Уроки обобщения по биологии.
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Одношовина Татьяна Алексеевна

тип игры «5 на5».Класс 7 Тема "Многообразие червей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_obobshcheniya_po_biologii.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Уроки обобщения по биологии.

1. тип игры «5 на5».

  Учитель вносит  в каждое окошечко цифру –  определенное задание.                                              Например; 5 –оценка «5»

                   10 –вопрос

                    15 – задание конкурс для всех команд

                    20 – блиц – опрос (3 вопроса)  

                     25 – блеф-клуб

                     0 – переход хода              

 Класс делится на команды (не больше 5 команд). Ученики называют свое окошечко, например, 3-5 и выполняют соответственное задание. Побеждает команда, которая набрала большее количество баллов. Можно поставить оценки победителям и ученикам, которые активно работали на уроке.

       Игровое поле    

1

2

3

4

5

 10

20

10

0

10

1

10

0

25

10

15

2

20

10

15

10

10

3

5

10

20

10

25

4

10

25

10

15

10

5

Примеры заданий. Тема «Плоские, Круглые, Кольчатые черви».7 класс

15 баллов - задание – конкурс:

1. Найди пару.

                    А - Царство.          1. Плоские черви                           8.Кольчатые черви.

                     Б  - Тип                   2. Молочно-белая  планария.        9. Дождевой червь.

                     В - Класс.              3.Сосальщики.                               10.Малощетинковые черви.

                     С - Вид.                 4. Печеночный сосальщик.            11. Многощетинковые                              

                                                   5. Ленточные черви.                                                    Черви.

                                                   6. Свиной цепень.                          12. Пиявки.

                                                    7.Круглые черви.                           13.Медицинская пиявка.

   

                                                              14. Животные.                                15. Моллюски.

Ответ: А-14;  Б-1, 7.8,15; В-3, 5, 10,11,12; С-2, 4,6,9,13.

2.Решить кроссворд.

 По вертикали:

1. восстановление утраченных частей тела (регенерация)

2. симметрия тела (двусторонняя)

3. организмы, у которых есть и женские, и мужские органы размножения(гермафродиты)

4. объединение клеток, которые сходны по строению и по функциям (ткани).

По горизонтали:

5. ответ организма на раздражения ( рефлекс)

6. средний зародышевый листок клеток (мезодерма).

7. организм, который питается за счет другого организма и при этом наносит ему вред.(паразит).

8. часть тела, выполняющая определенную функцию (орган).

3.Задание «4-й лишний».

-присоски - наличие органов чувств - большая плодовитость- бескислородное расщепление.

-желудок-зоб-кишка - «сердца».

-почка-сегмент тела- яичник- глаза.

-морская лилия- морской еж- морской конек- морская звезда.

20 баллов-блиц- вопросы

1.1. 1какое значение для планарии имеет способность переносить длительное голодание.

   2. назовите меры профилактики от паразитических червей.

   3. значение пищеварительной системы.

2.1. Свиного  и бычьего  цепней иначе называют солитерами, что в переводе с               французского значит «одинокий».Какая биологическая особенность этих червей послужила причиной такого названия.

    2. Приспособления к паразитизму.

    3. Значение нервной системы.

3.1. Почему личинки червей класса Сосальщики имеет более развитые органы чувств, чем половозрелые особи.

    2. Значения дыхания.

    3. Преимущества, которые появились в связи с появлением в строении организма   кровеносной системы.

25 баллов – блеф-клуб.

№1.

1.печеночный сосальщик хищник.

2.молочнобелая планария паразитирует в кишечнике человека.

3. кольчатые черви – трех - слойные животные.

4. у пиявок двусторонняя симметрия.

5. пищеварительная система у кольчатых червей разделена на отделы и имеет анальное отверстие.

6. упрощение в строении организма не обязательно свидетельствует о его более раннем возникновении в процессе развития.

7. дождевые черви реагируют на свет, потому что у них есть глаза.

8. раздельнополость является признаком приспособления к паразитизму.

9. желудок, кишка, рот, глотка, зоб – органы пищеварения.

10. гермафродиты – это способ питания.

№ 2.

1. регенерация – восстановление утраченных частей тела.

2. у человеческой аскариды, живущей в кишечнике у человека, отсутствует пищеварительная система.

 3.семенник – мужская половая клетка.

4. самооплодотворение разновидность бесполого размножения.

5. волосатик во взрослом состоянии только размножается.

6.бычий цепень паразитирует в печени у человека.

7. человеческая аскарида живет в прудах на нижней стороне  камней.

8. у дождевого червя есть кровеносная система.

9. плоским червям характерно членистое строение тела.

10. паразитизм – способ питания.

№ 3.

1. нервная система у кольчатых червей состоит из сети нервных клеток.

2. яйцеклетка – орган размножения.

3.Бычьему цепню характерно бескислородное дыхание.

4. почкование – разновидность полового размножения.

5. непереваренные остатки пищи у бычьего цепня удаляются через анальное отверстие.

6.почки – органы выделения дождевого червя.

7. пиявки относятся к плоским червям.

8.  зоб – орган кровеносной системы.

9.рефлекс – ответ организма на раздражение.

10.  в легких человека паразитируют личинки аскариды.

10-баллов - Вопросы:

1.Существуют круглые черви. Микроскопические личинки, которых вызывают слоновую болезнь. Взрослые черви закупоривают лимфатические сосуды, их стенки утолщаются, возникает застой лимфы. В тропических и субтропических областях, где активно борются с малярией, эта болезнь практически не встречается. Чем это можно объяснить?

2. Важный продукт питания человека – мясо, однако употребляют его после специальной кулинарной обработки. Почему необходима такая обработка?

3. Дождевые черви живут в норках, которые они роют во влажной почве; в сухой почве они сплетаются в клубок. Какое значение имеет в жизни дождевых червей это явление?

4.Перед одним дождевым червем положили кусочек булки, смоченной в молоке, а перед другим – зубчик чеснока. Предположите. Как поведет себя червь и почему?

5.Для ленточных червей характерна аутомия – способность отбрасывать тело, сохраняя головку и шейку. В каких случаях это может происходить и какое имеет  значение?

6.Кислые почвы почти не содержат почвенных бактерий и дождевых червей. Что является следствием этого?

7. Многие паразитические черви имеют сложные циклы развития: со смной хозяев и среды обитания. Значимо ли это для червей. Ответ аргументируйте.

8.С нематодами растений (картофельная, луковичная) очень трудно бороться.Одним из наиболее действенных видов борьбы является смена культур(севооборот). Почему в данной ситуации мало эффективны химические и биологические способы борьбы?

9. Ученые установили, что существует связь между численностью некоторых видов моллюсков в водоемах около пастбищ и глистными заболеваниями пасущегося там крупного скота. Объясните эту зависимость.

10. Медицинские пиявки, наевшись один раз, могут долго не питаться. С чем это связано?

2. тип «мнемотурнир».

 Подготовка.

Учитель: На предыдущем уроке  заготовляет с учениками лист для игры.

№ вопроса

   Ответ

  Дополнение

Оценка «моя»

Оценка группы

Общая оценка

1.

2.

3.

4.

5.

Диктует вопросы для зачета.

Например; тема: «Отделы растений»(6 класс).

1. Признаки низших растений. Привести примеры.

2. Рассказать о строении водорослей на примере одноклеточной водоросли хламидомонады.

3.Строение мхов на примере Кукушкина льна.

4. Почему папоротники относятся к высшим споровым растениям.

5.Строение покрытосеменных растений.

На уроке ученики садятся по группам, в каждой не больше 5 человек (вопросов столько, сколько учеников в группе). Учитель раздает заранее приготовленные листы для работы. Задает вопрос, ученики отвечают письменно в графе «ответ», учитель определяет время для ответа, например; 2 минуты. Время заканчивается и учитель просит окончить письменный ответ, отчеркнуть ответ и обсудить в группах ответ. За это время (30 секунд) ученики выбирают отвечающего от своей группы (условие – для каждого ответа новый отвечающий, должен на уроке ответить каждый). Учитель устанавливает порядок отвечающих. Когда ответят все группы, учитель предлагает выслушать правильный ответ, дописать в графу «дополнение» то, что в ответе не хватает. Затем нужно поставить оценки, учитывая дополнение, поставить оценку себе, а оценку группе ( в трех бальной системе - 0;0,5; 1 учитель ставит, когда слушает выступления групп, не комментируя их ответ).

И так повторяется еще четыре раза. В результате, если группа отвечает верно, у нее  складывается оценка «5» за урок.

Преимущества этой игры:

1. за урок устно ответил каждый в классе.

2.много оценок (листик с письменными ответами сохраняется и оценивается индивидуально, а за урок можно поставить оценку за работу ).

3.признаки разных отделов лучше запоминаются.

3. типа «Пирамида знаний».

Класс поделен на 6 команд. Выполняют задания, называя цифру, которая записана в «пирамиде». О задание в квадрате с цифрой»1» говорится в начале урока, это задание  - тест и его будет решать каждый. Все остальные задания выполняются параллельно всеми группами, называя определенную цифру команды определяют порядок выполнения заданий., но за 10 минут до звонка с урока мы начинаем писать тест.

Задания:10 класс(9 класс), тема «Теория эволюции».

№ 2.

Решение кроссворда:

По вертикали:

1. представления о неизменности, изначальной целесообразности природы; (метафизика)

2.единица эволюции; (популяция)

3. Английский ученый, который создал теорию эволюции; (Дарвин)

4. признаки, которыми могут отличаться разные виды; (критерии)

По горизонтали:

1. процесс, синонимом которого является видообразование; (микроэволюция)

5. фактор эволюции; (дрейф генов)

6. результат естественного отбора; (вид).

№ 3.

Найдите « лишнее» слово:

- мутационная – комбинативная – соотносительная – естественная;

- дизруптивный – экологический – движущий –стабилизирующий;

-естественный отбор – изоляция – дрейф генов – волна жизни – наследственная изменчивость;

№ 4.

Ответить на один из предложенных вопросов(вслух).

1. Может ли в пределах одного биологического вида одновременно осуществляться и экологическое, и географическое видообразование? Ответ аргументируйте.

2. Почему в своей книге «Происхождение видов путем естественного отбора» Ч.Дарвин уделяет большое внимание искусственному отбору?

3.Почему наследственная изменчивость – это фактор, не напраляющий эволюционный процесс?

4.Являются ли « дрейф генов» и «волны жизни» обязательными факторами эволюции каждой конкретной популяции? Аргументируйте свою точку зрения.

5. Ламарк считал, что видов реально не существует. Докажите неправомерность такой точки зрения.

6. Между изолированными популяциями возникли различия. Необходимо выяснить, образовались в результате этих различий новые виды, или еще нет. Предложите способ экспериментального решения.

№ 5.

Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптпциям, дегенерации?

1. Ячеистые легкие у рептилий;

2. Первичная кора головного мозга:

3. Голый хвост у бобра;

4. Отсутствие конечности у змеи;

5. Отсутствие корней у повилики;

6. Возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий;

7. Молочные железы у млекопитающих;

8. Образование ластов у моржей;

9. Отсутствие пищеварительной системы у цепней;

10. Отсутствие потовых желез у собаки.

А -1,2,6, 7,; И – 3, 4,8; Д -5, 9, 10.

№ 6.

Дать определение:

1. дивергенция

2. эволюция

3. естественный отбор

4. волна жизни

5. критерий вида.

№ 1.

Тест.

1.Сорт, порода являются результатом искусственного отбора.

2.Обитание особей одного вида в определенных, сходных экологических условиях называется географический  критерий вида.

3. Комбинативная изменчивость – изменение генетического материала клетки.

4. Материалом для отбора является мутация.

5. Микроэволюция носит дивергентный характер.

6. Гомологичные органы – это сходство в функциях.

7. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды является результат действия естественного отбора.

8. Направляющий фактор эволюции – наследственная изменчивость.

9. Паразитизм – внутривидовая борьба .

10. При стабилизирующем естественном отборе сохраняются особи со средними признаками, а крайние проявления отбраковываются.

11.Естественый отбор охватывает только внешние признаки организма.

12. Ламарк говорил: « изменения в организме  происходят в связи с внутренним стремлением к самоусовершенствованию, упражнения органов».

13.К.Линней ввел бинарную систему названий биологических видов.

14.Примером межвидовой борьбы является конкуренция за свет между елью и березой.

15.К.Линней верил в существование эволюции.

Можно оценить в конце урока команды, которые набрали большее количество баллов.

За тест получат оценку каждый ученик.

4. типа «Крестики – нолики».

Весь класс делится на 6 команд – 3 команды «0» и 3 команды «Х».

Выполняя задание учитываются баллы, полученные каждой командой индивидуально и отдельно командами «0» и «Х». Соответственно, если набрали больше баллов команды «0», то в игровое поле ставится 0 (или наоборот). Победители оцениваются 5 или 4, в зависимости от количества набранных баллов. Последнее задание на уроке (за 10 минут  до звонка) возможно как и в предыдущей игре – тест от учителя.

 1

2

3

4

5

6

7

8

9

За каждой цифрой – определенное задание, выполняется всеми командами параллельно.

Тема: «Молекулярный уровень»(10 или 9 класс).

№ 1.

Соотнести уровни организации живой природы и объекты.

1. молекулярный

2. клеточный

3. организменный

4. популяционно-видовой

5. экосистемный

6. биосферный

А) лягушка

Б) стая волков

В) кровеносная система

Г) белок

Д) лес

Е) ядро.

Ответы: 1-г; 2-е; 3-в; 4-а; 5-б; 6 –д.

№ 2 .

Определить методы научные по отношению к ситуациям.

Методы:

1. исторический

2. описательный

3. сравнительный

4. эксперимент

5. наблюдение

Ситуации:

А) Необходимо выяснить, какое влияние оказывают различные дозы удобрений на определенные сорта различных культурных растений

Б) Необходимо выяснить, как распределяются обязанности между самцом и самкой у определенного вида птиц при высиживании и выкармливании птенцов.

В) В связи с выбором места для строительства будущего промышленного объекта необходимо оценить биологическую и хозяйственную ценность нескольких биоценозов.

Ответы:

А-4; б- 5; В-3.

№ 3.

По принципу комплементарности построить нить информационной РНК

.ДНК     - Т-А-Ц -Ц-Г-Г-Т-А-

РНК-?

№ 4.

Образуйте пептидную связь между двумя данными аминокислотами.

R-CH-COOH                     R-CH-COOH

       NH2                                 NH2           

№ 5.Рассказать о значении предложенных веществ.

1. белков

2. липидов

3. углеводов

4. нуклеиновых кислот

5. минеральные соли

6. воды.

№6.

Показать пантомимой:

1. белок

2. комплементарность

3. мономер

4. вирус

5. денатурация обратимая

6. фермент

№ 7.

Выбрать лишний термин.

-углеводы- липиды- белки- нуклеиновые кислоты

- первичная- вторичная- третичная – четвертичная (структуры)

- аданин-тимин-гуанин-цитозин.

№ 8.

Вопросы:

1.Что такое биополимеры? Что понимаете под универсальностью молекул биополимеров?

2. Какую функцию выполняет АТФ? Какие связи называются макроэргическими?

3.Назовите структуры белка и охарактеризуйте их.

4. Что общего в нуклеиновых кислотах ДНК и РНК?

5.Почему вирусы относятся к неклеточным структурам?

6. Особенности ферментов.

№ 9.

Решить кроссворд.

По горизонтали:

1. чем отличаются аминокислоты друг от друга( радикал)

2. вещество, которое ускоряет реакцию(фермент)

3. Мономер нуклеинов кислот(нуклеотид)

4. Структура белка, которая определяет его индивидуальность(первичная)

По вертикали:

5. Звено, повторяющее в полимере(мономер)

6.  Вирус является внутриклеточным…..(паразитом)

7. белковая оболочка вируса(капсид).

5. игра «Интеллект-бой».

Организационный вариант данной игры – соперничество команд. Создаем 6 команд. Интеллект-бой строится по принципу военного сражения, которое состоит из полуфинала и финала. Полуфинал, в свою очередь содержит 4 тура. В финале встречаются 2 команды с лучшими результатами. Окончательный поединок начинается с нулевым счетом.

Содержание полуфинала.

1.Разведка боем.

-играют все команды одновременно

-на обдумывание около 2 минуты

- нужен посредник, чтобы наблюдал за обсуждением вопроса

- разыгрывается столько вопросов, сколько команд участников

- очередность жребием.

Вопросы:

На


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение по биологии "Нервная система - дирижер нашего организма""

Интерактивный урок обобщения и углубления знаний о строении и значении нервной системы, развить имеющиеся знания о нейроне, рефлексе, рефлекторной дуге. Урок сопровождается презентацией.   ...

Уроки обобщения по биологии.

тип игры «5 на5».Класс5-6...

Уроки обобщения по биологии.

тип игры «5 на5».Класс5-6...

Презентация для урока-обобщения по биологии в 5 классе

Презентация может быть использована для обобщения материала по темам"Бактерии, Водоросли,Лишайники, Мхи"...

Урок-обобщение по биологии "Классификация цветковых растений"

Данная разработка может быть использована как тема урока в 7 классе, так и как тема дополнительного занятия при подготовке к итоговой аттестации в 9 или 11 классе....

Урок-обобщение по биологии в 7 классе по теме "Пресмыкающиеся"

Обобщающий урок по теме "Касс пресмыкающиеся" ставит своей целью обобщить и систематизировать знания обучающихся о строении, жизнедеятельности пресмыкающихся, о взаимоотношениях их со средой обитания,...