Тематическое планирование по теме "Клетка" 6 класс ( сУУД) ФГОС
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме

Перевалова Наталья Ильинична

Тематическое планирование по теме "Клетка"  (с универсальными учебными действиями) ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_po_teme_kletka_suud.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

                      Мбоу Веселёвская сош  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ТЕМЕ КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ  (с  УУД). 5 класс

                                                                         

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                 Перевалова Наталья Ильинична

                                                                                                                                 учитель биологии

                                                                                                                                 МБОУ Веселевская СОШ

                                                                                                                                 

                                                           

                                                                                                                                 

                                                                      2013 год

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ТЕМЕ: "КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ"        5 класс (10 час).

Содержание

(раздел,тема)

Кол-во

Час.

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД:

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

1.

Раздел: Клеточное строение организмов.

Тема Урока:

Устройство увеличительных приборов.

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупа ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А. Ван Левенгук. Части микроскопа, микропрепарат, правила работы с микроскопом.

10 ч.

1час.

Учитель пользуется сценарным планом урока.

Учитель подводит учащихся к осознанию темы и цели урока.

Включает учеников в деятельность урока на личностно -значимом уровне.

Способствует возникновению положительной эмоциональной направленности. Учитель высказывает добрые пожелания и предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы.

Ставит проблемную ситуацию (актуализирует ЗУН в мыслительных операциях).

Постановка учебной задачи. Учитель обсуждает  затруднения.

 Учитель использует диалог, подводящий к теме урока.

Изучение нового материала. Объяснение учителя. Организация групповой самостоятельной работы по изучению устройств микроскопа и использованию микропрепаратов.

Учитель предлагает алгоритм действий по отработке навыков работы с микроскопом и лупой.

Учитель корректирует выполнение заданий.

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу с самопроверкой в качестве закрепления изученного материала.

Учитель создает ситуацию успеха- ученик сам себя проверяет.

Учитель корректирует действия ученика, направленных на включение новых знаний в систему знаний и повторения.

Учитель проводит оценку урока и рефлексию.

Учитель объясняет домашнее задание.

 Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Выполняют самостоятельную работу в группах по изучению устройств микроскопа и использованию микропрепаратов.

Выполняют алгоритм действий по отработке навыков работы с микроскопом и лупой.

 Объясняют назначение увеличительных приборов. различают ручную и штативную лупы. Определяют величину получаемого с и их помощью увеличения. Изучают устройство микроскопа и понимают необходимость соблюдения правила работы с биологическим оборудованием. Учатся сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Приобретают  навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов.

Дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Ученики в тетради зарисовывают клетки готовых микропрепаратов, рассмотренные под микроскопом.

Ученики выполняют самостоятельную  письменную работу (отвечают на вопросы  на слайде), с целью самопроверки.

Ученики выполняют Синквейн (микроскоп).

Рефлексия: ученики продолжают предложения, представленные на слайде: 1. На уроке я выяснил........ 2.выучил....... 3.познакомился......4. запомнил...........

Домашнее задание:

№ параграфа, подготовить сообщения о жизни и деятельности Р. Гука  и А. Ван Левенгука.

Познакомятся с устройством светового микроскопа, научатся работать с микроскопом и лупой. Научатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Познавательные:

Общеучебные:

Соблюдать правила поведения  и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности.

Логические - подводить итоги работы, формулировать выводы.

Коммуникативные:

Планировать  учебное сотрудничество с учителем  и сверстниками, уметь адекватно  использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: Целеполагание (Рц):

осуществляют постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися, и того, что еще неизвестно. Выполняют контроль (Рк),коррекцию (Рк), оценку деятельности(Ро).

Планирование (Рп):составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм  действий по организации своего рабочего места  с установкой на функциональность.

Смыслообразование (Лсмб):

Стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования.

Личностное самоопределение (Лсм): любовь к природе, выработка экологического сознания.

Развитие Я-концепции (Ля-конц)

Л(нрэ) - формирование характера, ценностного самоопределения, развитие культурно-моральных норм и ценностей.

2

Строение клетки.

Клеточное строение живых организмов.

Клетка. Части клетки и их назначение

1час

Учитель пользуется сценарным планом урока.

Учитель подводит учащихся к осознанию темы и цели урока.

Включает учеников в деятельность урока на личностно -значимом уровне.

Способствует возникновению положительной эмоциональной направленности. Учитель высказывает добрые пожелания и предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы.

Ставит проблемную ситуацию (актуализирует ЗУН в мыслительных операциях).

Постановка учебной задачи. Учитель обсуждает  затруднения.

 Учитель использует диалог, подводящий к теме урока.

Изучение нового материала. Объяснение учителя. Организация групповой самостоятельной работы по изучению строения клетки, выявления основных органоидов клетки.

Учитель предлагает алгоритм действий по отработке навыков определения органоидов клетки на микропрепаратах и таблицах.

Учитель корректирует выполнение заданий.

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу в парах  с взаимопроверкой в качестве закрепления изученного материала.

Учитель создает ситуацию успеха- ученик сам себя проверяет.

Учитель корректирует действия ученика, направленных на включение новых знаний в систему знаний и повторения.

Учитель проводит оценку урока и рефлексию.

Учитель объясняет домашнее задание.

Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

Ученики отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию. (Вопросы сформулированы на слайде). Сообщения учащихся о Р. Гуке и А, Ван Левенгуке. Выполняют самостоятельную работу в группах по изучению строения клетки.

Выполняют алгоритм действий по отработке навыков определения органоидов клетки на микропрепаратах и таблицах. Ученики в карточках определяют органоиды, характерные для растительной и для животной клетки и зарисовывают их в тетради.

Ученики выполняют самостоятельную работу в парах с целью взаимопроверки.

Собирают из фрагментов модели растительной и животной клетки. Затем сравнивают собранные модели клеток с рисунком на слайде. Исправляют ошибки и отвечают на вопрос: "Чем животная клетка отличается от растительной?"

Ученики выполняют Синквейн  по термину (клетка).

Рефлексия: ученики продолжают предложения, представленные на слайде: 1. На уроке я выяснил........ 2.выучил....... 3.познакомился......4. запомнил...........

Домашнее задание:

№ параграфа,  изготовить модель клетки.

Научатся называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части), соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Познавательные:

Общеучебные:

Соблюдать правила поведения  и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности.

Логические - подводить итоги работы, формулировать выводы.

Коммуникативные:

Планировать  учебное сотрудничество с учителем  и сверстниками, уметь адекватно  использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: Целеполагание (Рц):

осуществляют постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися, и того, что еще неизвестно. Выполняют контроль (Рк),коррекцию (Рк), оценку деятельности(Ро).

Планирование (Рп):составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм  действий по организации своего рабочего места  с установкой на функциональность.

Смыслообразование (Лсмб):

Стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования.

Личностное самоопределение (Лсм): любовь к природе, выработка экологического сознания.

Развитие Я-концепции (Ля-конц)

Л(нрэ) - формирование характера, ценностного самоопределения, развитие культурно-моральных норм и ценностей.

3.

Лабораторная работа: "Приготовление микропрепаратов кожицы чешуи лука"

1 час.

Учитель пользуется сценарным планом урока.

Учитель подводит учащихся к осознанию темы и цели урока.

Включает учеников в деятельность урока на личностно -значимом уровне.

Способствует возникновению положительной эмоциональной направленности.

Организация самостоятельной работы. учитель проводит вводный инструктаж.

Учитель предлагает алгоритм действий по отработке навыков приготовления микропрепаратов кожицы чешуи лука.

Учитель корректирует выполнение заданий.

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу в парах  с взаимопроверкой в качестве закрепления изученного материала.

Учитель создает ситуацию успеха- ученик сам себя проверяет.

Учитель корректирует действия ученика, направленных на включение новых знаний в систему знаний и повторения.

Учитель проводит оценку урока и рефлексию.

Учитель объясняет

домашнее задание.

Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

Ученики отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию. (Вопросы сформулированы на слайде). Ученики вспоминают и повторяют правила работы с биологическим оборудованием и правила техники безопасности. Выполняют лабораторную самостоятельную работу в группах  "приготовление микропрепаратов кожицы чешуи лука"

Ученики  зарисовывают  в тетрадь клетки, рассмотренные под микроскопом, формулируют выводы.

Закрепление материала: ученики отражают алгоритм действий лабораторной работы в виде схемы. Обсуждение результатов.

Рефлексия: коллективное составление текста о клетке. каждый ученик говорит по одному предложению.

Научатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Соблюдать правила техники безопасности.

Приобретут навыки работы с микроскопом.

Приобретут навыки  приготовления микропрепаратов.

Научатся различать клетки и их органоиды.

Познавательные:

Общеучебные:

Соблюдать правила поведения  и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности.

Логические - подводить итоги работы, формулировать выводы.

Коммуникативные:

Планировать  учебное сотрудничество с учителем  и сверстниками, уметь работать в коллективе,  уметь адекватно  использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: Целеполагание (Рц):

осуществляют постановку учебной задачи.

Осуществление учебных действий -выполнять лабораторную работу.

Выполняют контроль (Рк),коррекцию (Рк), оценку деятельности(Ро).

Планирование (Рп):составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм  действий по организации своего рабочего места  с установкой на функциональность.

Смыслообразование (Лсмб):

Стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования.

Личностное самоопределение (Лсм): любовь к природе, выработка экологического сознания.

Развитие Я-концепции (Ля-конц)

Л(нрэ) - формирование характера, ценностного самоопределения, развитие культурно-моральных норм и ценностей.

4.

Пластиды

Клетка, органоиды.

Пластиды:

Хлоропласт

Хлорофилл

Лейкопласт

Хромопласт

1 час.

Учитель пользуется сценарным планом урока.

Учитель подводит учащихся к осознанию темы и цели урока.

Включает учеников в деятельность урока на личностно -значимом уровне.

Способствует возникновению положительной эмоциональной направленности. Учитель высказывает добрые пожелания и предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы.

Ставит проблемную ситуацию (актуализирует ЗУН в мыслительных операциях).

Постановка учебной задачи. Учитель обсуждает  затруднения.

 Учитель использует диалог, подводящий к теме урока.

Изучение нового материала. Учитель предлагает

алгоритм составления плана по тексту.

Учитель корректирует выполнение заданий.

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу с самопроверкой в качестве закрепления изученного материала.

Учитель проводит оценку урока и рефлексию.

Домашнее задание.

Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

Ученики отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию.

Изучение нового материала: Отвечают на проблемные вопросы: 1. "Почему листья растений имеют зеленую окраску. 2. Почему осенью листья меняют окраску". Используют основные приемы изучающего текста:

-составление плана по тексту

-оформление рисунков,

-постановка вопросов к тексту,

-составление таблицы,

-нахождение информации.

Стадия осмысления: обсуждения изучаемого материала друг с другом, в целях добавления и изменений учебного материала.

Составляют логическую цепочку: хлоропласт - ? -?- поэтому листья меняют окраску.

Использование элементов игровой технологии: по карточкам определяют  органоиды клетки и пластиды.

Разгадывают загадки по теме: клетка.

Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой в качестве закрепления изученного материала (тест).

Рефлексия.

Д/З: синквейн  "хлорофилл"

Формирование знаний о строении клетки.

Научатся называть пластиды, различать их на таблице. Выявят их строение и функции, называть определение хлоропласт, хлорофилл, хромопласт, лейкопласт.

Объяснять изменение окраски листьев осенью.

Познавательные:

Общеучебные:

Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы.

Регулятивные: 

Планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Принимать учебную задачу; адекватно

воспринимать информацию учителя осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы.

Коммуникативные:

Взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Смыслообразование (Лсмб):

Стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования.

Личностное самоопределение (Лсм): любовь к природе, выработка экологического сознания.

Развитие Я-концепции (Ля-конц)

Л(нрэ) - формирование характера, ценностного самоопределения, развитие культурно-моральных норм и ценностей.

Демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

5.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества.

Особенности химического состава живых организмов

Неорганические вещества, органические вещества. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в организме.

1 час

Учитель пользуется сценарным планом урока.

Учитель подводит учащихся к осознанию темы и цели урока.

Способствует возникновению положительной эмоциональной направленности.

Ставит проблемную ситуацию (актуализирует ЗУН в мыслительных операциях).

Постановка учебной задачи (демонстрация опыта).

 Учитель использует диалог, подводящий к теме урока. Контроль знаний -тестирование по домашнему заданию.

Изучение нового материала. Учитель при помощи слайдов  направляет деятельность учащихся при составлении схемы -конспекта.

Учитель корректирует выполнение заданий.

Учитель предлагает выполнить лабораторную работу с самопроверкой в качестве закрепления изученного материала.

Учитель проводит оценку урока и рефлексию.

Домашнее задание.

Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

Выполняют тест по изученному домашнему заданию.

При изучении домашнего задания составляют схему-конспект.

Различают неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объясняют их значение для организма. Наблюдают демонстрацию опытов учителем, анализируют их результаты, делают выводы. Анализируют представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в паре.

Стадия осмысления: обсуждения изучаемого материала друг с другом, в целях добавления и изменений учебного материала.

Выполняют лабораторную работу "Определение состава семян пшеницы"в качестве закрепления изученного материала.

(Составление плана работы, фиксирование результатов, использование измерительных приборов, формулирование выводов).

Рефлексия.

Ученики составляют схему - кластер "Вещества клетки".

Домашнее задание

Параграф учебника, читать и пересказывать, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Составить эссе "Вода -основа жизни"

Научатся называть основные органические и неорганические  вещества, входящие в состав клетки. объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.

Познавательные:

Общеучебные:

Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы, осваивать приемы исследовательской деятельности.

Регулятивные: 

Планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Принимать учебную задачу; адекватно

воспринимать информацию учителя осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу.

Коммуникативные:

Взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Смыслообразование (Лсмб):

Стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования.

Личностное самоопределение (Лсм): любовь к природе, выработка экологического сознания.

Развитие Я-концепции (Ля-конц)

Л(нрэ) - формирование характера, ценностного самоопределения, развитие культурно-моральных норм и ценностей.

Демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, демонстрируют стремление к здоровому образу жизни.

6.

Жизнедеятельность клетки, поступление веществ в клетку.

Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение.

1 час

Учитель пользуется сценарным планом урока.

Учитель подводит учащихся к осознанию темы и цели урока.

Актуализация знаний.

Учитель говорит, о чем пойдет речь на уроке.

Постановка учебной задачи (демонстрация слайдов).

Учитель предлагает ответить на вопросы к слайдам.

 Учитель использует диалог, подводящий к теме урока.

Изучение нового материала. Учитель рассказывает о жизнедеятельности клетки и поступлении веществ в клетку. Учащимся предлагается кратко записать ключевые идеи нового материала, используя рисунки в учебнике. Отмечая значками то, что им уже известно, то, что является новым, то, что противоречит их представлениям и то, что необходимо узнать поподробнее. Учитель   направляет деятельность учащихся.

Рефлексия.

Учитель предлагает заполнить кластер "Процессы жизнедеятельности клетки"с самопроверкой в качестве закрепления изученного материала.

Учитель проводит оценку урока.

Домашнее задание.

Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

В ходе изучения нового материала учащиеся Оценивают значение питания, дыхания, размножения обмена веществ, развития для жизнедеятельности клетки. Характеризуют биологическое значение понятия "обмен веществ" Объясняют сущность процесса деления клетки, анализируют его основные  события (передачи наследственного материала дочерним клеткам). Устанавливают последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника.  Аргументируют  вывод о том: 1.что клетка  - живая система (биосистема). 2.взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая ее жизнедеятельность как целостной живой системы.

Рефлексия. Ученики заполняют кластер. Проверяют друг у друга в паре правильное выполнение задания.

Домашнее задание.

Параграф №.

Приготовить презентацию " Деление клетки".

Научатся объяснять роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение.

Давать определение понятию " обмен веществ". Объяснять роль размножения  в жизни живых организмов.

Познавательные:

Общеучебные:

Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы, осваивать приемы исследовательской деятельности.

Регулятивные: 

Планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Принимать учебную задачу; адекватно

воспринимать информацию учителя осуществление учебных действий - выполнять самостоятельную работу.

Коммуникативные:

Взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Самоопределение - имеют адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении.

Осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, демонстрируют стремление к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование для 1 класса по ФГОС

тематическое планирование составленно на основе рабочей программы по физической культуре под редакцией Б.Б Егоров, Ю.Е. Пересадина....

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием Биология 5 класс (по ФГОС) Плешаков, Сонин

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса Биология 5 класс (по ФГОС линейный). Авторы УМК Плешаков, Сонин...

тематическое планирование биология 8 класс по ФГОС

тематическое планирование по ФГОС 8 класс биоогии к учебнику Колесов Д.В и Маш Р.Д....

Календарно - тематическое планирование для 2 классов по ФГОС

Календарно - тематическое планирование написано на основе ФГОС нового поколения...

Календарно-тематическое планирование литература 5 класс по ФГОС

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по УМК Г.С.Меркина. Включены разделы: тема, количество часов, дата, планируемые результаты....

Календарно-тематическое планирование литература 6 класс по ФГОС

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по УМК Г.С.Меркина. Включены разделы: тема, количество часов, дата, планируемые результаты....