Урок по природоведению на тему "Солнце. Солнечная система"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Бирюкова Зинаида Юрьевна

Авторская разработкаурока. Урок проводится в виде путешествия в сказочную страну "Вселенная" В увлекательной форме учащиеся отыскивают ключ к этой стране, который оказывается сломанным. Для того, чтобы починить ключ, необходимо найти орфографическую ошибку. С помощью презентации рассказывается о планетах, метеорах и метеоритах. Закрепление материала проводится в стихотворной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon откр ур солнечн система140 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок на тему «Солнце. Солнечная система»

                                       Природоведение 5 класс

                                   Учебник:В.М  Пакулова, Н.В. Иванова

                         Природоведение. Природа неживая и  живая. 5 класс

                                              М. Дрофа 2011 год

: Цели урока: контроль и коррекция знаний по предыдущим темам раздела «Вселенная», развитие памяти, внимания, логического мышления, умения работать в заданном темпе, развитие навыка самостоятельной работы, привитие интереса к изучаемому предмету через подачу дополнительного материала, использования игровых форм.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы и приемы: репродуктивные – узнавание, повторение; сравнение, обобщение, анализ, синтез; фронтальный опрос, элементы программируемого обучения, взаимоконтроль

 Место урока в контексте темы: последняя тема в разделе.

Оборудование: компьютер, проектор, видеоролики,  мультимедийная  презентация,  глобус                     

                                                        Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Учитель: Какой раздел мы изучаем? (Вселенная)
  3. Что мы  уже изучили в данном разделе?

Давайте посмотрим, как вы усвоили этот материал  и для этого выполним тест.

Посмотрите на экран. Работа по вариантам. По каждому вопросу выпишите только один правильный ответ.

Обмениваемся работами и проверяем тест. Сдаем работы.

Тест по теме «Вселенная»

Атмосфера – это …

Биосфера – это …

Твёрдая оболочка Земли

Твёрдая оболочка Земли

Водная оболочка Земли

Водная оболочка Земли

Жизненная оболочка Земли

Жизненная оболочка Земли

Воздушная оболочка Земли

Воздушная оболочка Земли

Гидросфера – это …

Литосфера – это …

Твёрдая оболочка Земли

Твёрдая оболочка Земли

Водная оболочка Земли

Водная оболочка Земли

Жизненная оболочка Земли

Жизненная оболочка Земли

Воздушная оболочка Земли

Воздушная оболочка Земли

Воображаемая линия, вокруг которой вращается Земля

Модель Земли, уменьшенная в миллионы раз

звезда

звезда

орбита

орбита

экватор

экватор

земная ось

земная ось

глобус

глобус

Воображаемая линия, по которой Земля вращается вокруг Солнца

Воображаемая линия, которая делит земной шар на два полушария

звезда

звезда

орбита

орбита

экватор

экватор

земная ось

земная ось

глобус

глобус

                                                                       Ответы:

Атмосфера – это …

Биосфера – это …

Твёрдая оболочка Земли

Твёрдая оболочка Земли

Водная оболочка Земли

Водная оболочка Земли

Жизненная оболочка Земли

Жизненная оболочка Земли

Воздушная оболочка Земли

Воздушная оболочка Земли

Гидросфера – это …

Литосфера – это …

Твёрдая оболочка Земли

Твёрдая оболочка Земли

Водная оболочка Земли

Водная оболочка Земли

Жизненная оболочка Земли

Жизненная оболочка Земли

Воздушная оболочка Земли

Воздушная оболочка Земли

Воображаемая линия, вокруг которой вращается Земля

Модель Земли, уменьшенная в миллионы раз

звезда

звезда

орбита

орбита

экватор

экватор

земная ось

земная ось

глобус

глобус

Воображаемая линия, по которой Земля вращается вокруг Солнца

Воображаемая линия, которая делит земной шар на два полушария

звезда

звезда

орбита

орбита

экватор

экватор

земная ось

земная ось

глобус

глобус

Учитель Итак, мы изучаем раздел «Вселенная»

Хотите ли вы узнать что-то новое из этого раздела?

Давайте совершим путешествие в огромную волшебную страну. которая называется «Вселенная». А что такое «Вселенная»? (Космическое пространство, включающее в себя  планеты, звезды и другие небесные тела.

Путешествие мы совершим  на космическом корабле.

Ребята! А для чего необходимы космические полеты? ( Не говоря об их чисто научном значении, трудовая вахта космических кораблей вносит сегодня неоценимый вклад в решение многих народнохозяйственных проблем. Из космического пространства выполняется цикл разнообразных исследований природных ресурсов в интересах геологов, рыбаков, земледельцев. С помощью спутников ведется трансляция телевизионных передач. Спутники коренным образом изменили лицо современной метеорологии. С их помощью ведутся поиски попавших в беду самолетов и кораблей, передача информации о стихийных бедствиях и катастрофах,  сбор данных для борьбы с вредными экологическими выбросами, поиски очагов пожаров в труднодоступных районах и многое, многое другое. Наконец, космическое пространство изучают для того. чтобы узнать, где человечество будет жить в случае перенаселения, скажем, лет через 50. Сказочной страной «Вселенная» правит волшебница Андромеда. Чтобы попасть в эту страну , волшебница предлагает нам отыскать ключ, а для этого необходимо разгадать кроссворд: (Звучит голос Вселенной – музыка Ласт «Одинокий пастух»

                       1               2                3                 4                5               6

    К

     Г

    Ф

      К

     К

     Б

    О

     Л

    Л

      Р

      Р

      А

     М

      О

     Ю

      А

      А

      Р

     П

      Б

      Г

     Ч

       Т

      С

     А

      У

     Е

      К

       Е

      У

     С

      С

      Р

      А

       Р

       К

1.Прибор для определения сторон горизонта.

2.Модель Земли.

3.. Прибор для определения направления ветра.

4. Птица, обитающая по берегам рек, озер

5.Большая круглая впадина на Луне.

6.Животное. которое с понижением температуры впадает в спячку.

 (Слово выделяется по диагонали)

Учитель: Итак, ребята, мы отыскали ключ для того, чтобы попасть в волшебную страну. Но что это? Почему-то он не подходит. Догадались. почему? Да он же сломан! Как его починить? (Ученик выходит к доске и исправляет ошибку)

Мы открываем сказочную страну, для того. чтобы узнать что-то новое. А о чем мы сегодня узнаем? Посмотрите на страницы 30-35 учебника. (Выслушиваются ответы)

Записываем тему урока.

 Учитель: Самая большая звездная система - Галактика. Она включает миллионы и миллионы звезд. Наша Солнечная система является частью галактики. Солнце-это тоже звезда только очень большого размера. .Многие звезды в галактике больше солнца и имеют свои системы. Солнце-это самая близкая к нам звезда (записать)

А что представляет собой солнце?( гигантский пылающий газовый шар )-выписать из учебника. Оно образовалось из газа, который остался на месте взрыва большой звезды. Сегодня, во время своей зрелости, Солнце излучает ровный желтый свет и постоянно дает Земле тепло. Вместе с тем, оно дает смертельно опасные, рентгеновские, инфракрасные, ультрафиолетовые и радио - волны. К счастью, атмосфера и магнитное поле Земли надежно защищают людей от этих вредных лучей.

  Солнце                        

                о                               150 млн км

Т  15 млн ------------------------------------------------------------------------Земля-                                                                               о             о               больше    в 109 раз

      6000

Зарисовать схему на доске и в тетради.

2.Каково значение солнца? Из учебника

1)тепло, свет.

2) фотосинтез у растений

3)испарение воды, которая возвращается в виде дождя.

Фильм  «Солнечная система»

Вопросы по фильму:

Из чего состоит солнечная система?

Составить схему-кластер (учащиеся составляют самостоятельно):

Солнечная система (планеты, астерои ды, естественные спутники, кометы. Метеоры, метеориты),  рассм.  рис. 18

Учитель записывает на доске и объясняет следующую схему:

                                         

Объяснение учителя:

 Солнечная система

Центром является солнце, которое удерживает всю космическую семью

— Давайте рассмотрим учебник (С. 32)

Как мы видим, Солнце постоянно находится на одном и том же месте, а вокруг него двигаются планеты. Сколько их, как они называются? Какая находится ближе всего, какая – дальше всего?

Самостоятельная работа учащихся.

Изучить планеты земной группы, заполнив таблицу

Планета

Атмосфера

температура)

Спутники.                

Наличие                   воды.

Меркурий

 Сильно разреженная

 Днем +430

Ночью -180

 Не имеет                .

                           нет

Венера

 Очень плотная

 +500

Не имеет                 

нет

Земля

 Состоит из кислор., угл. газа, азота и др.

 умеренные

 Луна                        

70%

Марс

Разреж., состоящ. из угл газа 

 -70

 Фобос и Демос        

нет

Дополнение учителя о планетах (слайды презентации)

                                   Меркурий

Можно ли дышать на Меркурии?

Нет! Без запаса кислорода - невозможно. Меркурий практически лишен атмосферы, за исключением некоторых паров натрия, так как все газы сжигает Солнце.

На Меркурии нет теплоизолированной атмосферы, поэтому перепады температур очень резкие. Днем температура поднимается до 430°С, а ночью падает до –180° С.

Меркурий ближе всего к солнцу. Названа в честь древнеримского бога-покровителя торговли- Меркурия. Одев свои крылатые сандалии, Меркурий мчится на олимп, также и планета Меркурий-самая быстрая, один оборот вокруг солца делает за 88 суток.Лишен газовой оболочки-атмосферы, спутников не имеет.

                                      Венера

Атмосфера Венеры является смертельной для человека. Она состоит преимущественно из отравляющего углекислого газа и туч серной кислоты. Пласт атмосферы очень толстый, поэтому атмосферное давление большое .Почему Венеру называют Вечерней Звездой?

Венера отражает солнечный свет, и потому в небе она сияет как звезда. Но из-за ее близкого расположения к Солнцу мы можем наблюдать Венеру только сразу после заката Солнца или перед рассветом. Венера - красивейшая планета, названа в честь богини красоты, плотная атмосфера, температура +500 градусов, .спутников не имеет.

                                                   Земля

Земля имеет атмосферу, состоящую из кислорода, углекислого газа, азота,  водяных паров. Воды 70%.Уникальна тем, что только на земле существует жизнь. Имеет единственный спутник – Луну - самое близкое к нам небесное тело. От земли до луны 400000 км., поэтому Луна наиболее хорошо изучена.

                                                        Марс

Что страшного в спутниках Марса? Фобос (страх) и Деймос (ужас) Ну наверное самое страшное в спутниках планеты Марс - это их названия..

Согласно мифологии, когда идёт кровавый бой, по полю битвы носится кровожадный Марс ( Арес ) и вместе с ним его спутники - Фобос ( Страх ), Деймос ( Ужас )..

В науке разные страхи называются фобиями..

В честь этих мифологических персонажей названы спутники планеты Марс - Фобос и Деймос..

.Почему Марс красный? Потому, что он ржавый. На поверхности планеты содержится большое количество железной пыли, которая окислилась в атмосфере из углекислого газа. Есть ли жизнь на Марсе? Пока что этого никто не знает. Космические аппараты «Викинг», которые были запущены в 70-х годах, не нашли на Марсе следов жизни. Но в 1996 году в образцах породы с Марса были выявлены микроскопические окаменелости, которые могли оказаться мини - вирусами. Там нет ни дождей, ни рек. Тем не менее, хотя Марс и наполовину меньше Земли, на нем есть вулкан Олимп высотой 24 км, что втрое выше Джомолунгмы. Напоминает огонь и кровь, поэтому названа в честь бога войны. Как сообщает сайт http://go2mars.info одна пока ещё малоизвестная голландская компания намерена высадить людей на  Марсе в 2023 году. И это будет не просто полет на Марс. А первый шаг на пути создания постоянной колонии на Марсе.

На рисунке 18 вы видите пояс астероидов. Это малые планеты, вращающиеся между Марсом и Юпитером. Известно 500 астероидов, диаметр их от 1 до 10 км. Происхождение астероидов до конца еще не выяснено. Существует предположение, что это остатки разрушившейся некогда существовавшей планеты

Кометы, которые так живописно выглядят на небе, на самом деле всего лишь грязные ледяные шары с диаметром несколько километров. Как правило, они проходят за пределами Солнечной системы. Но иногда Солнце притягивает одну из комет. Приближаясь к Солнцу, комета начинает таять, а солнечный ветер раздувает из нее длинный хвост газов. Он светится в солнечных лучах на ночном небе на протяжении нескольких недель, пока комета не исчезнет. Появление кометы наводило страх, считалось предвестником войны, бед, голода. Комета Галлея (проч учебн, стр34)

Вы ,наверное, неоднократно слышали о том, что если человек увидит падающую звезду, он будет счастливым. Но звезды никогда не падают. А вспышки дают метеоры. Когда метеор проходит сквозь атмосферу земли, он сильно разогревается, образует вспышку.

Что такое метеориты? Это большие каменные глыбы, которые прилетают из космоса. Они проникают в атмосферу Земли и долетают до ее поверхности. Метеориты - это метеоры, достигшие поверхности земли.

 Видеоролик о падении метеорита.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу, космический корабль возвратился на Землю, и давайте посмотрим, какие знания мы получили от волшебницы Андромеды.

Закрепление. Вопросы да-нет

Солнце светит иногда,

Но не греет никогда

Согласитесь, ерунда

В предложенье этом? (Да)

Дайте. Правильный ответ:

Планеты ярко светят? (Нет)

А если каждая звезда

Всегда от солнца дальше? (Да)

С помощью флюгера предмет

 Сможем мы измерить? (Нет)

Литосфера- не вода

,Вот гидросфера-это (Да)

Всегда полярная звезда

 Находится на юге (Нет)

Одуванчик любит свет,

Здесь , конечно будет (Да)

Атмосфера - не вода,

Вот литосфера-это Нет)

Фобос и Деймос - названья комет

Так это будет, скажите мне (Нет)

Звезды с неба иногда

Падают на Землю (Нет)

Плутон, Юпитер и Земля-

Гигантские планеты (Нет)

Всегда полярная звезда

В большом ковше мерцает (Нет)

Астероид входит в группу

Внутренних земных планет,

 Если с этим не согласны,

то скажите хором (Нет)

Что нового вы узнали из сегодняшнего урока?

—Что для вас было неожиданностью?

Домашнее задание: пар.5. читать. Отв. на вопросы стр.35. Подготовить сообщения на темы «Тунгусский метеорит», «Комета Галлея», «Челябинский метеорит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщающего повторения по теме «Солнечная система».

Урок проходит в форме игры "Что? Где? Когда?" после изучения темы "Солнечная система"...

Урок по географии «Земля в Солнечной системе»

Технологическая карта урока Предмет- географияТип урока: комбинированныйЦель урока: сформировать знания о Земле, и её месте в Солнечной системе.Задачи: -обучающие: расширить знания о составе Солнечной...

Открытый урок по предмету география "Планеты солнечной системы"

Конспект открытого урока, который объединяет в себе 2 темы из курса 5 класса по географии "Планеты соседи Солнца" и "Планеты-гиганты. Плутон". Данный урок подробно раскрывает всю информацию по планета...

Урок по теме "Земля – планета Солнечной системы" 5 класс

Технологическая карта "Земля – планета Солнечной системы"...

Урок по географии "Земля – планета Солнечной системы" 5 класс

Урок – путешествие. Эффективной формой уроков-обобщений и систематизации знаний  являются уроки-путешествия, которые проводятся в конце изучения тем, разделов....

презентация к уроку " Состав, строение и происхождение Солнечной системы"

презентация к уроку " Состав, строение и происхождение Солнечной системы"...

технологическая карта урока по теме "Земля - часть солнечной системы"

Цель урока: Сформировать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике и Солнечной системе....