». Ученые дают такое толкование термину: «Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека ».

При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. Развитие мускулатуры влияет на развитие скелета. К нарушения осанки приводят: неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное – неравномерное распределение нагрузки на тело. Частая причина нарушения осанки – неправильная посадка за партой. Это приводит к сколиозу – боковым искривлениям позвоночника, развитию сутулости и впалой груди (обратите внимание на таблицу). У взрослых сколиоз развивается в результате длительных ассиметричных нагрузок на мышцы спины. Подвижность позвоночника резко уменьшается, повышается утомляемость. Нарушение осанки являются лордоз и кифоз. Лордоз проявляется деформацией позвоночника в поясничном отделе, возникает из-за перерастяжения мышечно-связочного аппарата. В результате тело отклоняется назад, перегибаясь в пояснице.  Лордозу сопутствует опущение внутренних органов, нарушается их работа. Кифоз – развивается виде круглой спины или в грудном отделе позвоночника и называется горбом. Причиной служит поражение позвонков туберкулезным процессом.

Эксперт – исследователь: В списке болезней школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место: по статистике каждый 3-й ученик имеет нарушения осанки. Согласно данным мед. кабинета в нашей школе 12% учащихся имеют нарушения осанки. В основном преобладает начальная стадия сколиоза  у учащихся среднего звена. Все данные мы можем проследить с вами по представленным графикам.

Эксперт – практик: За осанкой необходимо следить все жизнь. Наиболее важно это для подростков, т.к. в переходном возрасте начинает быстро расти костная ткань (включая позвоночник) и возможность повреждения межпозвоночных дисков и смещения позвонков существенно увеличивается. Начиная с 11-12 лет надо особенно беречь свой позвоночник и развивать его гибкость. Повреждению межпозвоночных дисков и смещению позвонков способствуют неправильно выполняемые человеком движения, связанные, прежде всего с подъемом и переноской тяжестей, неудобные позы при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела.

Правильность осанки можно определить с помощью инструктивной карты.

Инструктивная карта:

  1. Измерить расстояние между правым и левым плечом со стороны груди (А); со стороны спины (Б).
  2. Полученный первый результат разделить на второй. Если получается число, близкое к 1 или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше 1 говорит о нарушении осанки.
  3. Встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Между стеной и поясницей попробовать просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.  

Рекомендации:

  1. Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной.
  2. Важно избегать неудобных поз.
  3. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться.
  4. Стоять и выполнять различную работу следует так же с максимально выпрямлено спиной.
  5. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
  6. Лежать (спать), надо только на жесткой постель, подложив под голову небольшую подушку.
  7. При подъеме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину. И держать груз поближе к туловищу.
  8. Не следует поднимать большие грузы особенно рывком и с поворотом туловища.
  9. Не следует носить груз в одной руке.
  10. В рацион питания включать продукты богатые кальцием, фосфором, другими микроэлементами D и A.

Эксперт – теоретик: Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощение ее сводов. Различают: поперечное и продольное плоскостопие. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей (обратите внимание на таблицу). При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже поясницы. Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела.

Эксперт – исследователь: Данные школьного мед. Кабинета свидетельствуют, что у 9% учащихся школы наблюдается плоскостопие. В основном характерно для учащихся 8-9 классов. Большая часть плоскостопия наблюдается у мальчиков.

Эксперт – практик: Определить плоскостопие может каждый, пользуясь инструктивной картой.

Инструктивная карта:

  1. Взять лист белой бумаги, положить его на пол.
  2. Встать на него мокрой  ногой.
  3. Контуры следа обвести простым карандашом.
  4. Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Рекомендация: При значительно выраженном плоскостопии необходимо применять специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

  1. Закрепление изученного: Повторение терминов: осанка, сколиоз, плоскостопие.
  2. Домашнее задание: §15, выполнить лабораторную работу по определению осанки и плоскостопия согласно полученным инструктивным картам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

урок биологии 6 класс по теме "Класс Однодольные"

В помощь моим ученикам предлагаю посмотреть видеоурок и презентацию. После изучения материала предлагается выполнить самостоятельную работу...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие".

Урок по выбранной теме окажет помощь учителю  при проведении занятия. Особое внимаие уделяется выполнению практической работы....