Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Захарова Лариса Ильинична

 

     Программа элективного курса  «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору  будущей профессии в общеобразовательной школе, связанной с изучением биологии. Биологическое образование занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что объясняется высоким уровнем практической значимостью биологии.  Большое значение для успешной реализации задач школьного биологического образования имеет программа элективного курса «Биология растений, грибов, лишайников» предоставленная обучающимся, где открыты возможности изучения биологии на теоретических и практических занятиях элективного курса, содержание которого предусматривает расширение и упрочнение знаний, развитие познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников.    Поверхностное изучение биологии  не облегчает, а затрудняет ее усвоение. В связи с этим, элективный курс, предназначенный для учащихся 11 класса, подается на более глубоком уровне и направлен на расширение знаний учеников по изучению особенностей растений и их охране в Республике Татарстан.   Рассматриваемая тема современна и крайне актуальна, т.к. ученики испытывают трудности в изучении  вопросов биологии, и в помощь им по просьбе родителей предлагается новый элективный курс.    В  содержании работы отражены пути, формы, методы и средства реализации темы исследования, проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_11_klass.rar31.56 КБ
Файл nedelya_khimii.rar1.01 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Бураковская    средняя  общеобразовательная    школа

Спасского   муниципального  района

Республики  Татарстан»

2013-2014 учебный год

Авторская программа

элективного курса по биологии в 11 классе

«Биология растений, грибов, лишайников»

Программу составила учитель биологии

1 –ой квалификационной категории

МБОУ «Бураковская средняя

общеобразовательная школа»

Захарова Лариса Ильинична

Пояснительная записка

к элективному курсу по биологии в 11 классе

 «Биология растений, грибов, лишайников»

Рабочая программа по элективному курсу  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов:

•        Закона РФ и РТ «Об образовании»

•        Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089

•        Приказа МО И Н РФ от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312»

•        Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.07.2012 № 4154/12 «Об утверждении базисных и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ,  реализующих начальное общее и основное общее образование»

•        Приказа МО И Н РФ от 10 июля 2012 года № 4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего (полного) общего образования»

•        Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год.

•        Стандарт основного общего образования по биологии

•        Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)

•        Учебного плана МБОУ «Бураковская средняя общеобразовательная школа Спасского муниципального района Республики Татарстан» на 2013-2014 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1, от 28 августа 2013)).

Учебник: «Биология растений, грибов, лишайников»; 10-11 кл. : учеб. пособие /  И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008, - 207,с. (Элективные курсы).

       Биологическое образование занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что объясняется высоким уровнем практической значимостью биологии.

Большое значение для успешной реализации задач школьного экологического образования имеет предоставление учащимся возможности изучения биологии на занятиях элективного курса, содержание которого предусматривает расширение и упрочнение знаний, развитие познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников.

Поверхностное изучение биологии  не облегчает, а затрудняет ее усвоение. В связи с этим, элективный курс, предназначенный для учащихся 11 класса, подается на более глубоком уровне и направлен на расширение знаний учеников по изучению особенностей растений и их охране в Республике Татарстан.

Элективный курс «Биология растений, грибов, лишайников» предназначен для учащихся 11 класса,  и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Особенность данного курса заключается в том, что занятия идут параллельно с изучением курса общей биологии в 11 классе, что позволит учащимся на заключительном этапе обучения в средней общеобразовательной школе углубить и систематизировать знания по биологии и экологии.

Элективный курс «Биология растений, грибов, лишайников» реализуется за счёт часов школьного компонента учебного плана  и может быть использован как с целью обобщения знаний по биологии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по биологии.

.

Цель элективного курса:

систематизировать и углубить  знания обучающихся, по биологии растений, грибов, лишайников.

Задачи: 

  • расширить знания о строении, жизнедеятельности, циклах развития растений, грибов, лишайников;

  • расширение знаний о практическом применении биологических знаний;

  • развитие познавательных и профессиональных интересов к изучению биологии родного края;

  • способствовать созданию проектов  по охране растений, грибов, лишайников Республики Татарстан;

  • исследование и развитие индивидуальных (профессионально важных) качеств обучающихся.

Методы обучения: 

 проектная деятельность; урок-лекция, консультация, самостоятельная работа с литературой, использование информационно-коммуникативных технологий.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

                             Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные сведения о свойствах клеток и тканях; классификации тканей; о вегетативных органах высших растений; питании и дыхании корней; верхушечном ветвление; размножении высших растений; общую характеристику водорослей; газообмене и транспирации; высших споровых растениях; плаунах, папоротникообразных, хвощах, общую характеристику семенных растений с учетом охраны в Республике Татарстан; реликтовые растения из отдела Голосеменных; общую характеристику покрытосеменных растений; строение цветка;  типы соцветий; спорогенезе и гаметогенезе; оплодотворении цветковых растений произрастающих на территории Республики Татарстан; систематику покрытосеменных растений; особенности строения грибов; многообразие грибов; общую характеристику лишайников; этапы развития растительного мира; о современных достижениях в области биологии.

При изучении курса предполагается формирование и развитие умений, которые могут быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности. В содержании курса также отражены элементы профессиональной ориентации – процесса , направленного на оказании помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников в соответствии с личными интересами и способностями.

Специфической особенностью курса является синтез процесса обучения биологии  и профессиональной ориентации обучающихся, обращение внимания на проблемы строения и жизнедеятельности развития растений, грибов, лишайников.

Учебно-тематическое планирование 11 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

Содержание курса. Общее количество часов – 34.

 

№ п/п

Название темы

Кол.

Форма проведения занятия

Формы контроля

1.   

Наука о растениях

1

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя

Составление презентации на тему «Краткая история ботаники» - 1 группа;

«Разделы ботаники» - 2-ая группа

2.   

Клетка растений.

1

Лабораторное занятие  «Цитокинез»: работа с литературой, консультация учителя

Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос

3.   

Ткани и вегетативные органы высших растений.

10

Теоретическое занятие: лекция-консультация, лабораторная работа.

Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос

4.   

Размножение.

1

Мультимедийная лекция

Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос

5.   

Водоросли.

2

Практическое занятие: работа с литературой, консультация учителя

Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос

6.   

Высшие споровые растения.

4

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя

Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос

7.   

Семенные растения.

9

Создание презентации, работа с компьютером, проектная деятельность

Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений

8

Грибы.

2

Создание презентации, работа с компьютером

Решение тренировочных заданий по ЕГЭ

9

Лишайники

1

Создание презентации, работа с энциклопедией «Кирилл и Мефодий».

Решение тренировочных заданий по ЕГЭ, олимпиадных вопросов.

10   

Защита проектов.  

2

 Создание презентации, работа с компьютером, проектная деятельность

Решение тренировочных заданий по ЕГЭ

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 11 КЛАСС 34 часа

Тема 1. Наука о растениях. ( 1час)

Предмет ботаники. Краткая история ботаники. Раздел ботаники. Значение растений в природе и жизни человека. Охрана растений Республики Татарстан. Принципы ботанической классификации.

Тема 2. Клетка растений. (1час)

Растительная клетка – это типичная эукариотическая клетка, в которой можно выделить составные части: оболочка клетки, вакуоли, пластиды, хлоропласты, хромопласты, деление клеток.

Тема 3.Ткани и вегетативные органы высших растений. (10 часов).

С возникновением в процессе эволюции многоклеточных организмов создались предпосылки и для клеточной дифференциации. Общая характеристика растительных тканей, образовательные  покровные ткани, основные, механические, выделительные, проводящие, трахеи. Органы высших растений можно разделить на органы, имеющие одинаковое происхождение, но с  различной формой и выполняемыми функциями и на органы внешне сходны, но с разным происхождением. Гомологичные и аналогичные органы. Предшественником корня у древних примитивных наземных растений служили подземные дихотомически разветвлённые теломы с ризоидами – тонкими нежными волоскообразными выростами, поглощающими из почвы воду. Строение корня, видоизменения корней, эволюция корня,  питание и дыхание корня. Побег – это осевой орган высших растений, состоящий из стебля, листьев и почек. Почка – это зачаточный побег, состоящий из осевой части, зачаточных листьев и почек. Верхушечное ветвление, боковое ветвление, моноподиальное ветвление, симподиальное ветвление. Столон – недолговечный побег с длинными тонкими междоузлиями и чешуевидными , бесцветными , реже зелеными листьями. Стебель – это осевой, обычно радиально симметричный вегетативный орган высших растений, для которого характерны следующие признаки: наличие листьев и почек; расчленение на узлы и междоузлия; продолжительный верхушечный рост; боковое и верхушечное ветвление.  Первичная кора ( колленхима), вторичная кора, ксилема, флоэма.  Строение листа, форма листовой пластинки, листорасположение, газообмен, транспирация, листопад. Внутреннее строение листа,  мезофил, правило проводящих пучков, строение и работа устьичного аппарата. Растения- химики. Охрана редких видов хвойных растений на территории Республики Татарстан. Влияние растений на здоровье человека.

Тема 4.Размножение. (1  час)

Различие в способах размножения высших растений, живородящие растения (бриофиллюм), искусственное вегетативное размножение, чередование поколений.

Тема 5 Водоросли.. (2  часа).

Общая характеристика водорослей, охрана водорослей в Республике Татарстан.

Тема 6. Высшие споровые растения. (4  часа).

Общая характеристика споровых растений, охрана мхов в Республике Татарстан, общая характеристика плаунов, охрана плауновидных в РФ, общая характеристика хвощевидных, значение хвощевидных в природе и хозяйственной деятельности человека, отдел Папоротниковидных,  явление макрофилии.

Тема 7. Семенные растения. (9 часов).

Происхождение семенных растений, сравнить особенности размножения голосеменных и покрытосеменных, охрана в Республики Татарстан, характерные отличия размножения голосеменных от размножения споровых растений.  Цветковые растения, появление цветка, значение покрытосеменных растений. андроцей, гинецей. Многообразие цветков и опылители цветков.  Формулы цветков. Микроспорогенез и развитие мужского гаметофита. Мегаспорогенез и развитие женского гаметофита. Особенности биотического опыления. Двойное оплодотворение.

Строение и распространение семян покрытосеменных растений. Сравнительная характеристика двудольных и однодольных растений.  Характеристика основных семейств покрытосеменных растений

Тема 8. Грибы. (2 часа).

Сходство грибов с животными и растениями. Низшие и высшие грибы. Сапротрофы – редуценты. Размножение грибов. Охрана  грибов в Республике Татарстан. Охрана здоровья человека. Многообразие грибов.

Тема 9. Лишайники. (1 час)

Особая группа комплексных организмов, состоящих из гриба (микобионт) и водоросли (фикобионт).

Тема 10. Защита проектов на школьной конференции. (2 часа).

Способы оценивания результатов достижений обучающихся.

      Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по точности воспроизведения основного содержания курса. Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям составлять проекты, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение получаемой информации,  по способности к критическому мышлению и рефлексии. При оценке результатов творческого уровня учитываются знания, которые демонстрируют обучающиеся в процессе проектной деятельности,  выступлений на школьной конференции, «круглых столах», умении вести дискуссию, аргументировать и отстаивать своё мнение.

        Для оценки результатов достижений обучающихся используется защита проекта.  В некоторых случаях, для оценивания достижений отдельных учеников, достигших творческого уровня усвоения учебного материала. подготовивших наиболее интересные проекты на конкурс «Зилант»,  «Подрост»,  «Моя малая Родина», «Юные исследователи окружающей среды», XX  Научная Поволжская конференция школьников», «Мое Я в большой науке»  выставляется зачёт с оценкой «отлично».

Учебник: «Биология растений, грибов, лишайников»; 10-11 кл. : учеб. пособие /  И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008, - 207,с. (Элективные курсы).

Дополнительные источники:

1.        Ардатовский Т.Д. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами для подготовки к единому государственному экзамену по биологии. 1 и 2 части. Изд-во «Учитель», Волгоград,2003..

2.        Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н., «Эволюция органического мира» (Факультативный курс) , 1991 г.

3.        Кучменко В.С., Г.С.Калинова и др. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии», Москва, «Дрофа» 2001.

4.        Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., «Основы биологии», курс для самообразования, 1992г.

5.        Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., «Общая биология», учебное пособие, Москва, «Высшая школа»,1986.

6.        Мишина Н.В. «Задания по общей биологии для самостоятельной работы по общей биологии», пособие для учащихся, Москва, «Просвещение»,1980.

7.        Реймерс Н.Ф., «Популярный биологический словарь», 1991 г

8.        Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы». Методическое пособие. Москва, «Дрофа», 2001.

9.        Сухова Т.С. «Тесты. Биология 6-11 классы» учебно-методическое пособие. Москва. Дрофа,2001.

Интернет-сайты

http://www.acareer.ru

www.biodat.ru/db/rb/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса

Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Дизайн костюма" 9 класс

Авторская программа элективного курса для 9 класса...

примерная рабочая программа по курсу "Разнообразие живых организмов: доядерные,растения, грибы, лишайники"

Примерная рабочая программа была разработана на основе авторской программы А.А. Вахрушева. В ней учитывались новые требавания к целям  и результатам прохождения курса согласно стандартам второго ...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...