Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Планирование составлено на основе программы ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы : программа. — М.: Вентана-Граф, 2013.

 

 

Учебник:

Т.С. Сухова Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строга­нов. — М.: Вентана-Граф, 2012.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_5_klass.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано»                                                                                                      «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР                                                    Директор МБОУ – СОШ № 1

МБОУ – СОШ № 1 г. Аркадака                                                                                  г. Аркадака

___________/И.В.Княжева/                                                           ___________/Н.С. Марченко/

«_______» августа 2013 г.                                                              Приказ № _____                                                                                                                                                                          

                                                                                                            «_______» августа 2013 г.

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Кузнецовой Татьяны Владимировны,

учителя

МБОУ-СОШ №1 г. Аркадака

Саратовской области

по биологии

 

для 5 - ого общеобразовательного класса

               

 «Рассмотрено»                                                                                                   «Рассмотрено»                                                                                                                                                                                     

на заседании   педагогического   совета                                                    на заседании  ШМО                                                                                                                                                                                  

 протокол   №  ____   от                                                  председатель________/Еланская О.И./  протокол   №  ____   от                                                                                                                                                                                                    

«_______»  августа 2013 г.                                                                   «______» августа  2013 г.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

2013 - 2014 учебный год

Учебно-тематическое планирование

по биологии

Класс: 5

Учитель: Кузнецова Татьяна Владимировна

Количество часов:

Всего: 34 часа; в неделю: 1 час.

Плановых контрольных уроков: ____, лабораторных работ – 5 , практических работ – 4, экскурсий – 1.

Административных контрольных уроков:

Планирование составлено на основе программы ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы : программа. — М.: Вентана-Граф, 2013.

Учебник:

1. Т.С. Сухова   Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. — М.: Вентана-Граф, 2012.

Дополнительная литература:

Для учителя:

1. Александрова В.П. Биология. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. 5-10 классы. ФГОС. М.: ВАКО, 2013.

2. Бабарыкина Т.С. Биологический словарь. М.: Феникс, 2009.

3. Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы. ФГОС. М.: Просвещение, 2012.

4. Попова Л.А. Открытые уроки. Биология. М.: ВАКО, 2010.

Для учащихся:

1. Васильева Н.Ю. Растения России. М.: ВАКО, 2013.

2. Ситникова Т.Н. Птицы России. М.: ВАКО, 2013.

3. Ситникова Т.Н. Животные России. М.: ВАКО, 2013.

4. Новейший полный справочник школьника. 5-11 класс. Биология. М.: Эксмо, 2010.

5. Дунаева Ю.А. Животные из Красной книги России. Серия «Узнай мир». Школьный путеводитель. М.: Тимошка (Балтийская книжная компания), 2012.

6.  Дунаева Ю.А. Растения  из Красной книги России. Серия «Узнай мир». Школьный путеводитель. М.: Тимошка (Балтийская книжная компания), 2012.

7. Дунаева Ю.А. Бабочки из Красной книги России. Серия «Узнай мир». Школьный путеводитель. М.: Тимошка (Балтийская книжная компания), 2012.

8. Крылов Г.А. Ядовитые растения и животные. Серия «Узнай мир». Школьный путеводитель. М.: Тимошка (Балтийская книжная компания), 2012.

Рабочая программа разработана для обучающихся 5 общеобразовательного класса ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы г.Аркадака Саратовской области с учетом Закона РФ «Об образовании»;

Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования; Примерной программы по биологии; Требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе на основе программы ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы : программа. — М.: Вентана-Граф, 2013. Программа обеспечена учебником Т.С. Сухова   Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. — М.: Вентана-Граф, 2012.

На изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю (34 ч в год). Программный материал рассчитан на 28 часов и 6 часов резервного времени. Экскурсии и практические работы проводятся за счёт резервного времени.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента

системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

          С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования в 5 классе являются:

•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

          Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

•формирование у обучающихся познавательной куль туры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

                                     Общая характеристика курса биологии

     Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

овладение научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.

          Описание места учебного предмета «Биология 5 класс» в учебном плане.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

В соответствии с  учебным  планом курсу биологии на ступени основного обще-

го образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

                 Освоение учебного предмета «Биология 5 класс»

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных

учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:

 - характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

 - ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Учащийся: получит возможность научиться:

 соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

 выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Результаты освоения курса биологии в 5 классе.

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

      Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника

Метапредметными результатами изучения курса «Биология 5 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  осознание роли жизни;

 рассмотрение биологических процессов в развитии;

 использование биологических знаний в быту;

 объяснять мир с точки зрения биологии.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:

осознание роли жизни:

 определять роль в природе различных групп организмов;

 объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

 находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- различать среды обитания организмов, их отличительные особенности;

- различать факторы среды обитания, их влияние на жизнедеятельность организмов;

- выделять черты приспособленности к жизни  в разных средах;

- знать разнообразие организмов разных сред обитания;

- Различать природные сообщества, их состав, особенности;

- понимать место человека в природе и его влияние на живую природу;

 определять основные органы растений (части клетки);

 понимать смысл биологических терминов;

 характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.


Тематическое планирование по биологии 5 класс

№п/п

Наименование разделов и тем

Тип урока

Результаты деятельности

Коли-чество часов

Домаш-нее задание

Календар-ные сроки

Личностные

Метапредметные

Предметные

Тема 1. Отличие живого от неживого.  6 ч

1.

Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.

Урок усвоения новых знаний

Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации. Применять полученные опытным путём результаты в повседневной жизни. Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления. Понимать необходимость бережного отношения к природе. Подтверждать свою точку зрения авторским рисунком.

. Работать с рисунками учебника как источниками информации.

Осваивать разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов. Формировать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу. Анализировать демонстрационные опыты, определив цель, ход и результат каждого опыта. Развивать навыки исследовательской работы при проведении самостоятельного опыта по прорастанию семян в домашних условиях. Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства. Оформлять отчёт о своих наблюдениях в ходе экскурсии. Обмениваться с одноклассниками информацией, обсуждать результаты собственных исследований

Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану

Называть основные методы изучения природы. Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы. Давать определение науке биология.

Наблюдать за живыми организмами, выделяя свойства живого.

Делать выводы о различиях тел живой и неживой природы. Формировать системное мышление, выделяя общебиологические (системообразующие) понятия: «живой организм», «свойства живого», «биология».

1

§1, задание с.5

2.

Различаются ли тела живой и неживой природы?

Урок усвоения новых знаний

1

§2, задание с.8

3.

Какие вещества содержатся в живых организмах?

Урок усвоения новых знаний

1

§3, задание с.12, задание с.14

4.

Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы?

Урок усвоения новых знаний

1

§4, задание с.16

5.

Экскурсия №1

«Живая и неживая природа»

Комбинированный урок

1

Рисунок «Мир вокруг нас»

6.

Подведём итоги. Как можно отличить живое от неживого?

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

Задание 9 с.19

Тема 2. Клеточное строение организмов.  5 ч

7.

Клеточное строение - общий признак живых организмов.

Урок усвоения новых знаний

Понимать перспективу использования этих знаний на следующих этапах обучения. Формировать систему в организации учебного труда, выполняя правила подготовки рабочего места для исследования

Использовать для аргументации ответа результаты собственных исследований

Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Соблюдать правила работы с микроскопом.

Проводить самооценку и взаимооценку правильности настройки микроскопа.

Доказывать, что клетка одноклеточного организма – самостоятельное живое существо.

Применять ранее полученные знания в новой ситуации.

Оценивать результаты опыта, проведенного одноклассниками в домашних условиях.

Проводить совместное обсуждение правильности приведённых ответов. Проверять свои знания в ходе заполнения схем.

Устанавливать взаимосвязь строения растительной и живой клеток и разных способов питания растений и животных. Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство.

Проверять правильность подготовки микроскопа к работе. Научиться готовить микропрепарат.

Находить в клетках листа хлоропласты. Объяснить роль хлорофилла для жизни на Земле. Сравнивать функции клеток одноклеточного и многоклеточного организмов.

Называть признаки живого. Доказывать, что клеточное строение – общий признак живых организмов.

1

§6, задание с.23

8.

Прибор, открывающий невидимое. Лабораторная работа №1

«Знакомство с микроскопом»        

Комбинированный урок

1

§7, задание с.26

9.

Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом.

Лабораторная работа №2

«Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зеленого листа растения»

Комбинированный урок

1

§ 8, задание с.29

10.

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Лабораторная работа №3

«Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов»

.Комбинированный урок

1

§9, задание с.31

11.

Подведём итоги. Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?

. Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

Задание №5 с.33

Тема 3. Жизнедеятельность организмов. 23 ч

12.

Как идёт жизнь на Земле?

Урок усвоения новых знаний

Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни (в том числе при уходе за аквариумом). Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Вырастить растения для кабинета биологии без помощи семян. Оказывать практическую помощь животным, подкармливая птиц зимой. Объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке. Использовать полученные знания в новой ситуации, применимой в повседневной жизни

Воспитывать в себе качества, необходимые для исследователя: терпение, аккуратность, объективность в оценке полученных результатов. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

Использовать рисунок как источник информации при решении поисковой задачи. Знакомиться с качествами, необходимыми исследователю природы, и проводить самоанализ своей готовности к проведению опыта. Проверять свои знания при поиске «запланированной» ошибки на рисунке учебника. Развивать общеучебные навыки, используя таблицы и рисунки учебника для проверки своих знаний о различиях полового и бесполого размножения. Развивать умение вести проблемный диалог с одноклассниками, участвовать в коллективном обсуждении. Делать выводы из полученных результатов исследования. Использовать на практике полученные знания при уходе за комнатными растениями.

Комментировать высказывания учёных по изучаемой проблеме.

Фиксировать результаты собственных исследований, использовать их для аргументированного ответа. Проводить наблюдение за объектами живой природы.

Высказывать личную точку зрения, комментируя результаты наблюдений. Развивать умение анализировать примеры, приведенные из дополнительных источников. Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений.

Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов. Доказывать зависимость жизнедеятельности организмов от состояния окружающей среды.

Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека. Комментировать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля

 

 

 

 

Объяснять появление новых живых организмов на планете. Давать определение базовых понятий: «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гамета», «зигота», «зародыш».

Использовать символические обозначения мужских (♂) и женских (♀) гамет. Пополнять свой словарный запас, работая с новыми терминами

Объяснять, для чего нужны растению цветок, семя, плод. Научиться работать с лупой.

Находить части зародыша семени. Объяснять особенности размножения растений частями тела.

Приводить примеры комнатных, дикорастущих и декоративных растений, в том числе своей местности, размножающихся частями тела. Давать определение понятий: «размножение», «гамета», «зигота».

Строить схему, поясняющую образование зиготы.

Приводить примеры полового и бесполого размножения растений и животных. Выделять условия, необходимые для образования растением органического вещества.

Объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений. Объяснять значение корней в жизни растения.

Объяснять значение корней в жизни растения. Определять по рисунку, кто, чем питается. Объяснять значение понятий: «хищник», «паразит», «растительноядное животное».

Выделять общий признак всех животных и человека – питание готовыми органическими веществами.  Давать, определение понятий «паразит», «паразит – хозяин».

Выделять общие признаки паразитов. Объяснять роль зелёного листа и корня, в питании растений.

Называть способы питания животных.

Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле. Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений.

Применять знания о нитратах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу. Называть общие свойства живых организмов.

Объяснять значение биологического разнообразия на Земле. Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с возможностью растения жить и питаться «не сходя с места». Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля – космос»

Устанавливать пищевые связи между живыми организмами. Давать определение понятия «газообмен».

Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена.

Приводить примеры приспособлений живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии.  

 

1

§11, задание с.36

13.

Как размножаются живые организмы?

Урок усвоения новых знаний

1

§12, задание с.37

14.

Как размножаются животные?

Урок усвоения новых знаний

1

§13, вопросы с. 40

15.

Практическая работа

№1

«Уход за аквариумными рыбками»  

Урок комплексного применения знаний и умений

1

Вывод к практической работе №1

16.

Как размножаются растения?

Урок усвоения новых знаний

§14, задание с.44

17.

Лабораторная работа

№ 4

«Изучение строения семени фасоли»

Урок комплексного применения знаний и умений

1

Рис. 35 с.45 зарисовать в тетрадь

18.

Могут ли растения производить потомство без помощи семян? 

Урок усвоения новых знаний

1

§15, задание с.48

19.

Практическая работа

№2

«Уход за комнатными растениями»

Урок комплексного применения знаний и умений

1

Составить памятку по уходу за комнатными растениями

20.

Подведём итоги. Как живые организмы производят потомство?

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

Повторить § 11-15

21.

Как питаются растения?

Урок усвоения новых знаний

1

§17, задание с.53

22.

Только ли лист кормит растение? Лабораторная работа

№5

«Рассматривание корней растений»

Комбинированный урок

1

§18, задание с.54

23.

Как питаются разные животные? 

Урок усвоения новых знаний

1

§19, задание с.61

Рисунок «Пернатые друзья»

24.

Практическая работа №3 «Подкармливание птиц зимой»

Урок комплексного применения знаний и умений

25.

Как питаются паразиты?

Урок усвоения новых знаний

1

§20, задание с.64

26.

Подведём итоги. Одинаково ли питаются разные живые организмы?

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

Найти иллюстрации животных

27.

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

Урок усвоения новых знаний

1

§22, задание с.69

28.

Можно ли жить без воды? 

Урок усвоения новых знаний

1

§23, задание с.72

29.

Практическая работа

№4

«Наблюдение за расходом воды в школе и в семье»

Урок комплексного применения знаний и умений

1

Вывод к практической работе №4

30.

Можно ли жить не питаясь?

Урок усвоения новых знаний

1

§ 24, задание с.75

31.

Как можно добыть энергию для жизни?

Урок усвоения новых знаний

1

§25, задание с.78

32.

Зачем живые организмы запасают питательные вещества?

Урок усвоения новых знаний

1

§26, задание с.83

33.

Можно ли жить и не дышать?

Урок усвоения новых знаний

1

§27, задание с.88

34.

Подведём итоги. Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

Задание с. 165


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

№п/п

Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения

Число

Примечания

По требованию

Фактически

1.   Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

2.

Основная литература

Для учителя

1. Биология: 5-9 классы: программа, авторы: И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова.  М.:  Вентана-Граф, 2013.

2. Сухова Т.С. Биология: 5-6 классы: методическое пособие/Т.С.Сухова, В.И.Строганов. - М.:  Вентана-Граф, 2013.

3. Т.С. Сухова.   Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. — М.: Вентана-Граф, 2012.

4. Т.С. Сухова.   Биология: 5-6 классы: рабочая тетрадь в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. — М.: Вентана-Граф, 2012.

Для учащихся:

1. Т.С. Сухова.   Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. — М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Т.С. Сухова.   Биология: 5-6 классы: рабочая тетрадь в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. — М.: Вентана-Граф, 2012.

Дополнительная литература

Для учителя:

1. Александрова В.П. Биология. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. 5-10 классы. ФГОС. М.: ВАКО, 2013.

2. Бабарыкина Т.С. Биологический словарь. М.: Феникс, 2009.

3. Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы. ФГОС. М.: Просвещение, 2012.

4. Попова Л.А. Открытые уроки. Биология. М.: ВАКО, 2010.

Для учащихся:

1. Васильева Н.Ю. Растения России. М.: ВАКО, 2013.

2. Ситникова Т.Н. Птицы России. М.: ВАКО, 2013.

3. Ситникова Т.Н. Животные России. М.: ВАКО, 2013.

4. Новейший полный справочник школьника. 5-11 класс. Биология. М.: Эксмо, 2010.

5. Дунаева Ю.А. Животные из Красной книги России. Серия «Узнай мир». Школьный путеводитель. М.: Тимошка (Балтийская книжная компания), 2012.

6.  Дунаева Ю.А. Растения  из Красной книги России. Серия «Узнай мир». Школьный путеводитель. М.: Тимошка (Балтийская книжная компания), 2012.

7. Дунаева Ю.А. Бабочки из Красной книги России. Серия «Узнай мир». Школьный путеводитель. М.: Тимошка (Балтийская книжная компания), 2012.

8. Крылов Г.А. Ядовитые растения и животные. Серия «Узнай мир». Школьный путеводитель. М.: Тимошка (Балтийская книжная компания), 2012.

1

1

1

1

23

23

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

23

23

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3.

Технические средства обучения и оборудование кабинета:

Компьютер

Мультимедиапроектор

Интерактивная доска

Приборы

Демонстрационные

Для демонстрации водных свойств почвы

Для демонстрации всасывания воды корнями растений

Для обнаружения дыхательного газообмена у растений и животных

Раздаточные

Лупа ручная

Лупа препаровальная

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ (КДОБУ)

Штатив лабораторный (ШЛб)

Доска для сушки посуды

Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями

Лабораторные

Набор препаровальных инструментов

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)

Спиртовка лабораторная литая

Комплекты печатных демонстрационных пособий: Комплект таблиц «Биология 5 класс»

Портреты выдающихся учёных-биологов.

Натуральные объекты:

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции

Семена и плоды

Комплект таблиц «Экосистема — экологическая единица окружающей среды»

Дидактические материалы

Карточки с заданиями, тесты по темам

«Отличие живого от неживого»,

«Клеточное строение организмов»,

«Жизнедеятельность организмов»

1

1

1

1

1

1

15

15

5

15

15

5

1

1

15

15

15

1

1

1

1

1

1

1

15

15

15

1

1

1

1

1

1

15

15

5

15

15

5

1

1

15

15

15

1

1

1

1

1

1

1

15

15

15

4.

Экранно-звуковые пособия

1. 1С: Лаборатория. Новая биология ФГОС, 5 класс. Пособие для учителя, 2013.

1

1

5.

Интернет-ресурсы

1. http://festival.1september.ru/

2. http://school-collection.edu.ru

3. http://fcior.edu.ru

6.

Самостоятельно разработанные  ЭОР

Проекты

Презентации 

7.

Оборудование класса:

Доска для мела

Парты

Стулья

Стол учительский

Стул учительский

Книжный шкаф

Стенды настенные

1

12

24

1

1

2

9

1

12

24

1

1

2

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС, Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Примерная программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральн...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".

Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....

Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др."Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ.

Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др. "Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...

Рабочая программа по биологии. 8 класс. ФГОС. К учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ

Рабочая программа по  биологии. 8 класс. ФГОС. к учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...