Презентация "Методика решения задач по генетике"
презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему

Белова Римма Васильевна

Данный материал можно использовать на уроках биологии в 9-10 классах при изучении раздела "Генетика". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_resheniya_zadach_po_genetike.pptx118.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Р ешение задач по генетике Памятка для учащихся 9 – 10 классов Составила: Белова Римма Васильевна, учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёрный Ключ

Слайд 2

Оглавление Алгоритм решения задач Правила при решении генетических задач Оформление задач по генетике Запись условия и решения задач Примеры решения задач: Моногибридное скрещивание Анализирующее скрещивание Промежуточное наследование Кодоминирование Дигибридное скрещивание Сцепленное с полом наследование Ответ

Слайд 3

Алгоритм решения генетических задач Краткая запись условий задачи. Введение буквенных обозначений генов, обычно А и В ( в задачах они частично уже даны). Определение типа наследования ( доминантность , рецессивность), если это не указано. Запись фенотипов и схемы скрещивания (словами для наглядности). Определение генотипов в соответствии с условиями. Запись генотипов символами генов под фенотипами. Определение гамет. Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов. Составление решетки Пеннета . Анализ решетки согласно поставленным вопросам. Краткая запись ответа.

Слайд 4

Правила при решении генетических задач. Правило первое . Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны . Правило второе . Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна , а другая – гомозиготна по рецессивному признаку. Правило третье. Если при скрещивании фенотипически одинаковых особей (по одной паре признаков) в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1 , то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны . Правило четвертое. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготны . Правило пятое. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:4 , 9:6:1 , 9:7 , 12:3:1, то это свидетельствует о взаимодействии генов, а расщепление в отношениях 12:3:1, 13:3 и 15:1 – об эпистатическом взаимодействии генов.

Слайд 5

Оформление задач по генетике. При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в генетике, и приведенными ниже: ♀ - женский организм ♂ - мужской организм Х – знак скрещивания Р – родительские формы F1, 2 –дочерние организмы первого и второго поколений А, В – гены, кодирующие доминантные признаки а, b – гены, кодирующие рецессивные признаки АА, ВВ – генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку аa , bb – генотипы особей, моногомозиготных по рецессивному признаку Aa , Bb – генотипы гетерозиготных особей AaBb – генотипы дигетерозигот A, a, B, b – гаметы . Если речь идет о людях: женщина; мужчина - женщина и мужчина, состоящие в браке

Слайд 6

Запись условия и решения задач Дано: А – ген кареглазости а- ген голубоглазости ♀ - Аа ♂- аа _____________________ Генотип F1-? Решение: Р ♀ Аа Х ♂ аа карий голубой Гаметы А, а а , а F1 Аа (карий) аа ( голубой ) Аа (карий) аа ( голубой ) Расщепление в соотношении 1:1; Ответ: 50% - глаза голубые ; 50% - глаза карие.

Слайд 7

Решетка Пеннета а а А ¼ Аа карие ¼ Аа карие А ¼ Аа карие ¼ Аа карие аа АА

Слайд 8

Примеры решения задач: 1. Моногибридное скрещивание Родительские особи различаются по одному признаку . Задача. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами? Дано: Решение: пол пол а – гладкая окраска Р: ♀ Аа х ♂ Аа А – полосатая окраска G А а А а Р: ♀ Аа х ♂ Аа F 1 : АА: Аа : Аа : аа Найти: F 1 -? п ол пол пол глад Ответ: 75% - с полосатой окраской; 25% - с гладкой окраской.

Слайд 9

2. Анализирующее скрещивание Суть анализирующего скрещивания заключается в том, что проводят скрещивание особи, генотип которой следует определить, с особями, гомозиготными по рецессивному гену ( аа ). Если в результате скрещивания все потомство окажется однородным, то особь, генотип которой неизвестен, - гомозигота , если произойдет расщепление, то она гетерозигота . Задача . У мухи дрозофилы серый цвет тела доминирует над черным. При скрещивании серых и черных мух в потомстве половина особей имела серую окраску, половина – черную. Определите генотипы родительских форм. Дано: Решение : если дрозофила имеет черную окраску тела, то её А – серый цвет генотип является гомозиготным по рецессиву – аа (иначе окраска будет серой). а – черный цвет Для того чтобы определить генотип дрозофилы с серым м цветом тела, проведем анализирующее скрещивание: F 1 – сер х чер . 50% сер.: 50% чер . Р: ♀А? (сер) х ♂ аа ( чер ) Найти: генотипы Р - ? G А ? а F 1 : Аа : аа сер. ч ер . Так как в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1:1, следовательно генотип дрозофилы с серым цветом тела был Аа . Ответ: генотипы родителей Р – Аа , аа .

Слайд 10

3. Промежуточное наследование В природе часто встречается явление неполного доминирования или промежуточного наследования, когда фенотип гетерозиготного гибрида отличается от фенотипа обеих родительских гомозиготных форм. Причина неполного доминирования состоит в том, что в ряде случаев у гетерозиготных гибридов доминантный аллель недостаточно активен и не обеспечивает в полной мере подавления рецессивного признака. Задача. Форма чашечки у земляники может быть нормальная (доминантный признак) и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определите возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки. Дано: Решение: Р 1 : ♀АА(нор) х ♂ аа (лист) А – нормальная форма G А а а - листовидная F 1 : Аа – промежуточная форма чашечки. Аа – промежуточная форма Р 1 : ♀ Аа х ♂ А а Р: ♀ Аа х ♂ Аа G А а А а Найти: генотипы F 2 : АА : Аа : Аа : аа и фенотипы F 2 - ? нор. п ром . п ром . лист. по фенотипу: 1 : 2 1; по генотипу: 1АА :2Аа : 1аа Ответ: 1 АА : 2 Аа : 1 аа; 25% имеют нормальную чашечку, 50% - промежуточную и 25% - листовидную.

Слайд 11

4. Кодоминирование Кодоминирование – совместное и полное проявление действия двух аллельных генов в гетерозиготном организме. Типичным примером кодоминирования служит формирование IV группы крови у человека, или АВ-группы , гетерозиготной по аллелям I A и I B , которые по отдельности определяют образование II группы крови ( I A I A или I A I O ) и III группы крови ( I B I B или I B I O ) Задача . У матери I группа крови, у отца IV . Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей ? Дано : - I группа I O I O Решение: Р : I O I O I A I B - IV группа I A I B G : I O I A I B I A I O I B I O F 1 с группой крови одного и з родителей - ? II группа III группа Ответ: нет, в данном случае дети не могут унаследовать группы крови родителей.

Слайд 12

5. Дигибридное скрещивание Дигибридным называют скрещивание в котором участвуют особи, отличающиеся по двум парам аллелей. Задача. Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам? Дано: А – полидактилия Решение: Р: АаВв АаВв а - здоровые G АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав В – близорукость F1 АВ Ав аВ ав в - здоровые АВ ААВВ ААВв АаВВ АаВв Р : АаВв Ав ААВв Аавв АаВВ Аавв АаВв аВ АаВВ АаВв ааВВ ааВв Найти : F 1 без аномалий - ? ав АаВв Аавв ааВв аавв Ответ: вероятность рождения детей без аномалий ( аавв ) составляет 1/16.

Слайд 13

Сцепленное с полом наследование X А X а X А ¼ X А X А Долгожит.+ ¼ X А X а Долгожит.+ Y ¼ X А Y Долгожит. + ¼ X а Y Долгожит . - X А X а X А Y

Слайд 14

Наследование признаков, сцепленных с полом Доминантные гены, локализованные в Х – хромосоме Рецессивные гены, локализованные в Х – хромосоме Гены, локализованные в Y – хромосоме Явление сцепленного наследия и кроссинговер

Слайд 15

Доминантные гены, локализованные в х - хромосоме P : гипоплазия эмали + x гипоплазия эмали - Х А Х а Х А Y Мейоз G: Случайное оплодотворение F 1 гипоплазия эмали- гипоплазия эмали- ¼ Х а Х а 1/4 Х А Y гипоплазия эмали + гипоплазия эмали + 1/4 Х А Х а 1/4 Х а Y X A X a Y X A

Слайд 16

Рецессивные гены, локализованные в х - хромосоме P: нарушенное потоотделение x нормальное потоотделение Х а Х а Х А Y Мейоз G: Случайное Оплодотворение F1 нарушенное потоотделение % ? ½ X a Y нормальное потоотделение 1/2 Х А Х а Х а Х А Y

Слайд 17

Гены, локализованные в Y - хромосоме P: Гипертрихоз - x Гипертрихоз + Х Х Х Y в Мейоз G: Случайное Оплодотворение F1 : 100% : 100% Гипертрихоз - Гипертрихоз + ХХ Х Y в Х Х Y b

Слайд 18

Ответ При записи ответа задачи учитывать следующие моменты: Если вопрос звучит так: «Какова вероятность…?», то ответ необходимо выражать в долях, частях, процентах. Если в результате проделанной работы справедливым итогом считается невозможность получения положительного ответа, даётся отрицательный ответ Если условие задачи построено таким образом, что не исключается наличие двух вариантов её решения, нужно через запятую привести и тот, и другой ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

Технологическая карта урока по технологии РКМ "Решение задач по генетике" с презентацией и самоанализом

Сформировать понятие о прямой зависимости самочувствия и работоспособности человека от планирования видов деятельности в соответствии с циркадными и циркадианными ритмами....

Решение задач по генетике

Предлагаются задачи по генетике в 11 классе...

"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "

Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах....

программа элективного курса "Решение задач по генетике"

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для ...

Урок решения задач по генетике.

План урока-ролевой игры по биологии в 10 классе. Решение задач по генетике....

методическое пособие для решения задач по генетики при подготовке к ЕГЭ

данны генетические задачи с приложением , рекомендации по решению задач для старшеклассников....


 

Комментарии

Горбунова Елена Юрьевна

Уважаемая Римма Васильевна. Благодарна Вам за вашу презентацию. Сегодня удачно использовала ее на занятии. Очень понравилась четкая структура, ничего лишнего - прекрасный образец материала для подготовки к ЕГЭ. Побольше бы таких материалов на этом портале.
Скачала вашу работу еще в ноябре. Но знаете как обычно бывает - сначала скачиваешь все подряд, а потом разбираешь накопившееся. И вот сегодня специально еще раз нашла вашу презентацию, чтобы сказать БОЛЬШОЕ СПАСИБО.